среда, 8 января 2014 г.

Канадский уполномоченный по информации предложила запретить использование мгновенных сообщений сотрудниками государственных органов


Статья Карины Ромен (Karina Roman) была опубликована на сайте CBC News 28 ноября 2013 года.

Канадский Уполномоченный по информации (который, в частности, контролирует исполнение законодательства о свободе доступа к государственной информации – Н.Х.) Сюзан Лего (Suzanne Legault) в специальном докладе парламенту рекомендовала ввести ряд конкретных мер контроля над использованием мгновенных сообщений с тем, чтобы обеспечить сохранение государственных документов и соблюдение закона о доступе к информации.

По мнению Сюзан Лего, использование мгновенных сообщений является проблемой

В докладе отмечается, что наибольшие риски связаны с доступом к мгновенным (текстовым) сообщениям, отправляемым и получаемым сотрудниками министров. Как подчеркнула Лего в своём заявлении, «Технология является мощным инструментом для инноваций, однако её использование не должно нарушать право канадцев знать, что делает правительство, и привлекать его к ответственности за его решения».

В докладе Уполномоченного приведены результаты изучения использования беспроводных устройств и мгновенных сообщений в 11 федеральных учреждениях. Было установлено, что государственным служащим роздано около 98 тысяч смартфонов BlackBerry, и что называемые PIN-ами мгновенные сообщения, которые отправляются и принимаются на этих устройствах, как правило, автоматически удаляются по истечении 30 дней.

«Изучив характер использования беспроводных устройств и мгновенных сообщений ...  я пришла к выводу о том, что существует реальная опасность того, что информация, которая должна быть доступна канадцам, в настоящее время необратимо уничтожается или теряется», пишет Лего в свое докладе. Там же отмечается, что риск утраты информации стал ещё больше после того, как секретариат Казначейства (Treasury Board secretariat) предложил новую политику, которая позволит удалять мгновенные сообщения по истечении трех дней.

Отключить возможность обмена мгновенными сообщениями

Лего рекомендует ввести единую для всех органов государственной власти политику,  в рамках которой функциональная возможность обмена мгновенными сообщениями будет отключена на всех (за редким исключением) беспроводных устройствах, выдаваемых государственными органами своим сотрудникам. Уполномоченный, кроме того, настаивает на том, что государственные ведомства должны обеспечить автоматическое резервное копирование всех сообщений.

По её мнению следует также ввести поправки в Закон о доступе к государственной информации (Access to Information Act), требующие от официальных лиц документирования принятых ими решений.


Канадский уполномоченный по информации призывает отключить возможность обмена мгновенными сообщениями на большинстве используемых государственными служащими мобильных устройств и вести более строгие правила архивации текстовых сообщений

Толчком для проведения расследования стала поданная Уполномоченному жалоба по поводу электронного письма, в которых один государственный чиновник просил другого использовать для общения PIN-сообщения вместо электронной почты.

В то же время в интервью CBC News Лего отметила, что невозможно определить, применяют ли государственные служащие мгновенные сообщения умышленно с целью обойти законодательство о доступе к государственной информации. «Я очень обеспокоена, поскольку независимо от того, умышленно или нет это делалось,  фактом является то, что мы не сможем провести расследование и выяснить», сказала она. «Сейчас существует значительный риск того, что предусмотренные законодательством права граждан, затребующих государственную информацию,  не будут уважаться.»

Депутат парламента от партии NDP и критик этики государственного аппарата Чарли Ангус (Charlie Angus) сказал, что правительство любит использовать мгновенные сообщения именно потому, что они не сохраняются и их трудно отследить. «Единственной причиной использования сотрудниками министерств и государственными служащими мгновенных сообщений вместо электронной почты является то, что они знают, что поступают дурно, и не хотят, чтобы это документировалось», подчеркнул он.

Разочаровывающая реакция правительства

Президент казначейства Тони Клемент (Tony Clement) не согласился с рекомендациями Уполномоченного и отказался их применять. «При всем уважении, я действительно считаю эти рекомендации Уполномоченного по информации бессмысленными», -  сказал Клемент, выступая в парламенте. «Запрещение использования мгновенных сообщений – это не решение вопроса». Клемент подчеркнул, что существуют четкие правила, согласно которым мгновенные сообщения, связанные с государственной деятельностью, должны архивироваться, а прочие могут быть удалены.

