вторник, 5 апреля 2011 г.

Новые положение Налогового Кодекса изменили порядок истребования и представления документов в налоговые органы

Думаю, что историкам ещё предстоит дать развернутую оценку того, что произошло в российском законодательстве 27 июля 2010 года, когда Президентом России был подписан целый ряд законов, существенно изменивших правовое поле использования электронных документов в нашей стране. Среди этих законов был и Федеральный закон № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». Основные изменения, внесенные законом в НК, вступили в силу 2 сентября 2010 года.

Многие изменения, внесенные в Налоговый Кодекс, коснулись возможности электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Был изменен, в том числе, и порядок истребования документов и их предоставления в налоговые органы.

Закон внес изменения в ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» и ст. 93-1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

Если раньше при проведении налоговой проверки требование о представлении документов должно было быть оформлено в виде бумажного документа и передано лично под расписку, то теперь оно может быть также передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, теперь это требование может быть направлено и по почте.

Сами истребованные документы также могут быть представлены лично, направлены по почте, либо направлены в налоговый орган в электронном виде (внесенные изменения выделены курсивом):
Налоговый Кодекс, статья 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки»

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. …

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Стоит отметить несколько моментов. Во-первых, взаимодействие с налогоплательщиком предусматривает использование смешанного электронного документооборота; никто не планирует всё сразу переводить в электронные форматы.

Во-вторых, предусмотрено, что направление истребованных документов в электронном виде пока является правом, а не обязанностью налогоплательщика, и он может это сделать тогда, когда у него самого истребованные документы изначально составлены в электронном виде.

В-третьих, в законе упомянуто о том, что электронные документы должны быть составлены «по установленным форматам». Не совсем понятно, что в данном случае имеемся в виду – будут ли это структурированные электронные документы, или же отсканированная электронная копия бумажного документа в формате PDF также подойдет?

В-четвертых, самым неприятным для организаций, с моей точки зрения, является положение о возможности направления требования заказным письмом. Учитывая известную всем скорость и надёжность нашей почты, есть большие опасения, что через шесть дней большинство организаций, которым направлены такие требования, просто их ещё не получат. В итоге у налоговой службы появится возможность увеличить количество собираемых штрафов за непредставление истребованных документов в установленные сроки, которые в законе опять указаны не в рабочих, а календарные днях, и отсчитываются с момента направления требования!

Кстати, о штрафах. Необходимо также учитывать, что этим же законом существенно изменен размера штрафа за непредставление документов. Штраф за каждый непредставленный документ увеличен в четыре раза и теперь составляет 200 рублей.
Налоговый Кодекс, статья 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Источник: Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108642

3 комментария:

  1. Может тогда предъявлять иски почте за каждые недоставленные в шесть дней требования))))

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошая идея! И кто знает, может быть, суд даже поддержит иск :)

    ОтветитьУдалить
  3. а может они начнут думать о том что пишут в законах и как это будет реализовано

    ОтветитьУдалить