Как сообщили сайт ИСО и сайт Британского института стандартов, в ноябре 2018 года был официально опубликован первый, как считается, международный стандарт по управлению знаниями ISO 30401:2018 «Системы менеджмента знаний – Требования» (Knowledge management systems – Requirements) объёмом 26 страниц, см. https://www.iso.org/contents/data/standard/06/86/68683.html и https://www.iso.org/obp/ui/#!iso:std:68683:en .
О проекте этого документа я подробно рассказывала здесь: http://rusrim.blogspot.com/2018/02/dis.html , а также в других постах, см. http://rusrim.blogspot.com/search?q=ISO+30401 . Это описание я повторяю здесь, приведя его в соответствие с окончательной, достаточно существенно переработанной редакцией документа.
Во вводной части о стандарте сказано следующее:
ВведениеВ описании области применения подчёркивается:
Назначение стандарта
Задачей данного стандарта системы менеджмента ИСО для управления знаниями является поддержка усилий организаций по формированию системы менеджмента, которая эффективно способствует и поддерживает получение экономической отдачи посредством знаний.
Управление знаниями / менеджмент знаний (Knowledge Management, KM) - это дисциплина, уделяющая основное внимание тем способам, при помощи которых организации создают и используют знания. У данного понятия нет единого общепринятого определения, и до публикации данного стандарта системы менеджмента не было соответствующих глобальных стандартов. Существует множество хорошо известных препятствий для успешного управления знаниями, которые всё ещё необходимо преодолевать; нередко данный вид деятельности путают с другими дисциплинами, такими как управление информацией. Существует также немало распространенных заблуждений относительно того, как управлять знаниями – например, есть мнение о том, что достаточно просто купить технологическое решение для того, чтобы управление знаниями давало отдачу.
Каждой организации предстоит разработать, с учётом специфических условий её деловой деятельности и оперативной работы, свой собственный подход к менеджменту знаний, отражающий её специфические потребности и желаемые конечные результаты.
Намерением настоящего стандарта является установление разумных принципов и требований к менеджменту знаний:
Важность менеджмента знаний:
- В качестве рекомендаций для тех организаций, которые стремятся компетентно подойти к оптимизации деловой отдачи от имеющихся у организации знаний;
- В качестве основы для аудита, сертификации, оценки и признания таких компетентных организаций уполномоченными органами по проведению внутреннего и внешнего аудита.
Знания являются нематериальным активом организации, которым, как и любым другим активом, необходимо управлять. Его необходимо развивать, консолидировать, обеспечивать сохранность и коллективное использование, адаптировать и применять, с тем, чтобы сотрудники могли принимать эффективные решения и осуществлять согласованные действия, решая проблемы с учётом прошлого опыта и новых представлений о будущем. Менеджмент знаний представляет собой всесторонний подход к совершенствованию обучения и повышению эффективности посредством оптимизации использования знаний, с целью получения организацией отдачи. Менеджмент знаний поддерживает существующие процессы и стратегии развития. Как таковой, он должен быть интегрирован с прочими функциями организации.
- Целью деятельности является получение полезной отдачи, которая достигается на основе прикладных знаний. Имеющиеся у организации знания становятся ключевым дифференцирующим фактором в плане повышения эффективности, расширении сотрудничества и получения конкурентного преимущества;
- Работа со знаниями играет всё более значительную роль во многих общественных структурах и организациях. Многие экономики стремятся стать экономиками знаний, в которых знания являются основным источником богатства. В этом контексте знания становятся для организаций их ключевым активом. Знания особенно важны в целом ряде областей: они дают возможность принимать эффективные решения, способствуют эффективности процессов и её дальнейшему повышению, обеспечивают устойчивость и способность адаптироваться, создают конкурентное преимущество и даже могут стать самостоятельным продуктом;
- Расширенный доступ к знаниям создаёт возможности для профессионального роста сотрудников организации посредством обучения, практики и обмена;
- Чтобы идти нога в ногу с темпами изменений, организации более не могут полагаться на спонтанное распространение знаний. Вместо этого знания должны целенаправленно создаваться, объединяться, применяться и повторно использоваться - быстрее, чем происходят изменения;
- Различные географически-распределённые и децентрализованные организации, выполняющие одни и те же процессы и оказывающие одни и те же услуги в разных географических точках, могут получить огромные преимущества за счёт обмена друг с другом практикой, опытом и извлечёнными уроками через границы организаций;
- Потеря и текучесть кадров в современном обществе имеет свои последствия для менеджмента знаний. Во многих организациях критически-важные знания часто сконцентрированы и отдельных подразделениях и/или сохраняются отдельными экспертами, и существует риск их утраты в случае структурных изменений в организации или ухода этих экспертов.
