пятница, 5 января 2024 г.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала книгу «Стратегическое управление данными умных городов – Проблемы и путь вперёд»

13 октября 2023 года Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) опубликовала 185-страничную книгу «Стратегическое управление данными умных городов – Проблемы и путь вперёд» (Smart City Data Governance - Challenges and the Way Forward), см. https://doi.org/10.1787/e57ce301-en .

В формате PDF книгу нужно покупать, а вот возможность читать её онлайн предоставляется бесплатно по адресу https://read.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/smart-city-data-governance_e57ce301-en

Я, как и ряд зарубежных коллег, считаю, что специалистам по управлению документами следует следить за тем, что происходит в области управления данными умных городов – ведь как бы специалисты этого направления не пытались уйти от использования «проклятого» слова «документы», им никуда не деться от того, что управлять им приходится не просто некими кодами, которые обрабатываются компьютерами, а осмысленной юридически-значимой информацией, создаваемой в ходе деловой деятельности по управлению городами и впоследствии сохраняемой в интересах деловой деятельности, во исполнение законодательно-нормативных требований и иных обязательств, а также в качестве исторической памяти – то есть теми самыми «документами»!

Кстати говоря, Россия без лишнего шума стремительно идёт к построению системы государственного (в том числе городского) управления на основе данных, накапливаемых в многочисленных и взаимодействующих друг с другом регистрах, реестрах и кадастрах, причём всё чаще таким данных придаётся правоустанавливающее значение т.е. они приобретают большую юридическую силу, чем документы, которые хранят у себя физические лица и организации.

Содержание книги следующее (с гиперссылками на разделы):

Предисловие, https://read.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/smart-city-data-governance_0889086a-en#page1

Благодарности
Краткое резюме для руководства, https://read.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/smart-city-data-governance_0646b480-en#page1

1. Почему стратегическое управление данными важно для умных городов? https://read.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/smart-city-data-governance_187e783c-en#page1

2. Стратегическое управление данные в умных городах: Обзор опыта,  https://read.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/smart-city-data-governance_028eef3e-en#page1

3. Стратегическое управление данными умного города: Путь вперёд,  https://read.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/smart-city-data-governance_f11cbf30-en#page1

Литература

Во вводной части книги отмечается следующее:

«Появление «умных» городов, ставшее возможным благодаря цифровым технологиям, потенциально может способствовать более быстрому и качественному предоставлению государственных услуг. Цифровые технологии (например, сенсорные камеры, инфраструктура интернета вещей (IoT), геопространственные технологии, «цифровые двойники» и т.д.) применяются для сбора и анализа данных, необходимых для решения таких городских проблем, как повышение эффективности управления мобильностью, повышение безопасности транспортных средств и пешеходов, повышение эффективности деятельности служб общественной безопасности и экстренной помощи, совершенствование городского планирования и проектирования, а также содействие исследованиям и разработкам. Таким образом, города имеют в режиме реального времени доступ к большим объёмам данных, за которыми нужно вести мониторинга и которыми управлять, улучшая городскую жизнь.

В то же время способы производства, сбора, анализа и хранения данных имеет критически-важное значение для реагирования на озабоченность общественности в отношении неприкосновенности частной жизни (в т.ч. защиты персональных данных – Н.Х.) и характера использования данных - и, в конечном итоге, для максимизации эффективности проектов «умных городов». Хорошее стратегическое управление данными также способно повысить качество данных и расширить возможности сбора данных посредством описания процессов и определения ответственности заинтересованных сторон при управлении данными.

ОЭСР уже давно помогает странам использовать преимущества данных и цифровой трансформации для повышения благосостояния людей, одновременно решая связанные с этим потенциальные проблемы. Например, принятие в 2021 году Рекомендации Совета ОЭСР по расширению доступа к данным и их коллективному использованию (OECD Recommendation of the Council on Enhancing Access to and Sharing of Data, https://www.oecd.org/mcm/Recommendation-of-the-Council-on-Enhancing-Access-to-and-Sharing-of-Data_EN.pdf ) стало первой международной попыткой согласовать набор принципов и положений политик, говорящих о том, как правительства могли бы максимизировать в масштабе всех секторов отдачу от данных всех типов, одновременно защищая права отдельных лиц и организаций.

На местном уровне ОЭСР также активно принимает участие в проектах умных городов и стратегического управления данными, в том числе посредством разработки руководств Группы G20 «Использование возможностей цифровых технологий и данных в интересах ориентированных на человека умных городов: Обеспечение умной мобильности» (Leveraging digital technology and data for human-centric smart cities: The case of smart mobility, https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/data-human-centric-cities-mobility-g20.pdf ) и «Дорожная карта G20 по созданию общей системы измерения показателей цифровой экономики» (G20 Roadmap toward a Common Framework for Measuring the Digital Economy, http://www.g20.utoronto.ca/2020/2020-g20-digital-0722.html#a3 ).

В этом контексте стратегическое управление данными «умных городов» направлено на то, чтобы помочь разработчикам политик всех уровней наладить эффективное стратегическое управление данными для «умных городов», основываясь на международном опыте.

… Цифровые технологии (например, искусственный интеллект (ИИ), интернет вещей (IoT), большие данные), инновации в робототехнике, технологии дронов, а также усилия по поддержке цифровой инфраструктуры и устройств (например, беспроводных широкополосных сетей, смартфонов и облачных вычислений) генерируют в режиме реального времени огромное количество данных, которые способны помочь как государственному, так и частному секторам внедрять инновации и предоставлять государственные услуги более эффективно и продуктивно. Однако объёмы генерируемых данных растут быстрее, чем способность структур государственного и муниципального управления хранить и обрабатывать их. Из созданных в 2020 году новых данных только 2% данных были захвачены и сохранены в 2021 году; а оценки также показывают, что используются только 1% данных интернета вещей.

