среда, 13 ноября 2024 г.

Новая статья «Сила происхождения в рамках континуума документов»

На веб-сайте издаваемого издательством Шпрингер (Springer) международного журнала о документированной информации «Архивная наука» (Archival Science) 7 октября 2024 года была опубликована новая статья известных австралийских авторов Криса Херли (Chris Hurley), Сью Маккемиш (Sue McKemmish), Барбары Рид (Barbara Reed) и Нариссы Тимбери (Narissa Timbery) «Сила происхождения в рамках континуума документов» (The power of provenance in the records continuum).

Статья объёмом 21 страница доступна онлайн, а также по адресу https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s10502-024-09463-9.pdf

В резюме статьи отмечается:

«В этой статье значение происхождения документов (provenance) в его более широком социальном и организационном контексте и окружении рассматривается, сквозь призму концепции «континуума документов» (records continuum), привнося рефлексивно-критическую перспективу в представления о континууме документов, развивавшиеся в течение последних примерно 30 лет.

Статья начинается с введения ключевых понятий в области управления документами и переходит к рассмотрению теории континуума документов и модели континуума документов – «четырехмерной» схемы, на которой отражены аспекты создания, захвата, организации (упорядочения) и распространения документов к архивно-делопроизводственном контексте.

В это модель заложены принципы происхождения и окружения теории «континуума документов». Анализ того, как сведения о происхождении в настоящее время узко применяются на практике, приводит к изучению вопроса о важности окружения и происхождения в рамках континуума документов.

Последующие разделы о праве участия в ведении документов об австралийских детях, переданных на воспитание вне своей семьи (Participatory Rights in Childhood Recordkeeping in Out of Home Care in Australia), и о «живых архивах» своего народа  (Living Archives on Country) иллюстрируют, как эти концепции вместе с концепциями множественного, одновременного и параллельного происхождения могут стать мощными инструментами в превращении субъектов документов в активных участников управления документами.

Эти иллюстративные примеры связаны с новаторскими исследованиями по совместному проектированию обширных наборов прав для со-создателей документов, которые ранее были низведены до статуса субъектов документов, - и по вопросу архивного суверенитета коренных народов. Такие исследования обеспечивают признание, обогащение, расширение прав и возможностей и сосуществование множественных (даже противоположных) позиций; и предоставляют рамки для ведения документов и их архивирования с участием заинтересованных сторон (participatory recordkeeping and archiving).»

В выводах авторы подчёркивают:

«Расширение традиционной точки зрения на происхождение документов, единственно отражающей точку зрения их создателя, поддерживаемое представлениями о континууме документов, потенциально способно создать возможности для совершенно иных, потенциально весьма радикальных взглядов на ведение документов в масштабе управления документами в целом.

Концепция окружения (ambience) Херли, место которому находится в 4-м измерении на диаграмме континуума документов, отражает потребность найти место в пространстве и времени для традиционных представлений о происхождении. Вводя «внешнее происхождение» (ambient provenance), можно принять во внимание и выявить множественные и часто противоречивые мировоззрения и точки зрения, которые фундаментальным образом бросают вызов более общепринятой единственной точке зрения создателя документов.»

Источник: сайт журнала Archival Science
https://link.springer.com/article/10.1007/s10502-024-09463-9

вторник, 12 ноября 2024 г.

В свободном доступе выложен написанный итальянским специалистом новый учебник дипломатики на английском языке

В 2024 году издательство Миланского университета опубликовало книгу директора библиотеки Амброзиана в Милане монсеньора Федерико Галло (Federico Gallo - на фото) «Дипломатика: Наука чтения средневековых документов – Справочник» (Diplomatics: The Science of Reading Medieval Documents - A Handbook,  DOI https://libri.unimi.it/index.php/milanoup/catalog/book/177 ) объёмом 98 страниц, которая сейчас доступна по адресу https://libri.unimi.it/index.php/milanoup/catalog/view/177/624/1750  

В нашей стране многие специалисты информационных профессий даже не слышали о такой дисциплине, а у выпускников архивно-документационных кафедр с дипломатикой в первую очередь ассоциируются слова «вспомогательная историческая дисциплина» (и раз вспомогательная – значит, не особо нужная).

В опубликованной в 1988 году книге С.М.Каштанова «Русская дипломатика» дано следующее определение: Дипломатика – это «научная дисциплина, изучающая происхождение, формы, структуру официальных (архивных) документов во взаимосвязи с их создателями и с отраженными в них фактами. Дипломатика, в частности, рассматривает вопросы обеспечения и подтверждения целостности и аутентичности документов, в том числе электронных, при их длительном и/или постоянном хранении» (см. http://www.ciscra.org/mat/mat/term/2312 ).

Действительно, сама по себе подобная дисциплина мало кому интересна. Однако гораздо больший интерес вызывает, например, цифровая криминалистика, которая уже в условиях электронно-цифровой эпохи занимается, помимо прочего, всё теми же вопросами подлинности, целостности и аутентичности электронных документов и информации. Ряд положений «старой» дипломатики лежит в основе архивной теории – и сейчас как раз пришло время эти положения пересматривать с учётом изменившихся условий.

Наконец (об этом не очень-то широко известно) современные представления об обеспечении целостности, аутентичности и доказательной силы электронных документов, без решения которых внедрение электронных документов было бы невозможно, были сформированы на рубеже 20-21-го веков во многом посредством переосмысления классической дипломатики средневековых документов – в этом ключевую роль сыграли усилия участников международного проекта InterPARES и такого классика современной архивной науки, как профессор Лючиана Дюранти (Luciana Duranti).

Иначе говоря, знакомство с классической дипломатикой сегодня идейно подпитывает усилия по обеспечению юридической и доказательной силы электронных документов и архивов, и обеспечению её долговременной сохранности в условиях быстрых изменений в праве и технологиях.

Новый учебник интересен тем, что написан представителем итальянской школы, считающей себя хранителем традиций и весьма критически относящейся к тому, как дипломатика преподается в университетах англосаксонского мира.

Профессор Государственного университета Милана Марта Каллери (Marta Calleri) в предисловии пишет: «это давно ожидаемый учебник, который заполняет значительный пробел в исследованиях в сфере дипломатики и наконец-то предоставляет англоговорящей публике возможность узнать об увлекательном мире средневековой документации».

Сам автор во введении отмечает:

«Дипломатика - это наука об изучении документов, особенно средневековых…

Данный справочник является результатом моих курсов по дипломатике, прочитанных в течение летнего семестра 2017 года для студентов Институте средневековых исследований Университета Нотр-Дам…

В качестве основного учебника для моих студентов я выбрал руководство на латыни - знаменитую традиционную «Diplomatica Generalis» («Общая дипломатика») Паулюса Рабикаускаса (Paulius Rabikauskas – литовский католический церковный историк, 1920-1998 гг. – Н.Х.) из-за ее ясности и полноты, а также ввиду того, что она написана на «нейтральном» языке (т.е. не на каком-либо конкретном современном европейском языке), хотя и не на английском языке. В своих уроках я в основном следовал последовательности глав и аргументации руководства Рабикаускаса, хотя, конечно, также включал более современные точки зрения, а также свой личный опыт и взгляды на дисциплину.»

Не могу не процитировать слова автора об англоязычном мире:

«Что можно сказать о дипломатике в англоязычном мире? Конечно, изучающая документы дисциплина, «дипломатика», развивалась и там, однако структура дисциплины не являлась систематической, охватывающей все виды документов и их характер. Скорее, она имела исторический уклон и хронологическую структуру, фокусируя внимание лишь на британских средневековых документах, которые относились к Великобритании, средневековым британским королям и средневековым британским канцеляриям.

Это очень важный момент. Если в континентальной Европе дипломатика является теоретической общей наукой о средневековых документах, - то в англоязычной традиции дипломатика уделяет много (при этом ценного) внимания британским канцеляриям, однако уделяет мало или совсем не уделяет внимания как другим странам, так и общим характеристикам документов.

Интерпретируемая подобным образом дипломатика является почти что ветвью средневековой британской истории. По сути, англоговорящий ученый, который посвящает себя дипломатике, не так уж далёк от историка, специализирующегося на британской истории, - в то время как в континентальной Европе существует особый тип ученого в области дипломатики, которого по-итальянски называют diplomatista.

