В докладе заместителя руководителя Росархива А.В. Юрасова «Проблемы комплектования государственных и муниципальных архивов на современном этапе» на заседании Совета по архивному делу при Росархиве 26 сентября 2017 года в Екатеринбурге были приведены интересные данные результатов анкетирования деятельности архивных учреждений по комплектованию, которое было проведено в рамках подготовки к заседанию Совета в государственные и муниципальные архивах 76 субъектов РФ и комплектующиеся федеральных государственных архивах.
Значительная часть поступивших предложений связана с законодательным регулированием проблемы приема-передачи в государственные и муниципальные архивы документов, в том числе по личному составу, ликвидируемых негосударственных организаций.
Доклад заместителя руководителя Росархива А.В. Юрасова «Проблемы комплектования государственных и муниципальных архивов на современном этапе» на заседании Совета по архивному делу при РосархивеВ анкетах было отмечено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, ликвидационная комиссия или конкурсный управляющий не всегда организуют упорядочение документов, объясняя это отсутствием финансовых средств. Архивисты относят это к недобросовестности исполнения конкурсными управляющими своих обязанностей., Они поднимают вопрос об усилении контроля за состоянием обеспечения сохранности документов, находящихся на ведомственном хранении, в том числе, в случае ликвидации организаций, а также о повышении ответственности за нарушение законодательства об архивном деле.
Участники анкетирования отмечают, что на практике возникают проблемы при реализации части 10 статьи 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», в которой установлено, что документы ликвидированных негосударственных организаций подлежат передаче в соответствующий государственный или муниципальный архив. При этом Федеральный закон не определяет, какой архив следует считать соответствующим, если на территории муниципального образования имеются и государственный, и муниципальный архивы (в данном случае речь идет, прежде всего, о негосударственных организациях, не являющихся источниками комплектования какого-либо государственного или муниципального архива).
Федеральный закон также не определяет, должен ли договор, на основании которого документы передаются на хранение в соответствующий архив, быть возмездным или безвозмездным, что создает конфликтные ситуации в работе с ликвидационными комиссиями (ликвидаторами) и конкурсными управляющими.
В связи с этим предлагается внести дополнения в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», а также разработать подзаконные нормативные правовые акты, которые определят основания и условия выбора соответствующего государственного или муниципального архива (в зависимости от формы собственности на архивные документы, территориальной принадлежности и иных критериев), порядок приема-передачи в архив документов ликвидированных организаций, в том числе на возмездной или безвозмездной основе, а также установят норму о передаче в архив документов по личному составу по территориальному признаку.
В связи с этим предлагается:
- Внести дополнение в статью 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» об обязательной передаче документов, относящихся к Архивному фонду РФ, и других архивных документов (в частности, по личному составу) в соответствующие государственные и муниципальные архивы, без документального подтверждения которой снятие с регистрации юридических и физических лиц, в том числе при ликвидации в ходе конкурсного производства, стало бы невозможным;
- Внести дополнение в статью 13.20 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, позволяющее дифференцировать административные правонарушения и ответственность за обеспечение сохранности архивных документов и соблюдение сроков их передачи на постоянное хранение (например, грубое нарушение нормативных требований хранения архивных документов, умышленное уничтожение архивных документов, нарушение сроков упорядочения архивных документов и передачи документов Архивного фонда РФ на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы), поскольку в действующей редакции данная статья не позволяет объективно оценить степень правонарушения и нанесенного ущерба гражданам и государству.
Кроме того, архивы предлагают принять комплекс мер по усилению контроля за соблюдением архивного законодательства:
- Активизировать работу по реализации контрольных функций на федеральном уровне, которые в соответствии с Положением о Федеральном архивном агентстве, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2016 № 293, закреплены за Росархивом;
- Внести дополнение в Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрев закрепление за органами местного самоуправления контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в РФ на территории муниципального образования;
- Внести дополнение в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусмотрев наделение архивных органов и учреждений полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области архивного дела негосударственными организациями;
- Вернуть архивным органам на федеральном и региональном уровнях инспекторские функции с возможностью в случае установления факта совершения правонарушения применения соответствующих мер воздействия.
Еще одно предложение связано с законодательной нормой части 3 статьи 23 закона «Об архивном деле», согласно которой негосударственным организациям предоставлено право на возмещение расходов, понесенных ими при проведении отбора и передаче в упорядоченном состоянии документов федеральной собственности, собственности субъектов РФ и, муниципальной собственности, находящихся в их владении, в государственные и муниципальные архивы за счет соответствующих бюджетов.
По мнению Росархива, данная норма никогда не работала и ее следует исключить из текста закона, поскольку при реорганизации государственных и муниципальных организаций с изменением формы собственности на негосударственную, архивные документы должны передаваться правопреемнику уже в упорядоченном состоянии.
Мой комментарий: Порядок передачи на государственное хранение документов ликвидированных организаций действительно требует уточнения норм закона, хотя бы для того, чтобы архивы в судах не решали вопрос о том, где же должны храниться документы тех или иных организаций. Однако предлагаемые коллегами меры, с моей точки зрения, вряд ли решат проблему. Они направлены, прежде всего, на расширение полномочий архивных органов в сфере контроля, а здесь нужен комплекс мер, направленных на создание условий по обеспечению сохранности документов в организациях. Проблема заключается в том, что эти документы в основном нужны гражданам для защиты своих пенсионных прав, а вот всем остальным, кто сейчас их обязан хранить, они не нужны - ни организациям, ни архивам.
Источник: сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/reporting/report-yurasov-2017-sovet.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий