воскресенье, 27 апреля 2025 г.

Росстандарт: Опубликован стандарт ГОСТ Р 71998-2025 «Определение качества ИТ-услуг»

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ( http://www.gost.ru/ ) в апрельском 2025 года разделе ( https://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=4&year=2025 ) выложен новый стандарт ГОСТ Р 71998-2025 (ISO/IEC TS 25025:2021) «Информационные технологии. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения. Определение качества ИТ-услуг» объёмом 32 страницы, вступающий в силу 30.06.2025 года, см. https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&page=0&id=265966  .

Стандарт разработан ООО «Информационно-аналитический вычислительный центр» (ООО ИАВЦ) и Комиссией Российской академии наук по техногенной безопасности; внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 022 «Информационные технологии».

Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений технических спецификаций ISO/IEC TS 25025:2021 «Информационные технологии - Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE) - Измерения качества ИТ-услуг» (Information technology - Systems and software Quality Requirements and Evaluation (SQuaRE) - Measurement of IT service quality), см. https://www.iso.org/standard/74569.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:74569:en .

Во вводной части стандарта отмечается:

«Настоящий стандарт устанавливает основные положения по измерению качества ИТ-услуг при формировании требований и оценке качества систем различного функционального назначения, оказывающих ИТ-услуги, и их программного обеспечения (ПО).

В общем случае проблематика определения и измерения качества ИТ-услуг, его отслеживания в жизненном цикле систем и ПО и поддержания приемлемого качества на должном уровне связана с решением задач создания, эффективного функционирования и развития сложных систем (например, согласно требованиям федеральных законов:

  • при разработке, функционировании и развитии народнохозяйственных, инженерно-технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций;

  • развитии критических технологий (например, компьютерного моделирования; информационных и когнитивных технологий: технологий информационных, управляющих, навигационных систем; технологий и программного обеспечения распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем; технологий мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды);

  • технической диагностике, управлении ресурсом эксплуатации критически важных объектов и систем;

  • разработке, функционировании и развитии топливно-энергетического комплекса, нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности, электроэнергетики, трубопроводного транспорта;

  • проведении исследований по снижению экономических, экологических и социальных ущербов от природных и природно-техногенных катастроф и нарушений качества, безопасности и эффективности критически и стратегически важных систем.»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Общие положения
4.1. Цель определения качества
4.2. Примеры показателей качества ИТ-услуг и их применения
Приложение А (справочное): Типовые показатели, модели и методы прогнозирования рисков
Приложение Б (справочное): Рекомендации по определению допустимых вероятностных значений рисков
Приложение В (справочное): Рекомендации по перечню методик системного анализа
Библиография

Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&page=0&id=265966

Комментариев нет:

Отправить комментарий