четверг, 15 марта 2018 г.

Архивные носители информации – не самый процветающий бизнес


Заметка сотрудника Библиотеки Стенфордского университета д-ра Дэвида Розенталя (David Rosenthal – на фото, см. также https://www.lockss.org/contact-us/dshr/ ) была опубликована на его блоге (DSHR's Blog) 1 марта 2018 года.

Размышления о нише технологий на основе ДНК на рынке хранения информации ( https://blog.dshr.org/2018/02/dnas-niche-in-storage-market.html ) заставили меня обратить внимание на определенные проблемы рынка архивных носителей информации в целом, а не только с использованием ДНК.

На рис. показаны время доступа (access time), ёмкость (capacity) и срок службы (durability) для флеш-накопителей, твёрдых дисков, лент и архивных носителей на основе ДНК. Источник: http://dx.doi.org/10.1038/nbt.4079

Бизнес-модель для таких архивных носителей, как стальная лента (см.  http://www.digitalpreservation.gov/meetings/DSA2016/Day2/HUMMEL_G47-Bit_Plane_Image-Live_Fast_Pitch.pdf ), DVD-диски на основе диоксида кремния (silica DVD, см. https://www.storagenewsletter.com/2014/10/31/rd-hitachi-rw-of-digital-data-in-fused-silica-glass/ ), 5-мерные кварцевые DVD-диски (см. http://phys.org/news/2016-02-eternal-5d-storage-history-humankind.html ), и вот теперь ДНК-носители (см. https://blog.dshr.org/2018/02/dnas-niche-in-storage-market.html ), сталкивается с рядом фундаментальных проблем, поскольку такого рода носители используются лишь на самом «дне» иерархии средств хранения. Типичная схема иерархии средств хранения, подобная приведенной выше схеме группы Microsoft/UW, исследующей ДНК-технологии, подталкивает к мысли, что объём рынка увеличивается сверху вниз. Это, однако, очень далеко от реальности.

Следующая таблица, взятая из публикации Роберта Фонтана (Robert Fontana) и Гэари Декада (Gary Decad) «Реалии закона Мура для систем записи и компонентов для хранения информации: жёстких дисков, лент, NAND-флеш и оптических носиетелей» (Moore’s law realities for recording systems and memory storage components: HDD, tape, NAND, and optical, см. https://doi.org/10.1063/1.5007621 ), показывает, что размер рынка в долларах сверху вниз сокращается. LTO-летны составляют менее 1% рынка носителей в долларовом выражении, и менее 5% по ёмкости. Архивные носители - очень небольшая ниша рынка средств хранения информации.

Поставки носителей в 2016 году, источник: https://doi.org/10.1063/1.5007621

Почему так получается? Верхние уровни иерархии являются источниками дохода; архивный слой - это чисто расходы. Если данные все еще приносят доход, то по крайней мере одна их копия хранится на флеш-накопителе или на жёстком диске. Даже если в архиве лежит ещё одна копия, эта копия не создаёт доход. Facebook в качестве типичной причины для запроса на чтение данных из их «холодного» хранилища на голубых дисках Blu-Ray рассматривает судебный запрос на представление информации (subpoena). Это важный мотив, но он не является генератором дохода. Таким образом, рынок архивных носителей - это рынок, на котором клиенты неохотно тратят, поскольку нет возврата на инвестиции.

Это означает, что как выручка, так и маржа уменьшаются сверху вниз, и, как следствие, соответственно снижаются расходы на НИОКР. Расходы на НИОКР по тематике нового архивного носителя информации нацелены на рынок с низкой выручкой и низкой доходностью. Явно не лучшее инвестиционное решение.

Но это не самая худшая перспектива для нового архивного носителя. Как мы видим в настоящее время с флеш-накопителями, инвестиции в исследования и разработки в сфере средств хранения данных сконцентрированы на вершине иерархии, где выручка и прибыль наибольшие. В результате этого носители прежнего поколения (сейчас это жёсткий диск) спускаются вниз по иерархии. В итоге новым, чисто архивным носителям информации приходится конкурировать с устаревшими универсальными носителями, спускающимися вниз по иерархии. В этой конкуренции у архивных носителей есть два основных недостатка:
  • Для устаревающих носителей расходы на НИОКР и производственные мощности уже были самортизированы на более высоких уровнях иерархии, в то время, как инвестиции в НИОКР и производство новых носителей должны полностью окупиться в рамках архивного слоя. В итоге устаревающие носители будут, скорее всего, дешевле;

  • Устаревающие носители имею показатели времени доступа и скорости, соответствующие более высоким уровням иерархии (пусть и некоторое время тому назад). Таким образом, он по своим показателям превосходят новые, чисто архивные носители.
Условия игры на поле цена / производительность далеко не равные. Объём рынка невелик, с низкой маржой. Это не лучший бизнес, в котором можно принимать участие.

Дэвид Розенталь (David Rosenthal)


Источник: DSHR's Blog
https://blog.dshr.org/2018/03/archival-media-not-good-business.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий