четверг, 15 сентября 2011 г.

Мониторинг правоприменения в области использования электронного документооборота в сфере государственного управления будет проводить Минкомсвязь

Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 было утверждено «Положение о мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

Мониторинг «предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены)» законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Создается система мониторинга. Координация всей осуществляемой федеральными органами исполнительной власти работы по мониторингу и его методическому обеспечению возложена на Министерство юстиции (п.2 Указа). Правительство должно будет ежегодно готовить и представлять Президенту доклад о результатах мониторинга (п.3 Указа).

Следственный комитет РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ должны будут (п.4):
  • представлять ежегодно в Министерство юстиции РФ предложения к проекту плана мониторинга; доклады о результатах мониторинга, осуществленного указанными органами;

  • принимать в пределах своих полномочий меры по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков в нормотворческой и (или) правоприменительной деятельности.
Как обычно, дополнительного финансирования этой работы не предусмотрено: «функции по проведению мониторинга осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам в федеральном бюджете».

Фактически для органов государственной власти устанавливается новый вид ежегодной отчетности:
«Положение о мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657)

12. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 июня, представляют в Министерство юстиции Российской Федерации доклады о результатах мониторинга, осуществленного ими в предыдущем году в соответствии с планом мониторинга.
На основе полученных материалов Минюст будет готовить доклад о результатах мониторинга, и предложения к плану законопроектной деятельности Правительства РФ (п.13), которые ко Дню знаний (1 сентября) будут представляться Президенту. Указом также предусмотрено, что доклад, после его рассмотрения Президентом, будет размещен в открытом доступе в Интернете.
17. Доклад о результатах мониторинга после рассмотрения его Президентом Российской Федерации подлежит опубликованию Министерством юстиции Российской Федерации в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в сети Интернет.
Постановлением Правительства от 19 августа 2011 г. № 694 была утверждена «Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», в которой установлены правила и определены показатели выполнения мониторинга.

Для доклада, который государственные органы должны будут готовить ежегодно, будет собираться и анализироваться следующая информация (п.6-7 Методики):
  • Практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • Практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов;
  • Информация о практике применения нормативных правовых актов РФ, поступившая от Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, а также из Общественной палаты РФ, государственных корпораций, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федерального закона;
  • Информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
  • Информация, почерпнутая из средств массовой информации;
  • Информация, поступившая от граждан;
  • Информация, поступившая из иных источников;
  • Статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти и иных государственных органов;
  • Социологическая информация, формируемая на основе социологических исследований.
Кроме того, в методике подробно перечислены показатели, по которым эта информация оценивается для:
  • Обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации (п.8),
  • Реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов (п.9),
  • Устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы (п.10).
Распоряжением Правительства от 19 августа 2011 г. № 1471-р были утверждены планы мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2011 и 2012 годы. В них есть два интересных пункта:
План мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2011 год.

6. Обеспечение информационных прав граждан, развитие электронной торговли и электронного документооборота в сфере государственного управления (в том числе в пределах действия Федерального закона «Об электронной подписи», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации)

Ответственные: Минкомсвязь России, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации IV квартал 2011 г.

План мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2012 год.

12. Персональные данные (в том числе в пределах действия Федерального
закона «О персональных данных», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти) .

Ответственные: Минкомсвязь России Роскомнадзор ФСБ России ФСТЭК России
Мой комментарий: Очередной раз на государственные органы возлагаются дополнительные, достаточно обременительные обязанности. Работа по составлению таких отчетов требует отвлечения на существенное время квалифицированных специалистов.

Появляется новые виды документов, которые необходимо будет включить в номенклатуры дел и установить им сроки хранения.

Радует, что Указом Президента предусмотрено публикация официального отчета Правительства, - однако я бы предусмотрела и публикацию докладов органов государственной власти.

В планах на 2011-2012 годы не предусмотрено никакого мониторинга правопременительной практики в области архивного дела. Среди тех, кто будет «мониторить» в 2011-2012 годах, Росархив не значится, а анализом развития «электронного документооборота в сфере государственного управления» будет заниматься Минкомсвязь вместе с региональными органами исполнительной власти.

Источник: Консультант+ / Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=114147;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=DA3E97FC16D9064B4AC7B7BAED56AD77
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=118528
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=118526;div=LAW;mb=LAW;opt=1;dst=100008;ts=6013CDE2FA28E289587BA07682AE7E08
http://minsvyaz.ru/common/upload/Plan_2011.pdf
http://minsvyaz.ru/common/upload/Plan_2012.pdf

2 комментария:

  1. Наталья Александровна, добрый вечер! А причем здесь «правоприменение» в «области использования электронного документооборота»?.. Это где такие буквы в указе вместе написаны?.. )) Правоприменение из другой «оперы» будет…

    Что касается архивной отрасли, то 24-25 февраля 2011 по инициативе Верховного комиссара ООН по правам человека состоялся семинар по вопросу об опыте использования архивов в качестве средства, гарантирующего право на установление истины.

    В состав экспертной группы вошли представители следующих стран: Гватемала, Югославия, Испания, Южная Африка, США, Сербия, Чили и Аргентина. От России и стран СНГ – никого!..

    Подробнее: http://svdrokov.blogspot.com/2011/05/blog-post_1890.html С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить
  2. Правоприменение из другой «оперы» будет…

    Формулировка, может, и корявая, но вот "опера" как раз правильная. И судебная практика по этим вопросам имеется немалая, и недостатков и противоречий в законодательно-нормативной базе предостаточно - есть что помониторить :)

    ОтветитьУдалить