Данный пост является сокращённой версией статьи, выложенной автором в платном доступе по адресу https://substack.com/home/post/p-164226707
В то время, как организации «тонут» в цифровом контенте и ужесточаются законодательно-нормативные требования, один часто упускаемый из виду вид деятельности начинает играть ключевую роль для достижения успеха: это управление документами.
В этой заметке я объясняю, почему управление документами является стратегической необходимостью, - и каким образом организации могут повысить свою осведомлённость в этом вопросе и расширить соответствующие возможности, используя основанные на стандартах подходы. Независимо от того, работаете ли Вы в сфере финансов, государственного управления, образования или технологий, Вы не можете позволить себе игнорировать управление документами.
Ставки высоки
Плохое управление документами - не просто неудобство, оно может стать кошмаром в вопросе исполнения законодательно-нормативных требований. В начале 2025 года 12 финансовых компаний в общей сложности заплатили более 63 миллионов долларов штрафов американской Комиссии по ценным бумагам (Securities and Exchange Commission, SEC) за то, что не обеспечили сохранность электронной переписки. С их стороны это не было какой-то случайной ошибкой; налицо была системная неспособность обращаться с информацией как с активом и источником риска.
Тем временем в Великобритании ненадлежащее управление документами способствовало разрастанию публичных скандалов, таких как дело о проблемах внедрения системы Horizon в деятельности почтовой службы (см. мой пост http://rusrim.blogspot.com/2021/04/horizon.html - Н.Х.) и дело Windrush (в 2018 году Министерство внутренних дел Великобритании было поймано на том, что оно арестовывало, отказывало в признании законных прав, угрожало депортацией и в ряде случаев депортировало из страны выходцев из Карибского региона, прибывших в страну до 1973 года. Скандал получил название по имени одного из кораблей, «Имперский порыв ветра» (Empire Windrush), доставившего первых мигрантов из этого региона в 1948 году – Н.Х.), когда утрата и уничтожение документов привели к реальному вреду и общественному возмущению.
Ясно, какими стандартами следует пользоваться
Организациям не нужно изобретать велосипед. Международные стандарты предлагают структурированный путь вперед:
- Стандарт ISO 15489-1 определяет, что такое «документ», и устанавливает принципы эффективного управления ими;
- Стандарт ISO 30301 описывает систему стратегического и оперативного управления для целей управления документами;
- Принципы GARP ассоциации ARMA (речь идёт о довольно-таки старых, разработанных международной ассоциацией специалистов по управлению документами и контентом ARMA International в 2009 и последний раз обновлённых в 2017 году «Общепринятых принципах делопроизводства» (Generally Accepted Recordkeeping Principles, GARP), о них также см. https://rusrim.blogspot.com/2009/06/arma-international-garp.html и http://rusrim.blogspot.com/2017/06/iso-15489-3.html – Н.Х.). предлагают модель зрелости для оценки и наращивания возможностей.
Эти концептуальные документы предлагают как стратегическое обоснование, так и практические инструменты, необходимые для модернизации управления записями.
Что могут сделать организации
Чтобы нарастить свои возможности и повысить осведомлённость, организации могут начать со следующих действий:
- Проведение оценки своей зрелости с помощью моделей, разработанных Международной организацией по стандартизации (ИСО) и/или международной ассоциацией специалистов по управлению документами ARMA International;
- Получение поддержки высшего руководства организации с целью включить управление документами в сферу охвата стратегического планирования;
- Приведение политик организации [по вопросам, связанным с управлением документами – Н.Х.] в соответствие с международными стандартами;
- Инвестирование в непрерывное обучение, ориентированное на исполнителей определённых ролей;
- Обеспечение поддержки управления жизненным циклом документов применяемыми организацией технологиями.
Данные шаги являются масштабируемыми и эффективными, вне независимости от того, руководите ли Вы муниципальным образованием или многонациональной компанией.
Заключительные мысли
Управление документами больше не следует рассматривать как деятельность, осуществляемую «за кулисами» и направленную исключительно на исполнение законодательно-нормативных требований. Сегодня управление документами входит в число основных видов деятельности. Оно защищает институциональную память, обеспечивает подотчетность и стратегическую гибкость.
Спросите себя: знает ли Ваша организация, что такое «документ»? Кто несет ответственность за управление документами? Обучены ли нужные люди работе с документами?
Сегодня ответы на эти вопросы важны, как никогда ранее.
Эндрю Поттер (Andrew Potter)
Мой комментарий: В данном посте сказаны разумные слова, однако … Никуда не уйти от того, что управление документами – всё-таки поддерживающая деятельность, поэтому поднять внимание к ней в организации на самый высокий уровень можно лишь в отдельных особых случаях, когда основная деятельность организации как раз и представляет собой работу с документами.
Ввиду этого крайне важно продемонстрировать высшему руководству, что надлежащее управление документами не только снижает риски неисполнения законодательно-нормативных требований, но и прямо способствует выполнению организацией своей миссии (а в коммерческом секторе – получению прибыли и/или существенному сокращению расходов); способствует жизнеспособности организации в случае ЧП, а также защите прав организации, её сотрудников и иных заинтересованных сторон. Правильное управление документами, помимо прочего, снижает риски «сумы и тюрьмы» для первых лиц, что те – если осознают это – всегда высоко ценят.
Сегодня важнейшая роль служб управления документами заключается в создании комфортных условий для деятельности основных «зарабатывающих» подразделений, обеспечивая наличие нужной информации и документов нужного качества в нужное время и в нужном месте для тех сотрудников, которые в них нуждаются. Тенденцией здесь является внедрение в информационные системы функциональных возможностей, поддерживающих «встроенное», осуществляемое незаметно для сотрудников надлежащее управление документами по ходу основной деловой деятельности.
Источник: сайт Substack
https://substack.com/inbox/post/164227514
Комментариев нет:
Отправить комментарий