воскресенье, 5 мая 2024 г.

ИСО и МЭК: Опубликован стандарт ISO/IEC 27006-1:2024 «Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности – Часть 1: Общие положения»

В марте 2024 года сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) сообщил о публикации нового стандарта ISO/IEC 27006-1:2024 «Информационная безопасность, кибербезопасность и защита неприкосновенности частной жизни - Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности – Часть 1: Общие положения» (Information security, cybersecurity and privacy protection - Requirements for bodies providing audit and certification of information security management systems - Part 1: General) объёмом 54 страницы, см. https://www.iso.org/standard/82908.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:82908:en .

Стандарт подготовлен техническим подкомитетом ISO/IEC JTC1/SC27 «Информационная безопасность, кибербезопасность и защита неприкосновенности частной жизни» (Information security, cybersecurity and privacy protection).

Во вводной части документа отмечается следующее:

«Настоящий документ устанавливает требования и предоставляет рекомендации для органов, проводящих аудит и сертификацию системы менеджмента информационной безопасности (СМИБ), в дополнение к требованиям, содержащимся в стандарте ISO/IEC 17021-1.

Мой комментарий: Здесь упомянут стандарт ISO/IEC 17021-1:2015 «Оценка соответствия - Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента - Часть 1: Требования» (Conformity assessment - Requirements for bodies providing audit and certification of management systems - Part 1: Requirements, см. https://www.iso.org/standard/61651.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:61651:en ), который в России адаптирован как ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования», см. https://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=218000 .   

Соответствие требованиям, содержащимся в данном документе, демонстрируется проводящими сертификацию СМИБ органами, с точки зрения их компетентности и надёжности. Содержащиеся в данном документе рекомендации содержат дополнительную интерпретацию этих требований для органов, проводящих сертификацию СМИБ.»

Примечание: Данный документ можно использовать в качестве источника критериев для аккредитации, коллегиальной оценки и иных процессов аудита.»

Содержание документа следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Принципы
5. Общие требования
6. Структурные требования
7. Требования к ресурсам
8. Требования к информации
9. Требования к процессам
10. Требования к органам по сертификации в отношении системы менеджмента
Приложение A: Знания и навыки для проведения аудита и сертификации СМИБ
Приложение B: Дополнительные соображения относительно компетентности
Приложение C: Время на проведение аудита
Приложение D: Методы расчета времени на проведение аудита
Приложение E: Руководство по проверке реализованных мер и средств контроля и управления согласно стандарту ISO/IEC 27001:2022, Приложение A
Библиография

Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/82908.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:82908:en

ИСО и МЭК: Опубликован стандарт ISO/IEC 5212:2024 «Использование данных – Руководство по использованию данных»

В апреле 2024 года сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) сообщил о публикации стандарта ISO/IEC 5212:2024 «Информационные технологии - Использование данных - Руководство по использованию данных» (Information technology - Data usage - Guidance for data usage) объёмом 36 страниц, см. https://www.iso.org/standard/80999.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:80999:en .

Стандарт разработан техническим подкомитетом SC32 «Управление и обмен данными» (Data management and interchange) Объединённого технического комитета ИСО/МЭК JTC1 «Информационные технологии». О работе над ним я уже рассказывала здесь: http://rusrim.blogspot.com/2024/04/isoiec-fdis-5212.html .

Во вводной части документа отмечается:

«Настоящий документ представляет собой высокоуровневый, основанный на принципах рекомендательный международный стандарт. В нём описана концепция, включающая соответствующие компоненты и понятия, на которую могут ссылаться использующие данные организации, лица и системы. Концепцию и понятия, изложенные в настоящем стандарте, следует рассматривать вместе с терминами и определениями, содержащимися в стандарте ISO/IEC 5207 «Информационные технологии - Использование данных - Терминология и варианты использования» (Information technology - Data usage - Terminology and use cases), см. https://www.iso.org/standard/80998.html .

Организации вне зависимости от их типа (включая коммерческие организации, государственные органы и учреждения, некоммерческие организации), размера и целей, полагаются на использование данных при ведении повседневных деловых операций, и всё сильнее зависят от полагающихся на данные систем, таких как ИТ-системы, облачные вычисления, большие данные, интернет вещей и искусственный интеллект.

Существует множество подходов к использованию данных, начиная от наиболее сложных, применимых в отношении высокочувствительной и конфиденциальной информации, персональных данных, - и заканчивая самыми простыми системами сбора данных. В каждом сценарии использования данных могут применяться различные подходы к обеспечению целостности системы, качества данных, предоставляемых пользователям данных возможностей и к стратегическому управлению, осуществляемому организацией в отношении данных.

Данный документ был разработан с использованием основанного на принципах подхода, с тем, чтобы способствовать внедрению организациями стратегического управления данными для управления рисками на каждом этапе использования, обмена или совместного использования данных. Такой подход помогает организациям, стремящимся получить от данных больше отдачи, знаний и представлений, - одновременно обеспечивая концептуальные рамки для пользователей данных. Поскольку данные необходимы для широкого круга ролей в организации, крайне важно, чтобы все пользователи имели базовые представления об использовании данных с целью обеспечения надлежащего управления данными. Существует риск того, что, поскольку данные используются в организациях повсеместно, то действия пользователей, не имеющих соответствующих знаний, опыта и понимания контекста могут непреднамеренно привести к некорректному использованию данных.

В совместном использовании или обмене данными могут участвовать множество лиц, систем и/или организаций, использующих различные процессы и процедуры. Более того, каждое лицо или организация, участвующее в совместном использовании или обмене данными, может использовать различные подходы к обеспечению безопасности, защиты чувствительных и персональных данных, а также к решению правовых вопросов.

Хотя деятельностью по использованию данных можно управлять с помощью различных механизмов и инструментов стратегического управления, таких как официальные контракты или соглашения о совместном использовании данных, - существует множество этапов использования данных, которые может быть сложно формализовать.

В настоящем документе используется методология выявления и управления рисками, которой может воспользоваться любой пользователь данных, будь то физическое лицо или организация. Данная методология может быть полезна для организаций, применяющих существующие процессы стратегического управления данными и технологиями, вроде тех, что описаны в международных стандартах по вопросам стратегического управления информационными технологиями, таких как ISO/IEC 38500:2024 «Информационные технологии - Стратегическое управление ИТ в организации» (Information technology - Governance of IT for the organization) или все части серии ISO/IEC 38505 «Информационные технологии - Стратегическое управление информационными технологиями / данными» (Information technology - Governance of IT / data).

Помимо того, организации могут подумать о пригодности для поддержки их возможностей по стратегическому управлению требований к ИТ-системам, безопасности и хранению данных, которые рассматриваются в стандартах ISO/IEC 27001, ISO/IEC 27701 и ISO/IEC 27040.»

Содержание документа следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Сокращения
5. Введение в использование данных
6. Подготовка среды данных для использования, совместного использования и обмена данными
7. Рекомендации по использованию, совместному использованию и обмену данными
8. Использование, совместное использование и обмен данными
9. Вопросы, возникающие после использования данных
Библиография

Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/80999.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:80999:en

суббота, 4 мая 2024 г.

Новая статья: Архивная точка зрения на обучающие данные для ИИ

29 марта 2024 года в публикуемом издательством Cell Press онлайн-журнале Patterns («Закономерности») была опубликована любопытная статья Миры Десаи (Meera A. Desai), Ирен Паскетто (Irene V. Pasquetto), Эбигейл Джейкобс (Abigail Z. Jacobs) и Даллас Кард (Dallas Card) под названием «Архивная точка зрения на обучающие данные» (An archival perspective on pretraining data).

Статья объёмом 11 страниц доступна как для чтения онлайн ( https://doi.org/10.1016/j.patter.2024.100966 ), так и для скачивания в виде PDF-файла ( https://www.cell.com/action/showPdf?pii=S2666-3899%2824%2900074-6 ).

Статья наиболее интересна тем, что эта одна из крайне редких публикаций, в которых архивисты не просто пытаются выйти за рамки традиционных документов и обратить внимание на данные, но и изучают наборы данных, используемые для обучения моделей искусственного интеллекта.

Ниже приведен перевод двух вводных и заключительного разделов статьи:

Общая картина

Большие языковые модели (large language models, LLM) стали применяться повсеместно, при этом они крайне зависимы от данных, на которых они обучаются. Эти обучающие наборы данных сами по себе являются самостоятельными артефактами, которые – помимо их роли в формировании результатов модели - повторно используются, надстраиваются и легитимизуются.

