Расширение сферы применения электронных документов и использование смешанного документооборота неизбежно приводят к тому, что граждане при взаимодействии с государственными органами и организациями начинаю требовать предоставления им юридически значимых документов в электронном виде. Медицинская отрасль - не исключение. И когда медицинские организации отказывают в таких просьбах, предлагая предоставить документы на традиционных бумажных носителях, некоторые продвинутые граждане расценивают это как ущемление своих прав и требуют компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в сентябре 2019 года вынесла решение по делу, в котором гражданка за отказ в предоставлении электронных медицинских документов требовала моральной компенсации.
Суть спора
Гражданка обратилась к городской поликлинике №180 с заявлением о выдаче копий медицинских документов и справок о заболеваниях в виде электронных документов. Поликлиника документы не выдала. В связи с этим гражданка обратилась в суд, прося признать бездействия ответчика незаконным и взыскать с него компенсацию морального вреда.
Для справки: Пунктом 4 статьи 22 федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.Позиция Хорошевского районного суда
Пунктом 5 статьи 22 закона пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному, в том числе, в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, утвержден Приказом Минздрава России № 425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».
Хорошевский районный суд г. Москвы в июле 2019 года отметил, что поликлиника обоснованно отказала в предоставлении медицинской документации и справок к форме электронного документа и в электронной форме, поскольку соответствующий Порядок предоставления медицинской документации и справок в форме электронных документов не утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки к Городской поликлиники № 180 Департамента здравоохранения города Москвы о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда
Судебная коллеги при рассмотрении дела отметила, что гражданке не только был направлен ответ о невозможности предоставления документов по электронной почте, но и было сообщено о возможности получить лично копию медицинской документации. Ей также было предложено согласовать удобную дату и время для доставки копий медицинских карт на дом. Гражданка не согласовала дату и время для доставки ей надлежащим образом оформленных копий.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований гражданки к поликлинике о признании бездействия незаконным и взыскании компенсации морального вреда, поскольку ответчиком обоснованно было отказано в предоставлении медицинской документации и справок к форме электронного документа и в электронной форме, так как соответствующий «Порядок предоставления медицинской документации и справок в форме электронных документов», предусмотренный п. 5 ст. 22 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», до момента обращения истицы в суд не был утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 425н.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также учел, что по обращениям гражданки ей неоднократно выдавались заверенные надлежащим образом копии её медицинских карт. Действиями поликлиники ей не были причинены нравственные и физические страдания, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда судом не найдено.
Судебная коллегия оставила без изменения решение Хорошевского районного суда, а апелляционную жалобу гражданки - без удовлетворения.
Мой комментарий: Учитывая, что государство заинтересовано в переводе медицинской документации в электронный вид, предполагаю, что этот процесс ближайшее время ускорится. При этом важно подумать о создании электронных архивов медицинской документации, к которому будет обеспечен доступ всем заинтересованным сторонам, имеющим право на ознакомление с ней.
Наши граждане, - причём не только молодёжь, но и многие люди преклонного возраста, - уже поняли, что электронные медицинские документы нередко сильно облегчают им жизнь, избавляя от необходимости непрерывно получать и представлять в различные медицинские учреждения многочисленные справки. Давление со стороны общества на медиков будет лишь усиливаться, поэтому нужно не только побыстрее переводить медицинские учреждения на электронный документооборот, но и обеспечить электронный обмен информацией между ними. Бумажная справка должна умереть, ей на смену должен придти коллективный доступ к информации.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MARB;n=783812
https://mos-gorsud.ru/rs/horoshevskij/cases/docs/content/418b119d-f596-4d53-98b4-82cd23ed3bc2
Комментариев нет:
Отправить комментарий