пятница, 18 апреля 2025 г.

Управление документами и информацией на основе онтологий

Данная заметка бывшего Главного архивиста Новой Зеландии, ныне консультанта в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения и управления информацией и данными Стивена Кларка (Stephen Clarke) была опубликована 28 марта 2025 года на сайте LinkedIn.

Общее представление о концепции управление документами и информацией на основе онтологий

Вместо линейных потоков рабочих процессов «старой школы» данная модель представляет собой итеративный, самоусиливающийся, многонаправленный цикл, признающий, что онтология и ИИ постоянно совершенствуют, оптимизируют и улучшают результаты управления документами и информацией (RIM). Документы могут перемещаться по всем стадиям и в любом направлении.

Обзор структуры модели

Это модель континуума, означающая, что каждая её стадия улучшает, взаимодействует и совершенствует последующую стадию, обеспечивая:

  • Возможности для самообучения - ИИ адаптирует и улучшает качество данных

  • Интероперабельность - Онтология «наводит мосты» с деловыми системы для единообразного получения знаний и идей

  • Жизнеспособное стратегическое управление – Управление информацией и документами адаптируется к меняющимся законодательству и практике.

Стадии континуума

Захват (capture)

  • Приём структурированных и неструктурированных данных

  • Извлечение и классификация метаданных

  • Приём данных из разрозненных деловых систем

Контекстуализация (contextualise)

  • Семантическое моделирование и графы знаний

  • Применение бизнес-правил и извлечение признаков

  • Взаимосвязи данных, специфические для предметной области

Классификация (classify)

  • Автоматизированное распознавание сущностей

  • Обработка естественного языка с целью классификации документов

  • Предиктивная маркировка и применение политик

Стратегическое управление (govern)

  • Поддерживаемое ИИ управление сроками хранения и проведение уничтожения/передачи

  • Привязка к законодательно-нормативным требованиям через онтологию

  • Выявление и маркировка рисков в реальном времени

Активное использование (activate)

  • Подготовка отчётности и аналитики с помощью ИИ

  • Автоматизация процессов и триггеры рабочих процессов

  • Бизнес-аналитика и анализ

Оптимизация (optimize)

  • Циклы обратной связи c ИИ для его улучшения

  • Уточнение онтологии по итогам её использования

  • Адаптивная и динамичная адаптация политик

Соответствие «измерениям» модели континуума документов

Мой комментарий: О структуре модели континуума документов см. также https://rusrim.blogspot.com/2024/10/blog-post_137.html

Захват и создание (capture & create)

Документы существуют как свидетельства/доказательства в контексте деятельности организаций.

Связь с этапами «захват» и «контекстуализация»:

  • Управление корпоративной информацией → Сбор структурированных и неструктурированных данных

  • Контекст, управляемый на основе онтологии → Обеспечение сбора метаданных и применения бизнес-правил в точке захвата документов и информации

Организация (organise)

Документы существуют в более широком административном контексте и контексте рабочих процессов

Связь с этапами «классификация» и «стратегическое управление:

  • Обогащение данных с помощью ИИ → Автоматическое распознавание сущностей, обработка естественного языка с целью классификации, предиктивная маркировка

  • Взаимоувязка стратегического управления и исполнения законодательно-нормативных требований → Хранение в течение установленных сроков, уничтожение/передача по их истечении и применение политик с помощью ИИ

Многосторонность (pluralise)

Документы существуют в социальном, культурном и юридическом контекстах.

Связь с этапами «контекстуализация» и «активное использование»:

  • Управление контекстом на основе онтологии → Графы знаний и онтологии обеспечивают доступность информации в различных контекстах

  • Взаимоувязка стратегического управления и исполнения законодательно-нормативных требований → ИИ помогает динамически связывать документы с нормативно-правовыми требованиями

Повторное использование (reuse)

Документы существуют в историческом контексте и в контексте управления знаниями

Связь с этапами «активное использование» и «оптимизация»:

  • Бизнес-аналитика и поддержка принятия решений → Подготовка аналитики и отчетности, а также автоматизация рабочих процессов на основе ИИ

  • Непрерывное совершенствование → Циклы обратной связи с ИИ, уточнение онтологий с целью обеспечения возможности непрерывно использовать цифровые материалы в длительной перспективе.

Будущее управления информацией и документами заключается в автоматизации на основе онтологий и ИИ. Эта модель континуума — подход 21-го века, позволяющий вернуть нашу практику управления документами и информацией в «ядро» деловой деятельности!

Стивен Кларк (Stephen Clarke)

Источник: сайт LinkedIn
https://www.linkedin.com/posts/steffclarke_the-ontology-continuum-model-ontology-driven-activity-7311263163398664192-HFDI

О применении электронной машиночитаемой доверенности участниками казначейского сопровождения

Федеральное  казначейство в своём письме от 12 февраля 2025 г. №07-04-05/04-3889 проинформировало о том, что подготовлен и направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ приказ Федерального казначейства от 6 декабря 2024 г. №22н «О внесении изменений в Порядок открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения, утвержденный приказом Федерального казначейства от 22 декабря 2021 г. №44н» (Приказ №22н), предусматривающий, в том числе, применение доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде, выданной от имени участника казначейского сопровождения в соответствии с требованиями федерального закона от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи» (доверенность в электронной форме).

Для справки: Приказом Казначейства России от 6 декабря 2024 года №22н внесены изменения в «Порядок открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения», утвержденный приказом Федерального казначейства от 22 декабря 2021 г. №44н. Новые положения вступили в силу 17 марта 2025 года.

Ведомство обратило внимание на то, что в соответствии с положениями пункта 5 Порядка № 44н в редакции Приказа №22н, обмен документами между территориальными органами Федерального казначейства и участниками казначейского сопровождения осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного действовать от имени участника казначейского сопровождения, в соответствии с требованиями федерального закона от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи».

При осуществлении документооборота в электронном виде полномочия представителя участника на выполнение соответствующих действий подтверждаются доверенностью в электронной форме, выданной от имени участника казначейского сопровождения.

Согласно пункту 2 «Порядка представления доверенностей в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1, пунктом 2 части 3 статьи 17.2 и пунктом 2 статьи 17.3 федерального закона «Об электронной подписи», и особенностей их хранения в информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство», утвержденного приказом Федерального казначейства от 28 декабря 2023 г. №26н, представление доверенностей в электронной форме осуществляется в личных кабинетах пользователей информационных систем Федерального казначейства.

Казначейство также напомнило, что обеспечение документооборота в электронном виде «в компоненте казначейского сопровождения модуля ведения операций по исполнению обязательств участников бюджетного процесса и операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, подсистемы управления расходами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» следует осуществлять с применением доверенностей в электронной форме, формируемых (загружаемых) в подсистеме обеспечения информационной безопасности системы обеспечения безопасности информации Федерального казначейства».

Информационные материалы по формированию доверенности в электронной форме в личном кабинете ПОИБ СОБИ с полномочиями ПУР КС размещены на официальном сайте Федерального казначейства по адресам:

В целях организации работы по формированию доверенностей в электронной форме и обеспечения выполнения положений пункта 5 Порядка №44н Федеральное казначейство сообщило, что «подписание электронных документов лицами, которые будут наделяться правом первой и второй подписи в ПУР КС после даты вступления в силу положений Приказа №22н, будет возможно только при наличии доверенности в электронной форме, подтверждающей полномочия представителя участника казначейского сопровождения».

Мой комментарий: Хочу обратить внимание на то, что Казначейство озаботилось разъяснением порядка использования электронных доверенностей ещё до вступления в силу новых положений.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=498723


четверг, 17 апреля 2025 г.

Технический комитет по стандартизации ТК 26 проводит публичное обсуждение проекта терминологического стандарта в области криптографической защиты информации

На сайте Технического комитета по стандартизации ТК 26 «Криптографическая защита информации» с 4 апреля 2025 года проводится публичное обсуждение проекта национального стандарта ГОСТ Р «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Термины и определения». Обсуждение продлится до 5 июня 2025 года.

Текст этого 81-страничного документа доступен по адресу
https://tc26.ru/upload/iblock/ca2/3m3tk7ct2sx2nnyxqclwpfwtgr7c8xt4/Project-UGOST-%D0%A0-TIO_02-04.pdf . Скачать форму отзыва и подать свои замечания можно на странице по адресу https://tc26.ru/discussions/proekt-1-red-gost-r-informatsionnaya-tekhnologiya-kriptograficheskaya-zashchita-informatsii-terminy-.html

Стандарт разработан «Академией криптографии Российской Федерации», и будет внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 26 «Криптографическая защита информации». Он содержит 195 основных и 36 дополнительных терминов.

К недостаткам проекта можно отнести придумывание новых терминов там, где их и без того больше чем нужно. Мало нам было «закрытого ключа» и «ключа электронной подписи» - теперь добавляется ещё и «личный ключ» (3.48) как предпочтительный (!) термин. Приведу статистику использования терминов по базе федеральных нормативно-правовых актов в справочно-правовой системы «Консультант+» (по действующим документам):

  • «ключ электронной подписи» (как в Законе об электронной подписи) – 1004 документа;

  • «закрытый ключ» - 141 документ;

  • «личный ключ» - 11 нормативно-правовых актов (в основном это документы Евразийской экономической комиссии).

В стандарте предпочтительно используется термин «открытый ключ», что не соответствует терминологии действующего законодательства РФ.

Стандарт продвигает обитающий в переводных ГОСТах термин «цифровая подпись», в противовес предпочитаемому законодательством РФ и отраслевой литературой термину «усиленная электронная подпись», которому как раз соответствует международный термин digital signature. Само определение (изначально списанное с непопулярного определения в ISO 21188:2018, 3.30), на мой взгляд, очень странное и, с моей точки зрения. юридически безграмотное:

129. Цифровая подпись (digital signature): Результат зависящего от ключа подписи и параметров схемы цифровой подписи криптографического преобразования набора данных (сообщения), обеспечивающий возможность аутентификации (?) данных и невозможность отрицания факта создания (?!).

Для сравнения, в федеральном законе об электронной подписи от 28.12.2024 №521-ФЗ читаем:

Ст.2 (1): Электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;

Ст.5 (3): [Усиленной] электронной подписью является электронная подпись, которая:

  • получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

  • позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

  • позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

  • создается с использованием средств электронной подписи.

Мне также не понравилось низкоуровневое ИТ-определение «штампа времени», совсем не отражающее правовую суть понятия (к тому же это очевидно неудачный перевод с английского):

56. Штамп времени (time-stamp token): Структура, криптографически связывающая набор данных со временем ее создания и применяемая для проверки того (?!), что данные были созданы до указанного момента времени.

На самом деле в рамка инфраструктуры открытых ключей штамп (отметка) времени – это юридически-значимый электронный документ, обычно выдаваемый и подписываемый доверенной третьей стороной и подтверждающий существование электронного объекта с конкретным хешем на указанный момент времени. Говоря иначе, штамп времени – это доказательство (а не инструмент проверки) существования электронного объекта на заданный момент времени.

В общем, хотелось бы, чтобы ГОСТ не противоречил законодательству РФ в части ключевой терминологии, поскольку в противном случае его публикация потенциально может принести больше вреда, чем пользы. А раз уж так много терминов связано с использованием усиленных электронных подписей, то неплохо было бы добавить термин «машиночитаемая доверенность» :)

Во вводной части стандарта отмечается:

«Настоящий стандарт устанавливает основные термины с соответствующими определениями, применяемые при проведении работ по стандартизации в области криптографической защиты информации.

В целях унификации терминологии при разработке математического аппарата в области криптографической защиты информации, а также для исключения разночтений с терминологией смежных областей деятельности в настоящем стандарте приведены термины, введенные ГОСТ Р 7.0.8, ГОСТ Р 34.10, ГОСТ Р 34.11, ГОСТ Р 34.12, ГОСТ Р 34.13, ГОСТ Р 50922, ГОСТ Р 56205, ГОСТ Р 56498, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000, ГОСТ Р 57149».

Содержание документа следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения

  • Общие термины и определения
  • Термины и определения, относящиеся к ключевой системе
  • Термины и определения, относящиеся к системе шифрования
  • Термины и определения, относящиеся к системе цифровой подписи
  • Термины и определения, относящиеся к системе имитозащиты
  • Термины и определения, относящиеся к системе аутентификации сторон
  • Термины и определения, относящиеся к средствам криптографической защиты информации

Алфавитный указатель терминов на русском языке
Алфавитный указатель терминов на английском языке
Приложение А (справочное): Вспомогательные термины и определения в области криптографической защиты информации, не включенные в раздел 3 настоящего стандарта
Приложение Б (справочное): Термины и определения, применяемые в областях деятельности, смежных с криптографической защитой информации
Библиография

Источник: Сайт ТК 26
https://tc26.ru/discussions/proekt-1-red-gost-r-informatsionnaya-tekhnologiya-kriptograficheskaya-zashchita-informatsii-terminy-.html

ИСО: Опубликована новая, третья редакция основного стандарта электронной архивации ISO 14721:2025 «Эталонная модель открытой архивной информационной системы (OAIS)»

В конце марта 2025 года сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) сообщил о публикации новой, третьей редакции стандарта ISO 14721:2025 «Практика использования систем космических данных – Эталонная модель открытой архивной информационной системы (OAIS)» (Space Data System Practices - Reference model for an open archival information system (OAIS)) объёмом 154 страницы, см. https://www.iso.org/standard/87471.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:87471:en . Она заменила ранее действовавшую редакцию ISO 14721:2012.

Стандарт подготовлен техническим комитетом ИСО TC20/SC13 «Системы передачи данных и информации о космическом пространстве» (Space data and information transfer systems) на основе свободно доступного стандарта CCSDS 650.0-M-3 «Эталонная модель открытой архивной информационной системы (OAIS)» (Reference Model for an Open Archival Information System (OAIS)), см. https://ccsds.org/index.php?gf-download=2025%2F01%2F%2F650x0m3.pdf&form-id=5&field-id=9&hash=b40f3bf6d6afd9b9c99c0872cc6ead5e9b4f1187bfc8bf78171c0e6ab2c6c06b  (стандарты CCSDS можно также скачать со страницы по адресу https://ccsds.org/publications/allpubs/ ).

В данном случае ИСО лишь предоставляет документу свою обложку. Его настоящим разработчиком является Консультативный комитет по системам хранения данных космических исследований (Consultative Committee for Space Data Systems, CCSDS) – глобальная организация, основной задачей которой является разработка и поддержка стандартов и рекомендаций, связанных с космическими исследованиями. И если стандарты ИСО платные, то идентичные по содержанию документы CCSDS свободно доступны.

О стандарте OAIS и взаимосвязанных с ним стандарта см. также подборку постов на моём блоге: http://rusrim.blogspot.com/search/label/OAIS .

