среда, 14 ноября 2018 г.

Беседы об управлении документами, эпизод 5: Персональные данные, неприкосновенность частной жизни и взгляд в будущее, часть 2


(Окончание, начало см. https://rusrim.blogspot.com/2018/11/5-1.html )

Эллен Брод: Как мне кажется, персональные данные - это нечто большее, чем актив, который можно купить и продать, особенно потому, что на протяжении всей истории мы полагаемся на информацию о людях, помогающую нам принимать множество различных решений. Если мы слишком далеко зайдём по пути признания собственности на персональные данные, подразумевающим индивидуальную собственность и контроль, то, думаю, очень трудно будет разделить то, что принадлежит мне и что принадлежит Вам, в отношении информации. Кто, например, из нас является владельцем аудиозаписи нашей беседы? У нас есть закон об авторском праве, так кто из нас им обладает? Но в том плане, что я в разговоре раскрываю информацию о себе, а Вы - о себе, трудно разделить контроль над тем, что происходит с этими сведениями. Трудно просто порезать права пополам и дать по части мне и Вам. А в нашем разговоре я также упоминаю других людей... Возникает, таким образом, сложная «сеть» взаимоотношений.

Я также полагаю, что мы просто не можем забыть о том, что существуем в рамках этой сложной паутины взаимосвязей с другими людьми, и если мы попытаемся закрыть информацию и переусердствуем с этим, мы в итоге можем сделать невозможными некоторые действительно мощные способы применения информации.

Касси Финдлей: Сказанное Вами очень сильно совпадает с моей точкой зрения. И, конечно же, архивные учреждения всегда занимались массовым сбором данных, отражающих эти сети взаимосвязей и то, как они функционируют. И, конечно же, у Марка [Цукерберга] есть полный комплект накопленных персональных данных, что заставляет меня задуматься о интересных дебатах, которые произошли в последние годы вокруг материалов переписи населения и затрагиваемых этим людей ...

Теперь есть люди, нежелающие участвовать в переписи и предоставлять данные о себе, отчасти из-за недоверия тому, как отвечающий за проведение переписей государственный орган будет хранить и обрабатывать эти данные. Этот страх, вероятно, не является необоснованным, и я думаю, отчасти он связан с тем, что люди хотят дистанцироваться от участия в создании гигантской коллекции данных. Однако, с другой стороны, эта гигантская коллекция данных помогает строить дороги и школы; и отражение в ней является частью принадлежности к сообществу и к обществу в целом. Я не уверена, затрагивали ли Вы тему переписи, не могу вспомнить. Рассматривали ли Вы этот вопрос в Вашей книге?

Эллен Брод: Нет, этой темы я не касалась – я её убрала. Первоначально я готовила материалы по этой теме, но объём книги ограничен, и от данной темы я отказалась, потому что в книгу она никак не помещалась; однако перепись - действительно интересный пример инструмента, который, как вы говорите, создан для реально социально полезных и нужных целей, и желание связать между собой материалы проводимых раз в четыре года переписей не является злонамеренным. Никто не собирается создавать «экономику слежки», в которой отслеживаются действия каждого отдельного гражданина. В агрегированном виде эти сведения помогают специалистам общественных наук, статистикам, разработчикам политик понимать меняющиеся тенденции в обществе.

Сложность здесь в том, что, поскольку мы сегодня собираем так много информации в электронном виде, то я очень даже понимаю опасения, касающиеся связывания данных переписей и сбора этих данных в электронном виде. Поскольку эта информация представлена в электронном виде, ее проще коллективно использовать и получать к ней доступ. Когда всё делалось на бумаге, возникала своего рода «сила трения», которое не способствовало связываю данных и затрудняло распространение информации множеству различных заинтересованных лиц - просто потому, что это было дорого и сложно.

Возможно, то, что я хочу сейчас сказать, будет проповедью, адресованной к уже обращенным (учитывая, что мы готовим наш материал для архивной аудитории), но я много думаю о данном вопросе в контексте исследования семейной истории. Моя семья не является знаменитой, она вполне обычная; и тогда удается найти крохи памяти о предках в официальных документах, хранящихся в государственных, региональных или местных архивах, испытываешь по-настоящему острые ощущения.

Поскольку эти материалы являются осязаемым проявлением людей, которые жили до Вас и которые связаны с Вами узами родства, хочется иметь к ним доступ, и в настоящее время использование электронных технологий означает для меня возможность поиска в архивах Западной Австралии документов о миграции моих прабабушек и прадедушек, в то время как сама я нахожусь в совсем в другом месте, в Канберре. Здесь видна реальная польза, - однако у меня также есть друзья, происходящие из известных семей и ненавидящие то, что сведения об их семье мгновенно доступны для поиска, и что доступ к этой информации стал намного проще, поскольку она оцифрована и доступна в электронном виде. Налицо сложность этого вопроса, и я не думаю, что что-то следует изменить. Мы не можем забыть о важности сохранения такого рода идентифицируемых персональных данных, потому что на каждого человека, для которого этого может создать проблемы, всегда найдётся кто-то другой, кто выиграет благодаря существованию такой информации.

Касси Финдлей: Я согласно со многим из сказанного Вами, и я думаю, что одна из наших проблем как архивистов и специалистов управлению документами заключается в том, чтобы пройти этот переходный период и осознать, что именно создание в изначально-электронном виде или оцифровка означают в плане доступа, в плане доступности, в плане   воздействия на живущих в обществе людей, с учетом того, что сроки раскрытия информации все больше и больше укорачиваются. Нам уже не нужно десятилетиями ждать, пока материалы станут доступными. Тим Шерратт (Tim Sherratt) написал несколько замечательных материалов по этому вопросу, в том числе о различных концепциях доступа при использовании электронных технологий. Я рекомендую коллегам познакомиться с его публикациями.

Теперь, однако, мне пора завершать наш разговор. Полагаю, что мы закончили на действительно замечательном наблюдении, которое можно в какой-то мере считать «призывом к оружию» для людей, занимающихся управлением документами.  В заключение я хочу посоветовать слушателям прочитать замечательную книгу Эллен «Сделано людьми: Состояние ИИ».

Большое вам спасибо, Эллен, за то, что нашли время побеседовать со мной сегодня.

Эллен Брод: Большое спасибо Вам, Касси. Я получила большое удовольствие от нашей беседы.

Беседу вела Касси Финдлей (Cassie Findlay)

Источник: сайт «Recordkeeping Roundtable»
https://rkroundtable.org/2018/10/15/recordkeeping-roundcasts-episode-5-personal-data-privacy-and-looking-ahead/

Комментариев нет:

Отправить комментарий