Письмо Федеральной налоговой службы от 16 августа 2017 г. № СА-4-18/16148@ «О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ» разъясняет новые положения законодательства и порядок их применения во внутриорганизационной деятельности налоговых органов, направленной на защиту интересов РФ как участника дел о банкротстве и иных дел, связанных с привлечением к ответственности (взысканием убытков) с использованием норм Закона о банкротстве.
Так, в отношении привлечения к субсидиарной ответственности за несохранение бухгалтерских документов (подпункт 2 пункта 2 ст. 61.11 Налогового кодекса), ФНС обращает особое внимание на то, что теперь «к ответственности привлекается не только директор, как лицо, которое должно организовать ведение бухгалтерского учета и хранения документов, как это было ранее, но и лица, которые обязаны этот учет и хранение вести непосредственно (то есть это бухгалтеры и/или юрисконсульты, и/или иные лица в части своей компетенции». При этом придется доказывать статус этих лиц, как контролирующих должника (КДЛ) (п.4.2).
ФНС также обратило внимание на то, что в Кодексе появилась новая норма (подпункт 4 пункта 2 статьи 61.11), согласно которой привлечь к субсидиарной ответственности можно в связи с отсутствием или искажением корпоративной документации (п.2.2.).
Обязанность по хранению указанных документов предусмотрена:
- статьей 89 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- статьей 50 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью";
- статьей 28 федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
- пунктом 2.1 статьи 6 закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
- статьей 29 федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;
- пунктом 5 статьи 39 федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
- и иными нормативными правовыми актами.
По мнению ФНС, к субсидиарной ответственности с использованием данной нормы наряду с руководителем должника могут быть привлечены иные должностные лица компании, отвечающее за составление и хранение корпоративной документации (например, корпоративный секретарь, - что, однако, не освобождает от доказывания его статуса как КДЛ). При этом единоличный исполнительный орган юридического лица, как лицо, на которое безусловно возложена обязанность по организации хранения документов, не может быть исключен из числа субсидиарных ответчиков и привлекается солидарно с иными лицами.
При этом ФНС обратила внимание на то, что «если презумпция, предусмотренная подпунктом 2 п. 2 ст. 61.11, предусматривает субсидиарную ответственность, поскольку от арбитражных управляющих и кредиторов скрываются документы, которые влияют на полноту формирования конкурсной массы, то презумпция, предусмотренная подпунктом 4 п. 2 статьи 61.11, предусматривает субсидиарную ответственность, поскольку от арбитражных управляющих и кредиторов скрываются документы, позволяющие установить контролирующее должника лицо (КДЛ)».
Мой комментарий: Письмо ФНС свидетельствует о том, что ведомство собирается максимально эффективно использовать новые законодательные нормы в своих интересах, так что, коллеги, будьте бдительны!
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=227069
Комментариев нет:
Отправить комментарий