Мы изучаем сходство между обучающими наборами данных и архивами: и те, и другие представляют собой коллекции разнообразных социокультурных материалов, которые опосредуют производство знаний и тем самым наделяют властью тех, кто отбирает, документирует и контролирует доступ к ним.

Мы обсуждаем ограниченность существующих подходов к комплектованию обучающих наборов данных и задаёмся вопросом, какие голоса становятся слышны сильнее или же заглушаются? Кому причиняется ущерб? Чьи точки зрения принимаются или подразумеваются по умолчанию?

Мы подчёркиваем необходимость в проведении дополнительных исследований этих наборов данных и методов, с помощью которых они формируются, и предлагаем возможные пути продвижения вперёд, опираясь на идеи архивной науки.

Краткое содержание

Наряду с бурным ростом исследований и разработок, связанных с большими языковыми моделями, одновременно наблюдается и рост усилий по созданию обучающих наборов данных - масштабных коллекций текстов, обычно взятых из Интернета.

Опираясь на результаты архивной науки, мы анализируем обучающие наборы данных, рассматривая их как неформальные архивы — неоднородные коллекции разнообразных материалов, которые опосредуют доступ к знаниям.

Мы используем эту концептуальную структуру для того, чтобы выявить влияние создания и использования обучающих данных за рамками прямого формирования поведения модели, - и показать, как выбор того, что именно включается в состав обучающих данных, обязательно включает в себя субъективные решения, касающиеся ценности. При этом архивная точка зрения помогает нам определить возможности для исследователей, которые изучают социальные последствия технологий, внести свой вклад в решение проблем, а также компромиссы, которые возникают при формировании обучающих наборов данных такого масштаба.

Заключение

Отбор обучающих данных для пребольших языковых моделей (LLM) в основном рассматривался как инженерная деятельность. Однако курирование обучающих данных -это также политический процесс, в котором как сам артефакт (обучающие данные), так и любые модели, обученные на нём, будут иметь культурные и политические последствия, которые, как правило, редко принимаются во внимание.

Мы исходим их архивной точки зрения на обучающие данные, предлагая рассматривать их возможности как неформальных архивов, а также процессы их формирования.

Мы обращаем внимание на то, как распространённые практики разработки LLM-моделей организованы вокруг решения конкретных проблем, таких как смягчение конкретных рисков для неприкосновенности частной жизни, - которые на деле оказываются практиками экспертизы ценности.

Архивная точка зрения указывает на источники власти при принятии инженерных решений, связанных с обучающими данными. В конечном счете, такой концептуальный подход предлагает путь вперед для изучения не только данных, но и систем, которые их производят.

Источник: сайт издательства Cell Press
https://doi.org/10.1016/j.patter.2024.100966
https://www.cell.com/action/showPdf?pii=S2666-3899%2824%2900074-6  

ИСО и МЭК: Опубликована новая редакция технического отчёта ISO/IEC TR 24030:2024 «Искусственный интеллект (ИИ) – Варианты применения»

В начале апреля 2024 года сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) сообщил о публикации новой, второй редакции технического отчёта ISO/IEC TR 24030:2024 «Информационные технологии – Искусственный интеллект (ИИ) – Варианты применения» (Information technology - Artificial intelligence (AI) - Use cases) объёмом 178 страниц, см. https://www.iso.org/standard/84144.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:84144:en .

Технический отчёт, подготовленный техническим подкомитетом SC42 «Искусственный интеллект» (Artificial Intelligence) Объединённого технического комитета ИСО/МЭК JTC1, заменил ранее действовавший документ ISO/IEC TR 24030:2021.

В аннотации на документ отмечается:

«Технический отчёт ISO/IEC TR 24030 представляет собой всесторонний документ, в котором собраны варианты использования искусственного интеллекта (ИИ) в различных областях применения. Он охватывает широкий спектр приложений, иллюстрируя применимость и потенциал ИИ в различных секторах и внося значительный вклад в область стандартизации ИИ.

Данный технический отчет играет ключевую роль в демонстрации разнообразных применений ИИ, содействуя разработке стандартов в области ИИ, а также сотрудничеству и пониманию потенциала и проблем ИИ в различных отраслях экономики.

… В настоящем документе представлена подборка репрезентативных вариантов использования приложений ИИ в различных областях.»

Содержание документа следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Сокращения
5. Приложения
6. Варианты использования
7. Краткие сводные описания вариантов использования
Приложение A: Шаблон для описания варианта использования
Приложение B: Перечень вариантов использования, содержащихся в технических отчётах ISO/IEC TR 24030:2021 и ISO/IEC TR 24030:2024
Библиография

Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/84144.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:84144:en

пятница, 3 мая 2024 г.

Как заставить процессы уничтожения агрегаций документов работать в системах структурированных данных

Данный пост австралийского специалиста в области управления документами и информацией Карла Мелроуза (Karl Melrose – на фото) был опубликован 2 апреля 2024 года на его блоге Meta-IRM (Мета-управление информацией и документами).

Как заставить процессы уничтожения агрегаций документов (aggregate record) работать в системах структурированных данных? Ответ на данный вопрос, судя по всему, является загадкой даже для очень дальновидных специалистов-практиков.

По моему опыту, типичная причина концептуальных проблем в данном случае заключается в том, что люди, пытаясь справиться с поставленной задачей, инстинктивно думают о базе данных.

Это упрощенное представление: У нас есть хранилище данных (контейнер для документов), и мы смотрим на него и думаем, что оно организовано в виде таблиц, в таблицах отражены транзакции, а сведения о транзакциях называются документами - поэтому мы хотим на них посмотреть! (На самом деле, не хотим!)

Использовать подобную логику – всё равно что подойти к куче блоков конструктора Лего и попытаться понять, что же ранее было построено из этих элементов. Это может быть возможно в очень простых случаях, когда база данных вообще не была нормализована, - однако в большинстве случаев уровень уверенности будет очень низким, а вероятность возникновения непредвиденных последствий, наоборот, будет очень высокой.

Более точная аналогия заключается в том, что это похоже на попытку провести экспертизу ценности текстового документа в формате Word, просматривая хранящиеся на жёстком диске биты - единицы и нули. Все становится проще, если Вы используете для этой цели приложение Word.

Чтобы понять, что такое уровень транзакций, нам следует пойти и взглянуть на само деловое приложение и разобраться с тем, как это деловое приложение порождает транзакции. Обычно это достаточно тривиальное дело, когда речь идёт об ориентированных на пользователя приложениях.

Фактически, есть два способа решить эту задачу: или посидеть в течение пяти минут с кем-то, кто использует приложение, и попросить этого коллегу пошагово показать, что он там делает, - или пойти и взглянуть на интерфейс приложения, и поискать там, что именно оно позволяет Вам создавать.

Вам следует сосредоточить своё внимание на существительных.

Приложения разрабатываются для фиксации и обновления состояния вещей — «состояние» (state) просто означает определенные характеристики вещи в определенный момент времени.

«Вещи» почти всегда являются именами существительными – это может быть физическое лицо, клиент, актив, продукт, дело, заказ, контракт и т.д.

Что делает управление документами в системах структурированных данных непонятным и запутанным для специалистов по управлению документами, так это то, что обычно мы предпочли бы иметь одну единственную, содержащую всё «запись», которой мы могли бы управлять вплоть до уничтожения - а если мы не уничтожим всё и вся, то у нас останется чувство, словно мы не сделали того, что от нас ожидалось.

Создающие базы данных специалисты считают такой подход расточительным и неэффективным, поэтому обычно вы видите в базах данных набор связей типа «один ко многим» между существительными, которые представляют человека, место или вещь, и существительными, которые представляют связанные с ними действия (транзакции).

Мой комментарий: Карл Мелроуз пытается здесь объяснить, что в базах данных одни и те же компоненты могут использоваться для «сборки» не одного документа, а многих – и, соответственно, такие компоненты нельзя удалять, пока продолжает храниться хотя бы один документ, для сборки которого они нужны. По аналогии с Лего, при уничтожении документа можно спокойно уничтожить только те блоки и связи, что являются для этого документа уникальными.

Здесь интересно отметить, что если об этом рассуждать с точки зрения классификационных схем, то можно было бы сказать, что речь идёт о структуре «Субъект : Действие : Транзакция» - при этом сведения о действии обычно фиксируются в виде типа транзакции.

Простым примером служат системы менеджмента активов. Скорее всего, у нас будет актив (один), а также набор связанных с активом случаев их использования (много) разных типов (соответствующих разным видам деятельности). Актив (один) связан со многими случаями использования – транзакциями.

Ещё одним примером являются системы «обслуживания клиентов». Клиент (один) связан со многими продажами – транзакциями.

То существительное, которого «много», скорее всего будет нашими «транзакциями».

В какой-то момент всякое существительное, которое «одно», также было создано - и это тоже транзакция, которую в какой-то момент нужно будет удалить.

Именно в этих отношениях «один ко многим» большинство коллег [специалистов по управлению документами – Н.Х.] застревает, когда задумывается об уничтожении информации и документов в базах данных.

Нам нужно осознать, что для уничтожения транзакции нам необходимо избегать уничтожения любых многократно используемых данных и уничтожать только те данные, которые уникальны для данной транзакции. Если мы удалим уникальные данные, связанные с транзакцией, то уничтожим возможность представления транзакции с помощью тех данных, которые остались, - поэтому тем самым мы уничтожили эту транзакцию. Звучит это сложно, но, как правило, на деле это не так - до тех пор, пока вы избегаете собственно базы данных, как чумы, и взаимодействуете с приложением.

Разработчики приложений обычно не осознают потребность в проведении авторизованного уничтожения, и приложения, соответственно, этого должным образом не поддерживают, - однако функция «удаления» в приложениях обычно имеется, даже если она недоступна обычным пользователям. Если приложение спроектировано хорошо, то функция удаления будет включать в себя логику, защищающую целостность базы данных, на которую опирается приложение, а также ограничивающую круг удаляемых элементов только уникальными для соответствующей транзакции данными (а не всеми элементами, от которых зависит запись о транзакции).

Действительно, при этом остаётся решить проблему уничтожения с такими сущностями, как «физическое лицо» и «адрес» — и с некоторыми другими существительными / сущностями, от которых зависят транзакции, но это небольшая концептуальная проблема, решение которой требует лишь небольшой гибкости мышления. Если мы уничтожили наши транзакции и при этом остались сведения о людях и адресах без привязанных к ним транзакций, и эти сведения используются только для поддержки данных транзакций (т.е. в их отношении нет собственных требований к срокам хранения), то об этом легко собрать отчётность и уничтожить эти сведения в качестве вторичного действия после проведения процесса уничтожения на уровне транзакций.

Ситуация усложняется, когда имеются приложения, использующие эти данные на последующих этапах обработки информации.

Вот для чего нужны сведения о происхождения и перечни видов документов, информации с указанием сроков хранения и действий по их истечении.

Предполагается, что в перечнях указаны сроки, в течение которого нам нужны соответствующие данные, - в том числе для любого последующего использования на дальнейших этапах обработки. Хорошие перечни должны принимать во внимание все виды использования в деловой деятельности, включая последующее и повторное использование. Может быть несколько затруднительно отслеживать всё это, если информация и данные копируются, но это можно сделать.

Сведения о происхождении (lineage) также полезны: они говорят нам, откуда взялись наши данные — это происхождение (provenance) на уровне данных. Если у нас есть сведения о происхождении, то мы знаем, откуда взялись данные и куда они идут. Отсутствие таких сведений может довольно быстро, лет через пять-десять, обернуться масштабными проблемами, особенно если речь идёт о хранилище данных (data warehouse) или, тем более, об озере данных.

Если же говорить серьёзно, то любая мысль о невозможности выполнения процесса уничтожения данных в базах данных просто неверна. Нам лишь нужно убедиться, что мы рассматриваем вопрос на адекватном уровне абстракции. Представление о базах данных [на уровне отдельных полей данных и записей в базе данных – Н.Х.] сродни попытке проведения экспертизы текстового документа в формате Word посредством просмотра потока составляющих его битов на жёстком диске: мы можем добиться куда большего, используя соответствующее программное приложение (Word).

Карл Мелроуз (Karl Melrose)

Источник: блог Meta-IRM
https://metairm.substack.com/p/how-to-make-aggregate-record-destruction

четверг, 2 мая 2024 г.

Китай: Для публичного обсуждения выложен проект национального стандарта GB/T «Требования по безопасности для данных, используемых для предварительного обучения и оптимизации генеративного ИИ»

Данная заметка сингапурского юриста Даррена Грейсона Чана (Darren Grayson Chng), занимающегося правовыми вопросами защиты персональных данных и технологий, была опубликована 8 апреля 2024 года в социальной сети LinkedIn.

3 апреля 2024 года китайский технический комитет по стандартизации SAC/TC260 «Кибербезопасность» опубликовал для публичного обсуждения проект национального стандарта GB/T «Технологии кибербезопасности – Требования по безопасности для данных, используемых для предварительного обучения и точной настройки генеративного искусственного интеллекта» (《网络安全技术 生成式人工智能预训练和优化训练数据安全规范》, самоназвание на английском языке: Cybersecurity technology - Security specification for generative artificial intelligence pre-training and fine-tuning data) объёмом 17 страниц, см. https://www.tc260.org.cn/file/2024-04-01/94e7e6de-2688-472c-af8b-a6cfe7fc7d29.pdf (автоперевод на английском языке присоединен к посту в LinkedIn, см. https://www.linkedin.com/posts/darrengraysonchng_activity-7183133824770273283-I4Wv ).
 
Если Вы предоставляете услуги порождающего (генеративного) искусственного интеллекта (ИИ) в Китае, то Вам стоит посмотреть, что Вас ждёт. Как обычно, эти требования не являются обязательными и носят рекомендательный характер, однако они могут «послужить основой для проведения оценок регуляторами».

Мой комментарий:
Во вводной части документа отмечается:

«В настоящем документе сформулированы требования безопасности в отношении данных, используемых для предварительного обучения и для оптимизации порождающего (генеративного) искусственного интеллекта, а также действий по их обработке. В нём также описываются соответствующие методы оценки.

Данный документ должен помочь поставщикам услуг генеративного ИИ в проведении подготовки данных для предварительного обучения и для оптимизации генеративного ИИ, а также в проведении самооценки по безопасности в отношении таких данных. Он также может послужить основой для проведения оценок регуляторами.»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Общий обзор
5. Общие требования безопасности
6. Требования безопасности в отношении обработки данных для предварительного обучения генеративного ИИ
7. Требования безопасности в отношении обработки данных для оптимизации генеративного ИИ
8. Методы оценки
Приложение A (справочное): Основные риски безопасности, связанные с обработкой данных для предварительного обучения и для оптимизации генеративного ИИ
Приложение B (нормативное): Требования к ключевым тезаурусам и таксономическим моделям
Библиография

Ключевые / интересные моменты следующие:

1. В «Требованиях» перечислены требования безопасности в отношении данных для предварительного обучения и оптимизации (pre-training and optimisation training data, POTD) генеративного ИИ. Рассматриваются вопросы общей безопасности данных и безопасности действий по обработке данных.

2. Общая безопасность данных: Поставщики услуг должны:

  • классифицировать и оценить POTD-данные,

  • реализовать технические меры для мониторинга безопасности POTD-данных, оперативно давая предупреждения и принимая меры по устранению при выявлении недостатков в безопасности данных, уязвимостей и иных рисков [звучит так, как будто необходимо будет удалить данные - возможно, весь набор данных? –Подозреваю, что в китайском оригинале на самом деле речь идёт об устранении недостатков данных, а не об удалении данных – Н.Х.],

  • реализовать технические меры, такие как идентификация и аутентификация, контроль доступа, шифрование,

  • создать механизм экстренного реагирования на инциденты безопасности,

  • документировать операции по обработке данных.

3. Требования безопасности в отношении обработки данных для предварительного обучения генеративного ИИ – существуют требования в отношении:

  • сбора данных – например, нужно документировать происхождение данных;

  • предварительной обработки – например, нужно к выборкам данных добавлять метаданные;

  • использованию – например, нужно получить согласие на обработку персональных данных и отдельное согласие на использование специальных персональных данных, нельзя использовать данные, нарушающие права интеллектуальной собственности, следует принять меры по снижению вероятности того, что порождающий (генеративный) ИИ будет использован для генерирования контента, представляющего угрозу безопасности.

4. Требования безопасности в отношении обработки данных для оптимизации генеративного ИИ – существуют требования в отношении те же категорий данных, что и упомянутые выше. Во-первых, если вы собираете данные, сгенерированные порождающим ИИ, то должны задокументировать версию используемой модели/сервиса порождающего ИИ и время сбора, а также тщательно изучить эти данные на предмет наличия контента, представляющего угрозу безопасности.

5. В «Требованиях» сказано, что именно следует проверять при оценке общей безопасности и безопасности действий, упомянутых выше в пп. 3 и 4. Имеются весьма детальные требования – например, требование случайным образом отобрать не менее 100 образцов после предварительной обработки и проверить, не содержат ли они контент, представляющий угрозу безопасности или серьезные риски нарушения прав интеллектуальной собственности.

6. В Приложении А рассказывается о том, что такое «угроза безопасности». В их число включаются:

  • контент, не соответствующий основным социалистическим ценностям - например. контент, оправдывающий терроризм, пропагандирующий насилие и порнографию, распространяющий ложную информацию, а также ставящий под угрозу национальную безопасность и интересы, подрывающий национальное единство и социальную стабильность;

  • дискриминационный контент – например, в отношении возраста, религии, этнической принадлежности;

  • незаконная коммерческая деятельность – например, нарушение прав интеллектуальной собственности, разглашение коммерческой тайны;

  • нарушение законных прав и интересов других лиц – например, контент, наносящий ущерб репутация, разглашающий персональные данные, сведения физическом и психическом здоровье.

Даррен Грейсон Чан (Darren Grayson Chng)

Источник: сайт LinkedIn
https://www.linkedin.com/posts/darrengraysonchng_activity-7183133824770273283-I4Wv


среда, 1 мая 2024 г.

Поздравляю с 1-м мая!

Дорогие коллеги и друзья,

Поздравляю Вас с Первомаем! Желаю Вам как следует отдохнуть в праздники, погреться на весеннем солнышке и восстановить запас энергии, чтобы затем с новыми силами трудиться как на «домашнем фронте», так и на основной работе!

Желаю Вам счастья, здоровья, благополучия, удачи и успехов во всех начинаниях!

Наташа


Квантовые вычисления: Скачок в будущее происходит раньше, чем ожидалось

Данная заметка Дика Вейсингера (Dick Weisinger – на фото) была опубликована 3 апреля 2024 года на блоге компании Formtek.

Квантовые вычисления (см. http://technologyreview.com/2023/01/06/1066317/whats-next-for-quantum-computing/ ), которые когда-то в основном обсуждались в сфере научной фантастики, теперь находятся на грани превращения в реальность. Компании переключают свое внимание с установления рекордов по количеству кубитов (кубит, согласно Википедии, «квантовый разряд или наименьший элемент для хранения информации в квантовом компьютере», аналогичный биту в традиционных вычислениях - Н.Х.) на практичное оборудование и долгосрочные цели. Например, ожидается, что IBM скоро представит свой процессор Heron, который будет иметь всего 133 кубита. Это может показаться шагом назад, однако каждый чип сможет напрямую подключаться к другим процессорам Heron, что означает переход к «модульным» квантовым компьютерам.

Последствия квантовых вычислений будут огромными, имеющими трансформирующий характер. Квантовые компьютеры, основанные на принципах квантовой механики, смогут выполнять вычисления (насколько я знаю, речь идёт не о вычислениях «вообще», а об очень специфических видах вычислений – например, связанных с криптографическими алгоритмами – Н.Х.) намного быстрее, чем традиционные компьютеры. Это открывает возможности для многочисленных приложений в таких областях, как кибербезопасность, биоинженерия, искусственный интеллект, финансы и сложное промышленное производство. Например, квантовые компьютеры смогут взломать современные алгоритмы шифрования, используемые в интернете, что потребует разработки квантово-устойчивой криптографии.

Ожидается, что будущие усовершенствования в области квантовых вычислений будут революционными. Одной из ключевых вех, ожидаемых в следующем десятилетии, станет более совершенная коррекция ошибок (при передаче данных – Н.Х.). Это будет означать переход к небольшим устройствам, способным поддерживать вычисления за счёт активной корректировки ошибок. Еще одним значительным достижением является появление постквантовой криптографии.

Итак, когда же нам ожидать реализации на практике такого рода технологий? Благодаря недавним прорывным открытиям, нацеленным на интенсивное продвижение дорожным картам и высокому уровню финансирования, мы вполне можем увидеть квантовые компьютеры общего назначения раньше, чем многие предполагали ещё несколько лет тому назад ( https://cointelegraph.com/news/quantum-computing-chat-gpt-moment-right-around-corner ). Ряд экспертов считает, что квантовые вычисления развиваются очень быстрыми темпами.

Революция квантовых вычислений - это не далекая мечта, а быстро приближающаяся реальность. Пока мы стоим на пороге этой новой эры, становится ясно, что квантовые вычисления не только переопределят границы вычислений, но и будут иметь далеко идущие последствия для различных секторов.

Дик Вейсингер (Dick Weisinger)

Источник: блог компании Formtek
https://formtek.com/blog/quantum-computing-a-leap-towards-the-future-sooner-than-expected/

вторник, 30 апреля 2024 г.

Практика управления документами и экономика альтернатив, часть 2

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2024/04/1_0762952703.html )

Я уже упоминал огромную (катастрофическую) ошибку, которую мы [специалисты по управлению документами – Н.Х.] совершили ранее, когда перешли на электронно-цифровые технологии, и которая, на мой взгляд, является одной из причин, которая действительно привела к провалу практики управления документами, сделав её экономически несостоятельной.

Ошибка заключалась вот в чём - мы привыкли описывать материалы на уровне дел.

Когда мы перешли в электронную среду, мы снизили этот уровень и, продолжая классифицировать документы на уровне дел, начали требовать от сотрудников описывать их на уровне отдельных документов.

Что это означает с экономической точки зрения?

Предположим, что в каждом деле содержится десять документов. Это означает, что описание на уровне документа в 10 раз увеличивает трудозатраты на процесс описания по сравнению с тем, что делалось (нами) ранее. Данные трудозатраты также существенно больше тех, что имеют место при использовании файловых серверов. Это означает, что если раньше описание занимало 1 минуту, то теперь оно занимает десять минут.

Если сложить эти экономические факторы вместе, то полученный результат будет означать, что отдача от долгосрочного мышления и использования практики управления документами взамен просто наличия файлового сервера должна примерно в 200 раз превышать те усилия, о которых мы просим.

Если организация ежедневно добавляет на свой файловый сервер 10 тысяч новых документов [это, несомненно, весьма крупная организация – Н.Х.], а описание требует 20 секунд дополнительных трудозатрат на каждый документ/файл, то это означает, что каждый день 1111 (? – Н.Х.) минут (около 20 часов) тратится на описание документов (это около 4 000 часов в год).

Мой комментарий: С арифметикой здесь у автора проблемы :) При названных условиях, ежедневные трудозатраты на описание составят 3333 минут или 55,6 часов – или 11,7 тысяч часов в год.

Если Вы пока что согласны с этими расчётами, то имейте в виду, что 95% этого времени тратится на документы, которые больше никогда не понадобятся.

Таким образом, затратив более чем 4000 [по моим подсчётам, 11,7 тысяч часов – Н.Х.] человеко-часов за год на описание документов, деловая отдача, получаемая благодаря описанию примерно 500 документов [в день, т.е. 105 тысяч документов в год – Н.Х.] (это около 5 дел [в день, или более 1000 в год – Н.Х.]), должна окупить дополнительные усилия и покрыть затраты на Вас, Вашу группу управления документами и Ваши инструменты.

И вам необходимо получить лучший результат по формуле прибыли «отдача минус затраты» по сравнению с другими альтернативами, которыми могут оказаться просто файловый сервер со средствами поиска, или решение для э-раскрытия с поддерживающей его группой, или постоянно растущий пул дешёвых хранилищ, или риски, связанные с применением по умолчанию правила «уничтожить всё по истечении 25 лет», и т. д.

Если Вы обращали на эти вопросы внимание, то, вероятно, у Вас были проблемы с соответствующими расчётами, и Вам кажется, что всё это очень сложно. Здесь следует учитывать то, что финансирующие нас представители высшего руководства тоже считают, что это очень сложно. Они пытаются оценить отдачу, получаемую от практики управления документами, в контексте дополнительных затрат на неё – и точно так же поступают в отношении других альтернатив.

Если эти расчёты вызывают головную боль у Вас, то представьте себе, каково приходится высшему руководству, которое вообще не понимает практику управления документами и у которого очень невелика профессиональная мотивация разбираться со сложным набором экономических вопросов - и очень мало стимулов для решения проблем долгосрочного характера.

У высшего руководства есть много более приоритетных вопросов, при решении которых возможные варианты и ожидаемую отдачу от них понять проще.

Стоит ли удивляться, что сейчас руководство готово использовать файловые серверы, облачные хранилища или деловые приложения, - а вопросы долгосрочного характера оно предпочитает решать тогда, когда они возникают?

Это был длинный и сложный пост, и я надеюсь, что Вы всё ещё остаётесь со мной.

Есть три основных момента, которые, как я полагаю, нам всем необходимо принять во внимание.

Первое соображение заключается в том, что у нас есть конкуренты. Наши практики и методы конкурируют с другими способами достижения тех же целей, и результаты конкуренции в конечном итоге определяются экономическими факторами. В краткосрочной перспективе может победить идеология, может победить политика, могут победить кризисы, могут победить регуляторы. В долгосрочной перспективе победитель в любой человеческой «игре» определяется экономикой, потому что все человеческие проблемы в конечном итоге сводятся к обеспечению едой, а когда мы не можем позволить себе еду, ненужные усилия или усилия по решению долгосрочных проблем сокращаются в пользу усилий по добыванию еды …

Для достижения какой бы цели нас ни нанимали на работу, если наше решение окажется экономически хуже иных способов достижения этой цели, мы станем лишь временным решением данной проблемы, которое может быть и будет заменено более экономичным решением.

Второе соображение заключается в том, что нам необходимо проанализировать и пересмотреть наши методы и практики с точки зрения того, как они влияют на экономику проблемы, которую мы решаем.

Описание документов на уровне отдельного документа могло показаться отличной идеей, когда у нас появились электронные системы управления документами и контентом получили (EDRMS) и каждый документ стал отдельной сущностью, к которой мы могли добавлять метаданные. Могу поспорить, что архивисты и историки буквально исходили пеной от возбуждения по этому поводу.

Однако затем мы взяли на вооружение некастодиальный подход (т.е. отказались от перемещения документов из деловых систем в специализированные документные системы, управляя теперь документами «по месту» в деловых системах – Н.Х.)  и в 10 раз увеличили нагрузку на рядовых сотрудников при выполнении той же задачи, что решал и файловый сервер.

Мы также заставили сотрудников использовать деловую классификационную схему или же какую-либо систему ключевых слов, освоение которых потребовало от них ещё больших усилий, впоследствии часто усложняя им поиск материалов по сравнению с файловым сервером.

Это означает, что нам следует анализировать экономические факторы каждой основной практики управления документами, потому что все они были изобретены в бумажную эпоху, когда управление документами экономило людям больше времени, чем Google, и когда любой другой вариант был заведомо хуже. Сегодня же существуют другие жизнеспособные варианты, и они побеждают, потому что их воспринимаемая экономическая эффективность выше.

Третье соображение заключается в том, что следует помнить о сложности экономических факторов. Это справедливо для экономической эффективности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Единственная группа специалистов, у которой есть стимул поработать над экономикой управления документами и сопоставить её с альтернативами, а также адаптировать новые методы, которые решают те же проблемы еще более экономично, - это мы сами.

Плохая новость заключается в том, что если мы не пересмотрим и не реформируем экономику наших собственных практик, то кто-то другой сделает это за нас.

Наши руководители не станут приходить к нам со словами: «Эй, хорошие ребята из управления документами, ваши практики стали экономически неэффективными по сравнению с их альтернативами, так что давайте сядем все вместе и подумаем, как мы можем сделать их более экономически эффективными, чтобы мы могли и впредь давать вам эти деньги вместо того, чтобы отдать их вот тем милым людям, которые, кажется, предлагают более простой и дешевый способ решить ту же проблему». Руководство просто потратит деньги где-нибудь еще.

Карл Мелроуз (Karl Melrose)

Источник: блог Meta-IRM
https://metairm.substack.com/p/records-management-practice-and-the

Карл Мелроуз и его коллеги Майкл Аптон и Джуди Верно выложили 32-й подкаст по теме управления информацией

18 апреля 2024 года на канале «Information Revolution podcast» на сайте YouTube ( https://www.youtube.com/@informationrevolutionpodca8610/videos ) был выложен очередной, 32-й по счёту подкаст, подготовленный австралийским специалистом в области управления документами и информацией Карлом Мелроузом (Karl Melrose – на фото) и его новозеландскими коллегами Майклом Аптоном (Michael Upton) и Джуди Верно (Judi Vernau)..

Напомню, что если открыть подкаст в браузере Yandex, то при наведении курсора в верхнюю часть видео появится меню, позволяющее включить ИИ-автоперевод и субтитры (можно выбрать как английский, так и русский язык, нажав на «троеточие»). Подготовка автоперевода может занять несколько минут.

Эпизод 32: «Что мы поняли об определении ценности информации» (What we've learnt about valuing information)


Подкаст продолжительностью 48 минут был выложен 18 апреля 2024 года. В описании этого подкаста ( https://www.youtube.com/watch?v=z9gZ2dRveNk ) сказано:

«В этом эпизоде мы стараемся обдумать всё то, что накопили с ноября прошлого года, когда впервые стали обсуждать ценность информации. Если вы еще не видели предыдущие эпизоды, то знайте – там у нас были замечательные гости, которые поделились множеством идей! Сегодня мы выделили ряд основных моменты и поразмышляли над интеграцией выученных уроков в практику.»

Также Майкл Аптон в своём посте в социальной сети LinkedIn, выложенном 19 апреля 2024 года, отметил:

«Очень хорошо прошла запись очередного подкаста в серии «Информационная революции», где мы втроем размышляли о множество аспектов ценности информации, о которых услышали от всех наших замечательных гостей в период с ноября 2023 года. Карл поставил «вопрос на миллион долларов»: как нам интегрировать экспертизу ценности информацию в нашу работу?

Думаю, что не могу не отметить здесь тысячи должностей, только что сокращённых здесь в органах центрального правительства - контекст для вопроса о том, как нам доказывать свою ценность и полезность, определенно стал более острым за короткое время, прошедшее с момента записи подкаста до настоящего момента. Я сейчас думаю о замечательных идеях Мэтта Мура (Matt Moore) о понимании того, как организации на самом деле принимают решения.»

Источник: сайт YouTube / сайт LinkedIn
https://www.youtube.com/watch?v=z9gZ2dRveNk
https://www.linkedin.com/posts/michaeluptonnz_episode-32-what-weve-learnt-about-valuing-activity-7186833655506395136--bh5

понедельник, 29 апреля 2024 г.

Практика управления документами и экономика альтернатив, часть 1

Данный пост австралийского специалиста в области управления документами и информацией Карла Мелроуза (Karl Melrose – на фото) был опубликован 24 марта 2024 года на его блоге Meta-IRM (Мета-управление информацией и документами).

Одна вещь, которая абсолютно справедлива в отношении всех людей во всем мире, заключается в том, что людям нравится делать свои дела простым и дешевым способом. В долгосрочной перспективе результаты конкуренции между способами достижения результата всегда определяются соотношением экономических показателей этих способов. И именно поэтому мы сейчас наблюдаем, как постепенно теряются сила и престиж профессии управления документами.

25 лет назад, когда мы ещё жили в бумажном мире, деловая отдача от наличия в штате организации специалистов по управлению документами было настолько иной способ работы с большими объёмами документов был сложнее и дороже.

Мой комментарий: Я тоже хорошо помню, что было 25 и 50 лет назад, и с уверенностью могу сказать, что полезность служб управления документами и даваемую ими деловую отдачу всегда приходилось обосновывать, чтобы добиться от высшего руководства необходимых полномочий, финансирования, кадров и ресурсов. И в продвинутых в плане управления документами странах (например, в США) будущих специалистов учили, как это делать.

Посмотрите на экономику некоторых наших самых основных инструментов – упорядочения по видам деловых операций, каталогизации и описания.

Если у Вас имеется пятьсот коробов (примерно 200 погонных метров документов, или 8000 стандартных дел – Н.Х.) несистематизированных и не упорядоченных документов, то единственный способ найти то, что Вам нужно либо убедиться, что у Вас этого нет - это полистно просмотреть содержимое всех пятисот коробов. Цифры здесь (и стоящие за ними трудозатраты – Н.Х.) не радуют.

Среднестатистический человек читает около 240 слов в минуту — примерно одну страницу. Давайте предположим. Что короб содержит 3000 страниц (т.е. 30 погонных сантиметров документов - это короб, который достаточно полон, но не набит до отказа – Н.Х.). Исходя из этих предположений, полистный просмотр 500 коробов занимает около 17 лет (3000 минут на короб, 500 коробов, 420 рабочих минут в день, 210 рабочих дней в году).

Это действительно плохие экономические показатели, и на основе подобной экономики невозможно выстроить какую-либо деловую деятельность – если только, конечно, деловая деятельность, который Вы развивали, не опирается на использование набора инструментов и практик, которые могли бы сделать экономику этого вопроса достаточно хорошей, чтобы Вы могли управлять полагающейся на них деловой деятельностью.

Здесь на сцену выходят наши инструменты – упорядочение по видам деловых операций (transactional aggregation), каталогизация и описание.

Разместите Ваши документальные материалы в дела в зависимости от деловых операций, к которым они относятся, каталогизируйте и хорошо опишите их, и экономика этого вопроса резко изменится. Срок в 17 лет резко уменьшится – возможно, сведётся к одному дню, если в конечном итоге Вам придётся прочитать каждое слово в деле объёмом 500 страниц. То, что раньше потребовало бы 17 лет (6205 дней), теперь требует 1 дня.

Это означает, что теперь за тот же промежуток времени мы можем при тех же расходах выполнить 6205 таких операций вместо одной-единственной. Это феноменальный результат. Давайте проведём сравнение, которое покажет, насколько это действительно большое достижение.

Насколько Google ускоряет выполнение людьми их работы? Предположим, что у меня в часе езды от места, где я живу, есть библиотека (на самом деле она находится менее чем в 5 минутах ходьбы от моего дома, но давайте будем щедры к бедному Google), - и в ней есть нужная мне информация. Google, вероятно, сократит мои затраты времени на поиск нужной информации с примерно 70 минут до 10 - 30 секунд.

Если принять, что время поиска составляет 10 секунд, то Google помогает нам найти нужные факты примерно за 1/4200 времени, необходимого для посещения библиотеки. Ну а управление документами помогает сотрудникам находить документы по деловой транзакции примерно в 6200 раз быстрее (при условии указанных выше скорости чтения и объёмов документации).

Это не идеальное сравнение, но оно, безусловно, помогает проиллюстрировать, насколько большое значение имеет управление документами в бумажном мире – разница получается больше, чем при использовании Google.

Очевидная загвоздка заключается в том, что мы больше не живём в бумажном мире. И, как было сказано в самом начале, в долгосрочной перспективе выигрывают те практики, которые обеспечивают лучшие экономические показатели, потому что в долгосрочной перспективе люди всегда будут по умолчанию выбирать простой и дешёвый способ достижения нужного им результата.

Это важно, поскольку экономика электронных документов и файловых серверов совсем иная, и мы [специалисты по управлению документами – Н.Х.] допустили ряд серьёзных ошибок, когда пытались адаптировать наши практики к условиям электронного мира, к изменениям, которые катастрофически повлияли на экономические показатели работы с документами.

Начнём с файловых серверов.

Для начала отметим, что сотрудники прекрасно осознают практические аспекты хранения информации на файловых серверах - поэтому обычно нет необходимости просить их систематизировать, каталогизировать и описывать хранимые материалы, они делают это сами (как правило, не идеальным образом, но достаточно хорошо для того, чтобы в краткосрочной перспективе это позволяло им выполнить свою работу).

Ещё есть средства поиска - как минимум, поддерживается поиск по заголовку; часто также имеется поиск по содержанию (который, как мне известно, не всегда помогает).

Давайте сразу внесём ясность: поведение непрофессионалов в вопросах управления информацией не является систематическим и согласованным во времени. Это означает, что файловые серверы всегда оптимизированы под работы, выполняемые в данный момент (то, что мы могли бы назвать «активной» стадией жизненного цикла). Это означает, что после выполнения рутинных оперативных задач информацию о соответствующих транзакциях на файловых серверах часто бывает трудно отыскать.

Имея это в виду, давайте на секунду предположим, что с точки зрения удовлетворения потребностей активной стадии жизненного цикла файловые серверы и системы, основанные на практике управления документами, эквивалентны с точки зрения экономики (на самом деле это не так, как мы увидим впоследствии).

Если названные подходы экономически эквивалентны на этой стадии, нам [специалистам по управлению документами – Н.Х.] следует сосредоточить внимание на количественной оценке долгосрочных экономических последствий, чтобы наши организации видели, что у «наших» решений более благоприятная экономика в долгосрочной перспективе - что означало бы (следуя нашему первоначальному утверждению), что мы выиграем.

Итак, давайте оценим экономические факторы.

Первое, что нам нужно принять во внимание, это объёмы использования информации после завершения активной стадии жизненного цикла. Вообще говоря, около 95% документов никак не используются по истечении первого года с момента их создания.

Если взять этот факт в качестве отправной точки, то это означает, что если мы требуем приложения определённых усилий в отношении каждого документа, то 95% всех усилий, затраченных на систематизацию, каталогизацию и описание контента для долгосрочных нужд, будут потрачены впустую.

Это также означает, что полезная отдача от любых затраченных нами усилий должна быть как минимум в 20 раз больше затрат на них (раз только 5% усилий приводят к получению отдачи). Проще говоря, это означает, что каждая минута приложенный усилий и каждый затрачиваемый нами доллар должны экономить нам в дальнейшем 20 минут и, соответственно, 20 долларов.

Мы могли бы доказать это, если бы заранее подумали об этом, и продолжали думать об этом при разработке и проектировании наших программ управления документами.

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/04/2_0964277840.html )

Карл Мелроуз (Karl Melrose)

Источник: блог Meta-IRM
https://metairm.substack.com/p/records-management-practice-and-the

ИСО: Работа над криминалистическими стандартами серии ISO 21043

В начале апреля 2024 года технический комитет ISO/TC 272 «Криминалистические науки» (Forensic sciences) в очередном отчёте о его деятельности, разосланном партнерским техническим комитетам и организациям, сообщил о том, что в настоящее время он работает над следующими документами серии ISO 21043 (о них я уже раньше писала здесь: http://rusrim.blogspot.com/2018/11/iso-21043.html ):

  • ISO/DIS 21043-1 «Криминалистические науки – Часть 1: Термины и определения» (Forensic sciences - Part 1: Terms and definitions), см. https://www.iso.org/standard/69732.html . Данный стандарт заменит действующий ISO 21043-1:2018. В данном документе определены термины, используемые в стандартах серии ISO 21043.

  • ISO/CD 21043-2 «Криминалистические науки – Часть 2: Распознавание, документирование, сбор, транспортировка и хранение объектов» (Forensic sciences - Part 2: Recognition, recording, collecting, transport and storage of items), см. https://www.iso.org/standard/88665.html . Данный стандарт заменит действующий ISO 21043-2:2018.

    В этом документе указаны требования к процессу судебно-криминалистической экспертизы в части распознавания, документирования, сбора, транспортировки и хранения объектов, представляющих потенциальной интерес. Стандарт включает требования к оценке и изучению места преступления, но также применим к мероприятиям, которые проводятся в криминалистической лаборатории. Данный документ также включает требования к качеству.
  • ISO/DIS 21043-3 «Криминалистические науки – Часть 3: Анализ» (Forensic Sciences - Part 3: Analysis), см. https://www.iso.org/standard/72040.html .Целью настоящего стандарта является установление стандартной практики анализа материалов для судебно-криминалистических целей.

  • ISO/DIS 21043-4 «Криминалистические науки – Часть 4: Интерпретация» (Forensic Sciences - Part 4: Interpretation), см. https://www.iso.org/standard/72039.html . Целью настоящего стандарта является установление стандартной практики интерпретации результатов судебно-криминалистической экспертизы.

  • ISO/DIS 21043-5 «Криминалистические науки – Часть 5: Подготовка отчётов» (Forensic Sciences - Part 5: Reporting), см. https://www.iso.org/standard/73896.html . Целью настоящего стандарта является установление стандартной практики представления результатов судебно-криминалистической экспертизы.

Источник: сайт ИСО

воскресенье, 28 апреля 2024 г.

ИСО: Опубликован стандарт ISO 41017:2024 «Менеджмент зданий и сооружений – Руководство по готовности к чрезвычайным ситуациям и борьбе с эпидемиями»

В марте 2024 года сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) сообщил о публикации стандарта ISO 41017:2024 «Менеджмент зданий и сооружений – Руководство по готовности к чрезвычайным ситуациям и борьбе с эпидемиями» (Facility management - Guidance on emergency preparedness and management of an epidemic) объёмом 30 страниц, см. https://www.iso.org/standard/68173.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:68173:en .

Стандарт подготовлен Техническим комитетом ИСО TC 267 «Менеджмент зданий и сооружений» (Facility management).

Во вводной части документа отмечается следующее:

«В настоящем документе содержатся общие рекомендации для организаций о том, как планировать, смягчать и/или управлять рисками и последствиями эпидемического события для защиты здоровья, безопасности и благополучия людей - в той мере, в какой это зависит от зданий и сооружений.

Данный документ применим во всех организациях - полностью или частично действующих, возобновляющих свою деятельность или вновь приступивших к работе.»

Содержание документа следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Контекст организации спроса
5. Лидерство
6. Планирование
7. Поддержка
8. Оперативное планирование и управление
9. Оценка
10. Совершенствование
Приложение A: Пример действий по борьбе с эпидемией в офисном здании
Библиография

Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/68173.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:68173:en

ИСО: Опубликована новая редакция стандарта ISO 41011:2024 «Менеджмент зданий и сооружений – Словарь»

В феврале 2024 года сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) сообщил о публикации новой, второй редакции стандарта ISO 41011:2024 «Менеджмент зданий и сооружений – Словарь» (Facility management – Vocabulary) объёмом 26 страниц, см. https://www.iso.org/standard/82405.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:82405:en .

Стандарт подготовлен Техническим комитетом ИСО TC 267 «Менеджмент зданий и сооружений» (Facility management). Он заменил ранее действовавший документ ISO 41011:2017.

Как отмечается во вводной части документа, «Данный стандарт определяет термины, используемые в области менеджмента зданий и сооружений».

Содержание документа следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
3.1. Термины, относящиеся к менеджменту зданий и сооружений
3.2. Термины, относящиеся к активам
3.3. Термины, относящиеся к людям
3.4. Термины, относящиеся к выбору поставщиков
3.5. Термины, относящиеся к процессам
3.6. Термины, относящиеся к финансам
3.7. Термины, относящиеся к общим вопросам деловой деятельности
3.8. Термины, относящиеся к измерениям
3.9. Термины, относящиеся к технологиям
3.10. Термины, относящиеся к жизнеспособности
Библиография

Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/82405.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:82405:en

суббота, 27 апреля 2024 г.

Будущее управления данными — это нечто больше, чем один только искусственный интеллект

Данная заметка Дика Вейсингера (Dick Weisinger – на фото) была опубликована 18 марта 2024 года на блоге компании Formtek.


Искусственный интеллект (ИИ), несомненно, является одной из самых заметных и влиятельных тенденций в области данных последнего десятилетия. ИИ открыл новые возможности и приложения для данных и аналитики - от беспилотных автомобилей до умных помощников. Однако искусственный интеллект - не единственная тенденция, которая будет иметь значение для лидеров в области обработки данных в 2024 году и в последующий период. Будущее данной области будут определять и другие тенденции ( https://www.dataleadershipcollaborative.com/data-impact/data-trends-2024-5-watch ), такие как:

  • Демократизация данных: Тенденция к тому, чтобы делать данные доступными и понятными для всех и каждого, независимо от их технических навыков или опыта. Демократизация данных может дать пользователям возможность принимать более обоснованные решения, создавать новые идеи и быстрее осуществлять инновации. Однако демократизация данных также требует баланса между качеством данных, безопасностью и стратегическим управлением.

  • Унификация данных: Тенденция интеграции данных разных форматов из различных источников и систем в единую платформу или сервис. Унификация данных может повысить качество, согласованность и удобство использования данных. Однако она также создаёт проблемы, такие как проблемы совместимости, интероперабельности и масштабируемости.

  • Данные как услуга (Data-as-a-Service, DaaS) и аналитика данных, не требующая сложного кодирования: Тенденция предоставления данных как услуги через облачные платформы или инструменты, которые дают пользователям возможность получать доступ, анализировать и визуализировать данные без написания сложного кода. DaaS-сервисы и не требующая сложного кодирования аналитика могут понизить «порог вхождения» для пользователей данных и позволить им использовать возможности продвинутой аналитики. Однако здесь также возникают такие проблемы, как зависимость от поставщика, оптимизация производительности и этические последствия.

  • Стратегическое управление данными: Тенденция к разработке и введению политик, стандартов и процессов для управления жизненным циклом данных от создания до уничтожения либо передачи на архивное хранение. Стратегическое управление данными может обеспечить качество и безопасность данных, защиту персональных данных и соответствие законодательно-нормативным требованиям к данным в масштабе всей организации, - однако оно также требует высокого уровня координации между различными заинтересованными сторонами.

  • Интернет вещей и данные в реальном времени: Тенденция подключения физических устройств и датчиков к интернету и сбора с них данных в реальном времени. Интернет вещей и собираемые в реальном времени данные могут сделать возможным получение ценных знаний и представлений о различных аспектах соответствующей среды, такой как здравоохранение, промышленное производство или сельское хозяйство. Однако эти тенденции также создают проблемы с потреблением полосы пропускания, задержками и надёжностью.

Таким образом, ИИ является не единственной тенденцией, которая повлияет на сферу управления данными в 2024 году и в последующий период. Существуют и другие тенденции, которые потребуют сотрудничества между различными областями и осуществления инноваций лидерами в области обработки данных. Эти тенденции потенциально могут открыть новые возможности для получения деловой отдачи на основе данных, но они также порождают серьёзные проблемы, которые придётся решать.

Дик Вейсингер (Dick Weisinger)

Источник: блог компании Formtek
https://formtek.com/blog/the-future-of-data-management-is-more-than-just-ai/  

ИСО: Опубликована новая редакция стандарта ISO 13611:2024 «Устный перевод для локальных сообществ - Требования и рекомендации»

В феврале 2024 года сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) сообщил о публикации новой, второй редакции стандарта ISO 13611:2024 «Услуги устного перевода - Устный перевод для локальных сообществ - Требования и рекомендации» (Interpreting services - Community interpreting - Requirements and recommendations) объёмом 18 страниц, см. https://www.iso.org/standard/82387.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#iso:std:iso:13611:ed-2:v1:en .

Стандарт подготовлен техническим подкомитетом TC37/SC5 «Письменный и устный перевод и взаимосвязанные технологии» (Translation, interpreting and related technology). Он заменил ранее действовавший стандарт ISO 13611:2014.

Во вводной части документа отмечается следующее:

«В настоящем документе сформулированы требования и рекомендации по предоставлению услуг устного перевода для локальных сообществ. Стандарт определяет основополагающие принципы и практики, необходимые для обеспечения качественных услуг устного перевода для локальных сообществ - для всех языковых сообществ (разговорных и/или жестовых языков), для конечных пользователей, а также для клиентов и для переводчиков.»

Содержание документа следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Основные принципы устного перевода для локальных сообществ
5. Роль и обязанности переводчика для локальных сообществ
6. Обязанности поставщиков услуг устного перевода
7. Рекомендации для клиентов и конечных пользователей
Библиография

Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/82387.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#iso:std:iso:13611:ed-2:v1:en

пятница, 26 апреля 2024 г.

Будьте очень осторожны, обещая деловую отдачу от управления документами, часть 2

(Окончание, начало см. https://rusrim.blogspot.com/2024/04/1_0185097515.html )

Магистры делового администрирования (вероятно, половина вашей управленческой команды имеет степень MBA) в рамках своего обучения обычно получают базовое образование в области логики. Они учат думать о таких вещах, как «необходимое и достаточное». Например, являются ли документы и управление ими необходимыми и достаточными для обеспечения подотчётности?

Мой комментарий: Здесь я вижу ещё одну, уже более серьёзную идейную ошибку автора. Любая современная деловая деятельность ведётся с использованием документов как инструментов, и с созданием документов в качестве побочных продуктов и свидетельств этой деятельности. Управление документами – дисциплина, поддерживающая все прочие виды деятельности, она не является самодостаточной и не решает в одиночку каких-либо задач основной деловой деятельности (даже в тех организациях и учреждениях, которые занимаются одной только работой с документами и информацией!). Поэтому приличное управление документами всегда необходимо для эффективного ведения деловой деятельности (но, что важно, оно реализуется не обязательно силами именно службы управления документами) – и практически никогда не является достаточным!

Вам, вероятно, захочется сказать «да», потому что Вы работаете в службе управления документами, и Вам, вероятно, внушили, что именно этим и занимается управление документами. Однако правильный ответ – «нет».

Если Вы хотите обеспечить подотчётность ученика плотника за правильное забивание гвоздя, Вы наблюдаете за тем, как он забивает гвоздь, а затем идёте и требуете от него отчёта. Необходимыми и достаточными условиями являются знание того, как правильно забить гвоздь, и процесс подотчетности (намерение наблюдать за тем, как они это делают - хорошо, у Вас также должен быть ученик, за которым нужно будет наблюдать?). Никакие документы здесь не нужны, ни один.

Мой комментарий: Автор путает ответственность и подотчётность, это совсем не одно и то же. Свою часть ответственности несёт каждый работник, а вот подотчётность обычно является «привилегией» должностных лиц и руководителей. Подотчётность – это в первую очередь обязанность давать объяснения определенному кругу заинтересованных сторон в отношении принятых решений и совершенных действий, в то время как ответственность – это, с одной стороны, обязанность решить определенные задачи и выполнить определённую работу, а с другой – перспектива наказаний за провалы и обязанность возместить ущерб. В приведенном примере ученик плотника сам несёт ответственность за неумело вбитый гвоздь, однако подотчётным лицом является, скорее всего, его наставник.

Если Вы хотите привлечь к отчёту владельца фабрики за соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, Вы пойдете и проинспектируете его фабрику. Необходимы ли для этого документы и управление документами? На самом деле, нет.

Мой комментарий: Ещё одна иллюстрация путаницы понятий. Инспектирования достаточно для привлечения к ответственности за факты нарушений, а вот для привлечения к отчёту с целью выяснения причин этих нарушений нужно выслушать показания владельца и/или изучить соответствующую документацию!

Что вам действительно нужно, так это человек, обладающий достаточными полномочиями, чтобы проинспектировать фабрику и сказать людям, что делать. До того, как у нас появились документы или управление документами, мы делали это с помощью армий, а преступные организации исторически делали это с помощью угрозы применения насилия.

Мой комментарий: Это утверждение стало для меня сюрпризом. Сколько-нибудь крупные армии невозможны без документов и управления документами (не случайно во многих странах, в том числе в России, в основу общей практики управления документами легло военное делопроизводство). Точно так же не работает без документов и ни одна серьёзная криминальная организация… И в обоих случаях подотчётность – очень важная тема!

В демократической системе, основанной на верховенстве закона, этот процесс усиливается через законодательные акты – документирующие то, что, по мнению парламента, представлял собой закон. Это также улучшается за счет наличия документов о нормативном регулировании – о том, что, по мнению регулирующего органа, должно быть реализовано. В какой-то момент инспектор может усовершенствовать этот процесс, идентифицировав себя с помощью документов, а также подготовив документ (акт) по итогам проверки.

Мой комментарий: Непонятно, каким боком ко всему этому относится демократия. Нормативные правовые акты, проверки и акты по их итогам существовали с незапамятных времен при всех известных формах правления. Не говоря уже о том, что и в так называемых «демократиях» были и есть и армии, и преступные группировки …

Дело в том, что привлечение к отчётности в обеих этих ситуациях возможно без каких-либо документов. Это непрактично, но достижимо - потому что подотчётность не имеет ничего общего с документами. Это обязательство давать отчёт за взятые на себя обязательства – обязательство, которое принять взять на себя и исполнять люди, заинтересованные в обеспечении того, чтобы то, что было обещанное было исполнено.

Это дело людей.

И где же в любой из этих гипотез место управлению документами? Да нигде. Оно не произвело ни грамма подотчётности.

Мой комментарий: Выскажу свою точку зрения.

  • Возможна ли подотчётность без документов? – В простейших жизненных ситуациях, когда документы обычно не создаются, да. Устные объяснения по мелким вопросам старосты класса на собрании – вполне подходящий пример.

  • Возможна ли подотчётность с использованием одних только документов? – Да, и, более того, в огромном количестве ситуаций многие документы создаются именно с этой целью – объяснить, почему были приняты (или не приняты) конкретные решения и совершены (или не совершены) конкретные действия. Устные же показания должностных лиц, которые исторически были первоосновой подотчётности, сейчас используются достаточно редко – и практически всегда немедленно документируются.

  • Управление документами в контексте подотчётности – как автодорога, которая сама по себе не доставляет грузы по адресам, но создает условия для того, чтобы это можно было сделать эффективно. Специалисты по управлению документами не определяют политик подотчётности и не создают поддерживающих подотчётность документов (за исключением, разве что, своих узкоспециальных вопросов). Они обеспечивают их аутентичность, целостность и пригодность к использованию во времени этих документов (что позволяет их использовать в качестве надлежащих свидетельств и доказательств), а также, при необходимости, эффективные поиск, извлечение и доставку нужным лицам.

Поэтому, когда мы говорим, что управление документами обеспечивает подотчетность, руководители просто думают, что мы промокли под последним ливнем и неважно себя чувствуем, - ведь они весь день требовали от людей отчета, а управление документами при этом задействовано не было.

Однако документы, вероятно, были-таки вовлечены - даже если руководители в полной мере не осознавали этого.

Это потому, что руководители понимают в документах кое-что, чего не осознают многие из нас [специалистов по управлению документами – Н.Х.], и им даже не нужно об этом говорить.

Они знают, что документ - это инструмент, обладающий определенной внутренне присущей и неотъемлемой ценностью, который (как и любой другой инструмент) можно использовать для повышения эффективности и продуктивности - но на этом и всё, это нейтральный в плане своей отдачи инструмент, который даёт нулевую отдачу в отсутствие людей, которые с ним работают.

Мой комментарий: В духе времени хочется спросить – а если с документами работает не человек, а искусственный интеллект, то что тогда? :)

Руководители также знают, что управление документами, как правило, финансируется ими потому, что этот процесс предназначен для обеспечения соответствия политике их архивной службы - это происходит потому, что законодательство и политика были разработаны, имея в виду названные выше результаты, и это то, что отражает типовая практика.

Им известно, что если они хотят обеспечить подотчётность в своей организации, то им нужна (в первую очередь) группа людей, приверженных подотчётности как принципу. Затем им нужен деловой процесс, который обеспечивает подотчётность. Они будут создавать и использовать документы в ходе этого процесса ввиду их внутренне присущей и неотъемлемой ценности. В какой-то момент, если возникнут требования к хранению создаваемых ими документов в течение определённых сроков, управление документами может помочь им реализовать эту крошечную часть гораздо более крупного проекта и программы изменений, которые им придётся реализовать для своей «программы расширенной подотчётности».

Вопрос, который мы должны иметь в виду, когда высказываем какие-либо утверждения о полезности управления документами, выходящие за рамки управления хранением в течение установленных сроков, заключается в том, как нам понять, находимся ли мы на зыбком грунте или на твёрдой почве, когда делаем эти заявления.

С моей точки зрения, это просто: Нам нужно помнить, что управление документами было создано для решения конкретной проблемы, и подумать, говорим ли мы именно об этой конкретной проблеме.

Если это не так, это не значит, что мы не можем этого сделать. Но это означает, что у нас, вероятно, будет значительный разрыв между тем, что мы делаем, и тем, что мы обещаем.

И мы должны признать, что наша аудитория, вероятно, будет испытывать некоторую форму когнитивного диссонанса, вызванного этим разрывом.

Итак, нам нужен план, который формулирует ответ на вопрос «Как?», и нам нужно сделать эту формулировку частью своих обещаний – или же нам не будет веры.

Каково Ваше мнение по этому вопросу? Что ещё, по Вашему мнению, можно с уверенностью сказать о ценности и пользе управления документами?

Карл Мелроуз (Karl Melrose)

Мой комментарий: Я бы сказала, что нет универсальной пользы от управления документами, и нет такой универсальной отдачи, которую способен обеспечить абсолютно любой специалист нашей профессии.

Чем больше общая эрудиция руководителя службы управления документами, чем лучше его понимание деловой деятельности «своей» организации, соответствующих правовых вопросов и проблем, чем глубже понимание информационных технологий и проблем безопасности, чем крепче взаимосвязи с высшим руководством и руководителями ключевых подразделений – тем больше будет возможностей подключиться к решению важных для организации и её руководства задач, в том числе и выходя при необходимости далеко за рамки своей профессии; и тем проще будет получать необходимые ресурсы и финансирование.

Загубить же дело проще всего, придерживаясь «классики» и настаивая на том, что служба управления документами будет заниматься одной только организационно-распорядительной документацией – преимущественно бумажными документами длительного и постоянного срока хранения, в строгом соответствии с безнадёжно устаревшими действующими правилами и инструкциями Росархива.

Источник: блог Meta-IRM
https://metairm.substack.com/p/being-very-careful-making-promises