Питер Херде (Peter Herde) в статье о «дипломатике», написанной для Новой британской энциклопедии, пишет: «По сравнению с объемом работы, проделанной во Франции и Германии, историческая наука в Англии долгое время уделяла относительно мало внимания юридическим документам, в отличие от литературных». В Англии, - а следовательно, и в англоязычном мире, - наблюдается недостаточность изучения общей дипломатики.»

Содержание книги следующее:

Предисловие
Введение
Глава I. Что такое дипломатика?
Глава II. История дипломатики
Глава III. Определения
Глава IV. Внутренне присущие характеристики
Глава V. Язык и стиль
Глава VI. Внешние характеристики
Глава VII. Сигиллография (изучение печатей – Н.Х.)
Глава VIII. Создание документов (production)
Глава IX. Передача документов во времени (transmission)
Глава X. Фальшивые документы
Глава XI. Практика редактирования документов
Глава XII. Хронология
Глава XIII. Папская дипломатика
Основная библиография

Источник: сайт Миланского университета
https://libri.unimi.it/index.php/milanoup/catalog/view/177/624/1750  

PKI-форум 2024: Доклад об уровнях качества электронных документов при трансграничном признании

В Санкт-Петербурге 17-19 сентября прошла XXII Международная конференция по проблематике инфраструктуры открытых ключей и электронной подписи «PKI-Форум Россия 2024». Программа форума была очень насыщенной и разнообразной.

Одним из наиболее интересных был доклад советника генерального директора – начальника удостоверяющего центра Газинформсервис, эксперта UNNExT и РОСЭУ, к.т.н. Сергея Анатольевича Кирюшкина на тему «Об уровнях качества электронных документов при трансграничном признании. Полномочия подписанта – неотъемлемая часть качества электронного документа?», сделанный на сессии «Трансграничное признание иностранной электронной подписи»

Видеозапись доклада доступна по адресу: https://rutube.ru/video/2970bc6b0857ac8ec65ce14f8fab47f6/


Презентация к докладу выложена по адресу: https://pki-forum.ru/files/files/2024/18_09_24_Kiryushkin.pdf

Мой комментарий: Отмечу, что, несмотря на то, что вопросы трансграничного использования электронных подписей обсуждаются в сообществе очень давно, проблемы признания зарубежных электронных подписей до сих пор надлежащим образом не решены. В настоящее время усилия в этом направлении значительно активизировались, так что, возможно, в скором времени мы уже увидим реальные результаты :)

Источники: PKI-forum.ru / Rutube
https://pki-forum.ru/files/files/2024/18_09_24_Kiryushkin.pdf
https://rutube.ru/video/2970bc6b0857ac8ec65ce14f8fab47f6/

понедельник, 11 ноября 2024 г.

Качественные данные - основа эффективного управления данными

Данная заметка Дика Вейсингера (Dick Weisinger – на фото) была опубликована 11 октября 2024 года на блоге компании Formtek.

В современную цифровую эпоху данные являются источником жизненной силы деловых операций. Но помните поговорку «мусор на входе — мусор на выходе»? Она также применима и к управлению данными. Идея о том, что хорошее управление данными начинается с хороших данных, - это не просто теория, а реальность, с которой организации во всех отраслях сталкиваются каждый день.

Взгляните на проблемы, выделенные в обзоре по управлению цепочками поставок (Supply Chain Management Review, https://www.scmr.com/article/the-key-to-good-data-management-start-with-good-data ): «Точность и надежность данных, плохое стратегическое управление данными, устаревшие системы и процессы, а также текучка кадров в сфере ИТ входят в число самых острых проблем» в управлении данными. Эти проблемы подчеркивают крайнюю необходимость начинать с высококачественных данных.

Итак, как компании могут обеспечить наличие хороших данных? Для этого требуется системный подход. Как советует эксперт по управлению данными Маниш Чатвал (Manish Chatwal), «последовательно проверяйте и уточняйте мастер-данные поставщиков. Точные данные сводят к минимуму риск ошибок, таких как выполнение повторных платежей». Этот процесс валидации является важным первым шагом в обеспечении качества данных.

Вот пошаговый план действий для коммерческих организаций:

  • Проведите всеохватывающий аудит данных,

  • Внедрите надежные политики стратегического управления данными,

  • Инвестируйте в инструменты очистки и валидации данных,

  • Обучите персонал передовым методам ввода данных и управления данными,

  • Регулярно обновляйте и поддерживайте системы данных.

Хорошее управление данными имеет далеко идущие последствия. Компании, располагающие высококачественными данными, имеют возможность принимать более обоснованные решения, повышать эффективность оперативной деятельности и получать конкурентное преимущество. Как отмечает Чатвал, «высококачественные данные поставщиков служат основой для надёжной аналитики… Чистые данные обеспечивают надёжность анализа Ваших расходов, а также возможность действовать на его основе».

Достижения в области искусственного интеллекта и машинного обучения обещают улучшить управление качеством данных. Эти технологии способны автоматизировать процессы очистки данных, выявлять закономерности и прогнозировать потенциальные проблемы с данными ещё до их возникновения.

Дик Вейсингер (Dick Weisinger)

Источник: блог компании Formtek
https://formtek.com/blog/the-foundation-of-effective-data-management-quality-data/

Положение о проведении эксперимента по реализации возможности получения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей гражданами РФ за пределами РФ

Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 октября 2024 года №1418 утвердило «Положение о проведении эксперимента по реализации возможности получения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей гражданами Российской Федерации за пределами Российской Федерации».
 
Правительство РФ постановило:

  • Провести с 1 ноября 2024 г. по 31 декабря 2025 г. эксперимент по реализации возможности получения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей гражданами Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

  • Эксперимент будет проводиться на территориях Республики Армения, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Узбекистан;

  • На безвозмездной основе в проведении эксперимента будет участвовать акционерное общество «Аналитический Центр».

Министерству иностранных дел РФ совместно с Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству не позднее 1 октября 2025 г. необходимо будет представить в Правительство РФ доклад о предварительных результатах проведения эксперимента с оценкой целесообразности дальнейшего оказания предусмотренных им услуг на территориях Республики Армения, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Узбекистан, а также распространения эксперимента на территориях иных иностранных государств.

Эксперимент проводится в соответствии с технической документацией, разработанной удостоверяющим центром и согласованной Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральной службой безопасности РФ (п.4).

На период проведения эксперимента удостоверяющим центром используются помещения на территориях п.5):

  • Республики Армения и Киргизской Республики - помещения филиалов (представительств) хозяйственного общества;

  • Республики Казахстан и Республики Узбекистан - помещения Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и его представительства в Республике Казахстан и Республике Узбекистан.

Кадровое и технологическое обеспечение проведения эксперимента осуществляется удостоверяющим центром самостоятельно в соответствии с законодательством РФ (п.7).

Идентификация заявителей и выдача им квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей осуществляются при их личном присутствии в соответствии с законодательством РФ, регулирующим отношения в области использования ЭП (п.9).

Идентификация заявителей может осуществляться без их личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата либо посредством идентификации заявителей с применением информационных технологий без их личного присутствия путем предоставления информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, или путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы.

Проверка подлинности документов и достоверности сведений, представленных заявителями, а также изготовление квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей осуществляются удостоверяющим центром на территории РФ по запросам, поступающим по защищенному каналу связи с использованием средств криптографической защиты информации. Передача файлов квалифицированных сертификатов осуществляется по тому же защищенному каналу связи (п.10).

Передача носителей информации, используемых для записи ключа ЭП и сертификата ключа проверки ЭП, из удостоверяющего центра для последующей выдачи их заявителям осуществляется посредством каналов Министерства иностранных дел Российской Федерации через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в Республике Армения, Республике Казахстан, Киргизской Республике и Республике Узбекистан. (п.11).

Мой комментарий: В данном случае получается, что до выдачи ключевого носителя владельцу он может пройти через несколько «чужих рук», а это нарушение ключевого требования к таким носителям – они всё время должны находиться под полным контролем владельца…

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=489005

воскресенье, 10 ноября 2024 г.

