пятница, 9 января 2009 г.

Первым законопроектом, утвержденным новым составом Палаты представителей Конгресса США, стал законопроект о внесении поправок в закон о президентских документах

Появилась надежда на завершение семилетней борьбы историков и архивистов США за отмену Исполнительного приказа 13233 президента Буша, изданного в ноябре 2001 года, который ограничил доступ к президентским документам. 7 января 2009 года Палата представителей Конгресса США подавляющим большинством голосов одобрила законопроект H.R. 35 о внесении поправок в закон о президентских документах (Presidential Records Act). Выбор руководством Конгресса этого законопроекта в качестве первого существенного законодательного акта, принятого в 2009 году, не случаен – он символизирует приверженность идее прозрачности государства.

Новый президент Обама уже пообещал отменить исполнительный приказ  13233. Заинтересованные стороны надеются на то, что Сенат также быстро утвердит этот законопроект, с тем, чтобы вновь избранный президент смог подписать его сразу же после инаугурации.

Аналогичный по содержанию законопроект уже принимался Палатой представителей в марте 2007 года, но тогда администрация Буша пригрозила, в случае утверждения его обеими палатами, наложить на него вето.

В том виде, в каком он утвержден Палатой представителей, законопроект предусматривает:
  • Отмену исполнительного приказа 13233. Согласно закону о президентских документах, предполагается, что эти документы должны становиться доступными историкам через 12 лет после окончания срока полномочий соответствующей президентской администрации. Изданный в ноябре 2001 года президентом Бушем исполнительный приказ отменил ранее действовавший исполнительный приказ президента Рейгана и предоставил нынешним и бывшим президентам и вице-президентам широкие возможности по изъятию из публичного доступа президентских документов и по неограниченно долгой задержке их раскрытия.

    Законопроект отменяет положения исполнительного приказ Буша и определяет процедуры, обеспечивающие своевременное раскрытие президентских документов.

  • Установление ограниченных сроков экспертизы документов. Согласно исполнительному приказу Буша, Архивист США должен ждать, пока как действующий, так и соответствующие бывшие президенты одобрят раскрытие президентских документов, при этом этот процесс экспертизы документов может тянуться неопределенно долго. Законопроект предусматривает, что действующий и бывшие президенты имеют 40 дней на то, чтобы высказать свои возражения против раскрытия соответствующих документов Архивистом.

  • Ограничение права бывших президентов по изъятию президентских документов из публичного доступа. В соответствии с исполнительным приказом Рейгана, бывший президент мог обратиться к действующему президенту с просьбой продлить привилегированный статус документов, и тем самым изъять их из числа раскрываемых. В случае отказа действующего президента сделать это, документы должны были раскрываться, если только бывшему президенту не удастся отстоять свою позицию через суд.

    В исполнительном приказе Буша этот порядок был пересмотрен: Действующий президент должен был сохранять привилегированный статус документов, если только лицу, желающему с ними ознакомиться, не удастся убедить суд. Фактически, приказ Буша давал бывшим президентам практически неограниченные права по изъятию президентских документов из публичного доступа.

    Законопроект предусматривает возвращение к порядку, зафиксированному в приказе Рейгана, давая тем самым право действующему президенту возможность отказать бывшим президентам в необоснованных претензиях на сохранение привилегированного статуса их документов.

  • Вводится требование о том, что президент должен лично просить о сохранении привилегированного статуса документов. В соответствии с установленным Бушем порядком, даже лица, назначенные бывшим президентом, могли требовать сохранения привилегированного статуса документов после его смерти. Тем самым право на привилегированный статус фактически становилось частной собственностью. Законопроект четко устанавливает, что это право является личным правом действующего и бывших президентов, и не может быть передано родственникам, потомкам или уполномоченным лицам.

  • Отмена права на привилегированный статус документов для вице-президентов.  В качестве беспрецедентного до того шага, исполнительный приказ Буша  предоставил бывшим вице-президентам право на привилегированный статус вице-президентских документов. Законопроект восстанавливает традиционный порядок, когда право на привилегированный статус президентских документов предоставляется только президентам.
Законопроект также предусматривает, что Архивист США вправе отказать в доступе к подлинным президентским документам тем уполномоченным представителям бывшего президента, которые имеют судимость, связанную с экспертизой ценности, обеспечением сохранности, изъятием или уничтожением архивных документов. Поводом для такой формулировки послужила нашумевшая история о краже документов из Национальных Архивов США бывшим советником президента Клинтона по национальной безопасности Самюэлем Бергером, который 1 апреля 2005 признал себя виновным в неавторизованном изъятии и хранении у себя секретных документов.

Источник:  Национальная Историческая Коалиция (National Coalition for History)
http://historycoalition.org/2009/01/07/presidential-records-reform-act-is-first-bill-passed-by-the-new-house/

Комментариев нет:

Отправить комментарий