среда, 15 января 2014 г.

Установлен порядок ограничения доступа к противоправной информации в информационно-телекоммуникационных сетях


Федеральный закон № 398-ФЗ от 28 декабря 2013 года внес изменения в федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Закон дополнен статьей 15.3 «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона», в которой речь идет об информации, содержащей призывы к:
  • массовым беспорядкам;
  • осуществлению экстремистской деятельности;
  • участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Чтобы принять меры по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют соответствующее требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор). В свою очередь уведомить прокуратуру о распространении такой информации могут:
  • федеральные органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • организации;
  • граждане.
Роскомнадзор на основании поступившего к нему обращения:
  • Направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к интернет-сайту или к размещенной на нём информации. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в интернете, сетевой адрес, ссылки на страницы сайта, позволяющие идентифицировать такую информацию;

  • Определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в интернете, указанного информационного ресурса;

  • Направляет провайдеру хостинга или иному лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена информация, а также указателей страниц сайта, позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;

  • Фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному лицу в соответствующей информационной системе.
После получения требования о принятии мер по ограничению доступа оператор связи обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к интернет-сайту или к информации, размещенной на нем.

В течение суток с момента получения уведомления провайдер хостинга или иное лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию.
В случае, если владелец информационного ресурса удалил информацию, он направляет уведомление об этом в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.

После получения уведомления и проверки его достоверности федеральный орган обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет». После получения уведомления от Роскомнадзора оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».

Закон вступает в силу с 1 февраля 2014 года.

Мой комментарий: На законодательном уровне сделана попытка предоставить органам государственной власти определенные рычаги, позволяющие ограничить распространение противоправной информации. Насколько эффективным будет такое регулирование, покажет практика, в том числе и судебная.

В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что «создается реально работающий механизм защиты общества от противоправной информации …. Безусловным элементом защиты прав и свобод граждан выступает субъект реагирования на распространение противоправной информации, им может быть только Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители, что исключает возможные злоупотребления при использовании нормы».

Мне, однако, кажется вполне возможной ситуация, когда Генеральную прокуратуру просто «завалят» уведомлениями о противоправной информации, на которые она должна будет так или иначе реагировать.

Источник: Консультант Плюс, сайт Государственной Думф
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156518
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&437BFE4AD5F75DC543257C220049EE2B 

Комментариев нет:

Отправить комментарий