Эндрю Уорланд: Краткая история электронных систем управления документами и контентом, а также связанных с ними стандартов, часть 18

(Продолжение, предыдущую часть см. https://rusrim.blogspot.com/2024/11/17.html )

Начало 2010-х годов – Компания Microsoft выпускает Office 365

28 июня 2011 года компания Microsoft выпустила в свет решение Office 365. Office 365 был разработан как преемник решения Business Productivity Online Suite (BPOS). (Источник: статья в Википедии об Office 365). Однако только в середине 2010-х годов Office 365 станет эффективным решением, противостоящим решению G Suite.

2011 год - Компания Hewlett Packard приобретает Autonomy

В 2011 году компания Hewlett-Packard (HP) приобрела компанию Autonomy за 11 миллиардов долларов США, что стало «одной из крупнейших технологических сделок в Великобритании». HP впоследствии в течение года понизила стоимость Autonomy до 8,8 млрд. долларов. (См. ниже, включая судебное разбирательство в 2022 году и дополнительные подробности в феврале 2024 года).

Следует отметить, что продукт iManage, который компания Autonomy приобрела в 2003 году, в то время продолжил существовать как есть. Дополнительные подробности см. ниже, в 2015 году. (Источник: статья на сайте Lawnext от 13 марта 2024 года «iManage раскрывает детали своего роста, рассказывает о планах по дальнейшему использованию генеративного ИИ и партнёрств» (iManage Reveals Details On Its Growth, Lays Out Plans to Further Leverage Gen AI, Partnerships, см. https://www.lawnext.com/2024/03/exclusive-imanage-reveals-details-on-its-growth-lays-out-plans-to-further-leverage-gen-ai-partnerships.html ).

2011 год – Появился стандарт сервисов управления документами «Группы управления объектами» (OMG)

Мой комментарий: «Группа управления объектами» (Object Management Group, OMG, https://www.omg.org/ ) - международный консорциум по технологическим стандартам.

«Группа управления объектами» (OMG) выпустила свой стандарт сервисов управления документами (Records Management Services standard, RMS) в сентябре 2011 года.

Как отмечено в разделе «Область применения» данного документа, «Настоящие спецификации содержат модели для программных сервисов, поддерживающих деятельность по управлению электронными документами». И далее, «… Приведены модели, описывающие платформенно-независимую модель (platform independent model, PIM), которая определяет сферу деловой деятельности по управлению документами и предоставляемые сервисы управления документами».

Документ описывал три реализации, зависящие от технологии:

  • PSM-1 - Определение веб-сервисов для сервисов управления записями на языке описания веб-сервисов Web Service Description Language (WSDL). Это описание предоставлялось в виде десяти WSDL-файлов, по одному для каждого сервиса управления документами.

  • PSM-2 – XSD-схема для сервиса управления документами. Данная XSD-схема была предназначена для создания XML-файлов для импорта/экспорта управляемых документов из совместимых сред, и для использования в качестве основы для формирования операторов XQuery/XPath для службы запросов.

  • PSM-3 – XSD-схема для профиля атрибутов. Данная XSD-схема была предназначена для сбора и передачи профилей атрибутов с тем, чтобы обеспечить гибкую атрибуцию определенных типов объектов управления документами.

2011 год – Системы управления документами начали умирать?

В посте на своём блоге о MoReq2010, опубликованном в мае 2011 года (речь, как я понимаю, идёт о посте «Чем MoReq2010 отличается от всех предшествующих требований к системам управления электронными документами», полный перевод которого имеется на моём блоге, см. http://rusrim.blogspot.com/2011/05/moreq2010-i.html - Н.Х.), Джеймс Лепен (James Lappin - известный британский консультант и педагог в области управления документами – Н.Х.) высказал мысль о том, что традиционные системы, использовавшиеся для управления документами и контентом, хотя и не заглохли совсем, но «потеряли импульс» к развитию.

Джеймс Лепен назвал две конкретные причины такой ситуации:

  • Начавшийся в 2008 году глобальный финансовый кризис, который ограничил возможности организаций приобретать и внедрять чрезвычайно дорогие решения для управления документами;

  • Появление Microsoft SharePoint и в особенности, версии SharePoint 2010. В некотором смысле, Sharepoint 2010 имел потенциал, чтобы перехватить — и, возможно, уже на тот момент перехватил - ветер управления документами, ранее дувший в паруса специалистов по управлению документами.

Он также отметил, что ряд взаимосвязанных проблем пользовательской среды также могли сыграть свою роль в потере импульса к развитию традиционными ERMS-системами.

  • Обеспечение удобства использования и принятия ERMS-системы пользователями. Такие решения порой воспринимаются как «ещё одна система» для управления теми же самыми документами, использующая при этом структуру классификации, которая не имеет смысла для большинства конечных пользователей и отличается от того, как конечные пользователи видят документы и классифицируют их в своей работе.

  • Постоянная работоспособность и возможность доступа к альтернативным местам хранения информации, включая сетевые диски и папки электронной почты, а также облачные решения для хранения и электронной почты. (Речь идёт о том, что пользователям часто было проще и удобнее работать со своими документами в этих альтернативных системах, а не в «официальной» документной системе – Н.Х.)

  • Распространение и общедоступность инструментов для социальных сетей и мобильных приложений, используемых для создания и распространения новых форм информационного контента, а также для совместной работы и общения, - включая вики, блоги, Twitter, Facebook и аналогичные решения, часто в практически параллельном миру официальных документов «личном» мире.

  • Неспособность ERMS-решений управлять структурированными данными или же удобным образом поддерживать и воспроизводить разнообразный спектр контента, созданного и хранящегося в таких продуктах, как SharePoint. Действительно, одно достаточно известное ERMS-решение продвигалось как «архив для SharePoint», хотя SharePoint был способен довольно легко управлять своими собственными архивами.

  • Рост популярности средств поиска как инструмента для отыскивания релевантной информации в соответствующем контексте, и связанный с этим переход от неструктурированных документов к структурированным документам на основе XML, создаваемым такими продуктами, как Microsoft Office 2007 и 2010.

 (Продолжение следует)

Эндрю Уорланд (Andrew Warland)

Источник: блог Эндрю Уорланда
https://andrewwarland.wordpress.com/2021/02/11/a-brief-history-of-electronic-document-and-records-management-systems-and-related-standards/

США: Национальный институт стандартов и технологий NIST отобрал 14 алгоритмов-кандидатов создания ЭЦП в рамках стандартизации постквантовой криптографии

Данная заметка Деррика Генри (Derrick Henry) была опубликована 29 октября 2024 года на сайте ExecutiveGov.

Американский Национальный институт стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology, NIST) отобрал 14 кандидатов для перехода во второй раунд отбора дополнительных алгоритмов для электронных цифровых подписей ( https://csrc.nist.gov/News/2024/pqc-digital-signature-second-round-announcement ) в рамках процесса стандартизации постквантовой криптографии.

Как сообщил NIST 25 октября 2024 года, в число перспективных алгоритмов цифровой подписи входят CROSS, FAEST, HAWK, LESS, MAYO, Mirath, MQOM, PERK, QR-UOV, RYDE, SDitH, SNOVA, SQIsign и UOV.

В борьбе за победу во втором раунде кандидатам будет разрешено доработать свои алгоритмы шифрования - например, внести изменения в спецификации и подправить реализации. На втором этапе будут оцениваться и проверяться алгоритмы электронных цифровых подписей, а сам процесс продлится до 18 месяцев.

Процесс стандартизации пост-квантовой криптографии (post-quantum cryptography, PQC) является частью усилий NIST по созданию квантово-устойчивых алгоритмов, которые повысят безопасность и защищённость цифровой информации в Соединенных Штатах. Эта программа ( https://executivebiz.com/2022/07/nist-chooses-4-algorithms-for-inclusion-in-post-quantum-cryptographic-standard/ ) начала набирать обороты в июле 2022 года с отбора первой партии алгоритмов шифрования, предназначенных для противостояния будущим атакам с использованием квантовых компьютеров.

NIST намерен интегрировать выбранные алгоритмы электронной цифровой подписи в свой эволюционирующий стандарт пост-квантовой криптографии, разработка которого завершится не ранее 2024 года.

