вторник, 20 августа 2024 г.

Первичные статистические данные будут собираться с использованием государственной информационной системы «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных»

Федеральным законом от 22 июля 2024 года №206-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»» установлен новый порядок формирования официальной статистической информации. Первичные статистические данные будут собираться с использованием государственной информационной системы «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных».

Федеральный закон от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст.1) дополнен частью 4 следующего содержания:

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при ведении бухгалтерского учета, в том числе при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также при формировании и представлении налоговых деклараций и иных документов (информации) в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Закон дополнен статьей 5.1 следующего содержания: «Государственная информационная система «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных», в которой устанавливается, что в целях информационного обеспечения официального статистического учета создается и ведется государственная информационная система «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» (далее ГИС), которая, в том числе, во взаимодействии с иными информационными системами, включая информационные системы субъектов официального статистического учета, обеспечивает (ч.1):

  • Сбор, обработку и хранение первичных статистических данных и административных данных;

  • Формирование официальной статистической информации на основе первичных статистических данных и административных данных в соответствии с официальной статистической методологией;

  • Доступ к официальной статистической информации, предоставление и распространение ее в электронном виде;

  • Использование при формировании электронных документов УКЭП или УНЭП физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

Мой комментарий: Интересно, что использование УКЭП юридического лица на платформе не предусмотрено, хотя статистику в основном предоставляют именно юридические лица.

При этом в пояснительной записке к законопроекту указывалось, что

«Подписание отчетности в личном кабинете предлагается осуществлять с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в том числе уже используемой респондентом при предоставлении обязательной бухгалтерской и налоговой отчетности, в связи с тем, что в настоящее время порядка 70% от числа действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уже применяют квалифицированную электронную подпись, сертификат ключа проверки которой получен ими в Удостоверяющем центре ФНС России.

Дополнительно респонденту будет предоставлена возможность подписания статистической отчетности усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием различных средств, позволяющих выполнить требования Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ "Об электронной подписи", в том числе мобильного приложения "Госключ". Реализация соответствующего механизма станет возможной в рамках интеграции Удостоверяющего центра ФНС России с мобильным приложением "Госключ".»

Порядок функционирования ГИС устанавливается Правительством РФ (ч.2).

Оператором и заказчиком ГИС является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации  (п.4).

Обладателем информации, содержащейся в ГИС является Российская Федерация, а также Банк России в части формируемой им и (или) собираемой им с использованием указанной информационной системы информации. От имени Российской Федерации правомочия обладателей информации, содержащейся в ГИС осуществляют оператор ГИС и уполномоченные Правительством Российской Федерации органы в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом (п.8).

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, возникшие в результате создания, развития и эксплуатации ГИС , принадлежат Российской Федерации. Правомочия обладателя указанных исключительных прав от имени Российской Федерации осуществляет оператор ГИС.

В статье 8 «Предоставление первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (часть 7 ) уточнено, что первичные статистические данные предоставляются респондентами субъектам официального статистического учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами.  Ранее вид электронной подписи мог определяться субъектами официального статистического учета самостоятельно «за исключением случаев, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи предусмотрено федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия».

Также уточнено, что «первичные статистические данные могут быть предоставлены респондентами … через операторов электронного документооборота, являющихся организациями, соответствующими требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?BASENODE=1-1&req=doc;base=LAW;n=481293

понедельник, 19 августа 2024 г.

Необходимость регулярного обновления и замены корпоративных систем управления контентом

Данная заметка Дика Вейсингера (Dick Weisinger – на фото) была опубликована 25 июля 2024 года на блоге компании Formtek.

Значение для деловой деятельности систем управления корпоративным контентом (Enterprise Content Management, ECM) невозможно переоценить. ECM-системы - это важнейшие инструменты реализации цифровых стратегий ( https://www.opex.com/insights/what-is-enterprise-content-management-ecm-a-complete-guide-to-ecm/ ), способные улучшить деловые процессы и повысить качество обслуживания клиентов за счет эффективного управления, организации и доставки широкого спектра типов контента. Вопрос, однако, заключается в том, когда следует обновлять ECM-системы или заменять их на новые?

Сегодня коммерческие организации осознают необходимость постоянного внедрения новых технологий с тем, чтобы идти в ногу с цифровой трансформацией. Наиболее очевидной причиной обновления ECM-решений ( https://www.wearedevelopers.com/magazine/5-reasons-why-attending-conferences-matters-more-than-you-think ) является ситуация, когда организация понимает, что возможно прекращение технической поддержки. Замена или серьёзное обновление ECM-систем может потребовать существенных инвестиций, однако они необходимы для сохранения конкурентоспособности в условиях быстро эволюционирующего цифрового ландшафта, для получения новых функциональных возможностей и для ликвидации уязвимостей безопасности.

Замена/обновление ECM-решений может иметь далеко идущие последствия. Новые либо обновлённые ECM-системы могут решить затратную проблему поиска и извлечения информации, которая может обходиться крупным компаниям в миллиарды долларов в год в виде прямых издержек и потерянных возможностей. Также могут быть сокращены или практически полностью сведены на нет затраты времени на поиск файлов и на обработку неточной информации, что приведёт к улучшению деловых процессов и повышению качества обслуживания клиентов.

Оставаться в курсе новинок и обновлений в сфере ECM-систем крайне важно для того, чтобы иметь возможность воспользоваться последними достижениями в области технологий. Регулярные обновления не только оптимизируют функциональность системы, но и приводят ее в соответствие с последними технологическими тенденциями. Поддержание контакта со своим поставщиком с целью получения информации о «дорожной карте» и предстоящих изменениях и запланированных функциональных возможностях — это упреждающий подход, способствующий сохранению своих передовых позиций.

Кроме того, отличный способ быть в курсе постоянно меняющихся технологий – это посещение конференций (как виртуально, так и лично). Участие в конференциях позволяют Вам встречаться с лидерами и экспертами в Вашей области, учиться на их опыте и налаживать ценные связи. Конференции также являются платформой для обмена идеями, получения ценной обратной связи и общения с интересующими Вас людьми.

Дик Вейсингер (Dick Weisinger)

Источник: блог компании Formtek
https://formtek.com/blog/the-imperative-of-regular-updates-for-enterprise-content-systems/  

Правила подтверждения документов об учёных степенях и званиях

Правительство РФ постановлением от 10 ноября 2023 г. №1891 утвердило «Правила подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях». Документ вступил в силу с 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2029 года.

Подтверждение документов об учёных степенях и учёных званиях осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об учёных степенях и учёных званиях (далее - компетентные органы) (п.2).

Результатом подтверждения документов является проставление на них или на отдельных листах, скрепляемых с этими документами, апостиля и/или проставление апостиля в электронном виде путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом и внесения компетентным органом соответствующей записи в реестр апостилей, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» (реестр апостилей).

Подтверждение документов осуществляется по заявлениям граждан, поданным в компетентный орган в письменной форме или в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо реестра апостилей.

Сведения о ходе подтверждения документов направляются в личный кабинет граждан, подавших заявление (далее - заявители), на едином портале.

При рассмотрении вопроса о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании осуществляется (п.11):

  • Определение подлинности подписи и наличия у должностного лица, подписавшего документ, полномочий на право его подписи;

  • Определение подлинности печати, которой скреплен документ;

  • Установление факта выдачи документа лицу, указанному в этом документе в качестве его обладателя;

  • Установление соответствия формы представленного документа форме документа об ученой степени, ученом звании, установленной на момент его выдачи;

  • Установление наличия в документе всех реквизитов и всей информации, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области государственной научной аттестации или требованиям, установленным частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного центра "Сколково", являлось обязательным на момент его выдачи.

В процессе подтверждения документа компетентный орган проверяет сведения, указанные в этом документе, с использованием данных, содержащихся в федеральной информационной системе государственной научной аттестации (далее – информационная система аттестации), в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также взаимодействует с Министерством науки и высшего образования РФ, либо с иным органом государственной власти, либо с организацией, которые выдали представленный документ об ученой степени, ученом звании, либо с их правопреемниками  (п..12).

