понедельник, 29 июня 2015 г.

Пересмотр в Китае концепции национального архивного фонда


Данная статья китайских специалистов Ань Сяоми (Xiaomi An), Ден Хепу (Hepu Deng) и Джан Биня (Bin Zhang), была выложена 30 июня 2014 года на сайте австралийской дискуссионной группы «Круглый стол по вопросам управления документами» (Recordkeeping Roundtable, см. http://rkroundtable.org/ ). Публикуется с сокращениями.

Фонд - это совокупность документов, происходящих из одного источника. Традиционно под «национальным архивным фондом» понимают совокупность исторических документов, находящихся в собственности государства. В последние 20 лет не было общего согласия о содержании этого понятия. Цель данной работы заключается в том, чтобы понять эволюцию и развитие концепции национального архивного фонда в Китае и последствия этого для управления архивным делом, а также пересмотреть эту концепцию в интересах эффективного управления архивами в целях их оптимального использования в сегодняшней динамично меняющейся среде.

Различные точки зрения

Пришедшая из бывшего Советского Союза концепция «национального архивного фонда» была впервые введена в Китае в 1950-х годах, а впоследствии обновлена в 1980-х годах. Она основана на плановой экономике в рамках социалистической системы управления. У этой стадии управления архивным делом есть три характерные особенности, в числе которых государственная собственность на архивные документы, единая государственная система управления архивным делом и централизованная государственная архивная информационная система для доступа и использования архивных материалов.

В китайской литературе существуют три различные точки зрения на концепцию национального архивного фонда, связанные с переходом общества от плановой экономики к рыночной и из бумажного мира в электронный:
  • Национальный архивный фонд рассматривается как физическая конструкция. С этой точки зрения, все архивные документы находятся в государственной собственности. Они являются национальными активами, которые должны централизованно контролироваться как органическое целое, с тем чтобы защитить их целостность как государственных активов.

  • Национальный архивный фонд рассматривается как социальная конструкция. С этой точки зрения, все архивные документы должны быть охвачены единым идейным руководством в интересах эффективного управления ими на различных уровнях с тем, чтобы обеспечить целостность и сохранность архивов и содействовать их оптимальному использованию. Такая трактовка подчеркивает роль системы государственного управления архивным делом в обеспечении целостности государственных архивных документов, имеющих ценность и заслуживающих сохранения в интересах страны и общества.

  • Национальный архивный фонд рассматривается как интеллектуальная конструкция. С этой точки зрения, все архивные документы страны имеют ценность и заслуживают сохранения в интересах людей и общества. Акцент при таком подходе делается на сохранении подлинной истории и всеобъемлющей памяти страны с целью их последующего использования. Такая точка зрения на национальный архивный фонд подчёркивает важность интеграции национальных архивных ресурсов для оказания ориентированных на граждан информационных услуг, направленных на улучшение использования этих ресурсов.
Представители трех приведенных выше точек зрения по-разному смотрят на цели агрегирования, на происхождение архивных документов и на то, как их следует использовать для достижения этих целей. Эти взгляды существенно влияют на решение вопроса о целях и способах архивной работы и управления архивным делом в Китае.

Проблемные вопросы

Концепция национального архивного фонда сталкивается со следующими проблемами:
  • Ограничения физической конструкции. Начиная с 1990-х годов, в ходе движения Китая в сторону рыночной экономики, шел переход от единой государственной собственности на архивные документы к ряду форм собственности (государственной, корпоративной, частной и государственно-частной). В результате сохранение целостности всей совокупности архивных документов страны сталкивается с многочисленными проблемами из-за разнообразия форм собственности и использования различных подходов в делопроизводстве и архивном деле.

  • Слабости социальной конструкции. В ходе преобразований общества надзор и оказание услуг в соответствии с правами органов управления архивным делом оказываются неэффективными в отношении частного сектора. Множество находящихся в негосударственной собственности архивных документов, сохранение которых имеет общенациональное и общественное значение, управляется ненадлежащим образом. Отсутствуют адекватные стратегии и политики для систематического уничтожения либо передачи на государственное архивное хранение, экспертизы ценности и приобретения этих ценных архивных документов. Это ставит под угрозу целостность памяти и истинной истории страны.

  • Отсутствие поддерживающих систем для интеллектуальной конструкции. Деловая и социальная жизнь людей в электронную эпоху 21-го века всё больше осуществляется в сети, и существуют различные способы интеграции архивных ресурсов с целью их оптимального использования. Имеет место, однако, недостаточная развитость национальной кибер-инфраструктуры для объединения людей, процессов и технологий для управления документами и архивации. Это ставит под угрозу доступность и целостность информации, а также непрерывность использования электронных ресурсов нации (digital continuity) сейчас и в будущем.
Эти проблемные вопросы показывают, что традиционное представление о национальном архивном фонде больше уже не способно приспосабливаться к физической, социальной и интеллектуальной трансформациям в современной динамичной среде. Существует потребность в разработке новых конструкций для лучшего понимания в будущем концепции национального архивного фонда.