Деррик Генри (Derrick Henry)

Источник: сайт ExecutiveGov
https://executivegov.com/news/nist-digital-signature-algorithms-post-quantum-cryptography-standard/

суббота, 9 ноября 2024 г.

Эндрю Уорланд: Краткая история электронных систем управления документами и контентом, а также связанных с ними стандартов, часть 17

(Продолжение, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.com/2024/11/16.html )

2010 год - Расширение возможностей Google по управлению контентом

В марте 2010 года компания Google приобрела DocVerse – компанию-разработчика инструментов коллективной работы с контентом в онлайн-режиме. Решение DocVerse позволяло нескольким пользователям совместно работать в режиме онлайн с документами Microsoft Word, а также с другими форматами Microsoft Office, такими как Excel и PowerPoint. (Источник: статья в Википедии о Google Docs)

2010 год - SharePoint приобретает (некоторые) расширения для управления документами

В версию SharePoint 2010 был включён ряд функциональных возможностей для управления документами. Согласно веб-странице на сайте Управления государственных документов австралийского штата Новый Южный Уэльс (State Records Authority of New South Wales) под названием «SharePoint 2010: Вопросы управления документами» (SharePoint 2010: Recordkeeping Considerations – см. также мой пост здесь: http://rusrim.blogspot.com/2012/07/sharepoint-2010.html - Н.Х.):

«Microsoft SharePoint 2010 представляет собой программный продукт с широким спектром вариантов применения, включая разработку веб-сайтов, управление контентом и поддержку коллективной работы. SharePoint даёт пользователям возможность коллективно создавать, просматривать и утверждать различные типы контента, включая документы, списки, обсуждения, вики-страницы, веб-страницы и посты в блогах.

SharePoint не является системой управления документами (т. е. системой, специально разработанной для сбора, сохранения и предоставления доступа к документам во времени).

В случае внедрения «коробочного» варианта, SharePoint имеет ограниченные возможности для захвата и сохранения документов таким образом, чтобы документы могли служить аутентичным свидетельством деловой деятельности организации.»

В статье «Является ли SharePoint 2010 соответствующим законодательно-нормативным требованиям решением для управления документами?» (Is SharePoint 2010 a compliant records solution, см. https://www.idm.net.au/article/007930-sharepoint-2010-compliant-records-solution ), опубликованной в номере журнала IDM Magazine от 30 июня 2010 года, автор утверждал следующее (выделения курсивом Эндрю Уорланда):

«Руководитель инженерной группы компании Microsoft по функциональным возможностям для управления документами и контентом в SharePoint (SharePoint Document and Records Management) Адам Хармец (Adam Harmetz) сказал в недавнем онлайн-интервью о возможностях для управления документами в SharePoint 2010: «Мы постоянно получаем со всего мира вопросы о том, как быть с местными, государственными и отраслевыми стандартами для управления информацией. Назову лишь некоторые из них … это MoReq2, VERS, ISO 15489, DOMEA, TNA, ERKS - список можно продолжать. Некоторые из этих стандартов более-менее основаны друг на друге, а некоторые содержат противоречащие положениям других стандартов требования.

Вместо того, чтобы сосредоточить наши инженерные усилия на удовлетворении требований каждого из этих стандартов, мы предпочли обеспечить удобство использования и инновации, необходимые для успешного развертывания нашего решения для целей управления документами – и дали возможность нашей партнёрской экосистеме дорабатывать платформу SharePoint под специфические требования тех клиентов, которые обязаны придерживаться определенного стандарта».

Несмотря на такого рода комментарии, SharePoint 2010 по крайней мере одной консультационной фирмой (Wise Technology Solutions) был оценен как соответствующий на 88% требованиях тогдашнего стандарта Международного совета архивов (МСА – на рис. справа), который позднее стал международным стандартом ISO 16175-2.

Мой комментарий: Речь идёт о редакции 2010-2011 годов стандарта ISO 16175 «Информация и документация – Принципы и функциональные требования к документам в электронной офисной среде» (Information and documentation - Principles and functional requirements for records in electronic office environments) и его второй части ISO 16175-2:2011 «Функциональные требования и рекомендации для систем управления электронными документами» (Part 2: Guidelines and functional requirements for digital records management systems).

Эта часть, как отмечалось в аннотации, «содержит рекомендации в отношении принятия решений, касающихся выбора, проектирования, внедрения и эксплуатации программного обеспечения для управления документами, в соответствии с принципами, установленными стандартом ISO 15489-1. Стандарт применим к документным системам любого типа, поддерживаемым программным обеспечением, однако в первую очередь он сфокусирован на программном обеспечении для управления электронными документами».

С моей точки зрения, этот стандарт на тот момент был устаревшим по сравнению, скажем, с MoReq2 и MoReq2010 (что, в общем-то, неудивительно, поскольку его прототип - стандарт МСА 2008 года изначально был списан со старенького британского стандарта TNA и с MoReq первой редакции). И сейчас уже мало кто вспомнит, что стандарт МСА был выпущен на основе одноименного стандарта Национальных Архивов Австралии, появившегося в 2006 году (на рис. слева)!

Высокий процент соответствия требованиям на само деле не столько говорил о высоком качестве SharePoint как средства управления документами (он возник в первую очередь благодаря выполнению многочисленных требований по безопасности, эффективности и удобству работы), сколько о недостаточности требований стандарта МСА к специфическим функциональным возможностям для управления документами.


16 декабря 2011 года Управление государственных документов штата Новый Южный Уэльс опубликовало в своём блоге пост под названием «Первоначальные рекомендации по реализации требований к управлению документами в SharePoint 2010» (Initial advice on implementing recordkeeping requirements in SharePoint 2010, см. https://futureproof.records.nsw.gov.au/initial-advice-on-implementing-recordkeeping-requirements-in-sharepoint-2010/ ). В посте сообщалось, что фирма Wise в своём отчёте пришла к выводу о том, что «SharePoint на 88% соответствует требованиям МСА», а также отметила, что аспекты, по которым нет полного соответствия требованиям стандарта, связаны со следующими факторами:

  • простота захвата электронной почты,

  • собственные классификация документов по степени секретности / конфиденциальности и меры управления доступом,

  • управление физическими и гибридными документами.

В отчете также говорилось, что внешние поставщики могут предложить продукты, которые закрывают недостатки SharePoint в этих областях.

В посте на блоге также было отмечено следующее: «… в отчёте подчёркивается, что «достижение подобных результатов (степени соответствия 88% - Н.Х.) зависит от соответствующего проектирования и надлежащего стратегического управления реализацией, конфигурацией и настройкой, с тем, чтобы обеспечить согласованность с желаемыми результатами управления документами»».

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/11/18.html )

Эндрю Уорланд (Andrew Warland)

Источник: блог Эндрю Уорланда
https://andrewwarland.wordpress.com/2021/02/11/a-brief-history-of-electronic-document-and-records-management-systems-and-related-standards/

В 2025 году будет проведен международный саммит по стандартам искусственного интеллекта

Данная новость была опубликована 15 октября 2024 года в учётной записи Международной организации по стандартизации (ИСО) на сайте LinkedIn,

Мы рады объявить о проведении в 2025 году Международного саммита по стандартам искусственного интеллекта (2025 International AI Standards Summit), который будет организован совместно с Международной электротехнической комиссией (International Electrotechnical Commission, IEC) и Международным союзом электросвязи (International Telecommunication Union, ITU).


Организатором мероприятия выступит Корейское агентство по технологиям и стандартам (Korean Agency for Technology and Standards, KATS), член ИСО от Южной Кореи.

В данном мероприятии, которое пройдёт 2–3 декабря 2025 года в Сеуле, примут участие ключевые заинтересованные стороны, которые обсудят вопросы стратегического управления ИИ и продвижения работ по созданию международных стандартов, способствующих развитию инклюзивного и ответственного искусственного интеллекта.

Зарезервируйте время и присоединяйтесь к нам, чтобы вместе поработать над созданием более безопасного и надежного ландшафта ИИ!

Более подробную информацию о саммите можно найти по адресу: https://www.iso.org/news/2024/10/2025-international-AI-Standards-Summit

Источник: сайт LinkedIn
https://www.linkedin.com/posts/isostandards_aigovernance-artificialintelligence-ai-activity-7251634420762251265-At3x

пятница, 8 ноября 2024 г.

«ИИ-зумительная технология»: Национальные Архивы США заставляют своих сотрудников использовать ИИ-чатбот Google Gemini, часть 2

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2024/11/google-gemini-1.html )

Судя по протоколу общения в чате, была проведена живая демонстрация инструмента Vertex AI компании Google, в ходе которой тот выдавал себя за «эксперта-архивиста» - и ему задавались вопросы, связанные с убийством президента Джона Кеннеди (John F. Kennedy). Инструмент Vertex AI позволяет организациям обучать большие языковые LLM-модели на собственных наборах данных, и в данном случае ИИ обучался на данных Национальных Архивов. Были, в частности, заданы вопросы: «Кто убил Кеннеди?» и «Каким образом ЦРУ было вовлечено в убийство Кеннеди?» (см. рис. ниже).


Вопросы, заданные ИИ в связи с убийством президента Кеннеди

«Почему генеративный ИИ называет себя «экспертом-архивистов»?» - спросил один из сотрудников. «Он так называет себя, потому что мы дали ему такую подсказку», - ответил кто-то из участников демонстрации.

«Меня серьёзно беспокоит титул «эксперт-архивист», - подчеркнул второй сотрудник.

«Меня тоже. Если у нас хотя бы была оговорка о том, что генеративный ИИ может выдумывать всякое и при этом называть себя экспертом-архивистом того же уровня, что и настоящие эксперты-люди…», - вмешался ещё один коллега.

В какой-то момент один из участников написал в чате: «Задайте ИИ вопрос, что случилось с мозгом Кеннеди» (это на самом деле известная загадка, см. https://www.theguardian.com/world/shortcuts/2013/oct/21/presidents-brain-missing-mislaid-body-parts ).

Суда по всему, сотрудники Национальных Архивов были серьёзно обеспокоены демонстрацией и презентацией.

В какой-то момент один из сотрудников отметил: «Секретные данные нельзя предоставлять облачному ИИ». Другой его коллега спросил: «Сможем ли мы запретить Gemini доступ к данным на Google-диске и/или к нашей электронной-почте?».

Ещё один сотрудник написал: «Не опасаетесь ли Вы, что данный продукт будет работать со сбоями, подобными тем, что недавно произошли с Google Search AI?» (имеется в виду нашумевшая история о том, как ИИ-чатбот выдумывал однобокие, явно политизированные ответы на заданные вопросы, не имевшие отношения к действительности – Н.Х.).

Также был задан вопрос: «Каким образом Вы планируете исключить возможность вовлечения Национальных Архивов в проблемы с нарушением авторских прав в результате использования ИИ-модели, обученной на веб-контенте? Такого рода проблемы уже имели место при использовании чатбота ChatGPT, обученного на пиратских копиях книг».


Слайд, рекламирующий гибкость Google Gemini и предлагающий рассматривать его как коллегу по работе

На вопрос: «Видим ли мы демо-версию продукта, готовящегося к развертыванию для сотрудников NARA?» был дан ответ: «Мы сейчас проводим пилотный проект внедрения этой технологии, чтобы определить, следует ли Национальным Архивам как учреждению начать его широкое развёртывание».

«ИИ-чатбот призван сгенерировать нечто, что выглядит как ответ – и есть множество случаев, когда он с авторитетным тоном выдаёт нечто такое, что совершенно неверно», - подчеркнул один их участников. «В какой степени от нас потребуют полагаться на него в будущем?».

Три архивиста выразили обеспокоенность по поводу экологических аспектов и углеродного следа генеративного (порождающего) ИИ.

В электронном письме, которое мне было предоставлено в начале этого года, Национальные Архивы сообщили своим сотрудникам о том, что предпочитают решения Google Gemini и Microsoft Copilot вместо ChatGPT, потому что те обеспечивают «более контролируемую среду».

Представитель Национальных Архивов по связям с общественностью сообщил нашему изданию, что у архивного ведомства имеются большие планы относительно ИИ, в том числе запуск ИИ-чатбота для общественности под названием «Арчи» (Archie).

«Мы изучаем, каким образом ИИ может помочь нам повысить доступность наших фондов, хранящихся по всей стране. В настоящее время мы выполняем несколько пилотных проектов внедрения ИИ, направленных на улучшение наших услуг для общественности, одновременно укрепляя общественное доверие и уверенность», - сообщил он. «В конечном итоге мы хотим, чтобы пользователи могли легко отыскивать нужные им документы в нашей огромной по объёмам сокровищнице федеральных документов постоянного срока хранения. Независимо от того, являетесь ли вы ветераном вооружённых сил, семейным историком, преподавателем, исследователем или студентом, наша цель - как можно более беспрепятственно соединить Вас с документами».

Национальные Архивы планирует проинформировать пользователей о том, что, по сути дела, «Арчи» может предоставлять людям неверную информацию.

«Наш инструмент «Archie AI» будет напрямую говорить о вопросах точности и раскрытия информации», - сказал представитель Национальных Архивов. В правовой оговорке будет сказано: «Точность: Сгенерированные ИИ сводки и результаты могут не отражать мнение Национальных Архивов, и их точность не гарантируется. Исторические документы часто содержат фактические ошибки или оскорбительный язык, который Archie AI может повторять или использовать».

Мой комментарий: Мне крайне интересно, в какой мере федеральные органы США будут доверять сгенерированным ИИ справкам, на основе которых будут назначаться пенсии и льготы :)

Администрация президента Байдена ранее поручила федеральным органам исполнительной власти изучить возможности ИИ и разработать политику его применения. Также Национальные Архивы США недавно провели презентацию об ИИ для Международного совета архивов.

В этой презентации (полуторачасовая видеозапись которой доступна по адресу https://www.youtube.com/watch?v=ZXTe7oLK-mc ), директор Национальных Архивов по цифровым партнерствам и связям с общественностью Кэрол Лагундо (Carol Lagundo) представила чатбот «Арчи» и также объяснила, что Национальные Архивы использовали ИИ для «улучшения доступа к пенсионным файлам времен Войны за независимость», которые представляют собой массив из более чем 2,5 миллионов страниц рукописных документов 18-го и 19-го веков о солдатах времен Войны за независимость (Revolutionary War).

«При нынешних темпах полностью транскрибировать эту серию документов одними только людьми удастся лишь к 2046 году!», - отмечается в презентации Лагундо. Она сообщила, что точность транскрибирования набора данных ИИ-инструментом составила 90%, и что Национальные Архивы намерены сделать данные расшифровки доступными для общественности через свой официальный «Онлайн-каталог Национальных Архивов» в ноябре или декабре 2024 года.


Основные характеристики «Archie AI» - основан на решении Google Vertex, обрабатывает запросы на естественном языке. В настоящее время это пилотный проект, обученный на небольшом наборе данных

Лагундо добавила, что Национальные Архивы разрабатывает «прототип ИИ-помощника исследователя» на базе Google Vertex под названием «Archie AI».

«Вы сможете задать «Арчи» вопросы и получить сгенерированные ИИ резюме со сносками и ссылками на оцифрованные документы в нашем каталоге», - рассказала она. «Мы надеемся запустить его через несколько месяцев».

«Как Вы можете видеть, «Archie AI» является краеугольным камнем нашего изучения возможностей И», - так сказал представитель Национальных Архивов в интервью нашему изданию.

Джейсон Коблер (Jason Koebler)

Источник: сайт «404 Media»
https://www.404media.co/ai-mazing-tech-venture-national-archives-pushes-google-gemini-ai-on-employees/

Джеймс Лепен: Когда использовать искусственный интеллект?

Данный пост известного британского консультанта и педагога в области управления документами Джеймса Лепена (James Lappin - на фото) был опубликован 29 октября 2024 года на его блоге «Thinking Records» (Думая о документах).


Джеймс Лепен (James Lappin)

Источник: блог «Thinking Records» (Думая о документах)
https://thinkingrecords.co.uk/2024/10/29/when-to-apply-ai/

Ответ на вопрос коллеги: Хранение бумажных документов с приложением на электронном носителе

Вопрос коллеги: Как на практике поступать с хранением документа, основная часть которого - бумажный документ, а приложение - на отдельном носителе (флешка)?

