вторник, 3 октября 2017 г.

Субсидиарная ответственность и обеспечение сохранности документов


Тема привлечения к субсидиарной ответственности для меня очень интересна, поскольку с момента появления в 2009 году этой нормы в законе «О несостоятельности (банкротстве)», она дала в руки специалистов в области управления документами мощный аргумент, помогающий объяснять руководству нужность нашей работы.

В постах на блоге я неоднократно рассказывала как совершенствовалась эта норма, и о правоприменительной практике по данному вопросу (соответствующую подбору постов см.: http://rusrim.blogspot.ru/search/label/субсидиарная%20ответственность ).

Федеральный закон от 29.07.2017 года № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» дополнил федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» новой главой III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве».

В статье 61.10 «Контролирующее должника лицо» отмечено, что под ним понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Возможность определять действия должника может достигаться (п.2):
  • В силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения;

  • В силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности, нормативном правовом акте либо ином специальном полномочии;

  • В силу должностного положения (в частности, замещения должности главного бухгалтера, финансового директора либо лиц, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, а также иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника);

  • Иным образом, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на  них иным образом.
Пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, если оно (п.4):
  • Являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом его исполнительного органа, ликвидатором, членом ликвидационной комиссии;

  • Имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;

  • Извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в пункте 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд может по иным основаниям признать, что лицо контролировало должника (п.5).

Мой комментарий: Главный бухгалтер и финансовый директор явным образом включены в кандидаты на привлечение к субсидиарной ответственности, но список не исчерпывающий, и включить в него, с моей точки зрения, можно достаточно широкий круг лиц.

К контролирующим должника лицам не могут быть отнесены лица, если такое отнесение связано исключительно с прямым владением менее чем десятью процентами уставного капитала юридического лица и получением обычного дохода, связанного с этим владением (п.6).

Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и/или бездействия контролирующего должника лица, оно несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (п.1 ст. 61.11).

Среди обстоятельств, при наличии которых, пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и/или бездействия контролирующего должника лица названо и отсутствие следующих документов (п.2):
  • Документы бухгалтерского учета и/или отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;

  • Документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены.
Положения в отношении обеспечения сохранности документов бухгалтерского учета и отчетности применяются в отношении лиц, на которых возложены обязанности (п.4):
  • Организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и/или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • Ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и/или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Положения в отношении  обеспечения сохранности документов, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством РФ, применяются в отношении (п.6):
  • Единоличного исполнительного органа юридического лица;

  • Иных лиц, на которых возложены обязанности по составлению и хранению документов, предусмотренных законодательством РФ об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Мой комментарий: А вот это уже очень серьезно: все специалисты в области делопроизводства и архивного дела, да и не только они, попадают в группу риска! За несохранение документов их тоже могут привлечь к субсидиарной ответственности.

Контролирующее должника лицо, вследствие действий и/или бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует (п.7).

Такое лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и, если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.

Мой комментарий: С моей точки зрения, теперь к субсидиарной ответственности могут привлечь любого сотрудника организации-банкрота, если в его должностные обязанности будет входить, например, обеспечение сохранности документов. Теперь остается дождаться того, как положения закона начнут трактовать суды и какая сложится правоприменительная практика.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=221193

Комментариев нет:

Отправить комментарий