Международный конгресс архивов в Куала-Лумпуре, шестнадцатый по счёту, состоялся 21-27 июля 2008 года. В дополнение к предметной дискуссии, в рамках конгресса прошли заседания Международного Совета Архивов, а также его филиалов и секций. В конгрессе приняли участие около 1200 участников. Группа представителей Польши была средней по численности участников.
В канун официального открытия конгресса, 21 июля, прошло заседание высшего руководящего органа секции профессиональных (SPA) объединений и ассоциаций архивистов и специалистов по управлению документами – общее собрание её членов, в ходе которого был избран новый исполнительный комитет секции. Ассоциации предложили 16 кандидатов, и голосование шло за список в целом. Таким образом, исполнительный комитет секции на период 2008-2012 годы (от Куала-Лумпура до Брисбена) выглядит следующим образом:
- Эндрю Никол (Andrew Nicoll - Великобритания),
- Берндт Фредрикссон (Berndt Fredriksson - Швеция),
- Кристина Мартинес (Christine Martinez - Франция),
- Коллин Макъюэн (Colleen McEwen - Австралия),
- Кристина Бьянчи (Cristina Bianchi - Швейцария ),
- Габриэла Салазар (Gabriela Salazar - Мексика),
- Фред ван Кан (Fred van Kan - Нидерланды),
- Изабелла Орефис (Isabella Orefice - Италия),
- Хуан Боадас-и-Расет (Joan Boadas i Raset - Каталония),
- Казукоo Сасаки (Kazuko Sasaki - Япония),
- Михаэль Диффенбахер (Michael Diffenbacher - Германия),
- Михаил Хенкин (Израиль),
- Патриция Слиман (Patricia Sleeman - Великобритания),
- Роберт Науе (Robert Nahuet - Канада),
- Труди Хаскемп Петерсон (Trudy Huskamp Peterson - США),
- Вальдемар Чоражичевски (Waldemar Chorążyczewski - Польша).
Сразу же после общего собрания членов SPA провел своё первое заседание исполнительный комитет SPA нового состава, под председательством нового президента Кристины Мартинес. На Фреда ван Кана были возложены обязанности вице-президента, секретарём стал Коллин Макъюэн, и заместителем секретаря - Эндрю Никол.
Торжественное открытие XVI Международного конгресса архивов состоялось во вторник 22 июля. Церемония прошла при участии Министра единства, культуры, искусства и наследия Малайзии с впечатляюще длинным именем Дато Сери Хаджи Мохаммад Шафи бин Хаджи Апдал, генерального директора Национальных Архивов Малайзии Сидека бин Джамиля,, и, конечно же, президента Международного Совета Архивов, Лоренца Миколецкого. Заодно были отмечены 60-я годовщина Международного Совета Архивов и 40-летие филиала МСА в Юго-Восточной Азии – SARBICA.
Тема конгресса была сформулирована следующим образом: «Архивы, управление, развитие: Планирование будущего общества». Мы имеем дело со всеми аспектами управления документацией и архивами. Особое внимание должно быть уделено электронной документации, которая сегодня образуется в больших объемах, экспертизе ее ценности и организации постоянного хранения.
Как часть проблемы хранения, в первую очередь встает проблема природных и техногенных катастроф как источник угрозы для архивов, - как в результате глобального потепления, так и вследствие локальных вооруженных конфликтов.
Неизменно важное место занимает разработка современных стандартов для различных сфер деятельности архива, в основном в области архивных описаний. Забота об архивах, обеспечение сохранности и доступа с помощью архивных описаний служат определенной цели: использованию архивов и документах в интересах государственного управления и деловой деятельности. От эффективного управления документами и архивами – к надлежащему управления в целом, особенно при внедрении «электронного правительства».
Архивисты должны убеждать общество и тех, кто принимает решения, а не оказываться на обочине информационного общества. Архивы, как часть системы управления государством и обществом, как часть информационного общества, нуждаются в отлично подготовленных и понимающих свои задачи архивистах. Именно поэтому такой сильный акцент делается на образовании и профессиональной подготовке архивистов, и статусе профессии архивиста.
Профессия должна быть определена путем разработки модели компетенций, с помощью сертификации и аккредитации, широкого выбора форм профессиональной подготовки (включая постоянное повышение квалификации – «обучение в течение всей жизни») , - а её сильные позиции в обществе (профессия, опирающаяся на общественное доверие) должны гарантировать высокий этический уровень архивистов. Из этого следует, что в будущем обществе для архивов и архивистов есть важное место, место активного участника «электронного правительства», необходимого для функционирования информационного общества.
Перечислим в хронологическом порядке те сессии и группы, на которых выступали члены польской делегации. К ним относятся:
- Архивы и программа ЮНЕСКО "Память мира" - Владислав Степняк (Władysław Stępniak);
- Массовая реставрация находящихся под угрозой архивных документов девятнадцатого - двадцатого веков – восьмилетний опыт польской государственной программы «Кислотные документы» - Анна Чайка (Anna Czajka);
- Новые научные и университетские архивов в Европейском Союзе. Новые проблемы или новые возможности? - Анна Домаланус (Anna Domalanus), Юлия Дживоки (Julia Dziwoki), Ева Фурманска (Ewa Furmańska), Ханна Краевска (Hanna Krajewska);
- Из прошлого в будущее - создание системы, основанной на стандартах Международного Совета Архивов. Два примера: Zosia –интегрированная архивная система, используемая в польских архивах; и испанская система PARES - Рафал Магрич (Rafał Magrys), Никодем Бонча-Томашевски (Nikodem Bończa-Tomaszewski), Барбара Берска (Barbara Berska).
Как обычно в таких случаях, собравшимся пришлось прослушать серию докладов. Также речь шла о направлениях деятельности в будущем. О своих приоритетах рассказали вновь избранные президент и вице-президент. Решающее значение имеет документ, озаглавленный «Стратегические направления деятельности Международного Совета Архивов в 2008-2018 годы». МСА надеется, что руководство национальных и международных организаций и мировое сообщество поймут, что эффективное управление документами и архивами является важным условием для эффективного управления в целом, для верховенства закона, прозрачности управления, сохранения памяти общества и для доступа общественности к информации.
Важным моментом Генеральной Ассамблеи была инаугурация новоизбранных руководителей Международного Совета Архивов. Новым президентом МСА стал Иан Уилсон из Канады. Нольд Ромер-Кенепа из Нидерландских Антильских островов стал новым вице-президентом по CITRA. Абдулла Эль-Рейес из Объединенных Арабских Эмиратов избран вице-президентом по вопросам маркетинга и продвижения. Льюис Беллардо из Соединенных Штатов назначен вице-президентом по программе развития. Шотландец Дэвид Лейч принял на себя обязанности Генерального секретаря МСА. Дидье Гранж, бывший президент SPA, стал теперь заместителем Генерального секретаря, ответственным за "Круглым столом" архивов (CITRA).
Вальдемар Чоражичевски (Waldemar Chorążyczewski), генеральный секретарь SAP
Кшиштоф Стрыйковски (Krzysztof Stryjkowski), вице-президент SAP (фото)
Источник: сайт Ассоциации польских архивистов (Stowarzyszenie Archiwistów Polskich, SAP)
http://www.sap.waw.pl/node/305
Комментариев нет:
Отправить комментарий