четверг, 21 декабря 2017 г.

Внесены изменения в федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан»


Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 355-ФЗ внесены изменения в федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Новые положения вступают в силу 8 декабря 2017 года.

Изменения касаются процедуры обработки электронных обращений граждан.

Действующая редакция закона предусматривает возможность направления ответа на обращение, поступившее в форме электронного документа, как в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, так и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 3 статьи 7 и часть 4 статьи 10).  При этом гражданин имеет право самостоятельно выбрать, в каком виде (электронном или бумажном) он хочет получить ответ, указав «адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме» (п.3 ст.7).

Автор обращения, направляемого в форме электронного документа может как приложить к нему документы и материалы в электронной форме, так и направить их в письменной форме.

В служебной записке к законопроекту отмечается, что из-за этого «возникают сложности при соблюдении сроков направления обращения по частям 3 и 3.1 статьи 8 Закона и срока возврата обращения по части 2 статьи 11 закона, которые не должны превышать 5-7 дней, в то время как получение документов и материалов в письменной форме, направленных автором обращения в качестве приложения к обращению, поступившему в форме электронного документа, возможно за пределами указанных сроков».
Для справки: Части 3 и 3.1 статьи «Направление и регистрация письменного обращения» предусматривают переадресацию поступивших некоторых обращений.
  • Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения

  • Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган ФОИВ, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации с уведомлением гражданина о переадресации
Для того чтобы устранить эти проблемы «при соблюдении сроков рассмотрения», внесены изменения в часть 3 статьи 7 и часть 4 статьи 10 Закона, предусматривающие, что:
  • Гражданин вправе приложить к электронному обращению необходимые документы и материалы только в электронной форме; и

  • Ответ на электронное обращение направляется только по адресу электронной почты, указанному в обращении.
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 7. Требования к письменному обращению

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Статья 10. Рассмотрение обращения

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Авторы законопроекта считают, что «внесение соответствующих изменений позволит исключить расходы на отправку ответов в письменной форме на обращения граждан в форме электронного документа».

Мой комментарий: Для того, чтобы граждане могли присоединить к своему обращению документы и материалы, направляя его через интернет-приемную, функционал приемной должен это позволять. У нас до сих пор ряд даже ряд федеральных ведомств такую возможность в своих интернет-приемных не предоставляет. Так что с 8 декабря 2017 года их можно будет привлекать у административной ответственности за это нарушение.

Также законопроектом внесены изменения в статьи 5, 10 и 11 закона, как это прокомментировали его авторы, «в целях урегулирования порядка рассмотрения обращений граждан, поступающих в значительном количестве в органы по вопросам, касающимся неопределенного круга лиц, и иным вопросам, напрямую не связанным с реализацией или нарушением прав конкретных граждан». Ответ на обращения, «содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц» может быть размещен на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления» (ч.4 ст.10).

При этом:
  • В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который уже размещен на официальном сайте гражданину в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается (ч.5-1 ст.11);

  • Если гражданин обратится с просьбой предоставить письменный ответ, то ему его должны направить (п.3 ст.5).
Статья 11. «Порядок рассмотрения отдельных обращений» также дополнена частью 4_1:
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

4_1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
В пояснительной записке уточнялось, что речь идет об обращении, которое «не содержит сути предложения, заявления либо жалобы, например, не изложены конкретные просьбы или рекомендации, либо невозможно определить место или обстоятельства описываемых в обращении событий, в связи с чем не представляется возможным дать ответ по существу или определить соответствующий компетентный орган».

Мой комментарий: Для информирования граждан установлен достаточно короткий срок - 7 дней со дня регистрации, но опять «забыли» уточнить про измерение срока в рабочих днях, так что в новогодние праздники органы государственной власти будут массово нарушать законодательные нормы.

Отмечу, что коллеги из федеральных органов исполнительной власти подтверждают -обращений «ни о чем» поступает достаточно много, и такая норма реально может облегчить жизнь при решении вопроса о том, что с ними делать. Но я бы ещё подумала о том, как правильно задокументировать принятое решение не давать ответ.

Обращу также внимание на то, что норма закона распространяются не только на органы государственной власти и муниципальные органы, но и на осуществляющие публично значимые функции государственные и муниципальные учреждения, иные организации и их должностных лиц.

Источник: Консультант Плюс / сайт Государственной Думы
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=283516
http://sozd.parlament.gov.ru/download/7FDF6CFD-C09A-48C1-B5CE-13B7ED4FE273

Комментариев нет:

Отправить комментарий