Заявление руководителей Ассоциации французских архивистов
В рамках общей реформы государственной политики, Министерство культуры и коммуникаций намеревается провести реорганизацию и объединение направлений деятельности. Вопросами исторического и культурного наследия, архитектуры, управлением музеями и архивами Франции теперь занимается одно и то же управление исторического и культурного наследия.
На первый взгляд, это представляется не более чем административной мини-реформой, не имеющей особых экономических последствий. На самом деле в том, что касается архивов, последствия огромны, и они, в конечном счете, могут оказаться катастрофическими.
Архивы - нелюбимое дитя мира культуры: считается, что они лишь хранят память о том, что мертво, заброшено и покрыто пылью. Забывают о том, что без архивистов, без их знаний, без терпеливого упорного сбора материалов, в порой равнодушных и даже враждебных государственных учреждениях, не было бы ни памяти о депортации и Сопротивлении, ни об аресте Эмиля Луи (маньяка-убийцы, приговоренного в 2004 году к пожизненному заключению, чьё дело привлекло внимание общественности - Ред.) (приводя только один пример); в более широком плане, не было бы возможности защищать права людей, граждане не могли бы реализовать своё право задавать вопросы и понимать решения, принимаемые теми, кто ими управляет - право, имеющее основополагающее значение для демократии. Мы уже не говорим об истории, науке, которая в основном представляет собой размышления об обществе, и его критическое исследование.
После Революции, Франция очень серьёзно отнеслась к архивам, предоставив каждому гражданину право доступа к государственным архивным документам, а также организовав подготовку профессиональных архивистов на высоком уровне и централизованное управление архивным делом, благодаря которому на всей территории страны была создана сеть архивов, и обеспечено компетентное и согласованное управление архивным делом. Эта политика помогла организовать архивное дело, регламентировать его и избежать массовых потерь исторических документов. Кульминацией, несомненно, является закон от 3 января 1979 года, первый в своем роде во Франции, который затем стал примером и для других стран. Парадоксально наблюдать, что новый закон об архивах, в котором еще более четко сформулированы принципы открытости и прозрачности, и установлен принцип немедленного свободного доступа к государственным документам, одновременно "запрограммирован" на уничтожение того самого инструмента, который должен обеспечить возможность реализации его положений!
Действительно, растворение самостоятельного Управления по делам архивов Франции в огромном по масштабам деятельности Управлении по вопросам исторического и культурного наследия не является рядовой реструктуризацией организации. Это приведет к тому, при решении вопросов, связанных с деятельностью архивов, внимание будет обращаться только на те её аспекты, что связаны с вопросами культурно-исторического наследия, отойдет на второй план текущая деятельность по приему на хранение документов администрации и выборных должностных лицами, и будет утрачен гражданский статус архивов. Отношение, культивируемое в рамках программы реформ государственного управления (RGPP), к сожалению, вписывается в эту логику. Посмотрим правде в глаза: архивистам очень хорошо известно, что без поддержки на самом высоком правительственном уровне, и в отсутствие у администрации архивов необходимых полномочий, позволяющих напоминать выборным должностным лицам и ведомствам об их обязанности обеспечить прозрачность и документирование их деятельности, - чего можно ожидать, кроме массовых утрат документов? Какие легальные основания для вмешательства в межведомственном и национальном масштабе может обеспечить архивистам не имеющий влияния орган управления архивным делом, утративший свою специфику и полномочия?
Архивисты, поскольку они знают об условиях создания достоверной аутентичной информации, способны оценить те изменения, которые необходимо осуществить в порой закостенелой сфере государственного управления. Они могут, наконец, предложить государству и бизнесу инструменты, позволяющие им защищать свои права и выполнять свои обязанности. Тем самым архивисты могут с пользой "вписаться" в процесс динамичной модернизации государства, способствуя хорошему управлению стратегической информацией, обеспечивая эффективность и юридическую поддержку.
Наконец, в сложном вопросе создания и обеспечения сохранности электронных архивов, который рассматривается как важный этап развития, но где одно прикосновение пальца может привести к немедленному и необратимому уничтожению огромных объемов данных, - как можно надеяться, в отсутствие строгих правил и контроля их исполнения, что последующие поколения смогут реализовать какие-либо из упомянутых выше прав?
В тот момент, когда все так много говорят об ориентации государства на обслуживание своих граждан, одно из главных достижений демократии оказывается под угрозой. Кроме того, государство собирается принести в жертву ту структуру, которую оно могло бы эффективно использовать в качестве партнера при проведении своих реформ.
Кристин Мартинес (Christine Martinez), Президент Ассоциации французских архивистов
Сильвия Клер (Sylvie Clair), член совета Ассоциации французских архивистов
Источник: l'Humanité
http://www.humanite.fr/2008-07-30_Tribune-libre_L-Etat-et-ses-archives-chronique-d-une-catastrophe-annoncee
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий