среда, 18 июня 2025 г.
ИСО: Принято решение о начале работы над новой редакцией основного терминологического стандарта в области управления документами ISO 30300
Стоит напомнить, что ISO 30300 в настоящее время является основным терминологическим стандартом ИСО в области управления документами. В России первая редакция данного стандарта была адаптирован как ГОСТ Р ИСО 30300-2015 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Основные положения и словарь», http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=194658 .
Проект, редактором которого будет Ань Сяоми (Xiaomi An, Китай – на фото), рассчитан на 24 месяца с целевой датой публикации в июне 2028 года. Его будет выполнять рабочая группа WG8 «Система менеджмента документов – Основные положения и словарь». Сейчас эта рабочая группа уже работает над новой редакцией ключевого для систем менеджмента документов стандарта ISO 30301.
Для справки: Здесь упомянут стандарт ISO 30301:2019 «Информация и документация - Системы менеджмента документов - Требования» (Information and documentation - Management systems for records – Requirements, см. https://www.iso.org/standard/74292.html ) с поправкой ISO 30301:2019/Amd 1:2024 «Поправка 1: Изменения, связанные с усилиями по борьбе с изменением климата» (Amendment 1: Climate action changes, см. https://www.iso.org/standard/88415.html ), о нём см. также мои посты http://rusrim.blogspot.com/2019/02/iso-30301.html и http://rusrim.blogspot.com/2024/04/iso-303012019.html .
Более ранняя редакция стандарта ISO 30301 была адаптирована в России, и не один раз, а дважды – как ГОСТ Р 7.0.101-2018 / ИСО 30301:2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Требования», http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=222670 ; и как ГОСТ Р ИСО 30301-2014 «Информация и документация. Системы менеджмента записей. Требования», http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=181007 .
Использование биометрических данных при регистрации недвижимости
Федеральный закон от 7 июня 2025 года №133-ФЗ «О внесении изменения в статью 36.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает возможность применения единой биометрической системы (далее ЕБС) при совершении сделок с недвижимым имуществом. Он вступит в силу с 1 июля 2026 года.
Для справки: Статья 36.2 «Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о возможности представления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и/или электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» была введена в закон в августе 2019 года.
В статье было установлено, что для того, чтобы осуществить подачу документов в Росреестр в электронном виде, необходимо подать заявления о возможной государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и/или электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом часть 6 статьи 36.2 содержит перечень случаев, когда даже в отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости записи о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, всё же возможно использовать электронные документы при государственной регистрации прав.
6. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости записи о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, не препятствует осуществлению государственной регистрации прав на основании заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и/или электронных образов документов …
Теперь эта часть статьи 36.2 дополнена новым пунктом 6, согласно которому это можно будет сделать в том случае, если заявления и документы представлены:
6) сторонами договора об отчуждении объекта недвижимости, если соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы в форме электронных документов и/или электронных образов документов подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей при условии идентификации сторон договора с использованием государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных».
Для справки: Единая биометрическая система (ГИС ЕБС) в соответствии с Федеральным законом «Об осуществлении идентификации и/или аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» является государственной информационной системой, содержащей биометрические персональные данные физических лиц, векторы единой биометрической системы и иную информацию, которая используется в целях осуществления идентификации, аутентификации с использованием биометрических персональных данных физических лиц, а также в иных правоотношениях в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Мой комментарий: В последнее время наблюдаются попытки расширить сферу применения биометрических персональных данных, содержащихся в ЕБС. И всё-таки, как мне кажется, использование биометрии при оформлении недвижимости в ближайшие годы не станет распространённым явлением – риски всё-таки велики.
Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=507274
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=255251
вторник, 17 июня 2025 г.
Стандарты ISO 9001, ISO 30301 и ISO 15489 - союзники во Вселенной, движимой документацией, часть 2
(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2025/06/iso-9001-iso-30301-iso-15489-1.html )
На сцену выходят стандарты семейства ISO 30300: Гравитационное притяжение систем менеджмента
Если ISO 9001 и ISO 15489 – это, так сказать, соседние планеты, то стандарты серии ISO 30300 - это своего рода гравитационное поле, которое помогает согласовать их движение. Семейство ISO 30300, и в особенности стандарт ISO 30301, устанавливает требования к системам менеджмента документов (Management Systems for Records, MSR), используя ту же самую высокоуровневую структуру, что применяется в стандарте ISO 9001 системы менеджмента качества.
Мой комментарий: Речь идёт о следующих стандартах:
- Стандарт ISO 30300:2020 «Информация и документация – Управление документами – Основные положения и словарь» (Information and documentation — Records management — Core concepts and vocabulary), см. https://www.iso.org/standard/74291.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:74291:en , а также мой пост https://rusrim.blogspot.com/2020/05/iso-303002020.html . В России стандарт был адаптирован как ГОСТ Р ИСО 30300-2015 (ISO 30300:2011) «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Основные положения и словарь», http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=194658 и мой пост https://rusrim.blogspot.com/2016/03/30300-2015.html .
- Стандарт ISO 30301:2019 «Информация и документация - Системы менеджмента документов - Требования» (Information and documentation - Management systems for records – Requirements), см. https://www.iso.org/standard/74292.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:74292:en , а также мой пост https://rusrim.blogspot.com/2019/02/iso-30301.html , - с поправкой Amd 1:2024 «Поправка 1: Изменения, связанные с усилиями по борьбе с изменением климата» (Amendment 1: Climate action changes), см. https://www.iso.org/standard/88415.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:88415:en , а также мой пост https://rusrim.blogspot.com/2024/04/iso-303012019.html . Стандарт ISO 30301:2019 адаптирован в России дважды - как ГОСТ Р 7.0.101-2018 / ИСО 30301:2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Требования». см. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=222670 (мой пост о нём: https://rusrim.blogspot.com/2018/03/iso-30301.html ); и ГОСТ Р ИСО 30301-2014 «Информация и документация. Системы менеджмента записей. Требования», http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=181007 и мой пост https://rusrim.blogspot.com/2015/03/blog-post_98.html .
- Стандарт ISO 30302:2022 «Информация и документация - Система менеджмента документов – Руководство по внедрению» (Information and documentation - Management systems for records - Guidelines for implementation), см. https://www.iso.org/standard/81595.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:81595:en , а также мой пост https://rusrim.blogspot.com/2022/05/iso-303022022.html , - с поправкой Amd 1:2025 «Поправка 1: Несоответствия, корректирующие действия и требования по борьбе с изменением климата» (Amendment 1: Non conformities, corrective actions and climate change requirements), см. https://www.iso.org/standard/87537.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:87537:en . В России стандарт был адаптирован как ГОСТ Р ИСО 30302-2022 (ISO 30302:2015) «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Системы управления документами. Руководство по внедрению», см. https://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=233571 , а также мой пост https://rusrim.blogspot.com/2022/06/30302-2022.html .
Как ISO 9001, так и ISO 30301 требуют от организаций:
- Понимать условия, в которых они ведут свою деятельность (контекст),
- Формулировать политику и цели,
- Планировать с учётом рисков и возможностей,
- Управлять документированной информацией (документами),
- Измерять показатели эффективности и постоянно совершенствовать свою деятельность.
Хорошее управление документами, подкрепленное принципами стандартов серии ISO 30300, укрепляет деловую практику таким же образом, как стабильная орбита планеты способствует зарождению и развитию жизни – посредством формирования заслуживающей доверия, управляемой и жизнестойкой среды оперативной деятельности.
Если ISO 9001 обеспечивает соответствие продуктов и услуг организации стандартам качества, то ISO 30301 обеспечивает надёжность и отыскиваемость доказательств и памяти организации. Вместе они способствуют достижению общей цели: обеспечения жизнеспособных, заслуживающих доверия и постоянно улучшающихся показателей деятельности организации.
Вывод: Использование стандартов добровольное, но играет крайне важную роль
Ни один аудитор не потребует от Вас внедрения ISO 15489 или ISO 30301 для получения сертификации на соответствие стандарту ISO 9001. В то же время любой организации, желающей не просто пройти аудит, но и преуспеть в вопросах стратегического управления, управления рисками и жизнестойкости оперативной деятельности, было бы разумно интегрировать принципы управления документами в свою деятельность.
Во вселенной стандартов хорошее управление документами - это не просто какая-то далёкая луна, а стабилизирующая сила. По мере ускорения цифровой трансформации и усиления законодательно-нормативных требований создание «моста» между стандартами ISO 9001, ISO 15489 и ISO 30301 становится уже не просто хорошей практикой, а жизненной необходимостью при ведении интеллектуальной и жизнестойкой деловой деятельности.
Практический контрольный список: Использование ISO 15489 для повышения готовности к аудиту на соответствие ISO 9001
- Выявите всю документированную информацию, которая требуется согласно стандарту ISO 9001,
- Применяйте принципы стандарта ISO 15489 для обеспечения аутентичности, надёжности, пригодности для использования и доверенности всех документов и контента,
- Внедрите стандарты метаданных для поддержки прослеживаемости (речь идёт, например, о таких метаданных, как дата создания, автор, версия),
- Обеспечьте контролируемый доступ к документам с целью поддержания их целостности,
- Введите ясные политики хранения документов в течение установленных сроков и уничтожения/передачи по их истечении, соответствующие стандарту ISO 15489,
- Обучите персонал надлежащим практикам ведения документов,
- Периодически проводите аудит Вашей документированной информации на предмет наличия пробелов или рисков,
- Документируйте Ваши процедуры управления документами для внутренних и внешних аудиторов.
Эндрю Поттер (Andrew Potter)
Источник: сайт Substack
https://substack.com/inbox/post/162423413
Росстандарт: Начато публичное обсуждение проекта стандарта ГОСТ Р «Требования и оценка качества систем и программных средств. Обзор и применение моделей качества»
Стандарт разработан ООО «Институт стандартизации информационных технологий», Комиссией Российской академии наук по техногенной безопасности и Научным советом Российской академии наук «Информационная безопасность». Стандарт вносит Технический комитет по стандартизации 022 «Информационные технологии».
Документ подготовлен на основе международного стандарта ISO/IEC 25002:2024 «Системная и программная инженерия - Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE) - Обзор и применение моделей качества» (Systems and software engineering - Systems and software Quality Requirements and Evaluation (SQuaRE) - Quality model overview and usage), см. https://www.iso.org/standard/78175.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:78175:en .
Текст проекта стандарта можно скачать по адресу https://www.normacs.info/project_files/13605 , а пояснительной записки к нему – по адресу https://www.normacs.info/project_files/13604 . Принять участие в обсуждении документа можно здесь: https://www.normacs.info/discussions/9493#9493 .
В аннотации на документ отмечается:
«Цель разработки ГОСТ Р состоит в предоставлении нормативной поддержки системного анализа показателей качества систем и ПС, оценки рисков и обоснования мер обеспечения качества на приемлемом уровне. Модели качества могут быть использованы как ориентировочный объективный эталон в процессах определения требований, оценки, валидации (аттестации) и верификации систем и ПС, а также как формализованное руководство для разработки показателей оценки и критериев для оптимизации различных процессов в жизненном цикле систем.
Стандарт предназначен для использования самостоятельно, во взаимосвязи с другими национальными стандартами в области информационных технологий (ИТ), а также с международными и национальными стандартами по системной и программной инженерии. ГОСТ Р рекомендован к применению организациями, участвующими в создании (модернизации, развитии), эксплуатации систем и ПС в части измерений и системного анализа качества и рисков, а также предназначен для специалистов оценивающих организаций и разработчиков соответствующих методов и инструментариев.
… К области применения настоящего стандарта относятся модели качества систем и программных средств (ПС) различного функционального назначения.
В стандарте представлен обзор моделей качества, их роль и место для различных систем. Рассмотрены связи характеристик, показателей и контекста использования в моделях качества.
Применение моделей качества рассмотрено с различных точек зрения: для формирования и анализа системных взглядов заинтересованных сторон, определения требований к качеству, обеспечения качества при проектировании, измерения, оценки и управления качеством.
В приложении А приведены примеры учета специфики в применении моделей качества для функционально ориентированных систем различных типов.»
Содержание документа следующее:
Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Обозначения и сокращения
5. Обзор моделей качества
6. Связь характеристик, показателей и контекста использования
7. Применение моделей качества
Приложение А (справочное): Примеры учета специфики в применении моделей качества для систем
Библиография
Источник: сайт NORMACS
https://www.normacs.info/projects/12236
https://www.normacs.info/discussions/9493#9493
Новые публикации Европейского института телекоммуникационных стандартов (ETSI) по усиленным электронным подписям
- ETSI EN 319 421 версия 1.3.1 (май 2025 г., проект на утверждении) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия - Требования политики и требования по безопасности к поставщикам услуг доверия, выдающим электронные отметки времени» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Policy and Security Requirements for Trust Service Providers issuing Time-Stamps) объёмом 34 страницы, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_en/319400_319499/319421/01.03.01_30/en_319421v010301v.pdf
- ETSI TS 119 471 версия 1.1.1 (май 2025 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия - Требования к политике и безопасности для поставщиков услуг электронного подтверждения атрибутов» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Policy and Security requirements for Providers of Electronic Attestation of Attributes Services) объёмом 24 страницы, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_ts/119400_119499/119471/01.01.01_60/ts_119471v010101p.pdf (о работе над этим документом я уже рассказывала здесь: http://rusrim.blogspot.com/2024/12/etsi-ts-119-471.html ).
Источник: сайт ETSI
https://www.etsi.org/standards
понедельник, 16 июня 2025 г.
Стандарты ISO 9001, ISO 30301 и ISO 15489 - союзники во Вселенной, движимой документацией, часть 1
В сфере стандартов и сертификации стандарты ISO 9001 и ISO 15489 часто ходят рядом, подобно двум планетам на одной орбите - близкие, взаимосвязанные, но разные. Для организаций, серьезно относящихся к менеджменту качества и к целостности своих информационных активов, крайне важно понимать, как эти стандарты взаимодействуют друг с другом.
