четверг, 29 января 2015 г.

Органы записи актов гражданского состояния и электронные документы


Федеральный закон от 31 декабря 2014 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»» предоставляет возможность подавать заявления в органы ЗАГС в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В пояснительной записке к проекту федерального закона отмечается, что законопроект «направлен на установление правового режима электронного документа и обеспечение его юридической силы в деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния (органы ЗАГС)».

В Федеральном законе от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в статье 4. «Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния» уточнено, что законом субъекта РФ определяются также место хранения записей актов гражданского состояния «на бумажных носителях и в форме электронных документов»

Мой комментарий: Интересно, какие варианты «мест хранения электронных записей актов гражданского состояния» предложат в своих законодательных актах регионы?

Статья 7. «Запись акта гражданского состояния» дополнена пунктом, позволяющим составлять записи актов гражданского состояния в форме электронного документа:
Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» 

Статья 7. «Запись акта гражданского состояния»

5. Запись акта гражданского состояния составляется также в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного работника органа записи актов гражданского состояния.

Записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, хранятся в информационной системе органа записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации указанных актов гражданского состояния и (или) в информационной системе органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории соответствующего субъекта РФ. Сведения, содержащиеся в записях актов гражданского состояния, составленных в форме электронных документов, являются сведениями, на основе которых в порядке, установленном законодательством РФ, формируются базовые государственные информационные ресурсы.

Требования к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Кроме того, законом предусмотрено, что в органы ЗАГС в форме электронного документа можно подавать следующие виды заявлений и запросов, которые подписываются простой электронной подписью заявителей:
  • Запрос о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния (ст.9)

  • Заявление о рождении ребенка (ст. 16).

  • Заявление о заключении брака (ст.26)

  • Заявление о государственной регистрации расторжения брака на основании решения суда о расторжении брака (ст. 35)

  • Заявление о государственной регистрации усыновления ребенка ст.41).

  • Совместное заявление об установлении отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка (ст.50).

  • Заявление об установлении отцовства по заявлению отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка (ст.51).

  • Заявление о государственной регистрации установления отцовства на основании решения суда (ст.52).

  • Заявление о смерти (ст. 66).
Исключения предусмотрены только для двух видов заявлений:
  • Совместное заявление о расторжении брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия (ст.33).

  • Заявления о перемене имени (ст.59).
Заявление о перемене имени подается в орган записи актов гражданского состояния в письменной форме лично лицом, желающим переменить имя. Подача заявления о перемене имени в форме электронного документа законом не предусмотрена - разработчики закона сочли это нецелесообразным.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»

Учитывая сложность данного акта гражданского состояния (с учетом последующего внесения изменений в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении лица, переменившего имя), а также правовые последствия перемены гражданином своего имени, устанавливать электронный порядок обращения в орган ЗАГС на предмет перемены имени представляется нецелесообразным.
Совместное заявление о расторжении брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия – единственное заявление, которое требуется при подачи в форме электронного документа подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью каждого заявителя (ст.33).
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»

Согласно пункту 4 статьи 33 Федерального закона №143-ФЗ государственная регистрация расторжения брака по совместному заявлению супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, производится в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака.

… в  целях предотвращения возможных негативных последствий и нарушений прав и законных интересов супругов после расторжения брака, представляется целесообразным подписание указанного совместного заявления о расторжении брака усиленными квалифицированными электронными подписями.
Мой комментарий: Учитывая, что бòльшая часть наших граждан не имеет усиленных квалифицированных подписей, могу предположить, что данный вид заявления в электронном виде на практике подаваться в органы ЗАГС не будет.

Органы ЗАГСа могут представлять в форме электронных документов «сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг и направляемые органом записи актов гражданского состояния в форме электронного документа в ответ на межведомственный запрос, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного работника указанного органа» (ст.12).

В случае направления заявлений в форме электронного документа, при получении документов и осуществлении регистрации актов гражданского состояния, при личном обращении в назначенное для государственной регистрации время граждане предъявляют документы удостоверяющие личность и другие документы, требуемые для регистрации тех или иных актов гражданского состояния или получения повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, в органе записи актов гражданского состояния или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.

Мой комментарий: Я считаю положительным моментом расширение возможности использования простых электронных подписей. Отмечу, что такая возможность предусмотрена только в тех случаях, когда на конечном этапе при личном посещении ЗАГС для получения результатов услуги граждане предъявляют удостоверяющие их личность документы и другие документы, требуемые для регистрации тех или иных актов гражданского состояния.

В то же время хочу отметить следующее: акты гражданского состояния – это документы, которые сохраняют юридическую силу и правовую ценность веками. Здесь опасно «бежать впереди паровоза» и отказываться от ведения документов постоянного хранения на бумажных носителях. Пока мы не научимся надёжно сохранять электронные документы, соответствующие акты в электронном виде лучше использовать в качестве дубликатов бумажных оригиналов, а не вместо них.

Источник: Консультант Плюс / Сайт Государственной Думы РФ
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173183
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&D863042C4585D95643257C9A0056C721 

4 комментария:

  1. Не совсем понятно с электронной подписью, если мне не изменяет память, действие таких подписей ограниченно 5 годами. прошло пять лет подпись уже не проверить. Так какой смысл подписывать ей документы постоянного срока хранения - ерунда получается??? Или я не в теме.

    ОтветитьУдалить
  2. Насчёт 5 лет – это просто широко распространённое заблуждение :) Чтобы разобраться, давайте сначала посмотрим, что происходит с бумажным документом, подписанным на основании доверенности. Разве после истечения срока действия доверенности все документы (точнее подписи на них) становятся недействительными? Нет. Но вот доказывать правомочность подписи приходится, предъявляя доверенность, действовавшую на момент подписания.

    Ситуация с усиленными электронными подписями такая же. На каждый ключ проверки подписи выпускается сертификат (аналог доверенности), в котором указываются полномочия гражданина и срок действия сертификата (как правило, чуть больше года). После истечения срока действия сертификата соответствующий ключ подписания уже нельзя использовать для подписания новых документов. Однако те документы, что были подписаны в период действительности сертификата, остаются действительными без ограничения срока.

    Это уже другой вопрос, что для доказательства их действительности может понадобиться проведение специальной экспертизы и сохранение дополнительных документов и информации. Именно поэтому организация постоянного хранения электронных документов, подписанных усиленными электронными подписями – проблема, которая пока не решена во всем мире; и как ЗАГСы в такой ситуации будут обеспечивать сохранность и - самое главное - юридическую значимость электронных документов постоянно срока хранения, я не знаю…

    ОтветитьУдалить
  3. Каким же образом можно подать с ЕПГУ совместное заявление подписанное простой электронной подписью обоих заявителей??? )

    ОтветитьУдалить
  4. Каким же образом можно подать с ЕПГУ совместное заявление подписанное простой электронной подписью обоих заявителей??? )

    ОтветитьУдалить