суббота, 24 октября 2009 г.

Премия Лихи-2009

14 октября в рамках ежегодного конгресса международной ассоциации специалистов в области управления документами ARMA International, состоялось вручение высшей награды за индивидуальные достижения в сфере управления документами и информацией - премии им. Эммета Лихи. Премия установлена в 1967 году в честь выдающегося американского специалиста (Emmett J. Leahy, 1910-1964) – пионера и новатора в данной области. Лауреатами этой премии были многие выдающиеся североамериканские специалисты, такие, как Чарльз Доллар, Кеннет Тибодё, Лючиана Дюранти и другие. В этом году, однако, премию получила представительница Европы профессор Мариэлла Герсио (Mariella Guercio).

Лауреата премии им. Эммета Лихи за 2009 год профессора Мариэллу Герсио (справа) представляет д-р Лючиана Дюранти, обладатель премии Лихи 2006 года

Ниже приводится перевод речей, которыми обменялись на церемонии вручения Лючиана Дюранти и Мария Герсио.


Речь Лючианы Дюранти при вручении премии Лихи-2009

Премия им. Эммета Лихи является высшей наградой за персональные достижения в области управления документами и информацией. Учрежденная в честь Эммета Лихи (Emmett Leahy), легендарного пионера современного управления документами, эта награда ежегодно вручается специалисту, чей вклад и выдающиеся достижения оказали серьезное влияние на профессию управления документами и информацией. Премия им.Лихи отличается от других наград тем, что:
  • Лауреат не обязан быть членом профессиональной организации,

  • Для получения награды не требуется стаж общественной работы, и решение о её присуждении не основывается на объёме или количестве достижений,

  • Премия отмечает уникальное влияние человека, благодаря усилиям которого отрасль пошла в направлении, которое она могла бы в противном случае и не выбрать, - признавая тем самым тем самым этого специалиста как провидца и активиста.
В 2009 премию Лихи получает человек, который всегда рассматривал управление документами и информацией как гражданскую, правовую и моральную обязанность каждого, от законодателя, политика, аудитора, администратора до сотрудника и пользователя. Профессионализм в работе с документами в первую очередь подразумевает напоминание всем гражданам в целом, а также тем, кто управляет нами и контролирует нас, что подотчетность и прозрачность, демократия и справедливость зависят от хороших документов; - а также заботу о том, чтобы в осознавалась потребность в существовании сообщества высокообразованных, доверенных специалистов, управляющих такими документами на протяжении всего их жизненного цикла.

Карьера лауреата премии Лихи 2009 года были разнообразной и многогранной. Этот специалист разрабатывал документные системы для организаций государственного и частного секторов, от банков до компаний-поставщиков коммунальных услуг, и от региональных и городских администраций до страховых компаний. Он работал государственным архивистом и сотрудником архивного управления, был представителем от государства в высших органах по надзору над государственными активами, профессором университета, а также его вице-президентом по технологиям и проректором.

Кроме того, этот человек оказал сильное влияние на работу Международного Совета Архивов, DLM-форума, Комитета Евросоюза по деятельности в области культуры и Форума по информационному обществу; был одним из ведущих исследователей в международных научно-исследовательских проектах по вопросам долговременной сохранности электронных материалов, таких как ERPANET, DELOS и CASPAR, возглавлял национальную группу в проекте InterPARES, был членом руководящих советов ассоциаций Digital Preservation Europe и DigCultCurriculum, членом технических комитетов по стандартам ISO, членом редакционных советов в проектах MoReq и MoReq2, редактором ряда профессиональных журналов. Это плодовитый писатель, опубликовавший три книги и большое количество статей, которые я перестала подсчитывать после первой сотни, и неутомимый труженик сферы повышения квалификации специалистов, проведший сотни семинаров, практикумов и публичных лекций по всему миру. На каждом занимаемом посту, в каждой своей роли, этот человек оставил свой узнаваемый след. Я упомяну лишь самое значительное из сделанного им.

В 1998 и 2000 годах, в качестве члена парламентского комитета, отвечающего за разработку законодательства, регулирующего деятельность государственных органов, этому человеку удалось включить в законодательство следующие требования:
  1. В каждом департаменте на каждом уровне государственного управления (центральном, региональном, провинциальном, местном) должно быть подразделение, занимающееся управлением документами;

  2. Это подразделение должен возглавлять специалист, имеющий высшее профессиональное образование в области управления документами и архивного дела;

  3. Классификационные схемы и номенклатуры дел должны разрабатываться как интегрированные инструменты, а также

  4. В каждом агентстве должна быть разработана и должна в обязательном порядке использоваться Инструкция по делопроизводству(Records management manual). Сегодня такие инструкции используются также и в частном секторе.
С тех пор лауреат премии Лихи этого года был лидером всех инициатив в стране, связанных с управлением документами и с созданием и сохранением электронных документов, участвуя в разработке проектов политик, стратегий, процедур и нормативных актов, издаваемых компетентными органами. Кроме того, этот человек разработал политики и процедуры создания и использования электронных документов для ИТ-подразделений ряда ключевых университетов страны.

В 2003 году этот человек сформировал и разработал законченную программу подготовки специалистов по управлению электронными документами и обеспечению их сохранности, которую сегодня используют четыре университета, и которая принята Европейской комиссией в качестве основы европейской магистерской программы по направлению «Управление электронными документами и обеспечение их сохранности». В настоящее время этот человек преподаёт на курсах в Высшей школе государственного управления, которая готовит руководителей различных уровней для государственных органов.

Многие коллеги расценивают интеллектуальный вклад этого специалиста в проекты разработки европейских типовых требований к электронным системам управления документами MoReq и MoReq2 как ключевой и заслуживающий отдельной награды. Однако если мы её спросим, что же она считает своим важнейшим достижением, оказавшим наибольшее воздействие на развитие профессии, наш лауреат, скорее всего, скажет, что это подготовка такого большого числа выпускников по направлению управления документами, твердо верящих в свою миссию "активного участия в жизни общества", многие из которых уже проявили и проявляют себя в качестве профессиональных специалистов, преподавателей, исследователей, и которые вносят свой вклад во все аспекты своей сферы деятельности, - особенно в политические, правовые и этические аспекты.

За все работы и исследования, которые она возглавляла и направляла в Европе, за то воздействие, которое она оказала на законодательно-нормативную среду своей страны, за те перемены, которые она сделала в деле воспитания нового поколения специалистов в Италии и Европе, - Комитет по присуждению премии Эммета Лихи имеет честь вручить премию Эммета Лихи за 2009 год председателю магистерской программы подготовки специалистов управления документами и архивного дела, руководителю факультета информатики, архивного и библиотечного дела, вице-президенту по технологиям и проректору университета города Урбино, Италия, д-ру Марии Герсио (Maria Guercio).

Ответная речь Марии Герсио при получении премии Лихи-2009
 
"Профессия специалиста по управлению документами как активная гражданская позиция"

Я хотел бы посвятить эту престижную премию тысячам своих коллег по всему миру, разделяющим со мной любовь к этой прекрасной и сложной работе, которая, чтобы быть успешной, требует щедрости, духа самопожертвования и непрерывных усилий по пересмотру и открытому обсуждению знаний и инструментов, необходимых для решения проблем, связанных с современными документами. За время длительной профессиональной деятельности у меня была возможность приобрести практический опыт государственного архивиста, специалиста по управлению документами и консультанта частного и государственного секторов, в сочетании с педагогической деятельностью.

Моё стремление освоить на практике все аспекты профессии документоведа, не теряя энтузиазм и не снижая качество работы, было выматывающим и изнурительным (за это во многом расплачивалась моя семья, и я думаю, именно поэтому мои близкие были так же, как и я, рады этому важному признанию: это ведь одновременно и признание их терпения и любящей поддержки).

Я верю, однако, что без такой страсти и непосредственного участия в делах реального мира, с целью улучшить качество и поднять значение делопроизводства на основе хороших принципов и эффективных методов, без упорной приверженности своему выбору, наша профессия не справилась бы со сложностью технологических и организационных изменений и распространением неконтролируемой информации, что имело бы самые пагубные последствия для защиты документальной памяти мира.

Способность противостоять рискам и вызовам, используя здравые и убедительные теории и согласованные методы, является наилучшим инструментом в нашем распоряжении, при помощи которого мы не только должны побудить создателей документов, а также всех тех, кто их контролирует и регулирует, принять нашу помощь и рассматривать её в качестве авторитетного ресурса; не только заинтересовать и вовлечь их в разработку относящихся к документам процессов и процедур, - но и передать нашим младшим коллегам хотя бы часть того эмоционального настроя, благодаря которому стали возможны все наши достижения.

Вместе с Жан-Полем Рикером (Jean Paul Ricoeur, «Память, история, забвение», 2000, стр. 206), французским философом, который подробно рассмотрел правовые и моральные обязанности по сохранению и использованию нашей документальной памяти, в противовес попыткам отдельных писателей намеренно искажать и манипулировать документальными доказательствами, - я хотела бы подчеркнуть, как важна и актуальна для защиты материальных свидетельств нашего прошлого разработка концепций, принципов, методов и инструментов, позволяющих нам систематически и строго выполнять функции доверенных хранителей, защищающих от постоянно существующей опасности преднамеренного забвения.

По мнению Рикера, причины сомневаться в прошлом всегда присутствуют при его научной реконструкции, проводимой историками: вот почему, - говорит он, - нужно, чтобы как можно чаще тяжёлый труд документоведов праздновал гордую победу над злоупотреблениями и произвольным анализом документальных источников. Эти усилия нашей профессии должны не столько сосредотачиваться на постоянном хранении ценных документов, сколько на создании и защите доказательной силы документов и другой документированной информации с момента её создания, на нашей способности документировать надежность и точность, обеспечивать презумпцию аутентичности, делая также возможной её последующую проверку.

В конце концов, у нас нет ничего лучше, чем документальные свидетельства – делает вывод Рикер – чтобы быть уверенными в том, что факт имел место, и что это может быть проверено в течение последующих веков. Мудрость и мастерство архивистов и специалистов по управлению документацией, используемые для удовлетворения потребности общества в надёжных документах, были и остаются ключевым элементом для достижения поставленной Рикером цели.

Достичь эту цель всегда было сложно, однако в электронной среде, - как все мы хорошо знаем, - это настоящая проблема, которая никогда не будет решена до конца, и с которой мы будем постоянно сталкиваться. Для достижения нашей профессиональной цели - защиты нашей документальной памяти, с целью поддержки демократии, участия и обеспечения доступа, - необходимо глубокое понимание этой проблемы.

Таким образом, наша миссия как активных членов общества требует, чтобы мы нашли правильный баланс между:
  • Инновациями и традициями,
  • Информационными технологиями и теорией документа,
  • Защитой беспристрастности и целостности документов в качестве доказательств, и необходимостью обеспечения гибкости и интероперабельности.
Об инновациях: «электронное правительство» как возможность для перемен, и как вызов демократии

Отправной точкой этих попыток сбалансировать противоположные потребности является прямое заинтересованное участие специалистов документных профессий, и объединение их знаний в соответствующих учебных программах, а также в учебных программах экспертов, действующих в этой области. Распространение технологических и организационных знаний, наряду со знаниями в области управления документами и архивного дела, должно поддерживаться с помощью более широких образовательных инициатив, подобных той, что в настоящее время проводится Европейской Комиссией посредством разработки магистерской программы по направлению «Долговременная сохранность электронной информации и документов». Целью этой инициативы является создание, на основе междисциплинарного подхода, стандартной учебной программы, а также создание условий для развития взаимосвязанных и междисциплинарных рабочих групп, сильно мотивированных и способны взять на себя ответственность за современные системы управления.

Таким образом, необходима обновленная культура инноваций, опирающаяся на проверенные принципы, но ориентированная на результат; предусматривающая объединение различных знаний и навыков; и поддерживаемая строгой и конкретной концепцией, способной к развитию и к использованию того потенциала, который связан с продуманным и изобретательным использованием ИКТ. Важнейшей движущей силой всего процесса могут стать усилия по повышению эффективности и качества государственного управления. Это амбициозная цель, которая предполагает осознанное и гармоничное участие всех вовлеченных сторон: государственных органов, частного сектора, университетов и всех организаций, занимающихся созданием и распространением знаний в соответствующих областях.

Важно понимать длящийся характер «этапа сложностей», который обусловлен продолжающимися инновациями в технологиях и организационными переменами; и по этой же причине сотрудничество станет основным фактором успеха. Совершенно не случайно, что сети организаций и сети компетенций в значительной степени развиваются и финансируются в Европе исследовательских агентствами. Сети JISC, ERPANET, DELOS, DCC, DPC, - называя лишь некоторые из них, - главным образом фокусируются на роли отдельного специалиста-профессионала, и потребности в более развитых междисциплинарных навыках. Традиционный «предписывающий» подход к тому, как выполнять нашу работу, не подходит, когда приходится иметь дело с неопределенными границами электронных документов и с разнообразием требуемых навыков, таких, как умение разрабатывать стандарты и правила, оказывать консультационные услуги, создавать прототипы, проводить аудит, а также обучать и тренировать персонал и руководителей организаций.