Ответ: Если, как это часто бывает, объём информации на флеш-накопителе большой, но не огромный, то я бы рекомендовала подумать о следующих действиях (с учётом того, что флеш-накопители не считаются устройствами, подходящими для длительного хранения):

  • Содержимое флеш-накопителя скопировать в подходящую информационную систему (ею может быть как СЭД, так и деловая информационная система), а также на устройство хранения резервных копий (например, на съёмный жёсткий диск). Заверение с помощью усиленных электронных подписей и отметок времени, оформление традиционных актов приёма/передачи и/или вычисление и сохранение хеш-значений – по желанию.

  • Туда же положить электронную копию (при необходимости – заверенную) бумажного документа, чтобы комплект информации был полным.

  • Обеспечить создание надлежащего количества резервных копий всей информации, включая как минимум одну копию, хранящуюся удаленно от основного офиса.

  • Бумажный документ следует разместить в системе хранения бумажных документов, отметив в учётных документах местоположение флеш-накопителя либо копий информации с него; а в СЭД положить электронную копию (при необходимости – заверенную) бумажного документа и указать в карточке местоположение флеш-накопителя либо копий информации с него.

  • Если существует большая вероятность судебных споров или проверок, связанных с данной информацией, и оригинальный флеш-накопитель может оказаться нужен как доказательство того, какая именно информация поступила и от кого, то его может быть желательно упаковать и сохранить в нетронутом виде в подходящих условиях хранения (сухое холодное хранилище).

Кое-где существует практика хранения носителей вместе с бумажными документами. Если организация действует так осознанно, понимая риски, то данный подход тоже имеет право на существование.

Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.03.2019 № 56

5.5. … В случае использования для фиксирования хода судебного заседания средств аудиозаписи и иных технических средств электронные носители информации (диски, дискеты, флеш-карты) хранятся вместе с судебным делом. При этом они должны быть вшиты в судебное дело (приобщены к протоколу судебного заседания) в упакованном виде (конверт) с указанием на упаковке номера дела, даты, а также подписаны уполномоченным работником аппарата суда. Упаковка должна обеспечивать сохранность электронного носителя от повреждений и порчи.

6.5. … Приобщенные к судебному делу электронные носители информации (диски, дискеты, флеш-карты) уничтожаются одновременно с делом путем их физического уничтожения или уничтожения программно-техническими средствами.


четверг, 7 ноября 2024 г.

«ИИ-зумительная технология»: Национальные Архивы США заставляют своих сотрудников использовать ИИ-чатбот Google Gemini, часть 1

Данная статья Джейсона Кёблера (Jason Koebler – на фото) была опубликована 15 октября 2024 года на независимом веб-сайте «404 Media», со-основателем которого он является.

Национальные Архивы США вводят в эксплуатацию чат-бот для общественности на основе искусственного интеллекта под названием «Арчи» (Archie – имя, перекликающееся со словом «архивы» - Н.Х.). У сотрудников Национальных Архивов в связи с этим есть опасения.


В июне Национальные Архивы США (NARA) провели для своих сотрудников презентацию и техническую демонстрацию под названием «ИИ-зумительная технология» (AI-mazing Tech-venture), в которой ИИ-чатбот Gemini компании Google был представлен как инструмент, который сотрудники архивов смогут использовать для «повышения производительности». По ходу демонстрации, -  согласно копии презентации ( https://cdn.muckrock.com/foia_files/2024/09/19/2024_Information_Services_Town_Hall_Presentation_Redacted.pdf ), истребованной сайтом «404 Media» на основании Закона о свободе доступа к государственной информации, - чатботу задавались, в частности, вопросы об убийстве президента Джона Ф. Кеннеди.

Как стало известно «404 Media», в декабре 2024 года Национальные Архивы планируют запустить ИИ-чатбот для общественности под названием «Archie AI». «У Национальных Архивов имеются большие планы, связанные с использованием искусственного интеллекта», - сообщил нашему изданию представитель NARA. «ИИ существенным образом повлияет на то, как мы выполняем нашу работу, как мы масштабируем наши услуги для американцев, которые хотят иметь доступ к нашим документам из любого места и в любое время, - и на то, и как мы обеспечиваем свою готовность надлежащим образом позаботиться о документах, создаваемых сегодня и в будущем».

Протокол общения в чате сотрудников Национальных Архивов по ходу презентации ( https://cdn.muckrock.com/foia_files/2024/09/19/EVT506703_Chat_Log.docx_Redacted.pdf ) показывает, что архивисты обеспокоены идеей использования ИИ-инструментов в практической архивной работе, которая по своей сути нацелена на точное документирование истории.

Один из присутствовавших на презентации сотрудников сказал «404 Media»: «Я подозреваю, что они собираются внедрить этот инструмент на рабочих местах. Я там работаю, и я ненавижу всякую ерунду, производимую ИИ».

Презентация была проведена примерно через месяц после того, как Национальные Архивы запретили своим сотрудникам использовать популярный чатбот ChatGPT ( https://www.404media.co/national-archives-bans-employee-use-of-chatgpt/ ) на том основании, что он якобы представляет «неприемлемый риск для безопасности данных Национальных Архивов», и предупредили их о том, что им «не следует полагаться на большие языковые LLM-модели для получения фактической информации». Но вот Google Gemini, как отмечается на одном из слайдов, «это гибкий многоцелевой инструмент, способный помочь пользователям сэкономить время, повысить производительность труда и достичь лучших результатов в своей работе. Думайте о Gemini как о коллеге, который поможет генерировать идеи и анализировать контент, который Вы уже создали».


Слайд с содержанием презентации (часть информации отцензурирована)

Те части слайдов, где предлагались конкретные варианты использования, были вымараны, но в целом в презентации рекомендуется использовать ИИ для «помощи в написании текстов, для визуализации данных, для подведения итогов совещаний и для генерации идей».

«Генерируйте тексты, переводите с одних языков на другие и резюмируйте документы, чтобы помочь пользователям общаться более эффективно», - отмечается на одном из слайдов.

Во время презентации, которая проводилась в системе Zoom, сотрудники подняли в чате немало тревожащих их вопросов в связи с данной технологией. Национальные Архивы отказался предоставить видеозапись чата, сославшись на необходимость защиты персональных данных, поэтому неясно, ответил ли докладчик на какие-либо вопросы и каким образом. Все имена задававших вопросы сотрудников были вымараны Национальными Архивами (см. рис. ниже).


Протокол общения в чате, предоставленный Национальными Архивами США

«Каким образом представители общественности узнают, что получают ответ от настоящего живого архивиста, а не от генеративного (порождающего) ИИ?» — спросил один из сотрудников. «Раскроют ли Национальные Архивы, какие аспекты предоставляемой справочной информации генерируются с помощью ИИ?». Тему продолжили двое других сотрудников, отметив, что они также обеспокоены этим, а один из них сказал: «Меня беспокоит то, что если такая информация не будет должным образом раскрыта, то в результате может упасть доверие к Национальным Архивам».

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/11/google-gemini-2.html )

Джейсон Коблер (Jason Koebler)

Источник: сайт «404 Media»
https://www.404media.co/ai-mazing-tech-venture-national-archives-pushes-google-gemini-ai-on-employees/


Мой доклад на PKI-форуме 2024 года

В Санкт-Петербурге 17-19 сентября прошла XXII Международная конференция по проблематике инфраструктуры открытых ключей и электронной подписи «PKI-Форум Россия 2024».


На форуме я выступала с докладом «Усиленные электронные подписи. Обзор правоприменительной практики». Изучение практики применения усиленных электронных подписей и возникающих в связи с этим проблем показывает, что все проблемы технического плана решаемы. Например, нехватку функциональных возможностей обычно можно компенсировать с помощью организационных мер.

