Федеральный закон от 30 декабря 2020 года №482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» дополнил упомянутый закон новой статьей 3.3.
Авторы законопроекта отметили в пояснительной записке, что «актуальность принятия законопроекта обусловлена многочисленными фактами необоснованного ограничения доступа граждан Российской Федерации к информации российских СМИ со стороны отдельных Интернет-ресурсов, в том числе зарегистрированных за пределами Российской Федерации».
Для справки: В пояснительной записке к законопроекту также отмечалось, что «с апреля 2020 года уполномоченные органы Российской Федерации фиксируют поступление жалоб от редакций средств массовой информации о фактах цензурирования их аккаунтов со стороны иностранных Интернет-площадок Twitter, Facebook и Youtube. Цензуре подверглись такие средства массовой информации как Russia Today, РИА Новости, Крым 24. Всего зафиксировано порядка 20 фактов дискриминации».
Владелец информационного ресурса в сети «Интернет», предназначенного и/или используемого гражданами РФ и российскими юридическими лицами (в том числе от имени зарегистрированных средств массовой информации) для распространения информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе РФ, других языках народов РФ (владелец ресурса в сети «Интернет»), может быть признан причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ, гарантирующих в том числе свободу массовой информации, в случае ограничения владельцем ресурса распространения пользователями сети «Интернет» общественно значимой информации на территории РФ (в том числе сообщений и/или материалов зарегистрированных средств массовой информации) по признакам (ч.1):
- Национальности;
- Языка;
- Происхождения;
- Имущественного и должностного положения;
- Профессии;
- Места жительства и работы;
- Отношения к религии и/или;
- В связи с введением иностранными государствами политических или экономических санкций в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц; либо установления владельцем ресурса иных ограничений, нарушающих право граждан РФ свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Решение о признании владельца ресурса причастным к нарушениям принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителями по согласованию с Министерством иностранных дел РФ (МИД России). Указанное решение незамедлительно направляется в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ч.2)
Признание владельца ресурса причастным к нарушениям влечет принятие предусмотренных законодательством РФ мер к информационному ресурсу в сети «Интернет» (ч.3).
В течение суток с момента поступления решения прокурора Роскомнадзор вносит информацию о владельце ресурса в перечень лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ, гарантирующих в том числе свободу массовой информации. Перечень владельцев ресурсов в сети «Интернет», причастных к нарушениям, размещается в сети «Интернет» на официальном сайте Роскомнадзора (п.4).
После внесения информации о владельце ресурса в перечень Роскомнадзор направляет владельцу ресурса предупреждение о необходимости прекращения нарушения (п.5).
В случае, если владелец ресурса не устранил ограничение, Роскомнадзор ограничивает полностью или частично доступ к соответствующему информационному ресурсу с использованием технических средств (ч.6).
В случае, если владелец ресурса устранил ограничение, Роскомнадзор информирует об этом Генерального прокурора РФ или его заместителей (п.7). На основании информации, поступившей от Роскомнадзора, Генеральный прокурор РФ или его заместители по согласованию МИД РФ отменяют решение о признании владельца ресурса причастным к нарушениям или отказывают в его отмене (п.8). В случае отмены решения о признании владельца ресурса причастным к нарушениям Генеральный прокурор РФ или его заместители направляют в Роскомнадзор соответствующее уведомление (п.9).
В течение суток с момента поступления уведомления Роскомнадзор исключает информацию о владельце ресурса из перечня и прекращает применение мер к информационному ресурсу (п.10).
Порядок ведения перечня владельцев ресурсов в сети «Интернет», причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ, гарантирующих в том числе свободу массовой информации, внесения в него и исключения из него информации о владельцах ресурсов, состав содержащейся в перечне информации о них, определяются Роскомнадзором (п.11)
Мой комментарий: Хотя данный законопроект был подготовлен для защиты средств массовой информации, он очень вовремя вступил в силу, поскольку последние события в США наглядно продемонстрировали, что владельцы американских ресурсов окончательно распоясались и творят, что хотят, как в отношении СМИ и организаций, так и просто физических лиц. Думаю, что в ближайшее время мы увидим «воспитательные» блокировки таких ресурсов.
Что касается вопросов управления документами, то ведомства, участвующие в борьбе с нарушениями, будут создавать ряд новых документов, в том числе следующие:
- Перечень владельцев ресурсов в сети «Интернет», причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ, гарантирующих в том числе свободу массовой информации;
- Решение Генерального прокурора РФ или его заместителей по согласованию с Министерством иностранных дел РФ (МИД России) о признании владельца ресурса причастным к нарушениям/ отмены решения;
- Предупреждение Роскомнадзора владельцу ресурса о необходимости прекращения нарушения и об устранении ограничения распространения общественно значимой информации и/или иных ограничений, нарушающих право граждан РФ;
- Информация Роскомнадзора Генеральному прокурору РФ об устранении владельцем ресурса ограничение распространения общественно значимой информации и/или иных ограничений;
Для информации: 15 января 2021 года Роскомнадзор направил письма в адрес компании Google LLC с требованием снять все ограничения доступа к официальным YouTube-каналам футбольного клуба «Ахмат» из Грозного и промоутерской компании Absolute Championship Akhmat (ACA).
Ведомство отметило, что ограничение доступа к официальным аккаунтам нарушает право граждан на свободный доступ к информации, а также ущемляет интересы поклонников футбола и смешанных единоборств.
Источник Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=372647
https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news73278.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий