суббота, 14 сентября 2024 г.

Эндрю Уорланд: Краткая история электронных систем управления документами и контентом, а также связанных с ними стандартов, часть 1

Первая редакция данной статьи известного австралийского консультанта по вопросам управления документами и информацией Эндрю Уорланда (Andrew Warland – на фото) была опубликована на его блоге «Документы о мире» (Records about the world,  https://andrewwarland.wordpress.com/ ) 11 февраля 2021 года, а последние обновления были сделаны 7 августа 2024 года.

В данном посте приводится краткая история электронных систем управления документами и контентом, а также оказавших на них влияние стандартов.

В нём отмечается следующее:

  • Ранние электронные системы управления документами (electronic records management system, ERMS) в основном представляли собой базы данных на базе больших универсальных компьютеров;

  • Электронные системы управления контентом (Electronic document management system, EDMS) разрабатывались с 1980-х годов для управления неструктурированной электронной информацией;

  • Электронные системы управления документами начали включать неструктурированную информацию с 1990-х годов, особенно с введением стандартов DOD 5015.2 и MoReq;

  • Появление в конце 1990-х годов языка XML оказало влияние на методы обеспечения долговременной сохранности электронной информации;

  • Системы управления контентом (content management, CM) и управления знаниями (knowledge management, KM) появились в 1990-х годах;

  • Облачные системы управления контентом (EDM) и корпоративным контентом (ECM) появились с начала 2000-х годов;

  • Облачные системы бросили вызов установленным локально электронным системам управления документами и контентом (EDRM);

  • Приводится история слияний и поглощений.

Указываются (там, где они известны) источники этой информации.


Предыстория

Ранние идейные лидеры:

Ключевым фактором для последующей разработки и проектирования систем управления документами и контентом стал принцип происхождения (provenance), восходящий к концепции «уважения фондов» (respect des fonds) - уважения к первоначальному порядку дел и документов, разработанной во Франции с начала 1800-х годов. Данная концепция обеспечивала рациональную основу для архивного упорядочения. Эта концепция была впоследствии усовершенствована в следующих работах:

  • Мюллер (S. Muller), Фейт (J. A. Feith) и Фруин (R. Fruin), Голландия, «Руководство по упорядочиванию и описанию архивных документов», 1898 г. (советские архивисты познакомились с ним через 20 лет по переводу И.А.Голубцова «Архивисты Голландии о приведении в порядок и описании архивов», см. «Архивное дело», 1925, № 2. стр. 17-40; № 3-4, стр. 82-102 – Н.Х.);

  • Хилари Дженкинсона (Hilary Jenkinson), Великобритания, «Руководство по управлению архивами» (Manual of Archive Administration), 1922;

  • Теодор Шелленберг (Theodore R. Schellenberg), США, «Современные архивные принципы и методы» (Modern Archival Principles and Techniques), 1956.

(Источник: https://www.archives.gov/research/alic/reference/archives-resources/principles-of-arrangement.html ).

Период с 1880-х годов: эпоха бюрократии и пишущих машинок

До появления в 1880-х годах на рабочих местах пишущих машинок большинство документов писалось от руки или копировалось (в основном мужчинами), а затем подшивалось в дела.

Затем в течение почти 100 лет документы часто продолжали писаться от руки мужчинами и печататься женщинами.

В этот период также появились телексные аппараты.

Период после Второй мировой войны – Появление компьютеров

По окончании Второй мировой войны (и, вероятно, созданные на основе ранних компьютеров, использовавшихся для взлома кодов) компьютеры начали появляться в организациях.

Клод Шеннон (Claude Shannon,), известный как изобретатель слова «бит», опубликовал в 1956 году свою «Теорию информации» (Information Theory). Шеннон также принял участие в самой первой конференции по искусственному интеллекту, состоявшейся в Дартмуте (Dartmouth), США, в 1959 году.

На протяжении 1960-х годов, по мере того, как обычно отличавшиеся большими масштабами промышленные и коммерческие компьютеры становились всё более доступными и менее дорогими, начали появляться компьютеризированные базы данных. Эдгар Фрэнк Кодд (Edgar Frank Codd) - англичанин, с которым мы снова встретимся ниже - работал в фирме IBM с 1948 года. В 1960-х годах IBM (которая работала с компьютерами со времен Второй мировой войны) выпустила семейство мэйнфреймов System/360.

IBM разработала свою «Систему управления информацией» (Information Management System, IMS) - комбинацию иерархической базы данных и управления информацией, которая поддерживала обработку транзакций начиная с 1966 года.

Одной из ранних и наиболее успешных (и до сих пор существующих) коммерческих баз данных была SABRE. Согласно её истории на sabre.com, толчком к созданию базы данных стала случайная встреча тогдашнего президента авиакомпании American Airlines и старшего торгового представителя фирмы IBM. «Полуавтоматизированная среда бизнес-исследований» (Semi-Automated Business Research Environment, SABRE) была введена в промышленную эксплуатацию в 1964 году, тогда она была установлена на двух компьютерах IBM 700.

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/09/2_0476550431.html )

Эндрю Уорланд (Andrew Warland)

Источник: блог Эндрю Уорланда
https://andrewwarland.wordpress.com/2021/02/11/a-brief-history-of-electronic-document-and-records-management-systems-and-related-standards/

Комментариев нет:

Отправить комментарий