Лего, однако, в своем докладе говорит, что государство не должно полагаться на то, что отдельные сотрудники возьмут на себя инициативу по резервированию и сохранению сообщений, тем более, что ряд министерств признал, что их сотрудники используют обмен мгновенными сообщениями не только для неформального общения, но и для выполнения своих должностных обязанностей. По её словам, «Я крайне разочарована реакцией правительства. Я полностью поддерживаю использование новых технологий, но нам действительно следует делать это в контексте уважения законов Канады».

Большинство расходов не контролируется

По мнению Лего, «зияющие дыры»  в федеральном законодательстве позволяют Сенату и Палате общин избегать общественного контроля. Выступая в телепередаче «Власть и политика» новостийного канала CBC по поводу скандала в Сенате, Лего отметила, что большинство расходов парламентариев находятся вне сферы действия закона о доступе к государственной информации.

«Если бы вопросы администрирования деятельности Палаты общин и Сената подпадали под закон о доступе к информации, то, по крайней мере, канадцы могли бы запросить все электронные письма, текстовые и PIN-сообщения, связанные с любыми видами расходов в рамках Палаты представителей и Сената», сказала она в беседе с ведущим передачи Эваном Соломоном (Evan Solomon). «Сейчас эта деятельность не подпадает под закон о доступе к государственной информации».

Лего не стала непосредственно комментировать дело бывшего юрисконсульта Управления делами премьер-министра Бенджамина Перина (Benjamin Perrin), имя которого фигурирует в недавно обнародованных документах полиции, касающихся сделки между Найджел Райт (Nigel Wright – руководила Управлением делами премьер-министра Канады в 2010-2013 годах – Н.Х.) и сенатором Майком Даффи (Mike Duffy). Эти документы позволяют предположить, что после ухода Перрена со своего поста его электронные письма были уничтожены.

Лего указала также еще на одну проблему с документами, которые, как считается, имеют сиюминутную ценность и поэтому не сохраняются. В данный момент правительство работает на основе «системы чести» в плане того, что сохраняется и что уничтожается. «Я никогда не комментирую конкретные дела - на случай поступления к нам жалоб по этим вопросам», сказала Лего. «Тем не менее, правительство, - включая аппараты министров и премьер-министра, - обязано обеспечить сохранность всех документов, имеющих деловую ценность».

Карина Ромен (Karina Roman)

Мой комментарий: Я бы в первую очередь обратила внимание наших специалистов на то, что пока у нас решают, как «привинтить» квалифицированную подпись везде и всюду, канадское правительство сотнями тысяч выдает своим сотрудникам смартфоны и не мешает им использовать средства неформального общения в интересах эффективной деловой деятельности. Документирование – очень важный аспект государственного управления, но он не должен превращаться в самоцель.

Многие, возможно, со мной не согласятся, но я считаю, что эффективность работы государственной машины важнее, чем её прозрачность и подотчётность. По этой причине протесты канадского Уполномоченного кажутся мне неконструктивными – нужно все-таки не запрещать эффективно работающие технологии, а напрячься и найти решения, которые бы обеспечили подотчётность таким образом, чтобы не отвлекать сотрудников от  их основной деятельности.

Далее, я бы обратила внимание на однобокое видение Уполномоченным проблемы – вполне реальной - несоздания и несохранения документов. Уполномоченный не понимает, что эта проблема является, в том числе, и следствием избыточной открытости, когда у принимающих решения лиц отсутствует возможность спокойно обсуждать варианты решений, в том числе непопулярные – получается, что одно неудачно сказанное в ходе мозгового штурма (и зафиксированное в документах) слово может стоить им карьеры. В ближайшее время, учитывая кампанию по открытости, которая разворачивается в нашей стране, и мы наступим на эти грабли.

Источник: сайт CBC News
http://www.cbc.ca/news/politics/ban-government-use-of-instant-messages-access-watchdog-says-1.2443659

Комментариев нет:

Отправить комментарий