Успех проектов «умных городов» во многом зависит от доступности и эффективного использования данных. Вот почему некоторые страны (например, Япония и Великобритания). разработали национальную стратегию данных, направленную на раскрытие потенциала данных и на руководство их использованием при развитии умных городов.

Открытые данные иногда включаются в такие национальные стратегии в отношении данных в качестве основного компонента, с целью обеспечить, чтобы данные государственных органов и учреждений были доступны каждому в открытых, бесплатных и доступных форматах (примерами могут служить Платформа посредничества для данных Испании и Национальная стратегия в области геоданных Швеции).

Ряд стран также опубликовали руководства и нормативные рамки для обеспечения зашиты персональных данных и безопасности данных, а также для укрепления доверия (например, Закон Японии о защите персональных данных).

Некоторые страны разрабатывают системы стандартов «умного города», направленные на обеспечение единой всесторонней онтологии (т.е. представления и определения понятий и их взаимосвязей) для поддержки обработки данных из различных источников и областей деятельности (например, индийская Платформа обмена данными или британский стандарт для «умных городов» PD 8100:2015 «Обзор умных городов. Руководство» (Smart cities overview. Guide, см.  https://knowledge.bsigroup.com/products/smart-cities-overview-guide?version=standard ).»

В резюмирующей части о проблемах и рекомендация сказано так:

Проблемы и рекомендации

Несмотря на широкий спектр местных и национальных инициатив по совершенствованию стратегического управления данными умных городов, городские данные по-прежнему представляют собой ряд проблем в плане управления, нормативного регулирования, доступа и безопасности как для национальных, так и для городских органов власти:

  • Недостаточность финансовых ресурсов для стратегий управления данными умных городов является ключевой проблемой, не позволяющей городам получить доступ к адекватным технологиям обработки и хранения данных, а также масштабировать проекты «умных городов». Возможным способом движения вперёд для городских властей могло бы стать объединение различных бюджетных потоков для обеспечения синергии между несколькими инвестиционными программами; взаимодействие с соседними городами для объединения ресурсов в интересах достижения общих целей; а также партнерство с частным сектором посредством экономического обоснования сотрудничества, опирающегося на ценность данных.

  • Отсутствие бизнес-моделей для финансирования и рефинансирования сбора и передачи данных также является проблемой первостепенной важности для местных и национальных государственных служащих. Требования к обеспечению открытости – обычно бесплатной - государственных (национальных и муниципальных) данных могут ограничить сферу деятельности органов государственного сектора, которые не могут инвестировать в инновационные цифровые приложения. Одним из вариантов здесь является заключение соглашений между широким кругом заинтересованных сторон об упрощении обмена данными в рамках экосистемы данных, где все сотрудничают в усилиях по поддержанию и обеспечению жизнестойкости данных с течением времени.

  • Возможность привлечения квалифицированных экспертов по управлению данными и аналитиков также является постоянной проблемой для национальных и местных органов власти. Например, по британским оценкам, 90% высокопоставленных государственных служащих необходимо пройти повышение квалификации в области цифровых технологий и обработки данных. Организация регулярных семинаров и сетевых мероприятий для специалистов по работе с данными на всех уровнях государственного управления, применение простых инструментов и интерфейсов для обработки данных, создание партнерских отношений между специалистами по управлению информационным технологиям и поставщиками услуг в интересах расширения знаний и сотрудничества, а также помощь образовательных учреждений могли бы помочь с повышением квалификации государственных служащих.

  • Проблема соблюдения частными компаниями национального законодательства в области обмена и защиты данных также может усложнить реализацию проектов «умного города». Внедрение, в качестве мер реагирования, механизмов аудита может помочь убедиться в том, что заинтересованные стороны соблюдают требования в отношении совместного использования и перемещаемости данных, а также требования по предоставлению отчётности уполномоченным государственным органам в соответствии с законодательством об обработке и хранении данных.

  • Для цифровых технологий характерны риски для безопасности и защиты данных, связанным с утечками и кибератаками. Органам государственной власти на всех уровнях необходимо инвестировать в наращивание потенциала и возможностей в области кибербезопасности, создавая комитеты по цифровой безопасности для обсуждения проблем и возможных решений, а также для разработки соглашений с организациями частного сектора об оказания технической поддержки и наращивания потенциала, например, местных органов власти.

  • Данные «умного города» часто хранятся в изолированных хранилищах и системах, что часто препятствует интероперабельности. Национальные и местные органы власти должны создавать платформы данных, которые позволят с относительной легкостью обмениваться данными между городскими департаментами, отраслевыми органами разработки политик и органами государственной власти различных уровней, - а также внедрять стандарты данных для облегчения обмена данными и их понимания, одновременно продвигая политику открытых данных.

Мой комментарий: Сразу бросаются в глаза упущенные вопросы, такие как обеспечение долговременной сохранности и пригодности для использования данных без ущерба для их юридической значимости и доказательной силы, управление правами интеллектуальной собственности, управление качеством данных, установление и отслеживание сроков хранения данных и их последующее уничтожение либо передача на архивное хранение, порядок представления данных в качестве надлежащих доказательств, и многие другие. И это именно те вопросы, которые довольно хорошо изучены в рамках управления документами …

Источник: сайт OECD
https://doi.org/10.1787/e57ce301-en
https://read.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/smart-city-data-governance_e57ce301-en

Комментариев нет:

Отправить комментарий