Самыми неприятными, как правило, оказываются проблемы правового характера. Как показывает опыт, если за документами стоят деньги и имущество, то они обязательно будут оспариваться - даже если противная сторона на самом деле не сомневается в их подлинности. Для этого будут использованы любые, даже самые смехотворные «зацепки». Одновременно судебная практика показывает, что в законодательстве хватает так называемых «серых зон» (т.е. недостаточно чётко и детально урегулированных законодательством вопросов), которые и создают немало неприятностей участникам судебных споров, и одновременно открывают возможности для лавирования.


В докладе был дан обзор правоприменительной практики по следующим вопросам:

  • Оспаривание факта выпуска или получения сертификата ключа проверки УКЭП в удостоверяющем центре, который использовался для подписания тех электронных документов, которые одна из сторон сделки отказывается признавать;

  • Передача средств создания электронной подписи другому лицу и её последствия. В законодательстве на это нет явного запрета, однако последствия таких действий для владельца УКЭП нередко оказываются весьма печальными.

Презентация к докладу выложена по адресу: https://disk.yandex.ru/i/5uMBDlHC5BXX-g

Источник: RuTube / YandexDisk
https://rutube.ru/video/3accb0c69abfaed1b88d97082316abe3/
https://disk.yandex.ru/i/5uMBDlHC5BXX-g

С праздником 7 ноября!


среда, 6 ноября 2024 г.

7 ноября 2024 года будет отмечаться очередной Международный день электронной сохранности

Данная новость 23 октября 2023 года была распространена британской Коалицией по электронной сохранности (Digital Preservation Coalition, DPC) в новостной рассылке Международного совета архивов, а также выложена на сайте DPC.

До самого большого ежегодного праздника специалистов по обеспечению долговременной сохранности электронных материалов осталось всего несколько дней: в четверг 7 ноября 2024 года мы в очередной раз будем отмечать Международный день электронной сохранности (#WDPD2024)!

Международный день электронной сохранности - это прекрасная возможность повысить глобальную осведомлённость о проблемах обеспечения долговременной сохранности цифровых данных и документов, и укрепить связи в рамках профессионального сообщества специалистов в данной области. Каждый год в первый четверг ноября мы празднуем, отмечая всё, что связано с обеспечением долговременной сохранности цифровых данных, а в 2024 году мы уделяем особое внимание сообществам!

В рамках темы этого года «Сохранение нашего цифрового контента: Чествование сообществ» (Preserving Our Digital Content: Celebrating Communities) мы хотим отметить многообразие сообществ, которые окружают и поддерживают нас, а также привлечь внимание к уникальному и ценному цифровому контенту, который становится их цифровым наследием.

Международный день электронной сохранности, организуемый Коалицией DPC и поддерживаемый сообществами специалистов по электронной сохранности по всему миру, открыт для всех, кто заинтересован в обеспечении сохранности нашего цифрового наследия -  представителей всех секторов и стран. Мы приглашаем всех создателей данных, архивистов, кураторов, потребителей, членов профессионального сообщества и специалистов в области электронной сохранности со всего мира дружно отметить Международный день электронной сохранности, делясь своими историями и опытом в этой области в блогах и социальных сетях, проводя мероприятия и выполняя творческие проекты.

Есть множество способов принять участие в праздновании Международного дня электронной сохранности - это может быть проведение вебинара, рассказ в социальных сетях о коллекциях, над которыми работаете, или же выпечка (или вязанием крючком!) по мотивам подверженных риску цифровых материалов; и это могут быть встречи с коллегами, чтобы больше рассказать им об электронной сохранности!

Посетите наши веб-страницы, чтобы вдохновиться некоторыми из потрясающих акций авторов-исполнителей прошлых лет ( https://www.dpconline.org/events/world-digital-preservation-day/wdpd-musical-contributions ), почитайте замечательные прошлогодние посты на блоге  Коалиции ( https://www.dpconline.org/blog/wdpd ) и обязательно используйте логотип Международного дня электронной сохранности 2024 на Вашем родном языке ( https://www.dpconline.org/events/world-digital-preservation-day/wdpd-logos )для продвижения Ваших мероприятий.

В рамках празднования Коалиция DPC организует в Лондоне презентацию набора инструментов для электронной сохранности (Digital Preservation Toolkit) для архивов сообществ ( https://www.dpconline.org/events/eventdetail/388/-/digital-preservation-toolkit-for-community-archives-launch-event ). Этот набор инструментов - совершенно новый ресурс, созданный совместно с Университетом Глазго в рамках проекта «Наше наследие, наши истории» (Our Heritage, Our Stories, OHOS) и разработанный в сотрудничестве с рядом архивов сообществ. Он включает практические руководства, советы и рекомендации для тех, кто работает с электронными документами в контексте сообществ.

Помимо всего этого, мы в течение всего дня 7 ноября будем публиковать на нашем блоге посты членов Коалиции DPC!

Международный день электронной сохранности будет наполнен разнообразными событиями, и мы с нетерпением ждем, что именно Вы организуете 7 ноября! На сайте Коалиции DPC есть специальная страница с информацией обо всех мероприятиях, проводимых по всему миру ( https://www.dpconline.org/events/world-digital-preservation-day/global-events ). Если Вы хотите, чтобы сведения о Вашем мероприятии также были размещены на сайте Коалиции PC, свяжитесь с нами по адресу angela.puggioni@dpconline.org .

Следите в эти дни за новостями, так как мы выложим пакет материалов, которые помогут Вам подготовиться к Вашему собственному мероприятию, включая тематический фон для ваших онлайн-мероприятий и новый выпуск бинго по электронной сохранности – они помогут Вашему мероприятию хорошо стартовать!

Проведение Международного дня электронной сохранности - это лишь один из способов, с помощью которых Коалиция по электронной сохранности DPC помогает повысить осведомленность о стратегических, культурных и технологических проблемах, стоящих перед специалистами в области электронной сохранности. Коалиция DPC также поддерживает своих членов посредством других информационно-пропагандистских мероприятий, программ повышения квалификации и партнёрств, помогая членам Коалиции обеспечивать стабильную долговременную доступность цифрового контента и услуг, и получать постоянную отдачу от своих цифровых коллекций.
о началось :)

Чтобы узнать все последние новости, посетите страницу Международного дня электронной сохранности на веб-сайте DPC ( https://www.dpconline.org/events/world-digital-preservation-day ), следите за хештегом #WDPD2024 в социальных сетях или же свяжитесь с нами по адресу angela.puggioni@dpconline.org .

Анджела Пуджиони (Angela Puggioni)
Менеджер по взаимодействию с общественностью,
Коалиция по электронной сохранности

Источник: сайт Коалиции DPC
https://www.dpconline.org/events/world-digital-preservation-day

Китай: Государственное архивное управление сообщило о публикации «Правил управления электронными документами»

Данная новость была опубликована 1 ноября 2024 года на сайте Государственного архивного управления (Госархива) КНР.

Недавно Государственное архивное управление КНР (国家档案局) издало приказ № 22 «Правилах управления электронными документами»» (далее – «Правила»), который вступил в силу с 1 ноября 2024 года. «Правила» еще больше укрепляют и стандартизируют управление электронными документами, обеспечивают их аутентичность, полноту, удобство использования и безопасность, а также устанавливают стандартизированные требования ко всему процессу управления электронными документами.

«Правила управления электронными документами» (《电子档案管理办法》) объёмом 10 страниц доступны по адресу https://www.saac.gov.cn/daj/tzgg/202411/c5d21153b2cb47659a3ef5e0d1dc421c/files/f11a883da5cc4274a78693237b979f8a.pdf  


Публикация «Правил» является важной мерой по реализации положений «Закона об архивах Китайской Народной Республики» (《中华人民共和国档案法》) и «Правил применения Закона об архивах Китайской Народной Республики» (《中华人民共和国档案法实施条例》), обеспечивая, что управление электронными архивами осуществляется в соответствии с законами и нормативными актами. Это означает, что управление электронными документами в Китае переходит на новый этап. «Правила» имеют большое значения в плане содействия инновационному развитию управления документами и архивного дела и проведению модернизации архивов и служб управления документами.

«Правила» включают 7 глав и 38 статей. Уточняются определение понятия «электронный документ», а также конкретные требования и принцип управления всем процессом, гласящий «надежные источники, стандартизированные процедуры и соответствующие установленным требованиям элементы».

