Федеральный закон от 16 декабря 2019 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» с 1 января 2020 года открыл эпоху развития электронного кадрового документооборота.
Ключевым новшеством стала новая статья 66.1 «Сведения о трудовой деятельности» и то, что трудовая книжка станет со временем «преданьем старины».
Для справки: Постановлением СНК СССР «О введении трудовых книжек» от 20 декабря 1938 года, с 1 января 1939 г. для рабочих и служащих всех советских государственных и кооперативных предприятий были введены трудовые книжки.Теперь же работодатель будет формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (сведения о трудовой деятельности), и представлять её в порядке, установленном законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ.
Согласно статьи 66 Кодекса, работодатель должен был вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Мой комментарий: Таким образом, основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, будут данные из системы персонифицированного учета.
В сведения о трудовой деятельности включается информация:
- О работнике,
- Месте его работы,
- Его трудовой функции,
- Переводах работника на другую постоянную работу,
- Об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора,
- Другая предусмотренная настоящим Кодексом, иным федеральным законом информация.
Сведения о трудовой деятельности могут использоваться также:
- Для исчисления трудового стажа работника;
- Внесения записей в его трудовую книжку (в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом на работника ведется трудовая книжка);
- Осуществления других целей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В этой связи возникает вопрос: для чего нужна будет трудовая книжка? Какую роль она будет играть в будущем? Если, например, обнаружится расхождение данных о трудовой деятельности в документах организации и сведений о трудовой деятельности, направленных в Пенсионных фонд – с трудовой книжкой, то «источником истины» будут теперь данные Пенсионного фонда; но вот вопрос: будет ли в этом случае трудовая книжка рассматриваться как значимый документ, а выявленное противоречие – как серьёзное и требующее разбирательства? Или же отношение к ней будет как к не вызывающему особого доверия «сувениру»?
Лицо, имеющее стаж работы по трудовому договору, может получать сведения о трудовой деятельности:
- У работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя) на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя);
- В многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом;
- В Пенсионном фонде РФ на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
- С использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
- В период работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;
- При увольнении в день прекращения трудового договора.
Важный момент – работник имеет право запросить данные о своей трудовой деятельности у работодателя по электронной почте. Однако как работодатель, в случае обращения к нему подобным образом, сможет идентифицировать своего работника?
В случае выявления работником неверной или неполной информации в сведениях о трудовой деятельности, представленных работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ, работодатель по письменному заявлению работника обязан исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их в порядке, установленном законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ.
Мой комментарий: Всё это, конечно прекрасно, но как быть в случаях, когда работодатель уже не существует?
Одновременно в ряд статей внесены уточняющие нормы, связанные с ситуациями, когда работодатель обязан работать с трудовой книжкой сотрудника. Если трудовая книжка на работника не ведётся, то работодатель не обязан по письменному заявлению работника выдавать ему трудовую книжку и выписки из нее (ст.62);
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, обязано будет предъявить работодателю трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые (ст. 65).
При заключении трудового договора впервые работодатель теперь не обязан будет оформлять трудовую книжку; также он не обязан будет оформлять новую трудовую книжку поступающему на работу лицу в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине.
Мой комментарий: Получается, что в случае утраты трудовой книжки работник автоматически переводится в группу тех, для кого трудовая книжка не ведётся.
При приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник теперь не обязан предъявлять трудовую книжку в случае, если по основному месту работы работодатель ведёт трудовую книжку на данного работника или если в соответствии с Трудовым Кодексом или иным федеральным законом трудовая книжка на работника не оформлялась (ст.283).
Работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, также теперь не обязан вести трудовые книжки на каждого работника, если в соответствии с Трудовым Кодексом или иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведётся (ст. 309).
Мой комментарий: Итак, в кадровом делопроизводстве наступает эра смешанного документооборота. В организациях появятся молодые сотрудники без трудовых книжек. Для кадровых служб смешанный документооборот – это дополнительная головная боль, и, думаю, многие работодатели попытается минимизировать свои затраты и перевести всех своих сотрудников на электронный кадровый учёт.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=340241
Комментариев нет:
Отправить комментарий