Во вводной части документа отмечается:

«Настоящий документ специфицирует эталонную модель открытой архивной информационной системы (Open Archival Information System, OAIS), разработанную Консультативным комитетом по системам хранения данных космических исследований (Consultative Committee for Space Data Systems, CCSDS) и Международной организацией по стандартизации (ИСО).

OAIS-архив представляет собой архивную систему, в состав которой входят оборудование, программное обеспечение, информация и основанных на политике процессы и процедуры, внедрённые и используемые организацией и её персоналом. Организация принимает на себя ответственность за обеспечение долговременной сохранности информации и за предоставление её целевому сообществу. Эта организация может быть частью более крупной организации. Данная система соответствует набору обязательных обязанностей, что позволяет отличать архив в смысле OAIS (OAIS-архив) от других вариантов использования термина «архив». Набор обязательных обязанностей, которым должен соответствовать OAIS-архив, сформулирован в п. 3.2.

Слово «открытая» в составе понятия «открытая архивная информационная система» указывает на то, что настоящая рекомендуемая практика, а также будущие взаимосвязанные рекомендуемые практики и стандарты, разрабатываются на открытых форумах, - так что это не означает, что доступ к OAIS-архиву является неограниченным.

Считается, что сохраняемая в архиве информация требует обеспечения её долговременной сохранности, даже если сам OAIS-архив не является постоянным. Термин «долговременный» указывает на период времени, который является достаточно длительным для того, чтобы возникла необходимость принимать во внимание:

  • последствия изменений в технологиях, а также вопрос поддержки новых носителей информации и форматов данных; и/или

  • изменение Базы знаний целевого сообщества (Knowledge Base of the Designated Community), либо изменения в целевом сообществе или его определении.

«Долговременный» период времени может длиться неопределенно долго.

В данной эталонной модели особое внимание уделяется электронной (цифровой) информации – и как основной форме хранимой информации, и как вспомогательной информации для материалов, сохраняемых как цифровым, так и физическим образом. В этой связи модель также охватывает работу с информацией, которая по своей сути не является цифровой (например, физические образцы), однако подробно модели и вопросы обеспечения сохранности такой информации не рассматриваются.

Данная эталонная модель:

  • обеспечивает фундамент для понимания и повышения осведомленности об архивных понятиях и концепциях, необходимых при обеспечении долговременной сохранности и доступности цифровой информации;

  • рассматривает понятия и концепции, необходимые неархивным организациям для эффективного участия в процессе обеспечения долговременной сохранности;

  • даёт основу, включая терминологию и концепции, для описания и сравнения архитектур и операций существующих и будущих архивов;

  • даёт основу для описания и сравнения различных стратегий и методов обеспечения долговременной сохранности;

  • предоставляет основу для сравнения моделей данных сохраняемой архивами цифровой информации и для обсуждения того, как модели данных и лежащая в их основе информация могут меняться с течением времени;

  • предлагает основу (которая может быть расширена в рамках иных усилий) для решения вопросов обеспечения долговременной сохранности информации, которая НЕ представлена в цифровой форме (это могут быть, например, физические носители и физические образцы);

  • расширяет консенсус относительно элементов и процессов обеспечения долговременной сохранности и доступности цифровой информации, и способствует расширению рынка, который могут поддерживать поставщики;

  • направляет выявление потребности и создание связанных с OAIS стандартов.

Эталонная модель охватывает весь спектр функций и функциональных возможностей, связанных с обеспечением долговременной сохранности архивной информации, включая приём на хранение, архивное хранение, управление данными, предоставление доступа и распространение. В рамках данной модели также рассматриваются миграция цифровой информации на новые носители и в новые форматы; информационные модели, используемые для представления информации; роль программного обеспечения в обеспечении долговременной сохранности информации, а также обмен цифровой информацией между OAIS-архивами.


Функциональные компоненты модели OAIS

Эталонная модель определяет как внутренние, так и внешние интерфейсы к функциям OAIS-архива, а также определяет ряд высокоуровневых служб/сервисов в составе этих интерфейсов.

Эталонная модель содержит различные иллюстративные примеры и некоторые рекомендации по «наилучшей практике». Она определяет минимальный набор обязанностей, выполнение которых позволяет архиву называть себя OAIS-архивом, - а также определяет максимальный состав функций и обязанностей Архив, с тем, чтобы предоставить широкий набор полезных терминов, понятий и концепций.»

Содержание документа следующее:

Предисловие
1. Введение
2. Концепции открытой архивной информационной системы (OAIS)
3. Обязанности открытой архивной информационной системы (OAIS)
4. Подробное описание моделей функциональных компонентов OAIS и информации
5. Подходы к обеспечению долговременной сохранности
6. Интероперабельность OAIS-архивов
Приложение A: Сводное функциональное представление
Приложение B: Связь с другими стандартами и проектами
Приложение C: Краткое руководство по диаграммам классов Unified Modeling Language (UML)
Приложение D: Справочная литература
Приложение E: Модель для использования программного обеспечения при работе с репрезентативной информацией (информацией о представлении)
Приложение F: Вопросы безопасности

Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/87471.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:87471:en

среда, 16 апреля 2025 г.

Место обеспечения непрерывности деловой деятельности в управлении данными

Данная заметка Дика Вейсингера (Dick Weisinger – на фото) была опубликована 22 января 2025 года на блоге компании Formtek.

Важность обеспечения непрерывности деловой деятельности (business continuity) для эффективного управления данными становится всё более очевидной. По мере того, как организации пытаются справиться с постоянно растущими объёмами данных и удовлетворить потребность в бесперебойном доступе к критически важной информации, надежные планы обеспечения непрерывности деловой деятельности становятся ключевыми компонентами успешных стратегий управления данными.

Непрерывность деловой деятельности в контексте управления данными включает ряд практик и технологий, разработанных для обеспечения возможности поддержания организацией доступа к своим данным и продолжения оперативной работы в случае сбоев. Сюда входят не только меры по восстановлению после ЧП и катастроф, но и упреждающие стратегии по предотвращению утраты данных и по минимизации простоев.

Одним из ключевых аспектов современных подходов к обеспечению непрерывности деловой деятельности является повышенное внимание к жизнеспособности данных (data resilience). Жизнеспособность данных подразумевает обеспечении доступности, точности и защиты данных. Её обеспечение включает в себя внедрение систем хранения с избыточностью, регулярное проведение резервного копирования и принятие надёжных меры безопасности для защиты как от физических, так и от киберугроз.

Компании ради расширения возможностей для обеспечения непрерывности деловой деятельности всё чаще внедряют сложные решения для управления данными. Так, например, многие организации используют облачные решения для хранения и резервного копирования, чтобы обеспечить доступность своих данных даже в случае сбоя локальных систем. Кроме того, передовые технологии репликации данных используются для поддержания в нескольких местах актуальных копий критически важной информации.

Реализация таких подходов влечёт значительные последствия. Внедряя комплексные стратегии обеспечения непрерывности деловой деятельности, компании могут снизить риск утраты данных, минимизировать время простоя и обеспечить возможность быстрого восстановления после сбоев. Это не только защищает от финансовых потерь, но и помогает поддерживать доверие клиентов и исполнять законодательно-нормативные требования.

Ожидается, что достижения в области искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения еще больше расширят возможности обеспечения непрерывности деловой деятельности в контексте управлении данными. Прогнозная аналитика вскоре будет способна предвидеть потенциальные перебои и автоматически инициировать превентивные меры. Более того, системы восстановления данных на основе ИИ могут значительно сократить время и усилия, необходимые для восстановления оперативной деятельности после инцидентов.

Хотя полномасштабная реализация этих передовых технологий может потребовать ещё нескольких лет, многие компании уже закладывают основу для решений по обеспечению непрерывности деловой деятельности следующего поколения. Эти усилия включают в себя инвестирование в масштабируемые, изначально-облачные архитектуры данных и внедрение автоматизированных рамочных структур стратегического управления данными с целью обеспечения стабильного качества и доступности данных в рамках всей организации.

Обеспечение непрерывности деловой деятельности стало неотъемлемым компонентом эффективных стратегий управления данными. Поскольку объём и важность данных продолжают расти, организациям следует отдавать приоритет разработке и реализации надёжных планов обеспечения непрерывности деловой деятельности в интересах защиты своих информационных активов и обеспечения бесперебойной оперативной работы.

Дик Вейсингер (Dick Weisinger)

Источник: блог компании Formtek
https://formtek.com/blog/the-role-of-business-continuity-in-data-management/

Внесены изменения в «Порядок открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения»

Казначейство Российской Федерации приказом от 6 декабря 2024 года № 22н внесло изменения в «Порядок открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения», утвержденный приказом Казначейства от 22 декабря 2021 г. № 44н. Новые положения вступили в силу 17 марта 2025 года.

Теперь положения Порядка распространяются в отношении:

  • договоров (соглашений), контрактов (договоров) - на концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), контракты (договоры), источником финансового обеспечения которых являются указанные соглашения, если в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения средств, предоставляемых на основании таких соглашений;

  • государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров) - на договоры (контракты) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые бюджетными и автономными учреждениями, контракты (договоры), источником финансового обеспечения которых являются указанные договоры учреждений, если в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения средств, предоставляемых на основании таких договоров учреждений.

В случае, если при осуществлении документооборота в электронном виде применяется усиленная квалифицированная электронная подпись, полномочия представителя на выполнение соответствующих действий подтверждаются доверенностью в электронной форме в машиночитаемом виде, выданной от имени организации (доверенность в электронной форме) (п.5).

Карточка контракта (договора) формируется в ГИС «Электронный бюджет» участником казначейского сопровождения, являющимся заказчиком по контракту (договору), подписывается электронными подписями заказчика и исполнителя. Ответственность за достоверность и соответствие информации, указанной в карточке контракта (договора), условиям контракта (договора) несет заказчик по контракту (договору).

Выписки из лицевых счетов, приложения к выпискам из лицевых счетов и отчеты о состоянии лицевого счета формируются в электронном виде и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью Федерального казначейства, квалифицированный сертификат ключа проверки которой содержит указание только на Казначейство в качестве владельца данного сертификата.

Мой комментарий: Ранее предусматривалось, что такие документы предоставлялись на бумажных носителях.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=500358

вторник, 15 апреля 2025 г.

ИСО: Завершается работа над новым стандартом ISO/DIS 5909 «Бизнес-процессы и обмен данными электронного коносамента на основе технологий блокчейна и распределённых реестров (DLT)»

Согласно информации на сайтах ИСО и Британского института стандартов, в марте 2025 года завершилось публичное обсуждение проекта стандарта ISO/DIS 5909 «Бизнес-процессы и обмен данными электронного коносамента на основе технологий блокчейна и распределённых реестров (DLT)» (Business processes and data interchange of DLT based electronic Bill of Lading) объёмом 69 страниц основного текста, см. https://www.iso.org/standard/84288.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:84288:en .

В обсуждении, которое завершилось 22 марта 2025 года, желающие могли принять участие на сайте Британского института стандартов (BSI) по адресу https://standardsdevelopment.bsigroup.com/projects/2022-00511#/section


Страница публичного обсуждения на сайте BSI

Над документом работает технический комитет ISO/TC 154 «Процессы, элементы данных и документы в коммерции, промышленности и управлении» (Processes, data elements and documents in commerce, industry and administration).

Данный документ, с моей точки зрения, может представлять интерес для специалистов по управлению документами, поскольку в нём рассматриваются коносаменты – весьма специфические документы, цифровизация которых вызывает трудности, поскольку в традиционной практике владение подлинником коносамента означает владение соответствующим грузом. Иными словами, в данном случае необходимо чётко идентифицировать единственный источник правоустанавливающей информации. Одновременно использование технологий блокчейна и распределённых реестров (DLT) для управления коносаментами – наверное, один немногих действительно интересных, инновационных вариантов их применения.

Во вводной части стандарта отмечается

«В настоящем стандарте сформулированы требования к бизнес-процессам и данным электронных коносаментов (electronic Bill of Lading, eBL). В данном стандарте в первую очередь рассматривается электронная передача права собственности на документы на защищённой платформе.

Он также определяет необязательные элементы данных, имеющие ключевое значение для технологии распределенных реестров (DLT), которая способна поддерживать бизнес-процессы работы с электронными коносаментами. Эти элементы способствуют обеспечению целостности электронных коносаментов обеспечивая сохранение ими статуса единственного источника истины, одновременно делая процесс их распространения полностью контролируемым, прослеживаемым и проверяемым.

Другими словами, данный стандарт описывает отраслевую практику бизнес-процессов коносаментов при морских перевозках, а также определяет, как реализовать блок управления коносаментами на цифровой платформе.

Настоящий стандарт ИСО разработан совместно с Транспортно-логистической группой (Transport and Logistics Domain) Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН - UN/CEFACT). Его семантика тесно связана со стандартом СЕФАКТ ООН «Покупка-Перевозка-Оплата» (Buy-Ship-Pay), и в особенности с проектом СЕФАКТ ООН «Структуры обмена данными о покупке/перевозке/оплате для упрощения процедур финансирования торговли» (Buy/Ship/Pay Data Exchange Structures for Trade Finance Facilitation), который поддерживает заголовки, соответствующие Типовому закону ЮНСИТРАЛ об электронных обращающихся документах (UNCITRAL Model Law on Electronic Transferable Records, MLETR).

Кроме того, стандарт гармонизирован с подмножеством данных «Глобальный коносамент» (Global Bill of Lading (Waybill)) Эталонной модели данных СЕФАКТ ООН по мультимодальным перевозкам (Multi-Modal Transport Reference Data Model, MMT-RDM).

Если будет выявлена потребность в какие-либо дополнительных элементах данных, они будут полностью согласованы с существующей структурой MMT-RDM и интегрированы в неё для обеспечения согласованности и интероперабельности.

Элементы данных электронного коносамента согласованы с терминологией, установленной в Справочнике элементов внешнеторговых данных Организации Объединенных Наций (United Nations Trade Data Elements Directory, UNTDED/ISO 7372), а также с элементами данных, определенными в рамках рамочной структуры «Покупка-Перевозка-Оплата» СЕФАКТ ООН.»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Обозначения и сокращения
5. Отраслевая практика бизнес-процесса управления коносаментами на бумажных носителях
6. Роль цифровой платформы и её процесса управления электронными коносаментами
7. Элементы и структуры данных
Приложение A: Макет коносамента на практике
Приложение B: Сведения об опасных грузах
Библиография

Источникb: сайт ИСО / сайт BSI
http://www.iso.org/standard/84288.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:84288:en
https://standardsdevelopment.bsigroup.com/projects/2022-00511#/section

Что сегодняшние заголовки в СМИ говорят о будущем управления документами и информацией, часть 2

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2025/04/1.html )

Правовые риски, технологические сложности: Электронное раскрытие в 2025 году

Мой комментарий: Электронное раскрытие (э-раскрытие, англоязычный термин e-discovery) - это элемент процессуального права англосаксонских стран, представляющий собой процедуру обязательного выявления и раскрытия сторонами гражданского спора всех (именно – всех!) относящихся к рассматриваемому делу электронных документов и информации. Термин также применяется в отношении раскрытия информации перед регуляторами или правоохранительными органами в случае расследования. Электронное раскрытие является частью общей процедуры раскрытия (discovery), охватывающей все документы и информацию, находящиеся в распоряжении организации и под её контролем.

