В последнее время заметно выросла активность деятельности
по стандартизации в области искусственного интеллекта. В ноябре 2020
года на сайте NormaCS открыто публичное обсуждение нескольких таких
документов, из которых я хочу отметить три.
Разработчиками этих
стандартов являются Национальный исследовательский университет «Высшая
школа экономики» и Технический комитет по стандартизации 164
«Искусственный интеллект».
В каждом случае на сайте выложены
текст проекта и пояснительная записка к нему (для доступа к ним нужно
зарегистрироваться на сайте). Есть также возможность оставлять свои
замечания и предложения.
ГОСТ Р (проект, первая редакция) «Информационные технологии. Искусственный интеллект. Понятия и терминология», см. https://www.normacs.info/projects/8948
Публичное обсуждение начато 23 ноября 2020 года и завершится 20 января 2021 года.
Стандарт разработан с учетом положений готовящегося международного стандарта ISO 22989 «Искусственный интеллект - Понятия и терминология» (Artificial intelligence - Concepts and terminology, см. https://www.iso.org/standard/74296.html )
Стандарт устанавливает основные термины и определения в области искусственного интеллекта, в том числе в области машинного обучения и нейронных сетей, включая термины и определения, относящиеся к отдельным свойствам и задачам систем искусственного интеллекта.
Термины, установленные стандартом, рекомендуется использовать в нормативных документах, правовой, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе.
Ключевое понятие «искусственный интеллект» определено следующим образом – с моей точки зрения, неуклюже:
2.1.2. Искусственный интеллект (ИИ) (artificial intelligence, AI): Способность приобретать, обрабатывать, создавать и применять знания, определенные в форме модели (?!), для выполнения одной или нескольких (?) поставленных задач.
Данное
определение существенно отличается от уже устоявшихся определений ИСО,
и, не зная внутренней «кухни», трудно понять, в чём тут причина – то ли в
«самодеятельности» разрабатывающей документ рабочей группы ИСО, то ли в
«трудностях перевода». Существующие определения следующие:
Искусственный интеллект (artificial intelligence) -
способность функционального блока (functional unit) выполнять функции,
которые обычно ассоциируются с человеческим интеллектом, такие как
логические рассуждения (reasoning) и обучение.
Источник: ISO/IEC 2382:2015, 2123770, а также ГОСТ 33707-2016 «Информационные технологии. Словарь», п.4.464
Искусственный интеллект (artificial intelligence), ИИ (AI) - способность сконструированной системы приобретать, обрабатывать и применять знания и навыки.
Источники: ISO/IEC TR 29119-11:2020, 3.1.13; ISO/IEC 19944-1:2020, 3.5.2; ISO/IEC TR 24028:2020, 3.4
Искусственный интеллект (artificial intelligence), ИИ (AI)
- раздел информатики (computer science), изучающий вопросы разработки
систем обработки данных, которые выполняют функции, обычно ассоциируемые
с человеческим интеллектом, такие, как логические рассуждения
(reasoning), обучение и самосовершенствование.
Источники: ISO/IEC 2382:2015, 2121393; ISO/IEC/IEEE 24765:2017, 3.234; ISO/IEC TS 29140:2020, 3.2
Определение
термина «знания» у меня тоже не вызвало восторга – хотя, честно говоря,
по-настоящему хороших определение нет ни в нашем законодательстве, ни в
наших ГОСТах, ни в стандартах ИСО. Итак:
2.1.5 Знания (knowledge): Информация
об объектах, событиях, понятиях и правилах, их отношениях и свойствах,
систематизированная (?) для целевого (?) регулярного (?) использования.
Примечания:
1. Данный термин приведен в контексте системы ИИ.
2. Информация может быть представлена в числовой или символьной форме.
3.
Информация – это данные, определены в контексте и поэтому являются
интерпретируемыми. Данные создаются путем моделирования или измерений
объектов реального мира.
Для сравнения приведу весь спектр определений ИСО:
Знания (knowledge) – факты, информация, истины, принципы и истолкования (understanding), приобретенные посредством опыта или обучения
Источники: ISO/IEC TS 17027:2014, 2.56; ISO/IEC 19896-1:2018, 3.7
Знания (knowledge) - факты, информация, принципы и истолкования (understanding), приобретенные посредством опыта, исследований или обучения
Источник: ISO 21001:2018, 3.42
Знания (knowledge) – совокупность фактов, событий, убеждений и правил, упорядоченная для систематического использования
Источники: ISO/IEC 2382:2015, 2123771; ISO/IEC 30145-2:2020, 3.3
Знания (knowledge) - сохранённая, обработанная и интерпретированная информация
Источники: ISO 5127:2017, 3.1.1.17; ISO/IEC 20547-3:2020, 3.5
Знания (knowledge) – понимание (cognizance), основанное на логических рассуждениях (reasoning),
Источник: ISO/TS 19150-1:2012, 4.8;
Знание (knowledge)
- Человеческий актив или актив организации, позволяющий принимать
эффективные решения и действовать в соответствии с контекстом [лучше было сказать – «обстоятельствами» - Н.Х.].