- Эффективный менеджмент знаний способствует сотрудничеству между различными организациями в интересах достижения общих целей.
Основные принципы
Границы менеджмента знаний
- Природа знаний: Знание нематериально и сложно; оно создаётся людьми;
Мой комментарий: Добавленные в окончательную редакцию слова «оно создаётся людьми», с моей точки зрения, являются серьёзной ошибкой. Одна из ключевых задач искусственного интеллекта, которая давно уже решается на практике, - это создание, накопление и обобщение знаний в автоматизированном или полностью автоматическом режиме.
- Ценность и экономическая отдача: Для организаций знания являются ключевым источником экономической отдачи при достижении ими своих целей. Ценность знаний определяется их воздействием на цели, видение, задачи, политики, процессы и показатели организации. Менеджмент знаний является инструментом для реализации потенциальной ценности знаний;
- Фокус: Менеджмент знаний служит целям, стратегиям и потребностям организации;
- Адаптивность: Не существует универсального решения для управления знаниями, которое подошло бы всем организациям во всех обстоятельствах. Организации могут разработать свои собственные подходы, определив сферу знаний и рамки менеджмента знаний, а также способы практической реализации этих усилий, исходя из своих потребностей и обстоятельств;
- Общее понимание: Люди создают свои индивидуальные знания посредством самостоятельного осознания получаемой ими исходной информации. Для формирования общего понимания менеджмент знаний должен предусматривать взаимодействие между людьми, используя для этого, где уместно, контент, процессы и технологии;
- Создание условий: Менеджмент знаний осуществляется не непосредственно, а путем управления условиями рабочей среды, поддерживая тем самым жизненный цикл знаний;
- Культура: Культура имеет критически-важное значение для эффективности менеджмента знаний;
- Итеративность: Внедрение менеджмента знаний должно быть поэтапным, включая циклы обучения и получения обратной связи.
В различных организациях менеджмент знаний осуществляется по-разному. Приложение А определяет соответствующие границы, рассматривая различные состояния знания как континуум. Приложение B объясняет области, представляющие интерес с точки зрения менеджмента знаний, сопоставляя их со смежными дисциплинами.
«Настоящий документ устанавливает требования и даёт рекомендации по формированию, внедрению, поддержанию, пересмотру и совершенствованию эффективной системы менеджмента, предназначенной для менеджмента знаний организации. Все требования настоящего документа применимы в отношении любой организации, вне зависимости от её типа и размера, а также производимых ею продуктов и услуг.»Ключевые понятия определены в документе следующим образом:
3.25. Знание (knowledge) – Принадлежащий человеку или организации актив, дающий возможность принимать эффективные решения и выполнять эффективные действия в соответствующих обстоятельствах.Содержание документа следующее:
Примечание 1: Знания могут быть индивидуальными, коллективными или принадлежащими организации.
Примечание 2: Существуют различные взгляды на область, охватываемую понятием «знание», в зависимости от контекста и цели. Приведенное выше определение является обобщение различных точек зрения. Примеры знаний, в частности, являются идеи и ноу-хау.
Примечание 2: Знания приобретаются посредством обучения или из опыта.
3.26 Управление знаниями / менеджмент знаний (knowledge management) - Менеджмент в отношении знаний.
[Источник: ISO 30400:2016, 14.1, модифицированное определение]
Примечание 1: При менеджменте знаний используется системный и целостный подход для улучшения результатов и обучения.
Примечание 2: Менеджмент знаний включает оптимизацию идентификации, создания, анализа, представления, распространения и применения знаний для получения организацией экономической отдачи.
ПредисловиеИсточник: сайт ИСО
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Контекст (условия деятельности) организации
5. Лидерство
6. Планирование
7. Поддержка
8. Функционирование
9. Оценка эффективности
10. Совершенствование
Приложения
Библиография
https://www.iso.org/contents/data/standard/06/86/68683.html
https://www.iso.org/obp/ui/#!iso:std:68683:en
Комментариев нет:
Отправить комментарий