Поскольку гибридные модели работы продолжают использоваться, а законодательно-нормативные требования становятся всё более сложными, специалисты по э-раскрытию сталкиваются с новыми проблемами, связанными с обеспечением долговременной сохранности электронных материалов (электронной сохранности - digital preservation) и соблюдением требований по защите персональных данных. Согласно информации новостного агентства Рейтерс, опубликованной 26 марта 2025 года ( https://www.reuters.com/legal/legalindustry/e-discovery-information-governance-navigating-new-challenges-practical-tips-2025-03-26/ ), юридические фирмы и собственные юридические службы компаний всё больше зависят от сотрудничества с ИТ-специалистами и специалистами по управлению документами в случаях, когда им приходится иметь дело с зашифрованными сообщениями, с международным законам о локализации данных и с рисками непреднамеренной порчи/уничтожения доказательств.

Раньше э-раскрытие было нишевой дисциплиной. Теперь данный вопрос стал предметом повседневной беспокойства для любой организации, управляющей большими объемами данных на ряде платформ. Это усиливает потребность в более тесном сотрудничестве между службами управления документами, юридическими и ИТ-службами, а также срочную необходимость выработки единых стратегий управления сроками хранения и доступом.

Архив как движение «Сопротивления»

На более низовом уровне в качестве реакции на недостатки официальных усилий по ведению и обеспечению сохранности документов, архивисты-волонтёры и волонтёры из числа ИТ-специалистов занимаются обеспечением долговременной сохранности федеральных наборов данных, особенно тех, которые связаны с климатологией и политикой в области охраны окружающей среды. Как отмечает газета The New Yorker ( https://www.newyorker.com/news/the-lede/the-data-hoarders-resisting-trumps-purge ) в своём рассказе о движении «Убежище для данных» (Data Refuge) - опубликованном 31 января 2017 года и по-прежнему актуальном сегодня - эти усилия отражают сопротивление гражданского общества политически мотивированному уничтожению государственных документов.

Такого рода «архивирование как кампания гражданского неповиновения» (civil disobedience archiving) стало более чем символичным. Оно является отражением широко распространенного недоверия к [официальной – Н.Х.] институциональной памяти. Для специалистов по документам это также отрезвляющее напоминание: если мы не будем хорошо выполнять свою работу, то кто-нибудь другой попытается сделать её за нас — часто не имея тех же ресурсов или защитных мер.

Локальная работа, оказывающая долгосрочное воздействие

Тем временем округ Оцеола в штате Мичиган инвестирует 18 тысяч долларов в сохранение охватывающих десятилетия актов гражданского состояния, включая свидетельства о рождении, смерти и браке. Эта инициатива, освещенная 19 марта 2025 года в издании The Herald Review ( https://www.theheraldreview.com/news/article/osceola-county-invests-18-000-preserve-vital-20173287.php ), демонстрирует, как значимые усилия по обеспечению долговременной сохранности, часто незаметные на широкой общественности, могут без лишнего шума осуществляться на местном уровне.

Именно здесь управление документами тихо оказывает наибольшее влияние — не в качестве реагировании на кризисные ситуации, а в рамках повседневного курирования документов. Эта работа заслуживает признания, инвестиций и права голоса за столом руководства.

Выводы: Стратегическое управление документами

Общим для всех этих историй являются не технологии, не законы и не политики. Таким общим знаменателем служит стратегическое управление - в особенности делаемый нами выбор относительно того, какие материалы следует сохранить, кто может их видеть и в течение каких сроков они должны храниться.

Заголовки в СМИ на этой неделе должны стать тревожным звонком для всех, кто полагает, что документы в электронно-цифровом мире просто «позаботятся о себе сами». Это не так. За каждым удаленным сообщением электронной почты, за каждой реформой политик и за каждой оценкой риска стоят ценности — речь идёт о власти, подотчётности и общественном доверии.

Как специалисты по стратегическому управлению информацией, наша работа заключается не только в управлении данными. В наши обязанности входит курирование корпоративной и исторической памяти, обеспечение прозрачности, а также оборона в тех случаях, если кто-то иной захочет ради собственного удобства избавиться от документов.

Так что давайте обращать внимание на заголовки. Они говорят нам больше, чем кажется.

Эндрю Поттер (Andrew Potter)

Источник: сайт Substack
https://substack.com/inbox/post/160430193?r=5cqz6j

понедельник, 14 апреля 2025 г.

Китай: Порядок управления регистрационными делами субъектов предпринимательской деятельности

Государственное управление по регулированию рынка (场监管总局) Китайской Народной Республики и Государственное архивное управление (Госархив) КНР (国家档案局) утвердили «Порядок управления регистрационными делами субъектов предпринимательской деятельности» (经营主体登记档案管理办法), см. https://www.gov.cn/gongbao/2025/issue_11926/202503/content_7013999.html . Данный порядок был опубликован 10 февраля 2025 года и вступил в силу с 20 марта 2025 года.


Извещение о публикации «Порядка» на сайте Правительства и Госсовета КНР

Мне было интересно посмотреть на то, чем похож и чем отличается китайский подход к нормативному регулированию управления регистрационными делами от российского.

Согласно ст. 5 «Порядка», в состав регистрационных дел входят следующие документы и материалы, сформированные субъектами предпринимательской деятельности в процессе регистрации и подачи их в регистрирующий орган:

  • Заявочные материалы, представляемые субъектом предпринимательской деятельности в регистрирующий орган;

  • Контрольные документы, выданные регистрирующим органом при принятии решения о регистрации;

  • Другие материалы, такие как материалы регистрации залога акций и уведомление о судебном содействии.

Конкретный состав архивируемых документов и материалов, а также сроки хранения документов в архиве отдельно устанавливаются Государственным управлением по регулированию рынка.

Регистрационные дела хранятся в течение всего периода существования субъекта предпринимательской деятельности. После отмены регистрации хозяйствующего субъекта регистрационные дела, как правило, хранятся в течение 20 лет с даты отмены регистрации. Если хозяйствующий субъект ликвидируется в результате слияния, его регистрационное дело будет включено в регистрационное дело объединенного хозяйствующего субъекта (ст. 9).

Что касается электронных документов и электронных архивов, то в документе установлен порядок архивирования [под «архивированием» понимается передача документов в уполномоченный орган и их дальнейшее хранение – Н.Х.] регистрационных дел.

Регистрационные или картотечные материалы, сформированные, обработанные, переданные или хранимые регистрирующим органом с помощью компьютеров или другого электронного оборудования, отвечающего национальным требованиям к управлению электронными документами, могут архивироваться и передаваться в электронной форме вместо бумажной, - если иное не предусмотрено законами и нормативными актами (ст. 11).

Электронные и традиционные (бумажные) регистрационные дела имеют одинаковую юридическую силу.

Электронные регистрационные документы, как правило, архивируются онлайн в режиме реального времени. Если условия для онлайн-архивирования не выполняются, может использоваться офлайн-архивирование. Офлайн-архивирование должно быть закончено в течение шестидесяти дней после завершения регистрационных мероприятий (ст. 12).