Документ устанавливает обязанности служб управления документами, создающих электронные документы подразделений и архивов. Сформулированы чёткие требования к упорядочению и архивированию электронных файлов, к приёму-передаче электронных документов, к их хранению и уничтожению, а также к их раскрытию и использованию.

«Правила» являются руководством для архивов и для создающих архивные фонды органов, групп, предприятий, учреждений и иных организаций, способствующим выполнению ими соответствующей работы стандартизированным образом.

Мой комментарий: Содержание документа следующее:

1. Общие положения
2. Учреждения и их обязанности
3. Сортировка и архивирование электронных файлов
4. Приём-передача электронных документов
5. Хранение и уничтожение электронных документов
6. Раскрытие и использование электронных документов
7. Дополнительные положения

Источник: сайт Государственного архивного управления КНР
https://www.saac.gov.cn/daj/tzgg/202411/c5d21153b2cb47659a3ef5e0d1dc421c.shtml

вторник, 5 ноября 2024 г.

Интервью с редакторами новой книги: Александра Виланд и Коринн Роджерс о междисциплинарной архивной науке, часть 2

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2024/11/1.html )

Л.Х.: Каким образом архивисты и специалисты по управлению документами могут использовать теорию для решения проблем, связанных с дезинформацией?

Коринн Роджерс: Это возвращает нас к вопросу о важности теория, а также к основам развития проекта InterPARES с момента его начала. Проект InterPARES - это международные исследования вопросов обеспечения долговременной сохранности аутентичных записей, и понимание того, что такое «документ». Наличие теоретического фундамента, говорящего о том, что такое документ, позволяет архивистам изучать новые формы документов, которые возникают благодаря возможностям, предоставляемым новыми технологиями. Каждый этап проекта InterPARES имел дело с определёнными достижениями в области технологий.

На первом этапе рассматривались документы в офисных системах, базах данных, текстовые документы и т.д. Затем на следующем этапе изучались документы, представлявшие собой информацию, документировавшуюся в динамических и интерактивных системах. Как в этом случае определить, что такое «документ»? Как создавать информацию, которую можно будет сохранять как документ и которой можно будет доверять в будущем?

На третьем этапе результаты первых двух этапов проверялись в архивах и службах управления документами, располагавших ограниченными ресурсами, - и было обнаружено, что принципы, сформулированные на этапах 1 и 2, могут применяться в любой ситуации — в отношении документов личного хранения, в больших и малых офисах и организациях, вне зависимости от имеющихся ресурсов.

Далее, на четвёртом этапе рассматривались облачные технологии. В частности, изучался вопрос о том, как люди управляют документами в облаке.

Сейчас, на завершающем 5-м этапе, рассматривается вопросы, связанные с искусственным интеллектом (ИИ). Следует отметить, что по мере достижений в области ИИ увеличивалась способность создавать вводящие в заблуждение документы и контент, который подрывает общественное доверие.

Опираясь на архивную теорию, понимая то, что такое «документ» и выясняя, какие основные элементы документированной информации нужны для определения, по прошествии времени, того, является ли она заслуживающей доверия и аутентичной, - мы впоследствии можем изучать эти новые формы создаваемых документов.

Л.Х.: Было ли что-то такое, что в ходе редактирования книги удивило Вас в работах авторов?

Александра Виланд: Не скажу насчёт удивления, но меня поразило то, какие интересные вопросы исследуют коллеги, а также обширность областей, которые существенно пересекаются с архивной наукой.

Коринн Роджерс: Из-за широкого спектра проводимых исследований нам было очень сложно определить, кого следует пригласить в авторский коллектив. Но удивления я не испытывала, потому что я знаю всех авторов, знаю проводимую ими работу, и я работала вместе с ними на разных этапах проекта InterPARES.

Л.Х.: Какие две основные вещи, как Вы надеетесь, осознают для себя все читатели книги?

Коринн Роджерс: Я надеюсь, что читатели осознают ценность архивной истории и архивной теории, а также ту полезную отдачу, которую они дают в текущей работу, выполняемой сегодня архивистами.

Александра Виланд: Я надеюсь, что эта книга поможет контекстуализировать или даже реконтекстуализировать результаты проекта InterPARES и современную архивную науку, и поможет людям по-новому взглянуть на них. Книга также покажет, что архивная наука применима при решении многих вопросов, с которыми мы сталкиваемся в настоящий момент, таких как изменение климата и искусственный интеллект.

Л.Х.: Хотите ли Вы ещё чем-то поделиться с нами?

Коринн Роджерс: Я хотела бы извиниться перед всеми потенциальными авторами, которых мы не пригласили к участию в работе над книгой. Надеюсь, никто из них не обиделся!

Александра Виланд: В проекте InterPARES за последние 25 лет приняло участие так много людей, делающих замечательную работу! Нам пришлось принять трудные решения [по отбору авторов – Н.Х.], учитывая ограничения редактируемого сборника статей.

Интервью брала Лорен Хейс (Lauren Hays)

Источник: сайт компании Lucidea
https://lucidea.com/blog/interview-wieland-rogers-archival-science

Порядок взаимодействия Банка России с участниками финансового рынка

Указание Банка России от 03 сентября 2024 года №6836-У устанавливает «Порядок взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также о порядке и сроках направления уведомления об использовании личного кабинета и уведомления об отказе от использования личного кабинета».

Содержание Указания следующее:

 Глава 1. Общие положения

Глава 2. Представление электронного документа в Банк России. Направление уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета

Глава 3. Этапы прохождения в Банке России электронного документа, представленного участником информационного обмена

Глава 4. Направление Банком России электронного документа участнику информационного обмена

 Глава 5. Заключительные положения

Документы организации, обязанной взаимодействовать с Банком России посредством личного кабинета, и документы Банка России, представляемые в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) юридического или физического лица.

Электронные документы организации, обязанной взаимодействовать с Банком России посредством личного кабинета, по ее решению могут быть зашифрованы с использованием действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи Банка России.

Электронные документы Банка России по решению Банка России могут быть зашифрованы с использованием действующего квалифицированного сертификата организации, обязанной взаимодействовать с Банком России посредством личного кабинета.

Мой комментарий: Положения, устанавливающие возможность использовать ключи проверки подписи для шифрования документов, встречаются достаточно редко в российской нормативно-правовой базе.

Участник информационного обмена при взаимодействии с Банком России должен использовать УКЭП, соответствующую условиям признания ее действительности, предусмотренным статьей 11 Федерального закона «Об электронной подписи».
УКЭП должна позволять идентифицировать владельца квалифицированного сертификата и обеспечивать целостность электронного документа (п.1.4).

Участник информационного обмена должен обеспечить наличие в личном кабинете и поддерживать актуальность действующих квалифицированных сертификатов для расшифрования зашифрованных электронных документов, размещаемых Банком России (п.1.5).

В случае если электронный документ подписан УКЭП лица, не являющегося уполномоченным на действия от имени участника информационного обмена без доверенности, представление доверенности осуществляется в электронной форме в машиночитаемом виде (п.1.6).

Электронные документы, направляемые Банком России участнику информационного обмена, подписываются автоматически созданной УКЭП Банка России (п.1.7).

Электронные документы, подписанные автоматически созданной УКЭП Банка России, признаются равнозначными документам, подписанным уполномоченным должностным лицом Банка России. При этом подписание электронных документов УКЭП Банка России должно осуществляться после подписания документов уполномоченным должностным лицом Банка России, за исключением электронных документов, которые формируются в информационных системах Банка России и не предусматривают подписания должностными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность участника информационного обмена и Банка России.

Участник информационного обмена должен обеспечить локальное хранение файла электронного документа, программного обеспечения, позволяющего осуществлять просмотр электронного документа и проверку подписи файла электронного документа, действующих квалифицированных сертификатов и списков аннулированных квалифицированных сертификатов, позволяющих идентифицировать владельца квалифицированного сертификата, время и дату подписания файла электронного документа (п.1.8).

Со дня вступления в силу настоящего Указания (20 октября 2024 года признано утратившим силу Указание Банка России от 9 января 2024 года №6655-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также о порядке и сроках направления уведомления об использовании личного кабинета и уведомления об отказе от использования личного кабинета»

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=487862