понедельник, 8 сентября 2008 г.

Конференция SAA 2008: Обеспечение сохранности и экспериментирование с гибридными (аналоговыми и электронными) литературными коллекциями – Часть I

Репортаж с сессии 203 конференции Общества Американских Архивистов в Сан-Франциско

«Эти несносные диски!» Фото: Blude

Официальным названием сессия 203 было «Как запачкать руки (и получить от этого удовольствие): Примеры  архивации электронных манускриптов». Председатель сессии, Кэтрин Столлар Петерс (Catherine Stollar Peters) из Нью-Йоркского отделения Национальных Архивов США, начала заседание с высокоуровневой дискуссии на тему «Теоретические основы архивации электронных манускриптов». Основное внимание здесь было уделено обеспечению сохранности гибридных коллекций, включающих электронные и бумажные литературные документы. Цель состояла в том, чтобы проанализировать новые способы применения архивных технологий к электронным документам. Выступали сплошь архивисты, не имевшие подготовки в области ИТ-технологий,  и поэтому опиравшиеся на работы других специалистов … и экспериментировавшие. Кэтрин также отметила, что обсуждавшиеся проблемы актуальны также  для исследователей, историков и журналистов.

По каждому из докладчиков, я выписал (см. ниже) основные отмеченные им проблемы и рекомендации. Те, кто был на сессии, может их пропустить, и перейти  к моим собственным рассуждениям.

«Электронные документы Норманна Мэйлера (Norman Mailer)»
  • Докладчик: Габриэла Редвайн (Gabriela  Redwine) из Центра Гарри Рэнсома при университете штата Техас, г.Остин

  • Обсуждавшаяся коллекция: Бумаги Норманна Мэйлера
Проблемы и вопросы:
  • 3 ноутбука и около 400 дисков, содержащих переписку;

  • В то время как письма, возможно, были продиктованы или подготовлены вчерне Мэйлером, всю работу на компьютере по вводу, организации и корректировке  выполнила его помощница Джудит МакНелли (Judith McNally). Встает вопрос: кого следует указать в качестве создателя документов? Как эти документы отражают взаимодействие между Мэйлером и МакНелли? Кто их создателем? Coавторы?

  • Все ноутбуки и диски хранились у Джудит МакНелли. После её смерти всё ее имущество было конфисковано должностными лицами округа. Примерно через год все диски из ее квартиры удалось в конечном итоге получить - но в итоге возник вопрос их происхождения. Нет никакой возможности узнать, кто мог бы просматривать / модифицировать эти документы.
Открытия и рекомендации:

Что включают в себя работа по принятию на хранение и архивная обработка,  когда приходится иметь дело с электронными документами? Что необходимо сделать?
  • Получить документы на хранение;

  • Собрать информацию о том, как создатель (или создатели!) использовали электронные документы. В марте 2007 года они побеседовали с Мэйлером, для того, чтобы понять, как он и его ассистентка работали вместе. Выяснилось, что компьютерами занималась исключительно МакНелли.

  • Перенумеровать диски, компьютеры, другие электронные носители информации;

  • Создать каталог дисков, отражающий внешний вид дисков и другую «физическую» информацию (включая цвет чернил, подчеркивания т.д.). На этот момент диски еще ни разу не  вставлялись в компьютер. Пока что фиксировалась визуально-пространственная информация;

  • По каждому диску собрать следующую информацию: типы файлов, структура каталогов и имена файлов.
Для  коллекций этого типа идеальной ситуацией является участие архивиста, начиная с ранних этапов работы - чем раньше, тем лучше.

«Бумаги Питера Ганика (Peter Ganick)»
  • Докладчик: Мелисса Вотерворт (Melissa  Watterworth)

  • Обсуждавшаяся коллекция: Бумаги писателя и издателя малотиражных публикаций Питера Ганика (Исследовательский центр Томаса Додда при университете штата Коннектикут)
Проблемы и вопросы:
  • Каковы основные источники информации в нашем современном мире?

  • Каким образом мы, выступая в роли доверенных хранителей, приобретаем и обеспечиваем сохранность документов, изначально созданных в электронном виде?

  • Как нам сохранять «социальные» средства информационного обмена (participatory media: блоги, википедии, новостийные ленты, фото- и видеообменные сайты и т.д. – Ред.) - возможно, мы можем поучиться у коллег, работающих в сфере исполнительского искусства?

  • Каким образом последовательно наращивать наши коллекции электронных документов? Следует ли нам также сохранять и используемые инструменты?

  • Выбор времени приобретения материалов: Насколько активно следует заниматься собиранием личных архивов? Как установить доверительные отношения с их создателями, и заставить их осознать имеющиеся проблемы?

  • Личные документы сильно контекстно-зависимы – порядок документов имеет большое значение. Так ли это для личных архивов чисто электронных документов? Какую роль играет сетевой аспект электронных документов, - как он влияет на концепцию порядка?

  • При первой попытке принятия на хранение одного из ноутбуков Питера Ганика архивист не смогла найти ничего похожего на дела... Она нашла фрагменты текста – гипертекстовый документ, а также множество файлов сомнительного происхождения (скачанных из листа рассылки? или собственных творений Ганика?). Ей пришлось сесть рядом с ним, чтобы понять стиль его работы.

  • Ганик сначала не понимал проблем, стоящих перед архивистом. Он еще был в состоянии более-менее понять идею метаданных, а также проблему аутентичности. Но ему было трудно понять, что же за сведения архивист пыталась собрать.

  • Как упорядочивать документы и сохранять их контекст в сетевой онлайн-среде?

  • Самая большая техническая проблема: не слишком ли долго мы цепляемся за концепции первоначального порядка и контекста документов?

  • Проблемы, которые придётся решать в том случае, если принимать материалы на хранение на более ранней стадии их жизненного цикла – не окажутся ли они ещё сложнее? Что делать, если создатель установит ограничения на их группировку, или захочет их забрать?

  • Хотим ли мы заключать контракты с дарителями? Практично ли это?
Открытия и рекомендации:
  • Следует собирать те материалы, которые имеют большую ценность в качестве созданных в электронной форме работ, и при этом велик риск их утраты.

  • Нужно создавать инфраструктуру, поддерживающую деятельность по обеспечению долговременной сохранности документов, созданных в электронном виде.

  • Полезно общаться с создателем документов, для того, чтобы узнать больше о его творческом процессе. В данном проекте документы от Ганика  принимались раз в несколько лет, и. как оказалось, это было недостаточно часто. За это время Ганик успевал поменять используемые им инструменты и стиль работы. Докладчик сделала упор на то,  политика последних 30 лет уже не будет работать – её придется изменять.

  • Желательно подготовить «Соглашение о передаче документов» относительно того, какие документы должны быть переданы в архив. Ганик передавал документы, сгруппированные  по ему понятным принципам. Архивист анализировала полученные документы, чтобы убедиться  том, что ей понятно, что именно она получила.

  • Стоит подумать об сохранении «снимков» виртуальных текстов в формате PDF.

  • Рассмотреть модель  «самоархивации» - ею часто пользуются профессора в академической среде.

  • Как насчет «внедренных архивистов» (embedded archivists)? Такой подход достаточно уже долго используется в исполнительском искусстве и в неправительственных организациях, и он может все больше и больше распространяться.
(Продолжение следует)

Источник: блог Spellbound Blog
http://www.spellboundblog.com/2008/09/06/saa2008-preservation-and-experimentation-with-analogdigital-hybrid-literary-collections-session-203/
http://flickr.com/photos/blude/2665916336/in/photostream (фото)

Комментариев нет:

Отправить комментарий