В докладе статс-секретаря – заместителя Руководителя Федерального архивного агентства О.В.Наумова «Нормативно-правовое регулирование архивного дела и делопроизводства в условиях перехода органов власти и организаций на электронный документооборот» на XV Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве 8 октября 2019 года было отмечено, что правовые вопросы в области комплектования государственных и муниципальных архивов являются наиболее многочисленными и сложными.
О.В.Наумов в докладе отметил, что в 2018–2019 годах были изданы приказы:
- Об утверждении примерных положений о центральном архиве федерального органа государственной власти, иного федерального государственного органа;
- Об архиве организации;
- Об утверждении примерных положений о Центральной экспертной комиссии федерального органа государственной власти, иного федерального государственного органа и об экспертной комиссии организации;
- Об утверждении примерных положений об экспертно-проверочных комиссиях уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, федерального государственного архива, научной организации, включенной в перечень, утверждаемой Правительством РФ.
- Нотариусов;
- Органов ЗАГС;
- Научных организаций.
В связи с созданием Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, и, как следствие, отказа от ведения записей актов гражданского состояния на бумажных носителях, издан совместный приказ Минюста России и Росархива от 29.11.2018 № 233/181 «Об утверждении Порядка передачи органами записи актов гражданского состояния в государственные архивы книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), собранных из записей актов гражданского состояния на бумажных носителях». Ранее действовавший приказ от 02.08.1999 № 38/230 признан утратившим силу.
Мой комментарий: Я ещё не рассказывала на своем блоге об этом документе, но постараюсь сделать это в ближайшее время.
О.В.Наумов отметил, что, сохраняя ранее существовавший порядок передачи документов, созданных до внедрения указанной выше информационной системы, нормативный акт устанавливает следующие новации:
- В случае расхождения между записью акта гражданского состояния на бумажном носителе и такой же записью в электронном виде, в запись на бумажном носителе вносятся изменения;
- В случае отсутствия записи акта гражданского состояния на бумажном носителе в книгу добавляется копия такой записи, созданной в электронном виде.
Вместе с тем, нотариальные документы, образовавшиеся в деятельности местных органов самоуправления, а также консульских учреждений РФ за границей, будут храниться на особых условиях в государственных, муниципальных и ведомственных архивах. Нотариальные документы не будут входить в состав Архивного фонда РФ.
В докладе также было отмечено, что в целях законодательного урегулирования комплектования государственных и муниципальных архивов документами ликвидированных организаций, Росархив считает необходимым инициировать внесение изменений в статью 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», дополнив перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, документом, подтверждающим факт передачи документов, включенных в Архивный фонд РФ и документов по личному составу, в государственный или муниципальный архив в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 23 Закона об архивном деле.
Кроме того, по мнению Росархива, нужно также либо внести дополнения в Закон, либо разработать подзаконные акты, которые будут определять основания, условия выбора соответствующего государственного или муниципального архива (по видам собственности архивных документов, территориальной принадлежности или иным критериям), а также порядок приема-передачи в архив документов ликвидированных организаций, в том числе на возмездной или безвозмездной основе.
В докладе также отмечена проблема невозврата следственными и судебными органами изъятых ими архивных документов после завершения процессуальных действий. По состоянию на начало 2018 года, согласно данным государственных и муниципальных архивов субъектов РФ, за пять лет не возвращены на места постоянного хранения более 4,5 тыс. ед.хр., свыше 1,4 тыс. архивных документов и почти 19,0 тыс. листов, изъятых судебными, правоохранительными и иными уполномоченными органами в качестве вещественных доказательств и приобщенных к уголовным делам. Для решения этого вопроса предполагается инициировать внесение изменений в процессуальные кодексы, установив обязанность возвращать изъятые архивные документы после окончания следствия, судебного процесса.
Еще один правовой вопрос, который требует урегулирования – это коллизия, возникающая при передаче собственником (владельцем) находящегося в частной собственности документа Архивного фонда РФ на хранение в архив. Собственник в силу положений Гражданского кодекса РФ имеет право забрать такой документ из архива, в том числе без обязанности сдать его снова. Архивное же законодательство не предусматривает изъятие из фонда архива документа, который поступил в этот архив на хранение. На сегодняшний день Росархив не может предложить, как можно урегулировать данный вопрос.
Мой комментарий: Обращу внимание на два важных момента. Во-первых, значительная часть принятых и законодательно оформленных решений направлена на то, чтобы целые комплексы архивных документов не поступали на хранение в государственные архивы. Это касается как документов научных организаций, так и нотариальных документов.
Исключение нотариальных документов из состава архивного фонда Российской Федерации, с моей точки зрения, влечёт определенные риски как для сохранности, так и для доступности исследователям этого интереснейшего комплекса документов.
Источник: Сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/press/09-10-2019-coordination-council.shtml
http://archives.ru/reporting/report-naumov-2019-yalta.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий