пятница, 19 сентября 2025 г.

Защита персональных данных в архивах: Навигация между этичностью и доступностью

Данная заметка архивиста и консультанта Марго Ноут (Margot Note – на фото) была опубликована 11 августа 2025 года на сайте компании Lucidea.

Архивы традиционно обращали основное внимание на обеспечении сохранности исторических документов и их доступности, а также на поддержании целостности коллекций. Однако в цифровую эпоху моральная ответственность архивистов стала более сложным вопросом.

С ростом объёма персональных данных в изначально-электронных и оцифрованных коллекциях архивистам приходится искать баланс между доступом и защитой персональных данных, проявляя осторожность, предусмотрительность и ясность этических принципов. 

Расширяющееся толкование «защиты персональных данных» в архивных коллекциях

Проблема защиты персональных данных (ПДн) в архивах никогда не была простой, но в последние годы она приобрела новые масштабы. Исторически задача защиты ПДн решалась посредством ограничения доступа к высококонфиденциальным медицинским, финансовым и юридическим документам, особенно касающимся живых людей. Сегодня, однако, беспокойство по поводу неприкосновенности частной жизни и возможной слежки также вызывают электронная переписка, метаданные, социальные сети, биометрические данные и сведения о геолокации.

Защита ПДн в архивных коллекциях особенно сложна, поскольку персональные данные часто содержатся в материалах, изначально не предназначавшихся для публичного доступа. Изначально-электронные коллекции, такие как жёсткие диски, облачные хранилища или документы об использовании цифровой связи, часто содержат перекрывающиеся слои общедоступной и конфиденциальной информации. Дарители архивных документов могут не знать, что конкретно они передают на архивное хранение, и архивисты могут обнаружить, что у них имеется высококонфиденциальная информация, которая никогда не предназначалась для долговременного хранения, не говоря уже о предоставлении к ней доступа другим лицам.

Этичное курирование электронных архивов

Переход на цифровые технологии заставил архивистов справляться с новыми обязанностями в отношении курирования персональных данных. Этичная архивная практика теперь включает обеспечение того, что обработка, хранение электронных документов и доступ к ним осуществляются способами, защищающими неприкосновенность частной жизни физических лиц и одновременно сохраняющими целостность исторических документов.

Архивистам следует начинать обеспечение зашиты ПДн со стадии комплектования архивов. Архивистам следует разработать соглашения с дарителями (донорами), содержащие чёткие положения о персональных данных, о неприкосновенности частной жизни третьих лиц и политике цензурирования. Архивисты также используют программное обеспечение для интеллектуального анализа данных и платформы цифровой криминалистики - для выявления конфиденциального контента и принятия обоснованных решений об ограничениях доступа.

Одних только технологических решений, однако, недостаточно. Этичное принятие решений требует от архивистов принимать во внимание обстоятельства, в котором были созданы документы, и потенциальные последствия их раскрытия.

Например, архивистам следует рассматривать такие вопросы, как:

  • Кому может быть причинён вред в случае, если к документу будет открыт публичный доступ?

  • Кто получает выгоду от доступа к архивным материалам (см. также пост https://lucidea.com/blog/improve-access-archival-materials/ )?

  • Какие обязательства несут архивы перед лицами, представленными в коллекции, особенно если эти лица не знают о том, что их данные включены в коллекции?

Балансирование между доступом и защитой ПДн в архивах

В основе проблемы лежит фундаментальное противоречие: архивы построены на принципе доступности, однако защита ПДн требует введения ограничений. Разрешение этого противоречия требует индивидуального подхода, в рамках которого приоритетное значение имеют вдумчивая экспертиза ценности, содержательный обмен мнениями с дарителями и консультации с общественностью.

Архивистам следует понимать, что неограниченный доступ к цифровым коллекциям иногда может привести к непреднамеренному раскрытию персональных данных, таких как домашние адреса, переписка по сугубо личным вопросам или информация об уязвимых группах населения. Находящиеся в публичном доступе коллекции могут быть скопированы агрегаторами данных, неправомерно использованы злоумышленниками или же использованы в качестве оружия способами, противоречащими предназначению архивов.

Архивы вводят политики доступа, обеспечивающие многоуровневую систему предоставления доступа или отложенный доступ с целью снижения этих рисков. В некоторых случаях доступ к коллекциям может быть закрыт на определенный период времени или же предоставляться только при личном посещении архива. В других случаях используется контролируемый доступ, когда исследователи запрашивают определенные документы, а сотрудники предоставляют им отцензурированные версии или контекстную информацию в интересах защиты ПДн.

Подобные решения отражают приверженность этическим принципам. Архивы всё чаще рассматриваются не только как хранилища материалов, но и как инструменты обеспечения подотчётности. Такой подход подразумевает подотчетность и перед лицами, сведения о которых представлены в документах, - а не только перед исследователями, которые эти документы используют.

Архивы сообществ: Модель информированного согласия


Увеличение числа архивов сообществ (community archives) также повлияло на дискуссии по поводу обеспечения защиты ПДн. В отличие от традиционных архивных хранилищ, которые часто удалены от тех, у кого собирают материалы, архивы сообществ тесно сотрудничают с отдельными лицами и группами, решая задачу сохранения их жизненного опыта. Такие архивы служат моделью применения практик на основе согласия, прозрачности и сотрудничества, которым могут поучиться более крупные архивные учреждения.

В подобных условиях работа по защите ПДн связана с исполнением законодательно-нормативных требований и с доверием. Дарители (доноры) и участники сообществ вовлекаются в принятие решений о том, каким образом их материалы описываются, как к ним предоставляется доступ, и как они распространяются. Такая модель, предусматривающее вовлечение представителей сообщества (participatory model), представляет собой более этичный подход к защите ПДн, особенно при работе с маргинализированными сообществами, которые исторически подвергались слежке, сведения о которых подавались в искажённом виде или вообще не сохранялись в институциональных архивах.

На пути к культуре этического осмысления

Современная архивная этика требует наличия культуры постоянного этического осмысления. Архивистам следует регулярно оценивать свои политики, критически оценивать свои предположения и реагировать на меняющиеся нормы, касающиеся защиты ПДн и технологий. Руководством в этом вопросе могут послужить профессиональные кодексы этики, такие как кодексы этики Общества американских архивистов (Society of American Archivists, SAA) и Международного совета архивов.

Защита ПДн в архивах представляет собой как техническую, так и моральную проблему. Архивистам доверены курирование исторической памяти и защита людей. Выполнение этой обязанности требует скромности, бдительности и приверженности этическим нормам. По мере распространения электронных документов и усиления угроз для неприкосновенности частной жизни и для ПДн, архивная профессия должна продолжать эволюционировать, рассматривая человеческое достоинство в качестве одной из главных ценностей в своей работе.

Часто задаваемые вопросы: Защита ПДн в архивных коллекциях

Что такое защита ПДн в архивах?


Защита персональных данных в архивных коллекциях и фондах означает защиту чувствительной личной информации, содержащейся в архивных материалах. Сюда входит управление доступом и обработка этих данных таким образом, чтобы уважать неприкосновенность частной жизни отдельных лиц при одновременном обеспечении сохранности документированной истории.

Почему вопрос защиты ПДн в архивах становится всё более важным?


Вопрос защиты ПДн приобрёл особое значение в связи с ростом объёмов изначально-электронных и оцифрованных документов, в состав которых часто входят личные электронные письма, метаданные, контент социальных сетей и другая чувствительная информация. Такое расширение [охвата архивных коллекций – Н.Х.] создает новые риски для неприкосновенности частной жизни и новые этические проблемы для архивистов.

Как архивисты защищают ПДн в электронных коллекциях?

Архивисты могут защищать персональные данные посредством четко сформулированных соглашений с дарителями (донорами), политик цензурирования, использования инструментов цифровой криминалистики и методов контролируемого доступа, таких как многоуровневый, отложенный или опосредованный доступ к чувствительным материалам.

Могут ли электронные архивы ограничивать доступ к чувствительным материалам?

Да. Чтобы сбалансировать потребности в прозрачность и в защите неприкосновенности частной жизни, архивы могут ограничивать доступ, временно закрывая коллекции, разрешая использование документов только при личном посещении архива либо предоставляя по запросу отцензурированные версии, - обеспечивая тем самым то, что конфиденциальная информация не будет неправомерно раскрыта.

Мой комментарий: Ограничить доступ к фондам не проблема (и многие архивы с удовольствием это сделают); проблемой – в первую очередь для государственных и муниципальных архивов - является то, что это необходимо делать законным образом. Бывают ситуации, когда по закону пользователь имеет право получить определённые документы, но архивисты знают (с учётом тематики запроса и/или личности пользователя), что он может использовать их во вред отдельным людям или обществу в целом, - и вынуждены брать на себя риски и ответственность за ограничения доступа.

Марго Ноут (Margot Note)

Источник: сайт компании Lucidea
https://lucidea.com/blog/data-privacy-in-archives/ 

Правила предоставления кредитной организацией сведений по запросу уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ

Правительство Российской Федерации постановлением от 30 августа 2025 года №1344 утвердило «Правила предоставления кредитной организацией сведений с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия по запросу уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».

Для справки: Федеральный закон от 1 апреля 2025 года №41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил федеральный закон «О банках и банковской деятельности» дополнил ст. 9 «Отношения между кредитной организацией и государством» частью десятой:

Кредитная организация обязана в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, предоставить уполномоченному государственному органу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, запрошенные указанным органом сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в сроки, порядке, составе и формате, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.

Данная норма вступила в силу с 1 сентября 2025 года.

Кредитные организации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Правил осуществляют подключение к единой системе межведомственного электронного взаимодействия и обеспечивают техническую готовность к взаимодействию с уполномоченным государственным органом.

Кредитные организации, осуществляющие информационное взаимодействие на основании соглашения с уполномоченным органом иными способами обмена электронными документами, исполняют требования по предоставлению сведений с использованием таких способов и в срок, не превышающий 6 месяцев со дня получения от уполномоченного органа информации о его технической готовности к осуществлению обмена с ней документами в машиночитаемом формате с использованием системы взаимодействия осуществляют подключение к ней.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2026 года.

Сведения по запросу предоставляются кредитной организацией в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами. Они предоставляются на безвозмездной основе (п.2).

При получении направленного посредством «единой СМЭВ» запроса уполномоченного органа, сформированного в машиночитаемом формате, подписанного УКЭП должностного лица уполномоченного органа и содержащего (п.3):

  • Наименование уполномоченного органа; 

  • Дату направления запроса и номер запроса;

  • Сведения о должностном лице, подготовившем и направившем запрос (должность, ФИО (при наличии);

  • Номер служебного телефона и (или) адрес электронной почты для связи;

  • Правовое основание для направления запроса;

  • Сведения по операциям, счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц.

В случае поступления запроса, направленного с нарушением этих требований, кредитная организация возвращает его без рассмотрения с указанием причин возврата и нарушений.

Кредитная организация формирует в машиночитаемом формате ответ на запрос и направляет его, подписанный УКЭП кредитной организации, посредством СМЭВ.

Передача ответа осуществляется в формате электронного сообщения в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в СМЭВ (п.4).

Кредитная организация направляет ответ на запрос в соответствии со сроками, предусмотренными статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (п.5).

Мой комментарий: В статье 26 я не нашла конкретных сроков, которые должны быть соблюдены :)

В случае возникновения технических неполадок или иных обстоятельств, препятствующих своевременному предоставлению сведений, кредитная организация незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному органу, направившему запрос, с указанием предполагаемого срока устранения таких неполадок или обстоятельств и предоставления запрашиваемых сведений, а также направляет информацию о таких технических неполадках в федеральную государственную информационную систему «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» (п.6).

Для справки: Федеральная государственная информационная система «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» предназначается для повышения качества взаимодействия информационных систем, входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее — инфраструктура взаимодействия), и информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия, а также для обеспечения управления качеством обслуживания пользователей инфраструктуры взаимодействия, непрерывностью и доступностью услуг и сервисов инфраструктуры взаимодействия, формирования отчетности о ее работе, управления информационной безопасностью и управления инцидентами в работе инфраструктуры взаимодействия см.: https://digital.gov.ru/information-systems/informaczionnaya-sistema-3 ).

Ответ кредитной организации должен содержать указанные в запросе сведения. В случае если физическое лицо (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), сведения о котором запрошены, не имеет и (или) не имело счетов и вкладов в кредитной организации, а также в случае отсутствия отдельных сведений, указанных в запросе, ответ кредитной организации содержит указание об их отсутствии (п.7).

Кредитная организация несет ответственность за полноту и достоверность сведений, предоставляемых по запросу, в соответствии с законодательством РФ, за исключением сведений, предоставленных кредитной организации клиентом, в отношении которых кредитная организация не несет обязанностей по проверке (п.8).

Сведения, предоставляемые кредитной организацией по запросу уполномоченного органа, включают в себя (п.9) сведения:

  • О счетах и вкладах физического лица (индивидуального предпринимателя или юридического лица);

  • Об операциях по счетам и вкладам, совершаемым, в том числе, с использованием электронных средств платежа, включая дату, время, сумму, назначение платежа, идентификатор платежа, номер счета и (или) номер (идентификатор) электронного средства платежа, в том числе получателя платежа (при наличии), включая идентификатор платежа, способ совершения операции (банкомат, мобильное приложение, сайт в сети «Интернет»);

  • О месте и времени выдачи наличных денежных средств со счета, вклада клиента, включая номера банкоматов, отделений банка и их расположение;

  • О месте открытия счета, совершение операций по которому производится с использованием электронного средства платежа;

  • О телефонных номерах, оплата услуг связи по которым совершается со счетов с использованием электронного средства платежа;

  • О физических и юридических лицах, пополнявших счет, совершение операций по которому производится с использованием электронного средства платежа наличными деньгами или путем безналичных расчетов, включая (при наличии) фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, номер счета физического лица, телефонные номера, привязанные к счету физического лица, наименование, место нахождения и адрес, номер счета юридического лица, абонентские номера, привязанные к счету юридического лица;

  • Об участии физического лица (индивидуального предпринимателя или юридического лица) в брокерской деятельности (при наличии), включая сведения о покупке и (или) продаже ценных бумаг;

  • О сейфовых ячейках, взятых в аренду.

Мой комментарий: В данном случае Правительством РФ регламентировано не столько взаимодействие кредитных организаций и уполномоченного органа, сколько содержание самих запросов.

Как отдельный вид запроса выделен запрос уполномоченного органа. Для исполнения установленных требований кредитным организациям, с моей точки зрения, потребуется проанализировать текущий порядок работы с такими запросами, выявить и реализовать необходимые изменения - начиная с порядка регистрации подобных запросов.

Содержание запроса можно разделить на две части:

  • Сведения, наличие которых в запросе обязательно по закону, и которые позволяют обеспечить юридическую его правомочность;

  • Перечень запрашиваемых у кредитных организаций сведений.

Перечень сведений, которые кредитная организация теперь обязана предоставлять просто завораживает. Чего только стоят «сведения о месте и времени выдачи наличных денежных средств со счета, вклада клиента, включая номера банкоматов, отделений банка и их расположение». В данном случае возникает серьезный вопрос о том, в течение каких сроков банки хранят эту информацию - понятно, что данные по счетам хранятся постоянно, но возникают вопросы в отношении данных по операциям в банкоматах, да ещё с привязкой к каждому конкретному устройству (включая данные видеофиксации).

Для справки: Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в статье 13 «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» установил, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

  • органов внутренних дел Российской Федерации;

  • органов федеральной службы безопасности;

  • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

  • таможенных органов Российской Федерации;

  • службы внешней разведки Российской Федерации;

  • федеральной службы исполнения наказаний.

Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=513626

четверг, 18 сентября 2025 г.

В самых тихих уголках судов Китая идёт работа по документированию всего, что касается справедливости и правосудия, часть 5

(Окончание предыдущую часть см. https://rusrim.blogspot.com/2025/09/4.html )

5. Создавая новую главу истории судебных архивов на основе верховенства права

Интервью с деканом и профессором Института верховенства права и государственного управления Китайского университета политических наук и права Чжао Пэном  (赵鹏, Zhao Peng - на фото).

