Федеральный закон от 28 декабря 2024 года №547-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»» уточнил ряд положений действующего законодательства.
С 30 марта 2025 года пункт 1 статьи 4 «Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе» изложен в новой редакции:
Было:
1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
Стало:
1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал), иной информационной системы государственного органа или органа местного самоуправления либо официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено настоящим Федеральным законом), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Мой комментарий: Новая трактовка понятия «обращение гражданина» по сути дела устанавливает, что в форме электронного документа оно может быть подано только через информационные системы государственных или муниципальных органов, которые позволяют обеспечить идентификацию и аутентификацию граждан.
Сообщения, направленные по электронной почте, через мессенджеры и т.п. под это определение теперь не подпадают и, видимо, обрабатываться как «обращения граждан» в соответствии с Законом об обращении граждан не будут (но, как я полагаю, государственные органы всё равно будут, при желании, на них реагировать – но уже определяя порядок работы с ними самостоятельно).
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что «в настоящее время право на обращение является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности. В повседневной жизни в Российской Федерации граждане широко применяют предоставленное им законом право на обращение в надежде, что им помогут отстоять нарушенные права и законные интересы».
Авторы законопроекта отмечали, что «не все заявители реализуют свое право добросовестно. Информационная инфраструктура законодательных органов субъектов Российской Федерации - членов Южно-Российской Парламентской Ассоциации на системной основе подвергается спам-рассылкам, которые осуществляются, как правило, посредством направления массовых обращений от заявителей, использовавших зарегистрированные в иностранной доменной зоне адреса электронной почты. При этом достоверно установить, что автором обращения действительно является лицо, указанное в обращении в качестве адресанта, то есть лицо, непосредственно заинтересованное в разрешении своих вопросов, не представляется возможным».
Первоначально предлагалось запретить лишь использования адресов электронной почты, зарегистрированных в иностранной доменной зоне – однако, в условиях повсеместного использования подобных адресов как резидентами РФ, так и находящимися за рубежом гражданами, подобное решение было бы крайне глупым, да и легко могло быть оспорено в судах:
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Доля обоснованных, мотивированных и не содержащих признаки спам-рассылки обращений, отправленных с адресов электронной почты, зарегистрированной в иностранной доменной зоне, не превышает пяти процентов.
Более того, в ходе недружественных действий (хакерских атак) с территорий отдельных иностранных государств в отношении информационной инфраструктуры органов публичной власти Российской Федерации посредством использования адресов электронной почты, зарегистрированных в иностранной доменной зоне, могут возникнуть препятствия для реализации права граждан на обращение в форме электронного документа.
На подобное злоупотребление своими субъективными правами со стороны недобросовестных заявителей государство обязано реагировать и пресекать подобные действия, дезорганизующие работу органов публичной власти всех уровней.
Также статья 6 «Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением» закона дополнена частью 3 следующего содержания:
3. В целях обеспечения безопасности граждан в связи с их обращениями в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, к должностным лицам указанных органов нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны может быть установлен особый порядок направления обращений в форме электронного документа и направления ответов на обращения, уведомлений.
Мой комментарий: Сейчас уже в целом ряде законов установлен отдельный порядок работы с обращениями граждан - см. например: http://rusrim.blogspot.com/2024/02/blog-post_26.html , http://rusrim.blogspot.com/2024/02/blog-post_27.html , http://rusrim.blogspot.com/2024/02/blog-post_28.html . В данном случае в самом «базовом» законе закреплено, что ряд силовых структур может устанавливать собственные правила взаимодействия с гражданами.
Интересно, однако, то, что в статье 10 «Рассмотрение обращения» предусмотрено, что ответ на обращение может быть направлен и по адресу электронной почты, указанному в обращении:
«Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, либо по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале или в иной информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, при использовании Единого портала или иной информационной системы и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме».
Мой комментарий: Как специалист, не могу не отметить некорректное противопоставление в данном положении «электронного документа» «письменной форме». Образованные люди знают, что электронный документ тоже является видом представления информации в письменной форме; а направляемый гражданину ответ в письменной форме на бумажном носителе является документом.
Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=494840
Комментариев нет:
Отправить комментарий