воскресенье, 20 ноября 2022 г.

Конституционный Суд РФ: Статья 25 федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» не нарушает Конституцию

Конституционный Суд РФ в очередной раз рассмотрел поданную двумя гражданами жалобу на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 25 федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Суд принял определение от 29.09.2022 года №2561-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Колесова Максима Андреевича и Петрова Даниила Викторовича на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»

Для справки: Граждане оспаривали конституционность части 3 статьи 25 федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле», согласно которой ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти - с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

Граждане обратились к начальнику Центрального архива Министерства обороны РФ с просьбой предоставить им свободный доступ (без предъявления доверенностей или документов, подтверждающих родство) к несекретным учетно-послужным карточкам, личным делам офицеров, по которым истекли 75 лет со дня их создания. Названное архивное учреждение отказало в предоставлении доступа к указанным документам ввиду наличия в них сведений о личной и семейной тайне, частной жизни граждан. В удовлетворении административного иска заявителей о признании данного решения незаконным судом общей юрисдикции было отказано и с этим решением согласились суды вышестоящих инстанций, включая Верховный Суд Российской Федерации.

Для справки: Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в августе 2021 года вынесла решение по делу №88а-17854/2021 (77RS0009-01-2019-014028-87), в котором ответчиком был Центральный архив министерства обороны Российской Федерации. См.: http://rusrim.blogspot.com/2022/06/blog-post_18.html

Судами было установлено, что запрашиваемые административными истцами документы содержат сведения о личной тайне иных граждан, не желающих огласки соответствующей информации. При этом суды учитывали, что пользователи имеют право свободного доступа к несекретным архивным документам в читальном зале Центрального архива Министерства обороны РФ, а также к создаваемым общедоступным банкам документации о погибших, награжденных и о ведении боевых действий воинскими частями в интересующий административных истцов период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

По мнению заявителей, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (часть 1), 29 (часть 4), 44 (часть 2), 55 (часть 3) и 67.1 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, допускает запрет свободного доступа к несекретным архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, по которым истекли 75 лет со дня их создания.

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению.

По мнению суда, оспариваемое заявителем законоположение предусматривает ограничение доступа граждан к архивным документам, содержащим определенную информацию о других гражданах, в целях защиты прав и законных интересов последних, определяя состав такой информации в общем виде как сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности. Данное ограничение, действующее в системе правового регулирования, обеспечивающего реализацию конституционного права на доступ к информации с соблюдением прав и законных интересов иных лиц, непосредственно направлено на защиту прав граждан. Соответственно, оно не может с учетом обстоятельств конкретного дела рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей в аспекте, указанном ими в жалобе.

Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы граждан, поскольку она не отвечает требованиям федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=732233  

Комментариев нет:

Отправить комментарий