Корр.: Профессор Чжао, не могли бы Вы сначала рассказать о роли судебных архивов в развитии верховенства права?

Чжао Пэн: Судебные архивы детально документируют ход судебного процесса, доказательства, результаты судебных заседаний и иную информацию по каждому судебному делу. 

С одной стороны, судебные архивы являются непосредственной и наиболее надёжной основой для анализа и пересмотра конкретных судебных дел, защищая законные права и интересы сторон и поддерживая авторитет и справедливость судебной системы. 

С другой стороны, большой массив судебных архивных документов может отражать применение законов, правовую среду в обществе и проблемы в судебной практике в определенный период времени. 

Изучая и анализируя судебные архивные документы, законодательные органы могут выявлять недостатки в практическом применении правовых положений, а затем пересматривать и совершенствовать их. Судебные органы могут обобщать опыт судебных разбирательств, стандартизировать практику судебного разбирательства и повышать эффективность и качество деятельности судов; а исследователи в области права могут черпать из судебных архивов богатый исследовательский материал, который содействует развитию теории права. 

Можно сказать, что судебные архивы являются краеугольным камнем верховенства права, будучи свидетелями его развитии и играя незаменимую роль в содействии всеобъемлющему верховенству права.

Корр.: С юридической точки зрения, как проходила эволюция архивного дела в Китае, и, в частности, как эволюционировали судебные архивы?

Чжао Пэн: Развитие архивного дела в Китае тесно связано с потребностями соответствующих периодов времени. Вначале архивное дело в значительной степени основывалось на традиционном ручном управлении документами, и судебная сфера не была исключением. Сбор, упорядочение, хранение и предоставление доступа к судебным архивным документам зависели от ручного труда, что приводило к низкой эффективности и к отсутствию всестороннего институционального регулирования. 

По мере развития общества, с увеличением сложности экономической деятельности и количества судебных дел, традиционные методы управления архивными документами становились всё более неадекватными. На этом фоне постепенно продвигалась работа по законодательно-нормативному регулированию архивного дела. Новая редакция Закона об архивах (《中华人民共和国档案法》, см. https://www.gov.cn/xinwen/2020-06/21/content_5520875.htm ), официально вступившая в силу 1 января 2021 года, знаменует собой важную веху в развитии архивного дела в стране. 

Закон об архивах устанавливает принцип «единого руководства и иерархического управления» в архивном деле, разъясняет обязанности органов управления архивным делом всех уровней, обязанности муниципальных органов и различных организаций, занимающихся архивным делом, а также устанавливает всестороннюю систему ответственности за управление архивами и архивными документами. 

Всё это в равной степени относится и к судебным архивам, делая управление ими более стандартизированным и упорядоченным. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок применения Закона об архивах, дополнительно уточняют положения закона, повышая операционную эффективность системы и уточняя конкретные требования к сбору, упорядочению, хранению и использованию архивных материалов. Эти нормативные акты содержат конкретные рекомендации по оперативной работе архивов судов, способствуя её развитию в направлении стандартизации и регламентации.

Корр.: С какими проблемами, по вашему мнению, в настоящее время сталкивается архивное дело в судах в плане развития верховенства права, и как их следует решать?

Чжао Пэн: В настоящее время развитие архивного дела в судах идёт неравномерно в разных регионах и в различных судах. В некоторых развитых регионах суды вышли на высокий уровень архивной информатизации, обеспечивающий возможность онлайн-доступа и эффективное управление электронными архивными документами. Однако некоторые местные суды, возможности которых ограничены различными факторами, такими как нехватка финансирования, технологий и кадров, отстают в плане информатизации архивной работы и с трудом адаптируются к потребностям судебной практики в цифровую эпоху.

Для решения этих проблем нам необходимо, прежде всего, дальнейшее совершенствование систем управления архивами. В частности, необходимо уточнить сферу охвата и стандарты архивирования судебных архивов с учетом новых особенностей и требований судебной работы, а также разработать руководства по архивированию для новых типов доказательств, чтобы обеспечить целостность и точность судебных архивов. 

