Приказом Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168@ утвержден «Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
В процессе электронного документооборота при направлении требований о представлении документов и представлении истребуемых документов предусмотрено создание целого ряда электронных технологических документов (п.4):
Проверка поступления требований о представлении документов, истребуемых документов и технологических электронных документов должна осуществляться не реже одного раза в сутки (п.7).
Все документы подписываются ЭЦП и шифруются (пп.8, 10), сертификаты ключей подписи участникам информационного обмена выдаются организациями, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы (п.9).
В Порядке определены основные этапы подготовки и направления документов в электронном виде, и четко оговорено, как фиксируются:
Требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика (п.12).
Истребуемый документ считается принятым налоговым органом, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП должностного лица налогового органа.
Датой получения налогоплательщиком требования и датой получения истребуемого документа в электронном виде считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.13).
Требование о представлении документов формируется в налоговом органе на бумажном носителе, подписывается и регистрируется (п.15). После этого требование формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляется в адрес налогоплательщика. При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику.
В течение следующего рабочего дня после дня отправки требования или истребуемого документа участник информационного обмена должны получить:
Истребуемый электронный документ составляется «по установленным форматам» и должен содержать реквизиты требования (п.2). Однако форматы истребованных документов в нормативном документе не установлены.
Не забыт и вопрос о хранении всех документов, созданных в процессе электронного обмена.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=112335
В процессе электронного документооборота при направлении требований о представлении документов и представлении истребуемых документов предусмотрено создание целого ряда электронных технологических документов (п.4):
- подтверждение даты отправки
- квитанция о приеме
- уведомление об отказе в приеме
- извещение о получении электронного документа.
Проверка поступления требований о представлении документов, истребуемых документов и технологических электронных документов должна осуществляться не реже одного раза в сутки (п.7).
Все документы подписываются ЭЦП и шифруются (пп.8, 10), сертификаты ключей подписи участникам информационного обмена выдаются организациями, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы (п.9).
В Порядке определены основные этапы подготовки и направления документов в электронном виде, и четко оговорено, как фиксируются:
- даты направления и представления документов
- факт принятия поступивших документов
- факт отказа от приема документов
Требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика (п.12).
Истребуемый документ считается принятым налоговым органом, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП должностного лица налогового органа.
Датой получения налогоплательщиком требования и датой получения истребуемого документа в электронном виде считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.13).
Требование о представлении документов формируется в налоговом органе на бумажном носителе, подписывается и регистрируется (п.15). После этого требование формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляется в адрес налогоплательщика. При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику.
В течение следующего рабочего дня после дня отправки требования или истребуемого документа участник информационного обмена должны получить:
- подтверждение даты отправки;
- квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП.
- фиксирует дату направления документов и формирует подтверждение даты отправки;
- подписывает подтверждение ЭЦП и высылает его одновременно в адрес участников информационного обмена.
Истребуемый электронный документ составляется «по установленным форматам» и должен содержать реквизиты требования (п.2). Однако форматы истребованных документов в нормативном документе не установлены.
Не забыт и вопрос о хранении всех документов, созданных в процессе электронного обмена.
«Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (утв. Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@)Источник: Консультант+
6. Участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых Требований о представлении документов, Истребуемых документов и технологических электронных документов с ЭЦП и сертификатов ключей подписи.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=112335
А подскажите, судя по п.5 порядка, да и как Вы указали, в случае приема налогоплательщиком электронного требования, в бумажном виде документы не принимаются. Что делать, если у налогоплательщика истребуемые документы и в бумажном и в электронном виде? Отказывать в приеме требования и ждать бумажного требования, а затем изготавливать бумажные копии документов? Или делать скан-копии бумажных документов, ставить ЭЦП и направлять их так? Как правильно?
ОтветитьУдалитьС уважением, Тамара
Уважаемая Тамара
ОтветитьУдалитьПривожу текст п.5 дословно:
5. При направлении Требования о представлении документов и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование о представлении документов на бумажном носителе.
При представлении истребуемого документа и получении от налогового органа квитанции о его приеме в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик не представляет налоговому органу истребуемый документ на бумажном носителе.
Обратите внимание, что Порядок описывает фактически две процедуры: направление требования и представление истребуемых документов. Для каждой из этих операций предусмотрено, что, если направлен электронный документ и получена квитанция о его приеме противоположной стороной, направлять тот же самый документ на бумаге не нужно.
Получив требование налоговой в электронном виде, организация не обязана представлять документы также в электронном виде; поэтому отказывать в приеме электронного требования на том основании, что запрошенные налоговой службой документы у организации хранятся на бумаге, Вы не имеете права. В нормативном документе дан закрытый список причин, по которым в приеме требования или документов может быть отказано:
14. Требование о представлении документов или истребуемый документ не считается принятым налогоплательщиком (налоговым органом) в следующих случаях:
1) ошибочного направления налогоплательщику (налоговому органу);
2) при несоответствии утвержденному формату;
3) при отсутствии (несоответствии) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа (налогоплательщика).
Что же касается порядка представления истребованных документов, то в данная в Порядке формулировка достаточно «размытая»:
20. Истребуемый документ, составленный в электронном виде по установленным форматам и содержащий реквизиты принятого Требования о представлении документов, подписывается ЭЦП налогоплательщика и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогового органа. При этом фиксируется дата отправки истребуемого документа налоговым органом.
Думаю, что в ближайшее время налоговая служба уточнит детали. Следует помнить, что направление документов в налоговую службу в электронном виде – пока что право, а не обязанность организации.
Меня интересует еще два момента: пункт 20 говорит о том, что налогоплательщик должен электронный документ направить в налоговую в определенном формате и содержать реквизиты принятого Требования. Есть установленный формат для счетов-фактур, а как быть с другими документами? И как Вы думаете, как поступать: есть документы подписанные ЭЦП моей и моего контрагента. Но в порядке сказано, что документ должен содержать реквизиты требования. Как их указать, ведь тогда документ будет изменен и ЭЦП будут не действительны?
ОтветитьУдалитьПриказом Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2010 г. № ММВ-7-6/773@ утвержден формат документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (приказ зарегистрирован в Минюсте РФ только 1 апреля 2011 г.). В приказе установлен формат для 17 видов документов, которые налоговая служба будет направлять налогоплательщикам в электронном виде. Среди них названо и требование о представлении документов (информации) (п. 1.9.). В приложение к приказу дано описание файла обмена.
ОтветитьУдалитьЧто касается представления истребованных документов в электронном виде, то я полагаю, что ФНС выпустит на этот счет отдельные нормативные акты, в которых будут описаны и порядок представления, и формат электронных документов - как это было сделано, например, в отношении уведомлений об открытии/закрытии счетов в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации (см
приказом ФНС России от 12 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/559@).
Документы, подписанные ЭЦП, - как, впрочем, и отсканированные копии бумажных документов, которые также могут быть направлены в налоговую в электронном виде, -потребуют несколько иной технологии. Как мне кажется, эти документы будут направляться в комплекте с сопроводительным письмом, которое и будет содержать все необходимые данные о требовании, на основании которых документы были представлены.