Новые конструкции

Для сохранения целостности памяти и истинной истории страны и эффективной адаптации к идущим сейчас динамичным изменениям, в данной работе предполагается широкое толкование понятие национального архивного фонда. Основываясь на этой широкой трактовке, национальный архивный фонд можно рассматривать и как социальную конструкцию управления документами и архивным делом на национальном уровне, и как интеллектуальную конструкцию архивной кибер-инфраструктуры, объёдиненной в сеть на национальном уровне. Такие новые конструкции имеют следующие преимущества по сравнению с традиционным толкованием:
  • Ориентированность на потребности людей. Концепция подчеркивает ценность архивов для страны и общества. Принимается во внимание ценность для людей и представления общественности о том, что они считают ценным. Признается ценность архивных документов в качестве доказательств, памяти, самобытности, знаний, культурно-исторического наследия народа и общества.

  • Плюрализм точек зрения. Предлагаемая концепция учитывает разнообразие происхождения архивных документов. Она допускает использование различных способов агрегирования документов и интеграции архивных ресурсов для их оптимального использования. Кроме того, такой подход учитывает разнообразие архивных фондов и их многообразную ценность для различных видов использования архивных документов, относящихся к государственной и негосударственной собственности.

  • Механизмы управления, способствующие участию различных сторон (participatory governance mechanisms). Концепция соответствует положениям Закона об архивах Китайской Народной Республики, касающимся управления архивным делом в условиях рыночной экономики. Она в полной мере учитывает права на администрирование, распоряжение судьбой и доступ, присущие различным формам собственности на архивные документы; роль граждан и корпораций различных видов, а также их обязанности по защите целостности памяти и истинной истории страны, равно как и их права на доступ к архивным документам в качестве потребителей информации.

  • Концепция национальной службы. Концептуальная конструкция обеспечивает стратегический взгляд и целостный подход к выявлению взаимосвязей между различными типами архивных документов и контекстом их создания и текущего использования, в том числе для архивных документов, созданных до и после 1949 года (т.е. до и после образования КНР – Н.Х.), относящихся как к государственной, так и к негосударственной формам собственности,

  • Стратегия управления знаниями на основе анализа рисков. Новая конструкция способствует практике эффективного управления знаниями при управлении архивными ресурсами, вместо того, чтобы уделять основное внимание физическому управлению архивными объектами. Это представляет собой переход от акцента на административный контроль к оказанию ориентированных на интересы общественности информационных услуг, с тем чтобы повысить общий профессионализм в деле защиты национальных интеллектуальных активов, а также избежать риска появления «черной дыры» в памяти и разрывов в истории. Такая стратегия включает:

    • Коллективно осуществляемую перестройку управления знаниями в интересах защиты ценности архивных ресурсов в качестве интеллектуальных активов страны;

    • Согласованный реинжиниринг деятельности в сфере управления знаниями для повышения отдачи от коллективного использования архивных ресурсов в качестве интеллектуальных активов общества;

    • Развитие ресурсов в сфере управления знаниями в увязке с увеличением ценности архивных ресурсов в качестве интеллектуальных активов, предназначенных для использования общественностью.

  • Сложные адаптивные системы. Новая конструкция принимает во внимание сложность и неопределенности, связанные с агрегированием различных документов по времени, пространстве и контекстах. Интеграция архивных ресурсов для их оптимального использования является динамическим процессом, который включает в себя многостороннее взаимодействие между различными типами заинтересованных сторон, взаимоотношения которых всегда являются динамическими. Из этого следует, что архитектура кибер-инфраструктуры для объединения людей, процессов и технологий управления документами и архивацией является нелинейной. Она должна быть адаптивной и самоорганизовываться таким образом, чтобы обеспечивать оптимальное использование архивных документов.
В данной работе приведены аргументы в пользу того, что традиционная концепция национального архивного фонда больше не способна адаптироваться к реалиям 21-го века. В этой связи чрезвычайно важно переосмыслить это понятие с учетом общего сдвига и расхождения мнений в рамках архивного дискурса, которые влияют на принципы «зачем, что и как» при управлении архивами. На основе новой трактовки предлагается концепция оценки эффективности управления документами и архивации (с возможностью привлечения заинтересованных сторон), с целью уменьшения риска при обеспечении целостности памяти и истинной истории страны. Отсюда следует функциональное требование о создании кибер-инфраструктуры для предоставления ориентированных на граждан услуг посредством использования инструментов управления документами и архивации.

Благодарности

Данная работа была выполнена при поддержке Национального фонда социальных наук Китая в рамках проекта «Новые механизмы интеграции национальных электронных архивных ресурсов с целью их эффективного использования» (проект номер 13 &ZD 184).
   
Ань Сяоми (Xiaomi An), Ден Хепу (Hepu Deng), Джан Бинь (Bin Zhang)

Источник: сайт Recordkeeping Roundtable
http://rkroundtable.org/2014/06/30/reinventing-the-concept-of-the-state-archival-fond-in-china/ 

Комментариев нет:

Отправка комментария