Наличие сведений о документе об ученой степени, ученом звании в информационной системе аттестации приравнивается к наличию у компетентного органа образца подписи, оттиска печати (при наличии) и информации о полномочиях лица, подписавшего документ.

Мой комментарий: Всё новое – это хорошо забытое старое. В средние века реестры как раз и возникли для того, чтобы упростить процесс подтверждения подлинности актов. Сейчас мы заново изобретаем реестровый подход, возвращаясь к инновациям 15-16 веков :)

В случае отсутствия у компетентного органа образца подписи, оттиска печати (при наличии) и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего документ, и/или сведений о документе в информационной системе аттестации компетентный орган направляет в орган или организацию запрос о представлении соответствующей информации (запрос).

Орган или организация, которым был направлен запрос, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня его получения направить ответ в компетентный орган.

Направление запросов и получение ответов на них осуществляются на бумажном носителе или в электронном виде с использованием реестра апостилей.

В случае принятия решения о подтверждении документа компетентный орган в день принятия им такого решения осуществляет проставление апостиля в электронном виде, а запись о проставлении апостиля вносит в реестр апостилей (п.15).

Проставление апостиля в электронном виде осуществляется путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом (п.16).

Двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в сети «Интернет» с размещенными на ней записями о проставленном апостиле в реестре апостилей в электронном виде, обеспечивает реализацию дистанционного доступа к сведениям о проставленных апостилях.

Электронные документы по результатам рассмотрения заявлений о проставлении апостиля в электронном виде подписываются уполномоченным должностным лицом компетентного органа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=461778

воскресенье, 18 августа 2024 г.

ИСО: Опубликован новый технический отчёт ISO/TR 41019:2024 «Роль менеджмента зданий и сооружений в обеспечении жизнеспособности, экологичности и адаптируемости

В июне 2024 года сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) сообщил о публикации нового технического отчёта ISO/TR 41019:2024 «Роль менеджмента зданий и сооружений в обеспечении жизнеспособности, экологичности и адаптируемости» (Facility management’s role in sustainability, resilience and adaptability) объёмом 44 страницы, см. https://www.iso.org/standard/68175.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:68175:en .

Документ подготовлен Техническим комитетом ИСО TC 267 «Менеджмент зданий и сооружений» (Facility management).

Во вводной части документа отмечается следующее:

«В настоящем документе представлен широкий социальный и общественный контекст менеджмента зданий и сооружений, с тем, чтобы вдохновить те организации, которые хотят:

  • создать и совершенствовать экологически-рациональную и жизнеспособную интегрированную систему менеджмента зданий и сооружений;

  • принять на вооружение тот далеко идущий позитивный вклад, который менеджмент зданий и сооружений вносит в управление застроенной средой;

  • поддержать цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ООН).

В данном документе дано неисчерпывающее, раскрывающее контекст введение в соответствующие широко используемые понятия, концепции, инициативы и термины.

Признавая тот факт, что практика менеджмента зданий и сооружений на международном уровне динамична и разнообразна, данный документ представляет лишь общую информацию, основанную на текущем опыте, не устанавливая каких-либо конкретных требований, рекомендаций или разрешений. Организациям рекомендуется самостоятельно изучить вопрос о том, в какой мере этот документ применим в их специфических условиях.»

Содержание документа следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Концепции, контекст и проблемы
5. Цели устойчивого развития (Sustainable Development Goals, SDGs)
6. Роль международных стандартов в поддержке реализации целей устойчивого развития
7. Менеджмент зданий и сооружений и цели устойчивого развития в данном контексте
8. Роль семейства стандартов ISO 41000
9. На пути к экологически-рациональному и жизнеспособному менеджменту зданий и сооружений
Приложение A: Соответствие семейства стандартов ISO 41000 целям устойчивого развития ООН
Приложение B: На пути к экологически-рациональному и жизнеспособному менеджменту зданий и сооружений посредством использования стандартов семейства ISO 41000
Приложение C: Соответствующие технические комитеты ISO
Библиография

Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/68175.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:68175:en