Примечание 1: Знания могут быть персональными, коллективными или организационными.
Примечание
2: Существуют различные представления относительно области применения
знаний, которые могут зависеть от контекста и намеченных целей.
Вышеприведенное определение знания является обобщенным со всех точек
зрения. Примерами знаний могут служить идеи и ноу-хау.
Примечание 3: Знания могут приобретаться в результате обучения или накопления опыта.
Источники: ISO 30401:2018, 3.25; ISO 10015:2019, 3.4 – в переводе ГОСТ Р ИСО 30401:2020, п.3.25
Знания (knowledge)
– результат усвоения посредством обучения (теоретического и/или
практического) информации, совокупности фактов, принципов, теорий и
практик, относящихся к сфере деятельности,
[Адаптировано из Рекомендаций Совета Европы 2017/C 189/03, Приложение I, (f)]
Источник: ISO 14731:2019, 3.6
Знания (knowledge) – результат усвоения информации посредством обучения
Примечание 1: Знания можно получить посредством исследований, опыта или обучения.
Примечание 2: Знания включают информацию, факты, принципы, теории и практики, относящиеся к области работы или учебы.
Примечание
3: Знания могут быть индивидуальными или коллективными. Коллективные
знания получают от людей, которые сотрудничают и раскрывают свои неявные
и подсознательные знания.
Источник: ISO 56000:2020, 3.4.1
Ещё
мне не понравился перевод термина «data mining» как «извлечение данных»
(п.2.1.13) вместо устоявшегося перевода «интеллектуальный анализ
данных». Также мне не по душе перевод privacy как «приватность» (2.4.10)
- я предпочитаю «неприкосновенность частной жизни», пусть даже в таком
переводе слишком много слов.
Любопытным является определение не очень пока распространённого термина «когнитивные вычисления»:
Примечание: Технологии когнитивных вычислений включают машинное обучение, обработку речи, обработку естественного языка, зрение и человеко-машинный интерфейс.
ГОСТ Р (проект, первая редакция) «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология», см. https://www.normacs.info/projects/8957
Публичное обсуждение начато 30 ноября 2020 и завершится 20 января 2021 года.
Стандарт
распространяется на технологии искусственного интеллекта в образовании и
устанавливает общие положения и терминологию в этой области.
Оказывается, в образовании смысл понятия «искусственный интеллект» иной по сравнению с предыдущим проектом, а именно, следующий:
2.1.3 Искусственный интеллект, ИИ:
Способность технической системы имитировать когнитивные функции
человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного
алгоритма) и получать при выполнении конкретных практически значимых
задач обработки данных результаты, сопоставимые, как минимум, с
результатами интеллектуальной деятельности человека.
С моей
точки зрения, это по сути второе из приведённых выше определений ИСО,
которое было творчески ухудшено . Кроме того, многие ИИ-системы ничего
не имитируют и решают задачи просто по-другому (например, путём полного
перебора огромного числа вариантов). Соответственно, результаты
ИИ-решений не всегда легко сопоставить с интеллектуальной деятельностью
человека… Как говорил один из корифеев науки, «если робот имитирует
человека – это плохой робот» :)
ГОСТ Р (проект, первая редакция) «Оценка качества систем искусственного интеллекта. Общие положения», см. https://www.normacs.info/projects/8962 .
Публичное обсуждение начато 30 ноября 2020 года и завершится 20 января 2021 года.
Стандарт устанавливает общие требования к оценке качества систем искусственного интеллекта (СИИ), включая:
- виды
существенных характеристик систем искусственного интеллекта,
подтверждение значений которых установленным требованиям обеспечивает
доверие к этим системам;
- порядок выбора и оценки метрик качества на основании представленного набора существенных характеристик;
- требования к набору входных и выходных данных для тестирования СИИ;
- вопросы планирования, разработки программы и контроля процедуры оценки качества СИИ, позволяющих провести надлежащую валидацию и верификацию продукта в целях подтверждения его надежности, безопасности и функциональности.
Принципы,
установленные в стандарте, применимы к системам искусственного
интеллекта в различных отраслях, и их следует придерживаться, насколько
это возможно, с учетом региональных и национальных регулирующих
требований.
Стандарт распространяется на все системы,
использующие различные методы искусственного интеллекта, включая
программное обеспечение на основе машинного обучения (обучение по
прецедентам) и экспертные системы (на основе дедуктивного обучения).
Источник: сайт NormaCS
https://www.normacs.info/projects/8948
https://www.normacs.info/projects/8957
https://www.normacs.info/projects/8962
Комментариев нет:
Отправить комментарий