Мой комментарий: Фактически требуется, что сформированное регистрационное дело было передано в архив в течении двух месяцев после регистрации хозяйствующего субъекта.

Формат архивирования электронных регистрационных документов должен соответствовать национальным стандартам и спецификациям, быть универсальным, открытым и не привязанным к конкретному программному или аппаратному обеспечению.

Мой комментарий: В данном документе меня заинтересовали нормы, регламентирующие порядок доступа к регистрационным делам. Пользователи информации разделены на группы, и для каждой такой группы установлено, к какой именно информации пользователи имеют права доступа, а также какие документы они обязаны предъявить, чтобы подтвердить свои полномочия. Для сравнения, в России функция по регистрации юридических лиц возложена на Федеральную налоговую службу (ФНС), и в российском законодательстве не предусмотрен порядок доступа заинтересованных лиц. к данным документам.

При этом регистрационный орган должен предоставлять услуги по поиску информации о регистрационных делах в соответствии с законом, поддерживать целостность и безопасность регистрационных дел и содействовать их использованию всеми слоями общества (ст. 18). Далее говорится:

Статья 19. Органы общественной безопасности, органы государственной безопасности, органы прокуратуры, судебные органы, органы дисциплинарного контроля и надзора, ревизионные органы и т.д. могут, в соответствии с законом и исходя из служебной необходимости, проводить проверки по регистрационным делам, относящихся к их компетенции. Проводящие расследование сотрудники обязаны предоставить официальные письма или соответствующие документы из своих органов, а также действующие служебные удостоверения.

Статья 20. Соответствующие граждане, юридические лица или иные организации могут обращаться в регистрирующий орган с запросами по следующим регистрационным делам, исходя из своих производственных, эксплуатационных, трудовых и бытовых потребностей:

(1) Хозяйствующие субъекты могут проверять свои собственные регистрационные дела;

(2) Лица, имеющие отношение к зарегистрированным хозяйственным субъектам, включая законных представителей компаний, акционеров обществ с ограниченной ответственностью и некотируемых акционерных обществ, законных представителей и инвесторов некорпоративных юридических лиц, законных представителей и членов фермерских профессиональных кооперативов (союзов), партнеров товариществ, инвесторов индивидуальных предпринимателей, самозанятых бизнес-операторов и руководителей различных филиалов и т.д., могут запрашивать информацию о регистрационных делах хозяйственных субъектов, в которых они лично работают или в которые инвестируют;

(3) Юристы, назначенные сторонами, могут запрашивать информацию о регистрационных делах, относящихся к порученным им вопросам;

(4) Нотариальные, арбитражные, судебные и другие учреждения могут запрашивать регистрационные дела, связанные с выполнением их работы;

(5) Управляющий по делам о банкротстве может запросить регистрационное дело хозяйствующего субъекта, за ликвидацию которого в связи с банкротством он несёт ответственность.

Если заявка на проведение расследования по документам не соответствует положениям законов, нормативных актов или правил, или может представлять угрозу национальной безопасности или общественным интересам, регистрирующий орган не будет проводить расследование и объяснит причины.

С документами, выдаваемыми регистрирующим органом при принятии решения о регистрации, могут быть ознакомлены только органы общественной безопасности, органы государственной безопасности, органами прокуратуры, судебные органы, органы дисциплинарного контроля и надзора, а также контрольно-ревизионные органы при рассмотрении дел, в которых участвует регистрирующий орган.

Статья 21. Личность запрашивающего регистрационное дело лица подлежит проверке. Запрашивающее лицо должно предъявить действительный документ, удостоверяющий личность, и сотрудничать с регистрирующим органом в ходе проверки идентифицирующей информации.

Для подачи заявления на запрос регистрационных дел необходимо предоставить заполненное по форме заявление и следующие материалы:

(1) Проводящие расследование сотрудники, назначенные субъектом предпринимательской деятельности, должны предоставить доверенность субъекта предпринимательской деятельности или действительное рекомендательное письмо, а также копию лицензии на ведение предпринимательской деятельности или электронной лицензии на ведение предпринимательской деятельности с проставленной на ней официальной печатью. Не имеющие официальной печати промышленные и коммерческие организации должны предоставить копию лицензии на ведение деловой деятельности или электронной лицензии на ведение деловой деятельности, подписанную оператором;

(2) Когда соответствующее лицо, имеющее отношение к фактически зарегистрированному в реестре субъекту предпринимательской деятельности, запрашивает или просматривает регистрационные дела субъекта предпринимательской деятельности, в котором оно занимает должность или в которое инвестировало, это лицо должны предоставить действительный юридический документ о квалификации субъекта; Акционер некотируемого акционерного общества также должен предоставить документ, такой как сертификат акций или реестр акционеров, который может подтвердить его квалификацию;

(3) Адвокат должен предоставить своё свидетельство о праве заниматься практикой, справку из юридической фирмы, содержащую конкретную информацию о юридических делах, которыми он занимается, и письмо-обязательство для запроса;

(4) Сотрудники нотариальных, арбитражных и других учреждений должны предоставить подтверждения от учреждения и свои профессиональные сертификаты. Сотрудники учреждения судебной экспертизы должны предоставить доверенность от соответствующего подразделения, поручающего им проведение экспертизы, рекомендательное письмо или официальное письмо с официальной печатью учреждения судебной экспертизы;

(5) Проводящие расследование сотрудники, назначенные управляющим по банкротству, должны предъявить доверенность управляющего по банкротству, решение Народного суда о принятии дела о банкротстве к производству и решение о назначении управляющего.

В документе также перечислены нарушения, за которые на сотрудников отдела регистрации и управления архивами могут быть наложены взыскания, а при подозрении на совершение преступления - дело может быть передано в судебные органы для уголовного преследования в соответствии с законом (ст. 28). Это:

  • Утрата регистрационных дел;

  • Предоставление, копирование или воспроизведение регистрационных дел с нарушением правил;

  • Покупка, продажа или незаконная передача регистрационных дел;

  • Несанкционированные фальсификация, повреждение, подделка или уничтожение регистрационных дел;

  • Продажа или передача регистрационных дел иностранцам или иностранным организациям;

  • Непредставление или непередача регистрационных дел в соответствии с правилами и отказ вносить исправления после получения соответствующего распоряжения;

  • Непредоставление регистрационных дел для использования общественностью в соответствии с правилами;

  • Сознательное непринятие мер по исправлению положения при наличии потенциальных угроз безопасности для регистрационных дел, приводящее к повреждению или потере регистрационных дел, или же неустранение потенциальных угроз безопасности в установленный срок;

  • Непринятие экстренных мер или сокрытие или непредоставление информации об инциденте, связанном с безопасностью регистрационных дел, или отказ от проведения расследования;

  • Неисполнение обязанностей, приведшее к повреждению или утрате регистрационных дел;

  • Иные деяния, которые подлежат наказанию в соответствии с законом.

В случае, если соответствующие организации и лица при просмотре и использовании регистрационных дел умышленно допустят утрату или порчу регистрационных дел либо совершат иные действия, наносящие ущерб субъекту и информационной безопасности регистрационных дел, и будут заподозрены в совершении преступления, - их передадут судебным органам для привлечения к уголовной ответственности в соответствии с законом.

Мой комментарий: Выявлять такого рода документы «на просторах Интернета» достаточно сложно - но их всегда интересно изучать, поскольку они позволяют увидеть изнутри организацию работы с документами в различных странах мира.

Источник: сайт Правительства и Госсовета КНР
https://www.gov.cn/gongbao/2025/issue_11926/202503/content_7013999.html

Что сегодняшние заголовки в СМИ говорят о будущем управления документами и информацией, часть 1

Данный пост эксперта в области управления электронными документами, эксперт ИСО от США и сотрудника компании MetaArchivist Consulting Энди Поттера (Andy Potter - на фото) был опубликован 2 апреля 2025 года в социальной сети Substack.

Заголовки СМИ на этой неделе раскрывают нечто большее, чем отдельные новостные сюжеты — они указывают на закономерность. От исчезающих сообщений электронной почты в Великобритании до архивирования силами обычных граждан в США, все новости говорят о том, что документы и стратегическое управление ими находятся под давлением.

Не каждый день заголовки ведущих СМИ бывают непосредственно связаны с деятельностью специалистов по управлению документами и стратегическому управлению информацией. Однако на этой неделе, в новостях из разных секторов и с разных континентов, я вижу несомненную общую черту: растущее противоречие между обещанием обеспечить эффективность за счёт внедрения электронно-цифровых технологий и потребностями в демократической подотчетности, в защите прав на неприкосновенность частной жизни и в долговременном курировании документов и информации.

Мы часто говорим о стратегическом управлении информацией (information governance) как о тихой и спокойной профессии, однако новости рассказывают более «шумную» историю. Давайте посмотрим, что заголовки этой недели говорят о том, куда мы движемся - и в чём мы, возможно, уже терпим неудачи.

Хрупкая прозрачность: Когда возникают риски для обеспечения сохранности документов и информации

Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Financial Conduct Authority, FCA - британский регулятор финансового рынка – Н.Х.) признало введение им у себя политики, в соответствии с которой спустя 12 месяцев автоматически удаляются электронные письма сотрудников - шаг, который вызвал критику в связи с тем, что он потенциально может помешать будущим расследованиям, включая расследования финансовых потрясений 2022 года. Как сообщила 1 апреля 2025 года (на самом деле эта новость была опубликована 10 февраля 2025 года – Н.Х.) газета «Финансовые новости» (Financial Times, см. https://www.ft.com/content/2dc3250e-1006-4608-bac3-6696b618fc2e ), эта политика в отношении сроков хранения вызвала опасения по поводу прозрачности деятельности регулятора и сохранности институциональной памяти.

Это хрестоматийный пример того, как упрощённый подход к срокам хранения электронных материалов может подрывать управление, а также нарушать законодательно-нормативные требования и обязанности в отношения сохранения доказательств. Какая польза от документа, если его не будет тогда, когда он больше всего нужен?

Защита персональных данных либо получение от данных максимальной отдачи?

В другом случае, предложенный в Великобритании законопроект об использовании данных и доступе к ним (Data (use and access) Bill, см. https://bills.parliament.uk/bills/3825 ) вызвал критику со стороны отстаивающих право на неприкосновенность частной жизни активистов, которые предупреждают, что законопроект предоставит министрам очень широкие полномочия по изменению законов о данных без одобрения Парламента. Газет «Гардиан» (Guardian) 1 апреля 2025 года сообщила (см. https://www.theguardian.com/world/2025/apr/01/data-privacy-campaigners-warn-of-henry-viii-powers ), что эти так называемые «полномочия Генриха VIII» (Henry VIII powers) могут серьезно подорвать демократические гарантии и снизить независимость режима защиты персональных данных в Великобритании.

С точки зрения управления документами, здесь встаёт ряд ключевых по важности вопросов. Кто должен устанавливать правила доступа, исправления и уничтожения документов? Как нам сохранить независимость и целостность стратегического управления информацией в условиях меняющихся «политических ветров»?

Расширение ландшафта исполнения законодательно-нормативных требований: Тревожный сигнал в связи с требованиями закона HIPAA

Мой комментарий: Закон HIPAA (Health Insurance Portability and Accountability Act – «Закон о переносимости и подотчётности медицинского страхования») был принят в США в 1996 году. В ряде положений 2-й части этого закона рассматриваются вопросы защиты медицинских данных и защиты неприкосновенности личной жизни (персональных данных).

Министерство здравоохранения и социальных служб США (Department of Health and Human Services) опубликовало Уведомление о разработке нормативно-правового акта (Notice of Proposed Rulemaking, NPRM), в котором сообщается о намерении впервые за более чем десятилетие обновить Правило безопасности HIPAA (HIPAA Security Rule). Изменения, о которых 14 марта 2025 года сообщило новостное агентство Рейтер (Reuters), см. https://www.reuters.com/legal/litigation/top-10-takeaways-new-hipaa-security-rule-nprm-2025-03-14 , включают требования о ежегодном проведении технических инвентаризаций, документированных оценок рисков, а также обновленные процедуры для сторонних поставщиков услуг.

Здесь мы имеем нечто большее, чем просто корректировку требований. Это переход к управлению информацией «на день вперёд» — ожидание того, что документные системы будут изначально создаваться с учётом соображений безопасности, доступности и возможности проведения аудита. Для специалистов по управлению документами это знак того, что мы больше не можем позволить себе работать ретроспективно, «ниже по течению». Мы должны присутствовать за столом, где разрабатываются системы и политики.

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2025/04/2.html )

Эндрю Поттер (Andrew Potter)

Источник: сайт Substack
https://substack.com/inbox/post/160430193?r=5cqz6j

воскресенье, 13 апреля 2025 г.

ИСО: Опубликован новый стандарт ISO 5078:2025 «Управление терминологическими ресурсами – Выявление и выделение терминологии»

В феврале 2025 года сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) сообщил о публикации нового стандарта ISO 5078:2025 «Управление терминологическими ресурсами – Выявление и выделение терминологии» (Management of terminology resources - Terminology extraction) объёмом 30 страниц, см. https://www.iso.org/standard/81917.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:81917:en .

Стандарт разработан техническим подкомитетом ISO/TC37/SC3 «Менеджмент терминологических ресурсов» (Management of terminology resources).

Во вводной части документа отмечается:

«В последние десятилетия выявление и выделение (извлечение) из массивов текста (корпуса текста) соответствующих наименований и обозначений, в основном терминов (т.е. лингвистических обозначений), стало всё более важной задачей, решаемой в самых разных областях. Выявлением терминологии, которое выходит за рамки простого извлечения терминов, занимаются представители ряда специальностей, включая лингвистов в целом и специалистов по терминологии в частности, а также разработчиков онтологий и специалистов в области информатики и обработки и анализа данных. Выявление терминологии также служит нескольким целям, которые выходят за рамки составления глоссариев или наполнения терминологических баз данных и включают выявление понятий и связей между ними в интересах построения онтологий.

Широкое использование инструментов выявление терминологии в сфере управления терминологией, а также в других областях, таких как поиск и извлечение информации, резко контрастирует с малочисленностью документов, содержащих соответствующие определения, требования или описания передовой практики.

Инструменты выявления терминологии экономят время, деньги и усилия в сфере управлении терминологией, однако получаемые с их помощью результаты становится ещё более актуальными в том случае, когда они оцениваются и проверяются с использованием как качественных, так и количественных методов и критериев отбора таких сущностей, таких как релевантные термины, определения и взаимосвязи между понятиями. Эти выявленные и затем проверенные терминологические данные поддерживают создание высококачественных терминологических ресурсов и, таким образом, управление терминологией в целом.

