Общее представление о концепции управление документами и информацией на основе онтологий
Вместо линейных потоков рабочих процессов «старой школы» данная модель представляет собой итеративный, самоусиливающийся, многонаправленный цикл, признающий, что онтология и ИИ постоянно совершенствуют, оптимизируют и улучшают результаты управления документами и информацией (RIM). Документы могут перемещаться по всем стадиям и в любом направлении.
Обзор структуры модели
Это модель континуума, означающая, что каждая её стадия улучшает, взаимодействует и совершенствует последующую стадию, обеспечивая:
- Возможности для самообучения - ИИ адаптирует и улучшает качество данных
- Интероперабельность - Онтология «наводит мосты» с деловыми системы для единообразного получения знаний и идей
- Жизнеспособное стратегическое управление – Управление информацией и документами адаптируется к меняющимся законодательству и практике.
Стадии континуума
Захват (capture)
- Приём структурированных и неструктурированных данных
- Извлечение и классификация метаданных
- Приём данных из разрозненных деловых систем
Контекстуализация (contextualise)
- Семантическое моделирование и графы знаний
- Применение бизнес-правил и извлечение признаков
- Взаимосвязи данных, специфические для предметной области
Классификация (classify)
- Автоматизированное распознавание сущностей
- Обработка естественного языка с целью классификации документов
- Предиктивная маркировка и применение политик
Стратегическое управление (govern)
- Поддерживаемое ИИ управление сроками хранения и проведение уничтожения/передачи
- Привязка к законодательно-нормативным требованиям через онтологию
- Выявление и маркировка рисков в реальном времени
Активное использование (activate)
- Подготовка отчётности и аналитики с помощью ИИ
- Автоматизация процессов и триггеры рабочих процессов
- Бизнес-аналитика и анализ
Оптимизация (optimize)
- Циклы обратной связи c ИИ для его улучшения
- Уточнение онтологии по итогам её использования
- Адаптивная и динамичная адаптация политик
Соответствие «измерениям» модели континуума документов
Мой комментарий: О структуре модели континуума документов см. также https://rusrim.blogspot.com/2024/10/blog-post_137.html
Захват и создание (capture & create)
Документы существуют как свидетельства/доказательства в контексте деятельности организаций.
Связь с этапами «захват» и «контекстуализация»:
- Управление корпоративной информацией → Сбор структурированных и неструктурированных данных
- Контекст, управляемый на основе онтологии → Обеспечение сбора метаданных и применения бизнес-правил в точке захвата документов и информации
Организация (organise)
Документы существуют в более широком административном контексте и контексте рабочих процессов
Связь с этапами «классификация» и «стратегическое управление:
- Обогащение данных с помощью ИИ → Автоматическое распознавание сущностей, обработка естественного языка с целью классификации, предиктивная маркировка
- Взаимоувязка стратегического управления и исполнения законодательно-нормативных требований → Хранение в течение установленных сроков, уничтожение/передача по их истечении и применение политик с помощью ИИ
Многосторонность (pluralise)
Документы существуют в социальном, культурном и юридическом контекстах.
Связь с этапами «контекстуализация» и «активное использование»:
- Управление контекстом на основе онтологии → Графы знаний и онтологии обеспечивают доступность информации в различных контекстах
- Взаимоувязка стратегического управления и исполнения законодательно-нормативных требований → ИИ помогает динамически связывать документы с нормативно-правовыми требованиями
Повторное использование (reuse)
Документы существуют в историческом контексте и в контексте управления знаниями
Связь с этапами «активное использование» и «оптимизация»:
- Бизнес-аналитика и поддержка принятия решений → Подготовка аналитики и отчетности, а также автоматизация рабочих процессов на основе ИИ
- Непрерывное совершенствование → Циклы обратной связи с ИИ, уточнение онтологий с целью обеспечения возможности непрерывно использовать цифровые материалы в длительной перспективе.
Будущее управления информацией и документами заключается в автоматизации на основе онтологий и ИИ. Эта модель континуума — подход 21-го века, позволяющий вернуть нашу практику управления документами и информацией в «ядро» деловой деятельности!
Стивен Кларк (Stephen Clarke)
Источник: сайт LinkedIn
https://www.linkedin.com/posts/steffclarke_the-ontology-continuum-model-ontology-driven-activity-7311263163398664192-HFDI