Стандарт ISO 9001:2015 - основа менеджмента качества
Мой комментарий: Речь идёт о стандарте ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества – Требования» (Quality management systems – Requirements), см. https://www.iso.org/standard/62085.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:62085:en . Стандарт был адаптирован в России как ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) «Системы менеджмента качества. Требования», см. https://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=193694
Стандарт ISO 9001:2015 представляет собой глобальный образец для систем менеджмента качеством (СМК). Он требует, чтобы организации документировали свои процессы, сохраняли доказательства соответствия и постоянно совершенствовались. Ключевые требования к «документированной информации» (documented information) в пункте 7.5 включают (в русской версии стандарта номера пунктов те же – Н.Х.):
- Пункт 7.5.1 «Общие положения»: Организации должны определить, какая документированная информация требуется, и обеспечить ее адекватное ведение и хранение.
- Пункт 7.5.2 «Создание и актуализация»: Документированная информация должна быть надлежащим образом выявлена, проанализирована и одобрена для обеспечения её пригодности и адекватности.
- Пункт 7.5.3 «Управление документированной информацией»: Информация должна быть защищена от потери целостности и конфиденциальности; она должна быть доступной там и тогда, где и когда это необходимо.
Мой комментарий: Строго говоря, данный стандарт регламентирует управление лишь теми документами, которые непосредственно относятся к созданию, сертификации и поддержанию самой системы менеджмента качества. Он напрямую не регламентирует управление какими-либо иными документами, - хотя службы СМК и органы по сертификации нередко проявляют самодеятельность и вмешиваются в вопросы управления иными деловыми документами.
Стандарт ISO 15489:2016 – основа управления документами
Мой комментарий: Речь идёт об основном международном стандарте по вопросам управления документами ISO 15489-1:2016 «Информация и документация - Управление документами - Часть 1: Понятия и принципы» (Information and documentation - Records management - Part 1: Concepts and principles), см. https://www.iso.org/standard/62542.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:62542:en . Стандарт адаптирован в России как ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 (ISO 15489-1:2016) «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы», см. https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=232615 .
Именно здесь на сцену выходит стандарт ISO 15489. Данный стандарт, в котором внимание сфокусировано исключительно на управлении документами, включает подробно описанные принципы и процессы для создания, захвата, хранения и уничтожения/передачи документов. Это «внутреннее руководство» [в том смысле, что оно адресовано специалистам по управлению документами и архивистам – Н.Х.], направленное на то, чтобы сделать документированную информацию надежной, аутентичной, пригодной для использования и заслуживающей доверия - во времени.
Поразительно, но ISO 9001:2015 нигде не ссылается на ISO 15489 - ни в основном тексте, ни в библиографии, ни в поддерживающих его вспомогательных руководствах [Ларчик на самом деле открывается просто - ISO 9001 был создан раньше, чем появился ISO 15489; а при выпуске новых редакций ISO 9001 библиография и ссылки редко обновляются – Н.Х.]. Эти два стандарта функционируют независимо друг от друга. ISO 9001 просто ожидает, что документированная информация будет существовать и контролироваться, предоставляя организациям свободу определять методы, которые лучше всего соответствуют условиям их деятельности.
Как эти стандарты работают совместно на практике
Если организация использует ISO 15489 в качестве основы для выполнения требований к документации, установленных в ISO 9001, преимущества от использования стандартов умножаются. Обеспечивается не только сохранение документов, но и их структурированность, наличие богатых метаданных и контекстуальных связей между документами, а также готовность к аудиту. По сути:
- ISO 9001 говорит: Вы должны управлять своими документами и контентом,
- ISO 15489 показывает: Вот как это следует делать наилучшим образом.
(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2025/06/iso-9001-iso-30301-iso-15489-2.html )
Эндрю Поттер (Andrew Potter)
Источник: сайт Substack
https://substack.com/inbox/post/162423413
Создаётся Центр развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановлением от 09 июня 2025 года №861 «в целях обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций при реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в области развития технологий искусственного интеллекта»:
- Решило образовать на базе автономной некоммерческой организации «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» Центр развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ (Центр), возложив на него обеспечение информационно-аналитического и организационно-технического сопровождения реализации приоритетных задач Правительства РФ в области развития технологий искусственного интеллекта в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации;
- Утвердило «Положение о системе реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в области развития технологий искусственного интеллекта и Центре развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации».
Федеральным органам исполнительной власти поручено «обеспечить необходимое взаимодействие с Центром в пределах своей компетенции и определить уполномоченных представителей, ответственных за внедрение искусственного интеллекта в федеральном органе исполнительной власти, в должности не ниже заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти».
Высшим исполнительным органам субъектов РФ рекомендовано организовать необходимое взаимодействие с Центром в пределах своей компетенции и определить уполномоченных представителей, ответственных за внедрение искусственного интеллекта в исполнительных органах субъекта Российской Федерации, в должности не ниже заместителя председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
«Положение о системе реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в области развития технологий искусственного интеллекта и Центре развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации» определяет:
- Функции и права Центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ;
- Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ и иными заинтересованными органами и организациями при реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации;
- Участников и структуру системы реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта.
Участниками системы реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта в формате выделенных проектов являются (п.4):
- Президиум комиссии;
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
- Центр;
- Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и иные заинтересованные органы и организации.
Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=507426
воскресенье, 15 июня 2025 г.
Новая статья «Решение проблем обеспечения подотчётности: Роль параданных в документировании и стратегическом управлении ИИ»
12 мая 2025 года сайт международного журнала «Документация» (Journal of Documentation, см. https://www.emerald.com/insight/publication/issn/0022-0418 ), публикуемого издательством Emerald, выложил новую статью Скотта Кэмерона (Scott Cameron), Патриции Фрэнкс (Patricia C. Franks), Исто Хувила (Isto Huvila) и Нормана Мурадяна (Norman Mooradian) «Решение проблем обеспечения подотчётности: Роль параданных в документировании и стратегическом управлении ИИ» (Navigating accountability: the role of paradata in AI documentation and governance), см. https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/jd-01-2025-0009/full/html или https://doi.org/10.1108/JD-01-2025-0009 . Статья (на английском языке) находится в платном доступе.
Мой комментарий: Термин и тема параданных постепенно набирают популярность среди представителей архивной науки, и я уже упоминала его на блоге – например, здесь: https://rusrim.blogspot.com/2023/05/blog-post_27.html и http://rusrim.blogspot.com/2025/03/blog-post_11.html . Если уже ставшие привычными «метаданные» - это данные о данных, контенте и/или документах, то «параданные» - это сведения о процессах, в которых создавались и использовались данные, контент и/или документы (поэтому если термин «метаданные» трактовать достаточно широко, то «параданные» можно, в принципе, рассматривать как подвид «метаданных»).
В размещённой на сайте аннотации на статью отмечается следующее:
Цель: Ширящееся использование искусственного интеллекта (ИИ) побудило правительства по всему миру разрабатывать руководства и законодательство для максимизации преимуществ ИИ при одновременной минимизации рисков для людей и организаций. В настоящей статье рассматривается, как опубликованные требования к документации, выявленные в выборке авторитетных источников, решают проблемы создания, захвата и обеспечения долговременной сохранности документов, касающихся разработки, внедрения и использования инструментов ИИ для целей подотчётности и прозрачности; и как аналитическая концепция «параданных» может помочь при решении проблем управления документами, возникающих при проектировании, разработке и внедрении систем ИИ.
Проект / методология/ подход : Ознакомление и концептуальный анализ набора относящихся к ИИ законов, нормативных актов и концепций, опубликованных Евросоюзом, Великобританией, США, Канадой и Сингапуром.
Результаты: В рассмотренных авторитетных источниках четко описываются виды деятельности, подразумевающие необходимость создания и обеспечения сохранности документов. Выявление конкретных материалов, необходимых для формирования достаточного объема документов, необходимого для доказывания ответственного характера внедрения и эксплуатации ИИ, может быть сложным делом.
Литература по параданным в приложениях ИИ, используемым в управлении документами и архивном деле, может оказаться полезной для выявления соответствующих информационных артефактов, которые необходимо сохранять в процессе разработки и использования ИИ. Параданные производятся теми, кто проектирует и внедряет системы ИИ, а также самими системами ИИ.
Практические выводы: Выявление адекватных параданных, производимых системами ИИ, требует от архивистов развития как способности анализировать, так и словарного запаса, необходимого для обсуждения этих систем с целью обеспечения сохранности доказательств их функционирования в соответствии с законодательством и международными стандартами.
Новизна / ценность: В литературе по архивному делу и по вопросам управления информацией подобного рода сравнительный анализ не публиковался.
Источник: сайт журнала Journal of Documentation
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/jd-01-2025-0009/full/html
Росстандарт: Опубликован новый стандарт ГОСТ Р 72027.2-2025 «Рекомендации по разработке контента виртуальной реальности»
Стандарт подготовлен Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров «АИДТ» (Ассоциация «АИДТ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии технического отчёта ISO/IEC TR 23842-2:2020 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке – Рекомендации по учету человеческого фактора для контента виртуальной реальности – Часть 2: Соображения по созданию контента виртуальной реальности» (Information technology for learning, education and training - Human factor guidelines for virtual reality content - Part 2: Considerations when making VR content), см. https://www.iso.org/standard/77141.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:77141:en . Стандарт внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 «Игрушки и товары для детства».
Во вводной части стандарта отмечается:
«В настоящем стандарте приведены рекомендации по разработке контента виртуальной реальности в области обучения, образования и профессиональной подготовки для обучающихся основного, среднего и профессионального образования во избежание недоразумений среди пользователей, связанных с реальностью и виртуальной реальностью, и для оказания помощи пользователям в эффективном использовании этих новых технологий.
Настоящий стандарт рассматривает контент виртуальной реальности, в котором используют надеваемый на голову шлем виртуальной реальности для обучения, образования и тренировки навыков. Настоящий стандарт не применяют для контента виртуальной реальности с использованием иммерсивной технологии и не касается контента дополненной и смешанной реальности (см. ГОСТ Р 59278-2020 «Информационная поддержка жизненного цикла изделий. Интерактивные электронные технические руководства с применением технологий искусственного интеллекта и дополненной реальности. Общие требования», https://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=239568 ).»
Содержание стандарта следующее:
Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Информация для пользователей на главном экране (начальный экран) приложения и в инструкции пользователя
5. Информация для пользователей на обычном дисплее
6. Разработки для устранения неточностей в распознавании
7. Дизайн для повышения удобства пользователей и образовательного эффекта
8. Обеспечение системы управления для педагогических работников
Приложение А (справочное): Рекомендуемые меры предосторожности при использовании
Приложение ДА (справочное): Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного документа
Библиография
Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=266171
суббота, 14 июня 2025 г.
ИСО и МЭК: Опубликован новый стандарт ISO/IEC 42005 «Искусственный интеллект – Оценка воздействия системы ИИ»
Стандарт подготовлен техническим подкомитетом SC42 «Искусственный интеллект» (Artificial Intelligence) Объединённого технического комитета ИСО/МЭК JTC1. Одновременно в подкомитете ПК2 зеркального российского технического комитета по стандартизации ТК 164 идёт работа по адаптации данного стандарта в качестве ГОСТа.
О подготовке стандарта я уже рассказывала на блоге, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/03/isoiec-dis-42005.html
В аннотации на документ отмечается:
Что представляет собой стандарт ISO/IEC 42005?
Стандарт ISO/IEC 42005 содержит рекомендации для организаций, проводящих оценки воздействия систем ИИ. Эти оценки направлены на понимание того, как системы ИИ - и их предполагаемые приложения - могут повлиять на отдельных лиц, группы лиц или общество в целом. Стандарт способствует прозрачности, подотчётности и доверию к ИИ, помогая организациям выявлять, оценивать и документировать потенциальное воздействие системы ИИ на протяжении всего её жизненного цикла.
В чём важность стандарта ISO/IEC 42005?
Технологии искусственного интеллекта быстро трансформируют отрасли, экономики и повседневную жизнь, предлагая огромные преимущества, но также вызывая этические, социальные и экологические проблемы. Стандарт ISO/IEC 42005 играет ключевую роль в обеспечении ответственного реагирования на эти воздействия. Стандарт, направляя организации в процессе проведения структурированных оценок воздействия, даёт им возможность согласовывать процесс разработки ИИ с такими ценностями, как справедливость, безопасность и ориентированное на человека проектирование. Стандарт также поддерживает более широкие практики и методы стратегического управления и управления рисками, укрепляя доверие и способствуя принятию систем ИИ обществом.
Польза от стандарта
Стандарт ISO/IEC 42005:
- Укрепляет доверие заинтересованных сторон посредством прозрачной документации о воздействии системы ИИ,
- Поддерживает ответственные инновации посредством устранения общественно-социальных и этических рисков,
- Улучшает согласованность с системами стратегического управления, управления рисками и обеспечения исполнения законодательно-нормативных требований,
- Улучшает внутренние процессы принятия решений и подотчётность на протяжении всего жизненного цикла системы ИИ,
- Поощряет последовательность и ясность в отчетности о воздействии, связанном с ИИ.
… Настоящий документ содержит рекомендации для организаций, выполняющих оценку воздействия систем ИИ на отдельных лиц и на сообщества, на которые может оказать влияние система ИИ и её целевые и прогнозируемые применения. Стандарт включает рекомендации о том, как и когда проводить такие оценки, и на каких стадиях жизненного цикла системы ИИ, а также даёт рекомендации по документированию оценки воздействия системы ИИ.
Кроме того, в рекомендациях описано, каким образом процесс оценки воздействия системы ИИ можно интегрировать в системы менеджмента ИИ и ИИ-рисков организации.
Данный документ предназначен для использования организациями, разрабатывающими, предоставляющими или использующими системы ИИ. Он применим в любой организации, вне зависимости от её размера, типа и характера.
Содержание документа следующее:
Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Сокращения
5. Разработка и внедрение процесса оценки воздействия системы ИИ
6. Документирование оценки воздействия системы ИИ
Приложение A: Рекомендации по использованию стандарта совместно с ISO/IEC 42001
Приложение В: Рекомендации по использованию стандарта совместно с ISO/IEC 23894
Приложение C: Таксономия вреда и пользы
Приложение D: Согласование оценки воздействия системы ИИ с другими оценками
Приложение E: Пример шаблона оценки воздействия системы ИИ
Библиография
Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/44545.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:44545:en
Росстандарт: Опубликован новый стандарт ГОСТ Р 72027.1-2025 «Рекомендации по использованию контента виртуальной реальности»
Стандарт подготовлен Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров «АИДТ» (Ассоциация «АИДТ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии технического отчёта ISO/IEC TR 23842-1:2020 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке – Рекомендации по учету человеческого фактора для контента виртуальной реальности – Часть 1: Соображения по использованию контента виртуальной реальности» (Information technology for learning, education and training - Human factor guidelines for virtual reality content - Part 1: Considerations when using VR content), см. https://www.iso.org/standard/77140.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:77140:en . Стандарт внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 «Игрушки и товары для детства».
Во вводной части стандарта отмечается:
«В настоящем стандарте приведены рекомендации по использованию контента виртуальной реальности в области обучения, образования и профессиональной подготовки для обучающихся основного, среднего и профессионального образования во избежание недоразумений среди пользователей, связанных с реальностью и виртуальной реальностью, и для оказания помощи пользователям в эффективном использовании этих новых технологий.
Настоящий стандарт рассматривает контент виртуальной реальности, в котором используют надеваемый на голову шлем виртуальной реальности для обучения, образования и тренировки навыков. Настоящий стандарт не применяют для контента виртуальной реальности с использованием иммерсивной технологии и не касается контента дополненной и смешанной реальности (см. ГОСТ Р 59278-2020 «Информационная поддержка жизненного цикла изделий. Интерактивные электронные технические руководства с применением технологий искусственного интеллекта и дополненной реальности. Общие требования», https://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=239568 ).»
Содержание стандарта следующее:
Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Общие требования
5. Рекомендации по использованию
6. Рекомендации после использования
Приложение А (справочное) Рекомендуемые меры предосторожности при использовании
Приложение ДА (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного документа
Библиография
Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=266172
пятница, 13 июня 2025 г.
ИСО: Продолжается работа над новой редакцией технических спецификаций ISO/PDTS 22957 «Доверенные среды управления документами/контентом – Передовая практика»
На встрече членов рабочей группы WG11 технического комитета Международной организации по стандартизации (ИСО) TC 171/SC2 принято решение изменить тип проекта новой документа ISO 22957 с «технического отчёта» на «технические спецификации»!
Мой комментарий: Это решение означает возможность включения в документ обязательных требований, которые не допускаются в технических отчётах ИСО. Проект, о котором идёт речь, представляет собой пересмотр технического отчёта ISO/TR 22957:2018 «Управление контентом - Анализ, выбор и внедрение систем управления корпоративным контентом (ECM)» (Document management - Analysis, selection and implementation of enterprise content management (ECM) systems), см. https://www.iso.org/standard/71605.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:71605:en , а также мой пост http://rusrim.blogspot.com/2019/02/isotr-229572018-ecm.html .
На прошлой неделе на встрече членов рабочей группы WG11 технического подкомитета ИСО TC 171/SC2 обсуждались новости о ходе проекта ISO/PDTS 22957. Был рассмотрен вопрос о преобразовании проекта из «технического отчёта» ISO/CD TR 22957 «Управление контентом – Доверенные среды управления документами/контентом – Передовая практика» (Document management - Trustworthy content/records management environments - Best practices, см. https://www.iso.org/standard/86083.html ) в «технические спецификации» ISO/PDTS 22957 с тем же названием, состоящие из двух частей:
- В части 1 будет проанализирована текущая ситуация в отрасли и технологиях надёжного и заслуживающего доверия управления документами; и
- В части 2 будут рассмотрены этапы планирования и внедрения этих технологий.
Группа разработчиков документа включает представителей нескольких стран, каждый из которых вносит свой вклад в развитие проекта и предлагает изменения и дополнения, необходимые для продвижения проекта.
Я выражаю свою благодарность всем, кто уделил своё время и усилия этой крайне важной работе. Помимо этого, обсуждения на встрече вращались вокруг необходимости пересмотра стандарта оценки внедрений ISO 18829:2017 «Управление контентом - Оценка внедрений систем управления контентом, информацией и документами - Доверие» (Document management - Assessing ECM/EDRM implementations – Trustworthiness, см. https://www.iso.org/standard/63513.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:63513:en , а также мой пост http://rusrim.blogspot.com/2017/06/iso-188292017-ecm.html - Н.Х.) с целью включения в него оценки стратегического управления информацией, - отражая эволюцию стратегического управления информацией, интегрированного в технологии и практику управления документами.
Мой комментарий: В России данный стандарт был недавно адаптирован как ГОСТ Р ИСО 18829-2024 «Управление документооборотом. Оценка внедрений ECM/EDRM. Достоверность», см. https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=264164 и мой пост http://rusrim.blogspot.com/2024/11/18829-2024-ecmedrm.html .
Новая редакция, которую планируется представить членам рабочей группыWG11 в течение следующих 8 недель, будет разослана всем заинтересованным сторонам по мере приближения к завершению. Впоследствии технический комитет по стандартам систем управления контентом займется анализом предлагаемых изменений и предложит дополнительные идеи и перспективы.
Роберт Блатт (Robert Blatt)
Источник: сайт LinkedIn
https://www.linkedin.com/posts/robertblatt_iso-tc171-sc2-wg-11-meeting-progressed-on-activity-7331273159842717698-0E8c
Полностью российский мессенджер должен прийти на смену зарубежным
4 июня 2025 года провел Президент РФ В.В.Путин в режиме видеоконференции провёл совещание с членами Правительства. Основной вопрос, который обсуждался на совещании, - обеспечение технологического суверенитета в области коммуникационных сервисов. С докладом выступил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Игоревич Шадаев.
М.И.Шадаев сообщил, что сегодня «самыми популярными сервисами для наших пользователей являются зарубежные мессенджеры. Ими ежедневно в России пользуются более 90 миллионов человек. Ежедневно в мессенджерах наш средний пользователь проводит примерно 50 минут. В общем, это такая значимая цифра. При этом за последние три года аудитория их выросла на 30 процентов».
При этом министр отметил, что есть страны, которые имеют свои национальные мессенджеры: Япония, Южная Корея, Вьетнам, Китай, – и сейчас они доминируют на локальных рынках.
По словам Шадаева, недавно «компания VK вывела на рынок полностью российский мессенджер, который по своей базовой функциональности сопоставим с зарубежными конкурентами, не уступает. Это приложение построено на новой архитектуре, в него сразу встроена технология машинного обучения. И этот мессенджер уже, по многочисленным отзывам, обеспечивает очень хорошее качество голосовых вызовов, лучше, чем у зарубежных мессенджеров.
Самое главное, что это открытая платформа, которая позволяет внешним поставщикам встраивать внутрь мессенджера свои сервисы. Например, банки могут реализовать свои сервисы безопасного взаимодействия со своими клиентами»
По мнению министра, на этой платформе также возможно организовать дополнительное предоставление государственных сервисов.
Шадаев отметил, что «мессенджеры являются очень удобным каналом получения госуслуг» и сообщил, что «подготовлен законопроект, который позволит создать необходимую правовую базу для их поэтапного запуска».
Президент, подводя итоги обсуждения, обратился к руководителям всех ведомств Правительства: «прошу иметь в виду и прошу целенаправленно организовать работу по поддержке российского мессенджера, а для этого услуги, которые предоставляют различные ведомства, финансовые учреждения и так далее, нужно переводить вот на эту платформу. Это чрезвычайно важно».
Мой комментарий: Информация о разработке российского мессенджера весьма актуальна, поскольку федеральный закон от 1 апреля 2025 года №41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил запрет на использование иностранных мессенджеров для информирования российских граждан.
Источник: сайт Президента РФ:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/77099
четверг, 12 июня 2025 г.
Стратегическое управление информацией - это диета и физические упражнения. Часть 2-2
(Продолжение, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.com/2025/06/2-1.html )
Защита персональных данных и кибербезопасность как движущие силы
Основными движущими силами расширения сферы охвата управления документами и информацией от одних только документов до всей корпоративной информации является смягчение рисков информационной безопасности / кибербезопасности и рисков для персональных данных. Однако для этого фокус управления документами должен переориентироваться с традиционного для него контейнера (т.е. с таких объектов, как, например, счета-фактуры и кадровые дела), чтобы сосредоточить внимание на элементах данных (таких как дата рождения, точное географическое местоположение и биометрические данные). Нормативно-правовые акты в сфере кибербезопасности и защиты персональных данных, - равно как и злоумышленники, которые усердно трудятся, чтобы получить доступ к Вашей сети, - в первую очередь касаются элементов данных, и им совершенно всё равно, находятся ли эти данные в документе или «не-документе», в окончательной версии или черновике, в официальном экземпляре или в копии для удобства пользования. Ценность представляют сами данные, независимо от статуса контейнера с информацией как «документа» или «не-документа».
Есть две простые вещи, которые Вы можете сделать, чтобы повысить ценность Вашего перечня видов документов с указанием сроков хранения для целей защиты персональных данных и снижения рисков кибербезопасности.
Первый шаг - установить для каждого вида документов в перечне перекрёстные связи с Вашими грифами конфиденциальности данных (например, «общедоступные», «для служебного пользования», «конфиденциальные», «строго конфиденциальные»). Как правило, любой конкретный тип документа попадает только в одну из этих категорий. Вам просто нужно использовать политику конфиденциальности данных Вашей организации и убедиться в согласованности с ней используемых Вами категорий.
Далее Вы можете добавить точку зрения риска для персональных данных, определив, какие категории персональных данных и чувствительных (специальных) персональных данных скорее всего будут присутствовать в документах каждого типа. Как и в случае с грифами конфиденциальности данных, Вам следует использовать политику Вашей организации по вопросам защиты персональных данных, чтобы убедиться в согласованности используемых Вами категорий с теми подходами, которые специалисты по защите персональных данных используют в отношении персональных данных и чувствительных (специальных) персональных данных.
Наконец, вы можете использовать грифы конфиденциальности данных и наличие/отсутствие ПДн (специальных ПДн), чтобы назначить уровень риска каждому типу документов. Например, обычные деловые данные считаются данными для служебного пользования и содержат мало (или совсем не содержат) ПДн, поэтому им будет присвоена низкая степень риска; в то время, как личные дела сотрудников являются строго конфиденциальными и содержат значительное количество ПДн и специальных ПДн, поэтому им будет присвоена высокая степень риска.
Включение в перечень типов документов с указанием сроков их хранения оценки рисков кибербезопасности и для персональных данных и установление степени риска для каждого типа документов даёт ряд существенных преимуществ:
- Это позволяет группе по защите персональных данных проводить сортировку по типу ПДн, чтобы увидеть, в документах каких типов появляется каждый из типов ПДн, каковы наиболее длительные и наиболее короткие сроки хранения, и на основании каких нормативно-правовых актов эти сроки установлены – эта информация будет бесценна для группы по защите персональных данных, если той придётся объяснять свою практику защиты ПДн контролирующим органам, судам или адвокатам противоположной стороны.
Мой комментарий: Специалистам по управлению документами предлагается проделать (бесплатно?) огромную, непрофильную для них работу, отдачу от которой – и, соответственно, материальное вознаграждение, если и получат, то совсем другие люди. Да кто же на такое согласится, в отсутствие гарантированного материального и морального поощрения, а также необходимых дополнительных ресурсов? - Это позволяет группе по кибербезопасности увидеть, какие типы документов имеют конкретные грифы конфиденциальности, а также какие типы ПДн может содержать каждый из них - это поможет им подтвердить, что их грифы соответствуют истинным риска, связанным с данными, к которым грифы применяются (и провести корректировку, в случае необходимости).
Мой комментарий: Опять же, что от этого получат специалисты по управлению документами? - Это упрощает получение от юристов одобрения подхода «больших корзин» (при котором целому ряду родственных типов документов устанавливается единый срок хранения, обычно таким образом, чтобы быть не меньше максимального индивидуального срока хранения для этих типов документов, в том числе с учётом особенностей исчисления условных сроков хранения – Н.Х.) при установлении сроков хранения документов. Типы документов с более низкими оценками риска можно сгруппировать вместе в «большую корзину» и хранить в течение наиболее длительного срока хранения, не подвергая организацию значительному риску, связанному с персональными данными. В отношении типов документов с более высокими оценками риска подход «больших корзин» можно не использовать ввиду риска… или же использовать, но с полным пониманием соотношения риска и возможной полезной отдачи.
Мой комментарий: И ещё раз, что от этого получат специалисты по управлению документами?
Теперь, когда мы обсудили, как сделать Ваш перечень типов документов с указанием сроков хранения более эффективным для управления защитой персональных данных и рисками кибербезопасности Вашей организации, в следующей заметке мы рассмотрим, каким образом заручиться поддержкой высшего руководства; выйти из тупика, вызванного параличом аналитической деятельности; и способствовать прогрессу.
Мой комментарий: Данная рекомендация автора, представляющего по факту интересы юристов, ИТ и службы информационной безопасности, сильно смахивает на мудрость от кота Матроскина насчёт совместного труда :)
(Продолжение следует)
Джо Шепли (Joe Shepley)
Источник: сайт Legalverse Media
https://legalversemedia.com/information-governance-is-diet-and-exercise-part-2/
ИСО: Идёт публичное обсуждение нового стандарта ISO/DIS 24495-3 «Простой язык – Часть 3: Научные публикации»
В конце апреля 2025 года сайты Международной организации по стандартизации (ИСО) и Британского института стандартов (BSI) сообщили о начале публичного обсуждения нового стандарта ISO/DIS 24495-3 «Простой язык – Часть 3: Научные публикации» (Plain language- Part 3: Science writing) объёмом 20 страниц, см. https://www.iso.org/standard/86938.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:86938:en . Публичное обсуждение завершится 17 июля 2025 года.
Стандарт разрабатывает технический комитет ИСО TC37 «Язык и терминология» (Language and terminology).
Ранее я уже рассказывала на блоге о первых двух частях данного стандарта, см. http://rusrim.blogspot.com/2023/07/iso-24495-12023.html и http://rusrim.blogspot.com/2025/02/dis-isodis-24495-2-2.html .
До 17 июня 2025 года желающие имеют возможность самостоятельно принять участие в публичном обсуждении стандарта на сайте Британского института стандартов (BSI) по адресу https://standardsdevelopment.bsigroup.com/projects/2023-02073 (требуется пройти бесплатную регистрацию на сайте).
Во вводной части стандарта отмечается следующее:
В центре внимания данного руководства находится написание научных публикаций: текстов, предназначенных для читателей с разным уровнем образования, опытом и интересами. Эти читательская аудитория может варьироваться от молодых студентов до лиц, принимающих решения в промышленности и государственных органах.
В руководстве напрямую не рассматривается подготовка научных текстов, адресованных специалистам-экспертам, примерами которых могут служить статьи в научных журналах и академические публикации, когда эксперты общаются с другими экспертами в своей области. В то же время многие эксперты предпочитают читать документы, которые следуют рекомендациям по простому языку. Принципы, сформулированные в данном руководстве и в стандарте ISO 24495-1, могут помочь любому автору, который стремится создать документ, написанный простым языком.
Данный документ применим в отношении печатной или цифровой информации, которая в основном представлена в форме текста и изображений. Содержащиеся в данном документе рекомендации применимы в отношении большинства письменных языков.»
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Руководящие принципы
5. Рекомендации
5.2. Рекомендации к принципу 2: Читатели могут легко найти то, что им нужно (отыскиваемость)
5.3. Рекомендации к принципу 3: Читатели могут легко понять то, что они находят (понятность)
5.4. Рекомендации к принципу 4: Читатели могут легко использовать информацию (пригодность к использованию)
Приложение B: Контрольный список для написания научных публикаций
Библиография
Источники: сайт ИСО / сайт BSI
https://www.iso.org/standard/86938.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:86938:en
https://standardsdevelopment.bsigroup.com/projects/2023-02073
среда, 11 июня 2025 г.
Стратегическое управление информацией - это диета и физические упражнения. Часть 2-1
(Продолжение, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.com/2025/05/1-2.html )
Мы уже познакомились с идеей о том, что стратегическое управление информацией - это не столько проблема высадки на Марс, сколько прямолинейно-трудная проблема, подобная регулярному соблюдению диеты и выполнению физических упражнений. Мы все знаем, что следует делать, но нам просто трудно это делать на практике. У нас уже более десяти лет существуют хорошие практики стратегического управления документами, однако многие компании испытывают трудности с внедрением эффективного масштабируемого стратегического управления документами не из-за сложности решения, а из-за трудоёмкости его реализации.
В предыдущей заметке мы подробно рассмотрели, каким образом переход от идеи управления документами к идее управления всей информацией является первым из четырех шагов по формированию более эффективного стратегического управления информацией, в число которых входит решение таких проблем, как:
- Выход за рамки документов,
- Непрактичные указания по срокам хранения документов и действиям по их истечении,
- Отсутствие поддержки со стороны высшего руководства,
- Фокус на продвижении стратегического управления информацией.
В этой заметке более детально рассматривается, как скорректировать непрактичные указания по срокам хранения документов, и как это способствует эффективному стратегическому управлению информацией.
Согласование указаний по срокам хранения с политикой
В предыдущей заметке мы увидели, как эффективное стратегическое управления информацией требует расширения сферы охвата политики управления документами и информацией и перехода от бинарного различия «документы» / «не-документы» к инклюзивной категории всей корпоративной информации. Чтобы перечни видов документов с указанием сроков их хранения поддерживали такое расширение, их также необходимо расширить, включив в них не только традиционные документы, но и то, что обычно считалось бы «не-документами», т. е. все виды информации и данных, хранящихся в корпоративных системах.
С этой целью Вам сначала следует выявить типы информации, которые в настоящее время не указаны в Вашем перечне, и добавить их. Это можно сделать с помощью различных методов, включая проведение анализа на предмет наличия персональных данных, обработку сведений о действиях с данными различных типов, интервьюирование ключевых заинтересованных сторон о «не-документной» информации и анализ справочников ИТ-систем (например, Вашей базы данных для управления конфигурацией), хранящих не-документную информацию.
Например, ресторан быстрого обслуживания или сеть кофеен, у которых имеется клиентское приложение, будут собирать значительный объем данных, не относимых к числу традиционных документов - например, данные о посещённых клиентом филиалах или истории заказов. Тем не менее, эти данные подпадают под действие ряда законов и нормативных актов (как федеральных, так и отдельных штатов США), регламентирующих, как и в течение каких сроков они хранятся.
Затем Вы выявляете законодательно-нормативные требования в отношении сроков хранения и уничтожения этой не-документной информации, и кодифицируете их в перечне. Вам потребуется заручиться помощью Ваших коллег – юристов и специалистов по защите персональных данных, поскольку для не-документной информации обычно не существует жёстких законодательно-нормативных требований, устанавливающих сроки хранения: выбор срока хранения в этом случае является скорее «серой зоной» и основывается на «цели сбора», «цели использования» или «цели, для которой информация была собрана» и т.д.
После выполнения этой работы Ваш перечень будет включать всю корпоративную информацию. Следующей Вашей задачей будет сделать его полезным не только для целей управления документами.
Мой комментарий: Мне нравится, с какой легкостью автор советует подготовить исчерпывающий перечень корпоративной информации с указанием сроков её хранения! Те из коллег, которым доводилось решать куда более ограниченную задачу приведения в порядок номенклатуры дел организации, наверное, согласятся – это очень сложная, долгая и трудоёмкая работа, растягивающаяся на несколько лет даже при наличии ресурсов и поддержки высшего руководства …
(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2025/06/2-2.html )
Джо Шепли (Joe Shepley)
Источник: сайт Legalverse Media
https://legalversemedia.com/information-governance-is-diet-and-exercise/
Япония: В Токио прошла церемония закладки фундамента нового здания Национального архива
Данная новость была опубликована 3 июня 2025 года на сайте англоязычной газеты «Японские новости» (The Japan Times).

На фото: Спикер Палаты представителей парламента Японии Фукуширо Нукага (Fukushiro Nukaga, в центре справа в первом ряду) и другие официальные лица приняли участие в церемонии закладки фундамента нового здания Национального архива Японии в Токио
2 июня 2025 года в Токио на площадке рядом с Парламентом Японии в районе Тиёда (Chiyoda) прошла церемония закладки фундамента нового здания Национального архива Японии, открытие которого ожидается в конце 2029 финансового года.
Изначально планировалось, что новое здание откроется в 2026 финансовом году, однако строительство было отложено из-за исследования имеющих культурно-историческое значение мест захоронения и сложного процесса проведения торгов.
Парламентский музей, который ранее располагался на данной территории, также будет перестроен.
Новое архивное здание будет иметь три надземных и четыре подземных этажа. Включая новые помещения музея, его общая площадь составит 42,4 тысячи квадратных метров. Общая стоимость строительства оценивается примерно в 48,89 миллиардов иен (27 млрд. рублей по текущему курсу – Н.Х.).
Существующее главное здание Национального архива, расположенное в саду Китаномару (Kitanomaru) - к северу от Императорского дворца в центре Токио - было построено в 1971 году. В связи со старением здания и перспективой переполнения его хранилищ правительство начало обсуждать его реконструкцию ещё в 2014 году.
Источник: сайт The Japan Times
https://www.japantimes.co.jp/news/2025/06/03/japan/national-archives-ceremony/
вторник, 10 июня 2025 г.
Навигация по архипелагу стандартов обеспечения сохранности: Существует ли «одно кольцо, чтобы править ими всеми»? Часть 2
(Окончание, см. http://rusrim.blogspot.com/2025/06/1_0547041818.html )
Как специалисту-практику ориентироваться при плавании у этих берегов?
В своей практической деятельности специалист по электронной сохранению должен в первую очередь понять, за штурвалом какого рода «судна» он стоит:
- Сохраняете ли Вы статические электронные материалы (файлы) (где формата PDF/A может быть достаточно)?
- Сохраняете ли Вы имеющие юридическую и доказательную силу документы, которые должны соответствовать стандартам аутентичности и возможности проведения аудита (установленным в ISO 15489 или ISO 30301)?
- Идёт ли речь о наборах данных, требующих сложных, зависящих от конкретных обстоятельств, мер по обеспечению долговременной сохранности (где использование PREMIS и наличие богатых описательных метаданных становятся критически важными)?
- Или же речь идёт о гибридных коллекциях, требующие комплексных метаданных, упаковки и действий по обеспечению долговременной сохранности?
Специфика конкретной ситуации формирует Вашу навигационную карту.
Например, хотя применение формата PDF/A обеспечивает сохранение документом читаемости и самодостаточности посредством запрещения использования внешних шрифтов, цветовые пространств и элементов мультимедиа, - он не обеспечивает управление взаимоотношениями, информацией о правах или же о действиях по обеспечению сохранности, предпринятых с течением времени. Именно здесь на сцену выходит PREMIS - предоставляя структурированные метаданные, необходимые для документирования действий по обеспечению долговременной сохранности, таких как проверка файлов, конверсия форматов и отслеживание происхождения, которые крайне важны для управления и обеспечения доверия в долговременной перспективе.
Аналогичным образом, стандарты описательных метаданных – «Дублинское ядро» ( Dublin Core) для общего описания ресурсов, METS - для описания упаковки, MODS и EAD - для описания сложных библиотечных и архивных объектов — обеспечивают концептуальные рамки для поддержки поиска, контекстуализации и будущего повторного использования.
Может ли когда-либо появиться «Одно кольцо, чтобы править ими всеми»?
Мечта о едином, унифицированном стандарте соблазнительна, но нереалистична. Дисциплина обеспечения долговременной сохранности работает на стыке технологий, политик, человеческого поведения и неопределенностей в будущем. Никакой стандарт не может в одиночку полностью удовлетворить различающиеся потребности, допустимые уровни риска и стоящие перед организациями задачи, с которыми сталкиваются сегодня специалисты в области электронной сохранности.
Вместо этого постепенно идёт процесс гармонизация принципов:
- Аутентичность, целостность, доступность и удобство использования постоянно упоминаются в различных стандартах,
- Видение, охватывающее весь жизненный цикл электронных материалов, от создания и до уничтожения либо передачи на постоянное архивное хранение, теперь встроено почти в каждый подход к обеспечению долговременной сохранности,
- Интероперабельность между форматами и системами всё чаще считается ключевой по важности для обеспечения жизнеспособности.
Практикам скорее нужен не единый стандарт, а объединённый набор инструментов:
- Стандарт OAIS - для концептуальной структуры,
- PREMIS - для документирований действий по обеспечению долговременной сохранности и истории объектов,
- «Дублинское ядро» (Dublin Core), METS и MODS - для метаданных и упаковки,
- PDF/A и/или EPUB/A - для обеспечения долговечности на уровне формата,
- Стандарт ISO 16363 - для обеспечения надёжности и доверенности хранилища (репозитория).
Успешная навигация является следствием понимания того, как эти стандарты взаимосвязаны друг с другом, и создания гибких переходов между ними.
Планирование будущего: Международные усилия
Признавая сложность и фрагментированность текущего ландшафта электронной сохранности, подкомитет SC11 «Управление документами» технического комитета TC46 Международной организации по стандартизации (ИСО) недавно сформировал целевую группу по электронной сохранности. В её задачи входит:
- Изучить взаимосвязи и взаимодействие между существующими стандартами,
- Выявить критически-важные пробелы и пересечения, и
- Разработать более четкие «карты» - средства навигации, помогающие специалистам-практикам более эффективно ориентироваться в архипелаге стандартов.
В то время, как исполнение мечты об «одном кольце» может оставаться далекой перспективой, - скоординированные усилия по картированию и рационализации экосистемы являются многообещающим шагом на пути к тому, чтобы сделать практику обеспечения долговременной сохранности электронных материалов более доступной, более последовательной и более жизнеспособной в будущем.
Заключительные мысли
Вместо того, чтобы надеяться на появление какого-то единого стандарта, который соберёт воедино все потребности в обеспечении электронной сохранности, более разумным курсом будет развитие навыков адаптивной навигации - способности сопоставлять принципы в различных стандартах, выбирать подходящие инструменты и обеспечивать прохождение проверки временем как электронными объектами, так и институциональной памятью.
В деле обеспечения электронной сохранности, как и в мореплавании, мастерство заключается не в завоевании каждого острова, а в изучении течений, в чтении звёзд и в тщательном и искусном планировании путешествия.
Эндрю Поттер (Andrew Potter)
Источник: сайт Substack
https://substack.com/inbox/post/162284241