В настоящем документе рассматриваются следующие аспекты, представляющие собой ядро методов и практик выявления и выделения терминологии:

  • Формирование массивов текстов (общие принципы и типы корпуса текстов);

  • Методы и критерии, используемые популярными инструментами выявления терминологии (статистическими, лингвистическими, гибридными и нейронными);

  • Критерии отбора терминов (фильтрация списков терминов-кандидатов и оценка пригодности терминов);

  • Характеристики инструментов.

Объективно специфицируя эти аспекты, данный документ предлагает эталонную концептуальную структуру для повышения производительности инструментов выявления и выделения терминологии и для оптимизации использования их результатов.

… В этом документе специфицируются методы выявления терминов-кандидатов на основе массивов текстов (корпуса текстов) и даются рекомендации по отбору соответствующих наименований и обозначений, определений, взаимосвязей понятий и иной информации, связанной с терминологией.»

Содержание документа следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Принципы и методы
5. Реализация выявления и выделения терминологии
Библиография

Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/81917.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:81917:en

суббота, 12 апреля 2025 г.

ИСО и МЭК: Завершается работа над новой редакцией стандарта ISO/IEC DIS 27017 «Меры и средства обеспечения информационной безопасности для сервисов облачных вычислений, основанные на стандарте ISO/IEC 27002»

Согласно информации на сайтах ИСО и Британского института стандартов, в марте 2025 года завершилось публичное обсуждение проекта новой, второй редакции стандарта ISO/IEC DIS 27017 «Информационная безопасность, кибербезопасность и защита неприкосновенности частной жизни – Меры и средства обеспечения информационной безопасности для сервисов облачных вычислений, основанные на стандарте ISO/IEC 27002» (Information security, cybersecurity and privacy protection - Information security controls based on ISO/IEC 27002 for cloud services) объёмом 36 страниц основного текста, см. https://www.iso.org/standard/82878.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:82878:en .

В обсуждении, которое завершилось 29 марта 2025 года, желающие могли принять участие на сайте Британского института стандартов (BSI) по адресу https://standardsdevelopment.bsigroup.com/projects/2022-02548#/section


Страница публичного обсуждения на сайте BSI

Документ разрабатывается техническим подкомитетом ISO/IEC JTC1/SC27 «Информационная безопасность, кибербезопасность и защита неприкосновенности частной жизни» (Information security, cybersecurity and privacy protection). Новая, существенно переработанная редакция заменит ныне действующий стандарт ISO/IEC 27017:2015.

Стоит отметить, что действующая первая редакция стандарта был подготовлен на основе свободно доступной Рекомендации Международного союза электросвязи X.1631 (07/2015) «Информационные технологии – Методы безопасности – Свод правил и норм для управления информационной безопасностью услуг облачных вычислений на основе стандарта ISO/IEC 27002» (Recommendation ITU-T X.1631 (07/2015), Information technology – Security techniques – Code of practice for information security controls based on ISO/IEC 27002 for cloud services), см. https://www.itu.int/rec/dologin_pub.asp?lang=e&id=T-REC-X.1631-201507-I!!PDF-E&type=items .

Новая редакция стандарта разрабатывается одновременно с новой редакцией Рекомендации МСЭ X.1631. Оба документа будут иметь одинаковое содержание, однако документ МСЭ, возможно, будет выложен в свободном доступе.

Во вводной части стандарта отмечается:

«Настоящий Международный стандарт (Рекомендация) содержит рекомендации по мерам обеспечения информационной безопасности, применимым при предоставлении и использовании облачных услуг, в том числе включая:

  • Дополнительные рекомендации по внедрению релевантных мер контроля и управления, перечисленных в стандарте ISO/IEC 27002;

    Мой комментарий: Речь идёт о стандарте ISO/IEC 27002:2022 «Информационная безопасность, кибербезопасность и защита неприкосновенности частной жизни - Меры и средства обеспечения информационной безопасности» (Information security, cybersecurity and privacy protection - Information security controls), о нём см. мой пост http://rusrim.blogspot.com/2023/06/isoiec-270022022.html

  • Дополнительные меры и средства контроля и управления, специфических для облачных сервисов, а также рекомендации по их внедрению.

Данный Международный стандарт (Рекомендация) предлагает меры контроля и управления, а также рекомендации по их внедрению как поставщикам облачных услуг, так и их клиентам.

В документе не рассматриваются какие-либо аспекты оценки соответствия.»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины, определения и сокращения
4. Понятия, специфические для облачных вычислений
5. Специфические для облачных сервисов рекомендации, касающиеся организационных мер и средств контроля и управления
6. Специфические для облачных сервисов рекомендации, касающиеся кадровых мер и средств контроля и управления
7. Специфические для облачных сервисов рекомендации, касающиеся физических мер и средств контроля и управления
8. Специфические для облачных сервисов рекомендации, касающиеся технологических мер и средств контроля и управления
Приложение A: Расширенный набор мер и средств контроля и управления для облачных сервисов
Приложение B: Соответствие мер и средств контроля и управления настоящего стандарта и ISO/IEC 27017:2015
Приложение C: Мониторинг облачных сервисов
Библиография

Источникb: сайт ИСО / сайт BSI
https://www.iso.org/standard/82878.html  
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:82878:en
https://standardsdevelopment.bsigroup.com/projects/2022-02548#/section

пятница, 11 апреля 2025 г.

Международный совет архивов подготовил серию видеоматериалов по теме «Искусственный интеллект и архивная практика»

Данный пост подготовлен на основе материалов официального веб-сайта Международного совета архивов (МСА).

Международный совет архивов представил новую серию из восьми видеозаписей, в которых рассматривается влияние технологий искусственного интеллекта (ИИ) на архивную практику. Эти материалы были подготовлены в рамках проекта, инициированного Программным комитетом МСА (PCOM) в 2024 году, при поддержке Национальной библиотеки и архивов ОАЭ.

Каждое видео включает субтитры на английском, французском и испанском языках для обеспечения доступности всем членам сообщества МСА. Можно включить перевод субтитров на русский язык.

Участники проекта одновременно с публикацией учебных видеоматериалов подготовили учебные пособия и перечни полезных ресурсов. При этом участники проекта понимают, что данная сфера деятельности быстро эволюционирует.

Учебные видеоматериалы доступны на сайте МСА по адресу https://www.ica.org/resource/ai-and-archival-practice-on-line-tutorials/ (а также на видеоканале МСА на сайте YouTube). Они сопровождаются сводкой ресурсов, в число которых входят резюме видеозаписей и дополнительные ресурсы.

9-страничная сводка онлайн-ресурсов и печатных публикаций под названием «ИИ и архивная практика – Полный список печатных и онлайн-ресурсов» (AI and Archival Practice – On-Line Tutorials print and on-line resources) доступна по адресу: https://www.ica.org/app/uploads/2025/03/AI-and-Archival-Practice-On-Line-Tutorials-print-and-on-line-resources-full-list.pdf

Список организован по разделам, начиная с тем восьми учебных видеоматериалов и заканчивая другими специфическими областями, в которых ИИ влияет на управление архивами, а также разделом по общим вопросам. В каждом разделе ресурсы перечислены в алфавитном порядке в соответствии с их названиями.

Доступны следующие видеоматериалы курса «ИИ и архивная практика» (AI and Archival Practice):

Источник: сайт МСА
https://www.ica.org/resource/ai-and-archival-practice-on-line-tutorials/
https://www.ica.org/event/ai-and-archival-practice-a-video-series-exploring-the-application-of-ai-to-the-management-of-archives/