В пыльном полуподвале принадлежащего правительству здания в столице Сенегала Дакаре, запечатлённая в архивных документах почти двухсотлетняя история французского присутствия в Западной Африке (Afrique occidentale française, AOF) находится в стадии далеко зашедшей деградации. Постепенно уходит в небытие документальное свидетельство колонизации…
Спустившись вниз по винтовой лестнице, попадаешь в сырую, плохо освещённую кладовку, где пыльные ящики, содержащие документы, объявленные ЮНЕСКО частью мирового культурно-исторического наследия, лежат прямо на земле из-за отсутствия места на полках.
«В коллекции документов, хранящейся в архивах Сенегала, можно найти материалы по всем аспектам колониальной политики Франции во Французской Западной Африке. Это уникальная, богатая событиями история, восходящая к 1816 году», говорит Бабакар Ндиайе (Babacar Ndiaye – на фото), директор Архивов Сенегала.
Это, в том числе, история за период 1895-1958 гг. таких бывших французских колоний, столицей которых был Дакар, как Того, Мавритания, Французский Судан (сейчас Мали), Берег Слоновой Кости, Нигер, Верхняя Вольта (теперь – Буркина Фасо), Дагомея (ныне Бенин) и Гвинея, многие из которых в этом году отмечают 50-летие своей независимости.
В архиве хранятся ежедневные отчеты о колониальных завоеваниях Франции, а также переписка между Францией и некоторыми из великих африканских противников колониализма.
Одним из таких противников был Беханзин (Behanzin), в 19-м веке - король Дагомеи, высокоорганизованного и стабильного королевства, имевшего лучшую армию в Западной Африке. Он организовал ожесточенную борьбу против Франции, и в конечном итоге Дагомея стала последним традиционным африканским королевством, уступившим европейскому колониализму.
В документах можно найти подробности столкновений и переписки с Самори Туре (Samory Toure), руководителем Исламской империи Вассулу (Wassoulou), которая сопротивлялась французскому господству в конце 1800-х годов, и в какой-то момент даже пыталась (правда, безуспешно) стать британским протекторатом.
«В архивах Сенегала много информации о работорговле колониального и даже пост-колониального периодов», отмечает Сохна Сане (Sokhna Sane), научный сотрудник исторического факультета университета шейха Анта Диоп (UCAD) в Дакаре.
И пока длится ожидание современной оцифровки и перемещения коллекции в новое здание, обещанное президентом Сенегала Абдулой Вадом (Abdoulaye Wade), силы природы делают свое дело. Если же Сенегал не предпримет мер для сохранения документов, архив может потерять свой место в формируемом ЮНЕСКО списке культурно-исторических памятников «Память мира».
«В хранилище нет системы поддержания температурно-влажностного режима. Это способствует образованию плесени, а перепады температуры и влажности не дают возможности надлежащим образом сохранять стабильность бумаги и чернил», объясняет Ндиайе, и добавляет: «Дыры в стенах приводят к тому, что в комнате можно обнаружить не только крыс, но и иногда и кошек».
«Существует страховой фонд в Экс-ан-Прованс на юге Франции. Франция микрофильмировала и сохраняет у себя копии фондов Французской Западной Африки, но оригиналы документов находятся в Дакаре», поясняет Ндиайе. «Это история не только Сенегала, но и Франции и бывших французских колоний».
Из-за её важности, коллекция «была зарегистрирована в реестре мировой истории (в 2000 году) и получила в ЮНЕСКО статус всемирного документального наследия», согласно информации, полученной от представительства ЮНЕСКО в Дакаре. Но, как сказала Жанна Сек (Jeanne Seck), пресс-секретарь офиса ЮНЕСКО в Дакаре, если коллекция продолжит разрушаться, то через год-два её статус будет пересмотрен.
«Сохранность коллекции должна обеспечить страна-владелец, а не мы. Одним из условий для признания эти архивов элементом мировой памяти является обеспечение их сохранности, и если в течение определенного времени они ничего не сделают, мы вычеркнем архив из списка».
По словам Ндиайе «частое обращение к документам также является фактором, способствующим ухудшению их состояния, при этом часть документов и так серьёзно повреждена вследствие совместного воздействия тепла и влаги из-за протечек дождевой воды».
Копии микропленок также были оставлены на хранении в Дакаре, но, по оценкам, три четверти из них уже погибли из-за «уксусного синдрома» - химического процесса, вызывающего деградацию плёнки.
«Прочитать документы порой нелегко. Некоторые из них старые, пыльные, с вырванными страницами», говорит студент-историк Дьейнаба Барри (Dieynaba Барри), который также жалуется на то, в читальном зале на 25 мест нет беспроводного подключения к Интернету. «Иногда в читальном зале нет свободных мест», говорит американский исследователь, - а, по данным Ндиайе, в среднем в день архив посещает 35 исследователей.
В одном из недавних интервью еженедельнику «Afrique Magazine», президент Вад о состоянии сенегальских архивов высказался так: «Приходится перешагивать через дела, просто чтобы пройти», - и добавил «Я решил построить (в Дакаре) здание для архивных документов». По словам Бабакар Ндиайе, Вад также надеется оцифровать всю коллекцию архивных документов Французской Западной Африки, - это более современный процесс, чем микрофильмирование, но намного более дорогостоящий. Президент, однако, не сказал, когда это будет сделано, и кто будет финансировать работы.
Франция, со своей стороны, организовала первоначальную подготовку архивистов, и предлагает одну стипендию в год для обучения уходу за документами.
Малик Рокхи Ба (Malick Rokhy Ba), агентство Франс Пресс
Источник: France24.com
http://www.france24.com/en/20100417-rats-cats-mildew-eat-senegals-french-west-africa-archives