Заметка Анны Грин (Anna Green – на фото) была опубликована 17 декабря 2019 года на сайте Newsroom.co.nz .
Доцент Анна Грин в настоящее время исполняет обязанности директора Научно-исследовательского центра новозеландских исследований им. Стаута при Университете Виктории (Victoria University) в Веллингтоне.
Вслед за получившей широкое одобрение инициативой правительства лучше обучать новозеландцев их истории последовало решение об ограничении доступа общественности к национальным архивам. Но почему?
Недавнее решение Главного архивиста (Chief archivist – руководитель национальной архивной службы – Н.Х.) Ричарда Фоя (Richard Foy) сократить начиная с марта время работы читального зала Архивов Новой Зеландии до четырех часов в день, похоже, совершенно не соответствует намерениям правительства.
Это решение серьёзно ударит по исследователям и ученым, особенно тем из них, кто приезжает в Веллингтон из других мест для работы с национальными архивными документами.
Хранящиеся в национальных архивах государственные документы имеют важнейшее значение для подготовки учебных ресурсов для школ, и ограничение доступа в этот период совершенно не согласуется с направлением учебной программы.
А как насчет трудностей, которые закрытие читальных залов во второй половине дня создаст для представителей народа маори, предъявляющих претензии на основании Договора Вайтанги (Treaty of Waitangi или, на языке аборигенов, Te Tiriti o Waitangi - соглашение, подписанное представителями Великобритании и вождями некоторых племён маори 6 февраля 1840 года. В соответствии с соглашением Новая Зеландия переходила в управление Великобритании, в обмен на это маори сохраняли свои имущественные и неимущественные права, получали покровительство Великобритании и передавали Великобритании исключительные права на покупку у них земель. Принято считать, что договор положил основу созданию государства Новая Зеландия и является одним из основных конституционных документов страны. - Источник: Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/Договор_Вайтанги - Н.Х.), и которым часто приходится приезжать издалека? Как это согласуется с обязанностями правительства в соответствии с Договором Вайтанги?
А для специалиста по семейной истории из Залива Изобилия (Bay of Plenty) или Саутленда (Southland), представителя большой общественной группы, занимающейся генеалогическими исследованиями, который собирается прилететь в Веллингтон и провести здесь день, занимаясь исследованиями - будут ли оправданы его расходы в случае столь ограниченного, с 9:00 до 13:00, доступа к архивам?
Как насчет последствий сокращенных рабочих часов на способность историков и исследователей по контрактам зарабатывать себе на жизнь?
Когда 12 сентября 2019 года премьер-министр страны Джасинда Ардерн (Jacinda Ardern) и министр образования Крис Хипкинс (Chris Hipkins) объявили, что история Новой Зеландии к 2022 году будет преподаваться во всех школах и национальных школах-кура народа маори как часть учебной программы, многие приветствовали этот шаг.
Многие новозеландцы чувствуют, что им не хватает знаний об истории своей страны, и осознают, что это негативно сказывается на их понимании истоков общества, в котором мы живем, и того, как мы пришли к сегодняшнему положению дел. Они хотят больше знать о прошлом.
У нас в Исследовательском центре им. Стаута (Stout Research Centre) работают приглашённые учёные из различных уголков Новой Зеландии и из-за рубежа, которые могут находиться в Веллингтоне лишь в течение ограниченного периода времени, и для которых работа в архивах в течение полного рабочего дня абсолютно необходима для наиболее эффективного использования их ограниченного времени. Как следствие [вводимых ограничений – Н.Х.] может уменьшиться число проводящих сравнительные исследования зарубежных историков, и снижение в мире осведомлённости о Новой Зеландии и её истории.
Сокращения также окажут серьезное и пагубное влияние на работу новозеландских историков, которые абсолютно зависят от архивных документов как источников. В современных условиях ориентированной на результат и всё время количественно оцениваемой научной деятельности мы не можем позволить себе роскошь удвоить сроки исследований и публикации.
Главный архивист говорит, что число пользователей читального зала сократилось, хотя мы пока не получили подробных доказательств, на которых основано это утверждение. Тем не менее, те, кто продолжает пользоваться читальными залами, будут проводить там ключевые по важности исследования для различных целей, включая, например, работу в интересах действующих комиссий и трибуналов, расследующих разрушительные действия государства в прошлом, или предоставление исторических основы для современных политических инициатив.
Требуется намного больше информации о целях и потребностях тех, кому нужен доступ в читальные залы для исследований; здесь не следует полагаться на простую статистику, которая мало что нам говорит.
Фактически радикально ограничить таким способом доступ к национальным архивам и государственным документам - очень плохое решение. Ограничение публичного доступа не должно становиться следствием и «ценой» оцифровки национальных документов.
Во время продолжительной встрече Главный архивист объяснил мне, что сокращение времени работы читального зала позволит сотрудникам заняться оцифровкой, спланировать переезд в новое здание (ввод которого в эксплуатацию ожидается в 2023-2024 году) и поработать над заменой используемой хранилищами поисковой программы Archway.
Судя по всему, предполагается, что электронный доступ заменит доступ в читальном зале. Однако это просто невозможно. Пока что оцифрована лишь очень небольшая часть новозеландских архивных фондов, и, хотя эти фонды, несомненно, высоко ценятся теми, кто исследует историю своей семьи, они не слишком полезны для специалистов-историков. Огромный объём фондов Архивов Новой Зеландии также означает, что многие из них никогда не будут оцифрованы.
Данное решение было принято без соответствующих консультаций, и, в числе многих других, Новозеландская историческая ассоциация (New Zealand Historical Association) и Ассоциации архивистов и специалистов по управлению документами Новой Зеландии (Archives and Records Association of New Zealand) выразили глубокую обеспокоенность этими изменениями.
Отсутствие надлежащих консультаций и плохое информирование общественности указывают на то, что реализацию данной политики следовало бы отложить до тех пор, пока полная информация не будет распространена среди широкого круга организаций и ассоциаций. Только тогда можно будет принять обоснованное решение.
Вполне возможно, что принятию этого непродуманного решения способствовало недостаточное финансирование архивов и обеспечение их ресурсами. Однако финансируемый за счёт налогоплательщиков государственный архив не должен ограничивать публичный доступ к ключевым документам о деятельности государства.
Анна Грин (Anna Green)
Источник: сайт Newsroom.co.nz
https://www.newsroom.co.nz/@ideasroom/2019/12/17/951903/the-problem-with-cutting-access-to-our-archives#
Комментариев нет:
Отправить комментарий