Данный пост эксперта в области управления электронными документами, эксперт ИСО от США и сотрудника компании MetaArchivist Consulting Энди Поттера (Andy Potter - на фото) был опубликован 30 марта 2025 года в социальной сети Substack.
Как человек, проработавший ряд десятилетий в сфере архивного дела и управления информацией, я видел, как технологии приходят и уходят – при этом каждая из них обещала большую эффективность, мобильность и/или безопасность. От микрофильмов до электронной почты, от сетевых дисков до облачных вычислений мы адаптировали и внедряли инновации, переосмысливая по ходу дела миссию архивов. Однако ни одно нововведение не затронуло основные принципы нашей работы в такой степени, как обмен эфемерными сообщениями (ephemeral messaging).
Исчезающие сообщения теперь стали распространённой функциональной возможностью современных платформ информационного обмена, таких как WhatsApp, Signal, Snapchat и даже Slack и Microsoft Teams. Эти инструменты часто включают функции автоматического удаления, шифрования и контролируемые пользователем настройки сроков хранения. Для многих людей, это нужные им функциональная возможность, а не какая-то ошибка. Она позволяет уменьшить замусоривание, способствует защите персональных данных и обеспечивает определенный уровень «правдоподобного отрицания». Одна ко в рамках государственной службы та же самая непостоянность контента является экзистенциальной угрозой целостности государственного документооборота.
Документы, которые не предполагаются быть долговечными
Законы о государственных документах существуют для обеспечения прозрачности, защиты институциональной памяти и защиты прав управляемых субъектов. Эти законы предполагают, что если документ создан или получен в ходе ведения государственной деятельности, то он будет сохранён, классифицирован и в конечном итоге сделан доступным для общественности. Эфемерные сообщения, однако, переворачивают эту презумпцию с ног на голову. Соответствующие инструменты созданы, чтобы избегать сохранения документов. Они разрушают контекст, стирают происхождение и обходят все политики управления жизненным циклом информации, на разработку которые мы потратили годы.
Традиционное управление документами полагается на стабильные объекты с известными ответственными хранителями и отыскиваемыми метаданными. Эфемерные же сообщения исчезают до того, как их можно должным образом зафиксировать (захватить), не говоря уже о проведении экспертизы ценности. Ущерб здесь не только юридический; он также эпистемологический. Если сообщение исчезает преднамеренно, то это подрывает нашу способность подтвердить его аутентичность или даже его существование. Для тех из нас, кто знаком с наукой дипломатикой, изучающей надежность документов и их форму, трудно не увидеть в этом атаку на саму идею документа и документирования.
Государственная деятельность, осуществляемая в тени
Этические последствия такой эфемерности совершенно ясны. Когда государственные служащие используют исчезающие сообщения в ходе своей официальной деятельности, они тем самым намеренно подрывают подотчётность. Последствия мы наблюдали собственными глазами. Федеральных чиновников, губернаторов штатов, а в зарубежных странах - даже членов кабинета министров ловили на использовании приложений для обмена эфемерными сообщениями в ходе ведения переговоров, разработки политик и общения во время кризисных ситуаций. Общественная реакция в таких случаях всегда одинакова: возмущение, подозрения и подрыв доверия.
С давних пор мы знаем, что средство формирует сообщение. В этом случае оно также формирует состав той информации, которая выживает. Если мы позволим платформам обмена исчезающими сообщениями стать нормой при информационном обмене в государственном секторе, то мы рискуем создать будущее, в котором процессы принятия ключевых решений не оставят следов. Это не просто проблема управления документами; это проблема демократии.
Наши инструменты должны эволюционировать, однако наши принципы должны оставаться неизменными
Решение проблемы заключается не в том, чтобы запрещать все новые технологии. Ранее мы уже справлялись с инновациями и приспосабливались к ним. Мы, однако, должны настаивать на том, чтобы государственная деятельность осуществлялась документируемым, доступным и подотчётным способом. Это может означать настройку платформ таким образом, чтобы обеспечивалось сохранение сообщений; разработку рабочих процессов экспорта информации; и/или требование наличия достаточно полной документации в тех случаях, когда имеет место использование инструментов обмена эфемерными сообщениями.
Это также означает пересмотр наших законов, системы обучения и ожиданий. Руководители органов исполнительной власти должны подавать пример. Представители служб управления документами должны участвовать в принятии решений о внедрении новых инструментов обмена информацией. Сотрудники на всех уровнях также должны понимать, что удобство работы не может достигаться за счёт небрежного отношения к государственным документам.
Мы [архивисты и специалисты по управлению документами – Н.Х.] являемся хранители памяти в эпоху забвения. Наша работа – «держать строй» и настаивать на том, что, если нечто достаточно важно, чтобы его высказать, оно также достаточно важно, чтобы его сохранить. Использование эфемерных сообщений может продолжится, но также останется неизменной и наша приверженность сохранению документальных свидетельств процессов государственного управления.
Эндрю Поттер (Andrew Potter)
Источник: сайт Substack
https://substack.com/inbox/post/160207272?r=5cqz6j
вторник, 22 апреля 2025 г.
Когда исчезают сообщения, исчезает и подотчётность - Размышления об эфемерности и управлении государственными документами
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий