В докладе статс-секретаря – заместителя Руководителя Федерального архивного агентства (Росархива) О.В.Наумова «Нормативно-правовое регулирование архивного дела и делопроизводства в условиях перехода органов власти и организаций на электронный документооборот» на XV Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве 8 октября 2019 года было отмечено, что востребованность архивных документов у граждан постоянно растет.
О.В.Наумов отметил, что в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства РФ Росархив разработал и направил на согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»», который предусматривает создание информационной системы удаленного использования копий архивных документов и справочно-поисковых средств к ним. По мнению Росархива, эта система:
- Позволит повысить оперативность и качество информационного обслуживания;
- Обеспечит расширение спектра архивных услуг и пользовательской аудитории за счет обеспечения централизации и доступности архивных информационных ресурсов в сети Интернет;
- Обеспечит переход к предоставлению дистанционных услуг в электронной форме;
- Снизит нагрузку на читальные залы архивов и на их работников, что позволит в будущем сократить издержки на традиционные формы обслуживания граждан архивами.
2.2. В рамках удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним пользователям архивными документами в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обеспечивается возможность просматривать и копировать на электронные носители созданные электронные копии архивных документов (архивные документы на бумажных и иных аналоговых носителях, включая кино-, фото-, видео- и фонодокументы, микроформы, преобразованные в электронную форму путем сканирования или иным способом, а также экземпляры электронных и телеметрических документов, входящие в состав Архивного фонда Российской Федерации (или их копии, созданные при конвертации)).Также в законопроекте предусматривается, что за удаленное использование архивных документов в сети Интернет с пользователей может взиматься плата. По мнению Росархива, «данная мера позволит минимизировать бюджетные расходы на расширение и эксплуатацию информационной системы, так как доходы от оказания соответствующих платных услуг будут направляться на поддержание и развитие системы».
2.3. Удаленное использование архивных документов, находящихся на хранении в федеральных государственных архивах, и справочно-поисковых средств к ним обеспечивается посредством создания информационной системы удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним (далее – информационная система удаленного использования архивных документов), положение о которой утверждается Правительством Российской Федерации. Порядок оказания информационных услуг с использованием информационной системы удаленного использования архивных документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
Законопроект допускает, что к данной системе в добровольном порядке могут присоединяться архивные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы.
Для справки: 14 ноября 2019 года на заседании Коллегии Росархива заместитель руководителя Росархива О.В.Наумов доложил о ходе реализации проекта создания информационной системы удаленного использования копий архивных документов и справочно-поисковых средств к ним (см. http://archives.ru/press/14-11-2019-collegiya.shtml ). На коллегии было отмечена необходимость нормативного обеспечения функционирования системы.
Мой комментарий: Обеспечение возможности удаленной работы с архивными документами – мировая тенденция, однако как у наших специалистов, так и у пользователей архивов очень много вопросов вызывает стремление Росархива предоставлять эту услугу за деньги.
Умные люди за деньги открывают доступ к информации, на которой можно заработать. Взимать плату с тех, кто никакой выгоды из архивной информации не извлекает, помимо получения знаний и ведения научных исследований – значит, оправлять их к источникам типа Википедии (и это в лучшем случае). Мы действительно этого хотим?
Источник: Сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/press/09-10-2019-coordination-council.shtml
http://archives.ru/reporting/report-naumov-2019-yalta.shtml
http://archives.ru/press/14-11-2019-collegiya.shtml
Вот Вы пишете с точки зрения пользователя. За сайтом Википедия стоят сотни дата-центров, серверов, программистов и обслуживающего персонала. Сервера нужно менять, жесткие диски выходят из строя, нужно обслуживать системы охлаждения, платить за каналы связи, электричество, платить зарплату обслуживающему персоналу, программистам и так далее. Вы думаете, что сайт Википедия существует просто так из воздуха? На самом деле он требует серьезных инвестиций, и создатели данного сайта уже не раз объявляли сбор пожертвований на существование данной системы, так как своими силами тянуть его очень сложно. То же самое и с платным доступам к архивным документам. Кто будет платить за электричество, которое кушает сервер, сам сервер, программное обеспечение на нем, интернет-канал связи к нему, жесткие диски, систему кондиционирование и прочее. Государство? очень сомневаюсь. Архивы в большинстве своем практически ничего не зарабатывают, им хотя бы свои расходы отбить. Поэтому плата за удаленный доступ к архивным документам должна быть, так как федеральное финансирование на эти цели архивы вряд ли получат.
ОтветитьУдалить