В докладе статс-секретаря – заместителя Руководителя Федерального архивного агентства (Росархива) О.В.Наумова «Нормативно-правовое регулирование архивного дела и делопроизводства в условиях перехода органов власти и организаций на электронный документооборот» на XV Совете по архивному делу при Росархиве 8 октября 2019 года было отмечено, что в числе первоочередных остается вопрос о разработке «Порядка государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации», который должен заменить действующий с 1997 года «Регламент государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации и Временный порядок автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах» 2000-го года; - а также разработки «Положения о ведении Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации».
В целях правового обоснования создания и эксплуатации информационных систем «Архивный фонд» и «Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации» предлагается внести дополнение в статью 19 Закона об архивном деле №125-ФЗ, изложив её в следующей редакции:
Статья 19. Государственный учет документов Архивного фонда Российской ФедерацииО.В.Наумов отметил, что осуществление контроля в сфере архивного дела - одна из животрепещущих проблем архивного дела:
1. Документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету, в том числе с использованием информационной системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. Порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства. Уникальные документы подлежат также учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, в том числе с использованием информационной системы.».
«Проблема весьма актуальна на всех уровнях управления архивным делом и включает в себя большое количество составляющих: это и вопрос распределения контрольных полномочий, и широта таких полномочий, тяжесть санкций за выявленные нарушения, определение статуса инспекторов и порядка осуществления ими своих полномочий и многое другое, что требует отдельного обстоятельного рассмотрения.»В докладе отмечается, что в настоящее время в Российской Федерации ведется работа по изменению подхода к осуществлению государственного и муниципального контроля над исполнением обязательных требований законодательства, идет внедрение риск-ориентированного подхода к контролю. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу и прошёл первое чтение.
По мнению О.В.Наумова, многие пожелания регионов, касающиеся возврата архивным органам контрольно-инспекторских функций с возможностью применения санкций, совершенствования контроля над соблюдением законодательства в области архивного дела негосударственными организациями и другие, найдут свое отражение как в названном законе, так и в принятых в его развитие подзаконных актах, которые необходимо будет разработать и на федеральном уровне, и в регионах.
В то же время предложения регионов о повышении размеров штрафов за несоблюдение архивного законодательства, накладываемых ст.13.20 КоАП, в современных условиях представляются трудновыполнимыми, поскольку войдут в противоречие с проводимым сейчас общим курсом на «гуманизацию» наказаний в гражданской и экономической сферах и переносом центра тяжести при реализации контрольных функций с наказания на профилактику.
О.В.Наумов также отметил, что некоторые субъекты предлагают внести изменения в статью 16 Закона об архивном деле, заменив в указанной статье «контроль» на «государственный контроль». По мнению Росархива целесообразно дождаться принятия федерального закона «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации», а затем уже принимать решение по этим вопросам.
Росархив также принимает участие в так называемой «регуляторной гильотине», то есть пересмотре всех нормативных правовых актов в той или иной сфере деятельности на предмет наличия в них обязательных к исполнению требований, с исключением всех требований, которые будут признаны избыточными.
О.В.Наумов отметил, что в настоящее время в сфере архивного дела действуют более 500 обязательных требований, содержащихся в 3 федеральных законах, одном постановлении правительства и 11 ведомственных подзаконных актах.
Кроме того, обязательные требования ещё будут содержать два приказа, которые Росархив планирует издать в ближайшее время – «Перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения», и «Порядок признания документов Архивного фонда Российской Федерации находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии».
Основную работу по актуализации или отмене соответствующих нормативных правовых актов, относящихся к компетенции Росархива, планируется провести в 2020 году.
Источник: Сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/press/09-10-2019-coordination-council.shtml
http://archives.ru/reporting/report-naumov-2019-yalta.shtml
"Основную работу по актуализации или отмене соответствующих нормативных правовых актов, относящихся к компетенции Росархива, планируется провести в 2020 году."
ОтветитьУдалить))))))лол лол лол )))) Как ранее в 2019, в 2018 и т.д. Не позорились бы. Про гуманизацию вообще бред. Идет повсеместное ужесточение. и только документы можно уничтожать безнаказанно.
Минэкономразвития России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
ОтветитьУдалитьФедерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (так называемый "Спутник"), предусматривающий в том числе актуализацию видов регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В статью 16 Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» предлагается внести следующие изменения:
"Статья 16. Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле
1. Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле осуществляется органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле является соблюдение организациями и гражданами требований, установленных в соответствии с законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к организации хранения, комплектования, учета и использования документов, отнесенных к составу архивного фонда субъекта Российской Федерации, являющегося составной частью Архивного фонда Российской Федерации, и других архивных документов." - т.е. в регионах осуществляют контроль соблюдения 125-ФЗ в плане исполнения Приказа Росархива №24 и №526.
При этом Статью 4 125-ФЗ никто не отменял и в нее никто не планирует вносить изменение: "1. К полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся: 2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил", а следовательно она входит в прямое противоречие с вышеупомянутым законом." - так что тогда должны контролировать регионы????
Хотелось бы услышать по этому поводу Ваши комментарии.