В Школе государственного управления итальянского правительства, где я буду работать в течение следующих двух лет, мы собираемся преподавать, в рамках направления «магистр "электронного правительства"», курс, специально посвященный составлению профилей «внутренних» инструкторов по системам электронного документооборота, с целью обеспечить наличие в каждом агентстве действующих «на опережение» специалистов, способных помочь своей организации в правильном и изобретательном использовании технологий, с тем, чтобы адаптировать бизнес-процессы без потери качества информационных и документационных систем организации. Именно они, вследствие их понимания технологической эволюции и их способности воспользоваться её плодами, должны с умом направлять процесс принятия решений об аутсорсинге, опираясь на твердую концептуальную основу.

Цели и требования на будущее: Сохранение качества, точности и надежности нашей документальной памяти и подготовка полноценных специалистов

Документальная память, - независимо от того, используется она для передачи знаний и подотчётности, или же для хитроумных злоупотреблений, - является частью нашей личной и коллективной самобытности. Самобытность (identity) является одним из тех ключевых понятий, которые необходимо включить в лексикон специалистов по управлению документами, и мы знаем, что, хотя это и непросто, сделать это необходимо - как здоровое проявление демократии.

Историки посвятили немало вдумчивых страниц тому, что специалисты документных профессий выполняют функции посредников между личной и коллективной памятью. Но чтобы выполнить эту функцию таким образом, чтобы способствовать демократии, нам нужна стабильные и авторитетные принципы, и последовательные, но не жесткие методы, руководящие нашими действиями: мы можем сохранить прошлое живым, сохраняя его аутентичные и надежные следы.

Первым шагом для этого является определение и консолидация, в виде стандартных функциональных требований, базовых и более развитых принципов, позволяющих нам планировать и проверять адекватность документных информационных систем, используемых в них процедур и методов. Такой шаг должен быть поддержан исследованиями.

Роль научных исследований в качестве ключевого компонента и средства для объединения потребностей в инновациях, качестве и согласованности с установленными принципами и методами

Действительно, участие нашего профессионального сообщества в научно-исследовательской деятельности необходимо: преподаватели и инструкторы должны поощрять научные исследования, чтобы преодолеть связанные с текущей ситуацией ограничения, и избежать маргинализации, о которой говорил Кен Тибодё (Ken Thibodeau) на церемонии вручения ему премии Лихи. Исследования могут:
  • Усилить деятельность международного профессионального сообщества, взаимосвязи и кооперацию его членов,
  • Закрепить наши достижения в качестве основы для дальнейших конкретных приложений,
  • Повысить уровень знаний и степень участия молодых ученых и специалистов, получивших передовые академические знания.
Заключение

В ряде стран, защита документальности и её роли в обеспечении «прозрачности» в государственном управлении и бизнесе – опасный вид деятельности, который требует такой смелости и независимости, которой мы себе даже не можем представить. В некоторых других странах укрепившейся демократии, бывают неожиданные периоды (у меня есть собственный непосредственный опыт такого рода), когда усилия по защите документального наследия требуют огромной настойчивости и твёрдой веры в миссию нашей профессии, и в теоретические принципы и методологические инструменты, поддерживающие её.

Во всех этих ситуациях, положительные результаты могут быть достигнуты только тогда, когда взаимоотношения со смежными профессиями и всеми заинтересованными сторонами хорошо налажены, и мы убеждены сами, и убедительны для других. Потенциал и желание сотрудничать как в рамках организации, так и с внешним миром, являются наиболее важными социальными качествами, которые необходимо взращивать для того, чтобы достойно встретить будущее (в чём я постоянно убеждалась в течение всей моей жизни).

Именно поэтому я хотела бы завершить своё выступление словами другого философа, американца Джона Дьюи (John Dewey), который напоминает нам о том, что "до тех пор, пока секретность, предрассудки, предубеждения, дезинформация и пропаганда, а также невежество, не будут заменены расследованиями и гласностью, у нас нет способа определить, насколько существующий интеллект масс подходят для принятия решения в области социальной политики ". («Государственного и его проблемы», 1927, Henry Holt & Co., стр. 209).

Комментариев нет:

Отправить комментарий