Во-вторых, нам необходимо укрепить систему безопасности при открытом доступе к архивным документам: 

  • Необходимо ускорить создание более научно обоснованного и строгого механизма экспертизы возможности открытого доступа к архивным документам, привлекая к этому процессу профессиональных юристов и технических специалистов; 

  • Следует и дальше наращивать инвестиции в технологии, применять передовые технологии шифрования, управления доступом и анализа больших данных для категоризации и управления архивной информацией, - а также вести мониторинг рисков, достигая динамического баланса между безопасностью и доступностью; 

  • Следует добиваться усиления поддержки информатизации судебных архивов на низовом уровне. 

Благодаря политической и финансовой поддержке, а также технической подготовке, мы можем сократить различия между регионами и учреждениями и способствовать сбалансированному развитию информатизации судебных архивов.

Корр.: На каких других ключевых направлениях деятельности и инновационных мерах стоит сосредоточить внимание с целью содействия повышению качества работы судебных архивов в рамках верховенства права?

Чжао Пэн: Повышению качества работы судебных архивов можно способствовать по следующим основным направлениям: 

  • Следует продолжить укрепление межведомственного и межрегионального обмена информацией и сотрудничества судебных архивов. Создав более всестороннюю и безопасную платформу обмена информацией, мы сможем устранить барьеры для обмена информацией и добиться интероперабельности судебных архивов; 

  • Следует сосредоточить внимание на изучении культурной ценности судебных архивов и повышении осведомлённости о ней. Судебные архивы – это не только документация деловой деятельности, но и ценное культурное наследие. Мы можем использовать различные методы и средства для того, чтобы продемонстрировать общественности развитие судебной системы и красоту правовой культуры, повышая её осведомлённость общественности о верховенстве права и их культурной самобытности; 

  • Нужно усилить пропаганду и подготовку кадров в плане верховенства права в архивах. Мы должны активизировать популяризацию архивного законодательства и нормативных актов, чтобы сотрудники судебных органов в полной мере понимали важность деятельности судебных архивов и их ответственность, и сознательно соблюдали правила управления архивами. В то же время мы будем улучшать подготовку архивных специалистов, в особенности специалистов, имеющих всесторонние познания как в области права, так и в вопросах управления архивами и информационных технологий, - чтобы создать прочную кадровую базу для развития архивного дела в судах. 

Используя подобные инновационные меры, народные суды, несомненно, смогут способствовать развитию архивного дела в судах на основе верховенства права, достижению более высокого качества работы и внесению судебными архивами большего вклада в построение верховенства права в Китае.

Интервью брал корреспондент Лю Цзе  (刘洁)

Источник: «Женьминь фаюаньбао» (People's Court Daily人民法院报 )
https://www.163.com/dy/article/K5LK5GPJ051486CM.html 

Утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок заключения договоров социального банковского вклада и социального банковского счета

Правительство РФ постановлением от 14 июля 2025 года №1060 утвердило согласованные с Банком России:

  • Особенности заключения (продления) договора социального банковского вклада, заключения договора социального банковского счета, их изменения и расторжения;

  • Правила подачи заявления гражданина на оформление договора социального банковского вклада и договора социального банковского счета и проверки гражданина на его соответствие требованиям, установленным частью первой статьи 36.3 и частью первой статьи 36.4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

  • Правила ведения Реестра социальных банковских счетов и социальных банковских вкладов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

  • Перечень мер социальной защиты (поддержки), получатели которых вправе заключать договоры социального банковского вклада и договоры социального банковского счета.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и будет действовать до 30 июня 2031 года. Положения постановления применяются в отношении системно значимых кредитных организаций со дня его вступления в силу, в отношении иных кредитных организаций - с 1 января 2027 года.

Положения документа «Особенности заключения (продления) договора социального банковского вклада, заключения договора социального банковского счета, их изменения и расторжения» в части подписания гражданами договоров простой электронной подписью, ключ которой получен при личной явке в соответствии с «Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг», применяются до 1 июля 2027 года.

Мой комментарий: Федеральный закон от 22 июля 2024 года №202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»» предусматривает с 1 июля 2025 года создание особых банковских продуктов - социального банковского счета и социального банковского вклада. Для работы с ними создана нормативно-правовая база.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=510806