Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25 декабря 2020 г. №34) утвердил «Концепцию электронного документооборота в хозяйственной деятельности» и план мероприятий по её реализации. В документе отмечается:
«В настоящей Концепции определены цели, задачи и основные принципы развития и функционирования в Российской Федерации юридически значимого электронного документооборота между участниками электронного взаимодействия, как при взаимодействии хозяйствующих субъектов с органами государственной власти, так и при взаимодействии хозяйствующих субъектов между собой. Основной целью настоящей Концепции является определение путей и способов цифровизации документооборота в Российской Федерации.»
В Концепции дана оценка объемов создания документов в нашей стране:
«В 2019 году в хозяйственный документооборот в Российской Федерации были вовлечены 3,7 миллиона юридических лиц и 4 миллиона индивидуальных предпринимателей. Участники хозяйственной деятельности взаимодействуют с различными федеральными органами исполнительной власти в части предоставления отчетности и документов в рамках их полномочий, в том числе в ходе контрольно-надзорной деятельности. В хозяйственной деятельности ежегодно создается порядка миллиарда документов (точный объем посчитать на текущий момент невозможно) и 55 миллиардов фискальных чеков. Суммарные затраты хозяйствующих субъектов на создание, обработку и хранение бумажных документов по приблизительным оценкам ежегодно составляют 6 миллиардов человеко-часов. Общие затраты, связанные с бумажными документами, составляют около 3,5 триллионов рублей, что, в свою очередь, составляет3,4 процента от ВВП страны за 2018 год.»
В рамках реализации Концепции планируется сформировать требования к хранению электронных документов, включающие в себя, в том числе:
- Обеспечение условий, исключающих возможность модификации электронного документа;
- Невозможность получения доступа к содержанию документа (шифрование) для документов или их частей, не подлежащих автоматическому раскрытию государственным органам или третьим сторонам;
- Обеспечение доступности электронного документа в течение всего срока хранения;
- Обеспечение юридической значимости электронного документа после срока истечения действия сертификатов подписей, которыми документ был подписан;
- Обеспечение наличия в электронном документе метки доверенного времени, подтверждающей легитимность электронных подписей на электронном документе.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, по мнению авторов, позволит обеспечить:
- Перевод до конца 2024 года в электронную форму 95 процентов, выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур (за исключением счетов-фактур, для которых предусмотрен иной порядок обмена в связи с их отнесением к государственной тайне);
- Перевод до конца 2024 года 70 процентов, формируемых хозяйствующими субъектами транспортных и товарных накладных в электронную форму (за исключением документов, для которых предусмотрен иной порядок обмена в связи с их отнесением к государственной тайне);
- Увеличение общего количества электронных документов, направляемых хозяйствующими субъектами друг другу в электронной форме, не менее, чем на 20 процентов в год, начиная с 2022 года;
- Снижение количества истребуемых бумажных документов в рамках мероприятий налогового контроля не менее, чем на 10 процентов в год, начиная с 2023 года;
- Сокращение затрат хозяйствующих субъектов на обработку и хранение бумажных документов по итогам внедрения электронного документооборота;
- Повышение прозрачности осуществляемых хозяйствующими субъектами сделок;
- Переход на использование информации и записи в информационной системе государственных органов вместо документов, представляемых хозяйствующими субъектами.
Содержание документа следующее:
I. Общие положения
II. Основные понятия
III. Состояние документооборота в хозяйственной деятельности
IV. Цели развития электронного документооборота в Российской Федерации
V. Основные направления развития электронного документооборота в Российской Федерации
1.Увеличение числа утвержденных форматов электронных документов
2.Использование электронной подписи и применение электронных доверенностей
3. Создание единых технологических правил обмена документами
4. Хранение электронных документов и последующее представление с подтверждением юридической значимости
5. Установление требования к обмену электронными документами определенного типа между хозяйствующими субъектами
6. Взаимодействие с контролирующими органами и органами исполнительной власти
7. Перевод в электронный вид внутренних документов компании
8. Направление (получение) документов контрагентам, находящимся в юрисдикции иного государства
VI. Предлагаемые принципы реализации Концепции
VII. Возможные риски реализации положений Концепции
VIII. Мероприятия по развитию электронного документооборота в хозяйственной деятельности
IX. Ожидаемые результаты и их значимость
Источник: сайт Федеральной налоговой службы / Консультант Плюс
https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10367446/
https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/edo/edo_concept.pdf
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372761/
Комментариев нет:
Отправить комментарий