На сайте Социального фонда России 28 октября 2024 года была размещена информация о том, как учитываются периоды работы в государствах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при назначении пенсии в России.
Назначение пенсии с учетом периодов работы в государствах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), участниками которого выступают Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, регулируется международным соглашением, действующим с 1 января 2021 года, и соответствующим порядком.
Для справки: речь идёт о следующих документах:
- Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019;
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 122 «О Порядке взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года».
В соответствии с ними, стаж работы в период с 13 марта 1992 года до 1 января 2021 года должен быть подтвержден страной, на территории которой он приобретен.
Исходя из условий договора ЕАЭС, Россия гарантирует выплату пенсии за пределы Российской Федерации и доплат к ним. В первую очередь все виды страховой пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Помимо этого, за рубеж экспортируются доплаты и повышения к страховой пенсии, например за длительную работу на севере, а также пенсионные накопления.
При определении права на пенсию и исчислении ее размера на территории России учитывается стаж работы, приобретенный на территории любой из стран ЕАЭС. Но в зависимости от периода, когда этот стаж был приобретен, процедуры учета немного отличаются. Это обусловлено историческими изменениями государственного устройства, а также трансформацией принципов пенсионного обеспечения граждан.
- Стаж работы до 13 марта 1992 года учитывается Социальным фондом без каких-либо подтверждений. Уточнению подлежат только случаи, когда в трудовой книжке нет соответствующей записи, либо там имеются исправления или неточности.
- Стаж работы за период с 13 марта 1992 года до 1 января 2021 года нужно подтвердить в обязательном порядке. Если в это время человек, например, трудился несколько лет в Казахстане или Армении, то Социальный фонд России обратится за подтверждением этих сведений в соответствующий компетентный орган государства - участника Соглашения ЕАЭС. Подтвержденный стаж за этот период суммируется с российским стажем и учитывается фондом при определении права на пенсию и исчислении ее размера.
Соглашение ЕАЭС основано на пропорциональном принципе ответственности государств-участников Соглашения ЕАЭС в вопросах пенсионного обеспечения. Это значит, что каждая страна обеспечивает пенсионные права за стаж работы после 1 января 2021 года, приобретенный на её территории. Пенсионер в итоге получает выплаты одновременно от государств-участников Соглашения ЕАЭС, в которых осуществлялась его трудовая деятельность. Назначает и выплачивает пенсию при этом каждая страна Соглашения ЕАЭС, в которой человек осуществлял трудовую деятельность, за стаж работы после 1 января 2021 года.
В целях подтверждения стажа работы на территории другого государства - члена ЕАЭС после 13 марта 1992 года компетентные органы государств-членов ЕАЭС взаимодействуют, обмениваясь соответствующими формулярами. Стаж работы до 13 марта 1992 года, сведения о котором содержатся в неправильно оформленных документах, подлежит подтверждению в вышеуказанном порядке. Таким образом, ответственность по подтверждению трудового стажа и заработка возложена на компетентные органы государств-членов ЕАЭС.
Так, для подтверждения стажа работы государство-участник Соглашения ЕАЭС направляет другой стране соответствующий формуляр. Если в ответ информация представлена некорректно, ведомство, назначающее пенсию, не сможет принять и использовать такое подтверждение. Важно, что все процедуры, связанные с подтверждением стажа работы и других сведений, осуществляются компетентными органами в соответствии с утвержденным порядком. К рассмотрению не могут быть приняты справки и документы, представленные самим гражданином.
Мой комментарий: Таким образом, можно сказать, что с 2021 года каждая из бывших республик Советского Союза решает проблемы пенсионного обеспечения граждан, работающих на её территории, самостоятельно. Однако, с моей точки зрения, проблемы с документальным подтверждением до 2021 года остаются и усугубляются. Согласитесь, если о предоставлении друг другу документов договорились только 5 стран из 15, то что же делать гражданам, которые ранее работали в других 10 странах …
Источник: Консультант Плюс / сайт Социального фонда России
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_489187/
https://sfr.gov.ru/press_center/~2024/10/28/267842