понедельник, 25 июля 2022 г.

Идеи внедрения виртуальной реальности в библиотеках

Данная заметка доцента Университета центрального Миссури (University of Central Missouri) д-ра Лорен Хейс (Lauren Hays – на фото) была опубликована 5 июля 2022 года на сайте компании Lucidea.

Около года тому назад я написала пост (см. https://lucidea.com/blog/the-history-and-potential-uses-of-ar-and-vr-in-libraries/ ) об истории и текущем использовании виртуальной реальности (virtual reality, VR). С тех пор я продолжала обдумывать этот вопрос, а сегодня мне представилась возможность посетить лабораторию виртуальной реальности.

Я смогла попользоваться VR-гарнитурой и «побывать» в различных виртуальных средах. В одном случае я стояла на затонувшем корабле и смотрела, как совсем близко от меня проплывает кит. В другой ситуации я поднималась на лифте на верхний этаж, а затем шла по узенькому мосту. Хотя я знала, что нахожусь в полной безопасности, меня каждый раз поражало, как срабатывают инстинкты! Мне совсем не нравилось ходить по этому узкому мосту!

В ходе состоявшегося после визита обсуждения мы провели «мозговой штурм» в поиске конкретных способов, посредством которых виртуальная реальность может в будущем повлиять на выполняемую нами работу. Лично я полагаю, что мы всё ещё достаточно далеки от того, чтобы виртуальная реальность стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В то же время технологии часто совершают неожиданные прорывы, поэтому я считаю важным следить за развитием событий и быть готовыми.

Ниже перечислены несколько идей о том, как виртуальная реальность может изменить наши способы работы в библиотеках:

  • Новый способ проведения исследований: Виртуальная реальность открывает новые возможности для проведения исследований. Пользователи библиотек могут посещать виртуальные локации, чтобы по-новому взглянуть на интересующий их вопрос, или же виртуальные представления физических пространств, чтобы получить опыт и впечатления, который невозможно получить вне виртуальной реальности. Виртуальная реальность также может дать пользователям возможность просматривать архивы или закрытые коллекции, при условии, что эти коллекции были воспроизведены в виртуальном пространстве.

  • Новые способы предоставления пользователям доступа к коллекциям. Подобно предыдущей идее, виртуальная реальность также создает новые возможности для библиотек в плане предоставления ими пользователям доступа к их коллекциям. Входящие в состав коллекции ресурсы могут быть воссозданы в виртуальном пространстве, чтобы пользователи могли их брать в руки, просматривать, читать, наблюдать и взаимодействовать с ними.

  • Ресурсы для коллекционирования: Поскольку сфера применения виртуальной реальности продолжает расти и расширяться, меня беспокоит вопрос о том, какую информацию мы можем потерять из-за того, что мы не захватываем её с целью обеспечения её долговременной сохранности. Подобно иной цифровой информации, виртуальные среды и пространства необходимо собирать и сохранять.

  • Делать технологию доступной для посетителей: Библиотекам необходимо подумать о том, как технология виртуальной реальности вписывается в выполнение их миссии. Виртуальная реальность может погрузить читателя внутрь книги, позволить взглянуть с новой точки зрения на историческое событие и познакомить читателей с новым способом взаимодействия с другими людьми. Точно так же, как «хакспейсы» (makerspace – контролируемые сообществами, часто на некоммерческой основе, места для общения по интересам – Н.Х.) подходят для выполнения их миссий некоторыми библиотеками, здесь также есть место и для виртуальной реальности.

  • Виртуальные семинары: Многие библиотеки проводят тренинги и семинары для своих посетителей. В будущем некоторые из этих событий могут производиться с погружением в виртуальную среду. Семинары и курсы обучения могут перейти от технологий видеоконференций к платформам погружения в виртуальную реальность, где каждый ощущает, что находится в одной комнате с другими людьми.

Вероятно, есть и другие способы использования виртуальной реальности, которые я не упомянула, - но, надеюсь, мои идеи помогут Вам увидеть, как виртуальная реальность может повлиять на работу, которую мы выполняем в библиотеках.

Лорен Хейс (Lauren Hays)

Мой комментарий: Архивистам и специалистам по управлению документами тоже пора задуматься, каким образом технологии виртуальной и дополненной реальности, в сочетании с прочими известными и инновационными технологиями, могут сделать их работу более эффективной и творческой.

Лично я бы не гналась за дорогостоящим, полезным для произведения впечатления на начальство и высоких гостей, но не слишком полезным для решения повседневных задач созданием красивых виртуальных сред. А вот куда более скромные инструменты дополненной реальности, способные, например, показать дорогу к нужному стеллажу и подсветить нужное дело или короб, хотя и не столь «показушные», но зато способны серьёзно сократить трудозатраты на выполнение скучных рутинных операций :)

Источник: сайт компании Lucidea
https://lucidea.com/blog/ideas-for-incorporating-virtual-reality-in-libraries/

Комментариев нет:

Отправить комментарий