четверг, 31 октября 2024 г.

Семь тенденций, отмеченных на конференции iPRES 2024, часть 2

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2024/10/ipres-2024-1.html )

4: Меняющийся состав участников конференции iPRES

В этом году на конференции iPRES было как никогда много докладов, понятных для людей без технического образования и опыта. Доказательствами тому служат, в частности, семинар «Первые шаги по использованию инструментов для обеспечения долговременной сохранности, запускаемых из командной строки» (First steps into command line tools for preservation) и руководство по архивированию социальных сетей. Это воспринималось как желанное инклюзивное дополнением к iPRES. Главной задачей сообщество iPRES является обмен знаниями, и на конференции были сессии по вопросам создания сообществ, формированию учебных ресурсов и даже по созданию ресурса по развитию навыков.

(Автор - Лотте Вейсман (Lotte Wijsman))

5: Назад в будущее: Что прошлое говорит нам о будущем?

Электронная сохранность (digital preservation) как направление деятельности теперь уже имеет достаточно длительную историю, чтобы оглянуться назад и извлечь уроки из своего прошлого. Например, Национальная Библиотека Франции проанализировала 14-летнюю историю своих цифровых фондов ( https://ipres2024.pubpub.org/pub/7vz1p6qr/ ); слушателей также заинтересовал доклад о роли институционального контекста последних 30 лет в деятельности Национальной Библиотеки Нидерландов ( https://ipres2024.pubpub.org/pub/3xr324r3/ ).

Американский «Национальный альянс попечения об электронных материалах» (National Digital Stewardship Alliance, NDSA, http://ndsa.org/ ) представил доклад о долгосрочном исследовании, в рамках которого изучались тенденции хранения в интересах обеспечения долговременной сохранности на протяжении последних более чем 10 лет ( https://zenodo.org/records/13648690 ).

Барбара Сирман (Barbara Sierman) в своем стендовом докладе «В будущее» (Into the future) похвалила сообщество за его работу, проделанную до настоящего времени, но при этом она также усомнилась в том, что заложенный фундамент будет соответствовать потребностям будущего ( https://zenodo.org/records/1364275 ). Как, например, нам справляться с огромными объёмами данных, когда мы вступаем в «эру зеттабайтов» ( https://zenodo.org/records/13698003 )? Нужен ли нам супер-реестр всех тех реестров для целей электронной сохранности, которые мы разработали в последние годы? Рассмотрена была даже проблема стресса, который может развиться у цифрового архивиста в связи с выполнением этой колоссальной задачи ( https://zenodo.org/records/13629614 ).

(Автор - Марин Раппард (Marin Rappard))

6: Открытый и честный обмен информацией с человеческой точки зрения

Вдохновляет то, что мы всё более открыто и честно делимся сведениями о том, что не так уж хорошо получается в нашей повседневной работе в качестве специалистов по обеспечению электронной сохранности, и где человеческий фактор и личный опыт играют всё более центральную роль.

Примером этого была проведенная в рамках усилий свести вместе коллег с общими интересами (Birds of a Feather … Flock Together! – «Птицы одного полёта, собирайтесь в стаю») сессия на тему «Попроси, и я помогу - Проблемы деятельности в области электронной сохранности и их воздействие на психическое здоровье и благополучие специалистов-практиков» (Reach out I’ll be there – the challenges of working in digital preservation and the impact on practitioner mental health and wellbeing, см. https://ipres2024.pubpub.org/birds-of-a-feather ).

Эта закрытая сессия была посвящена результатам еще не опубликованного «Отчёта по итогам опроса о состоянии психического здоровья и благополучия в сообществе специалистов по электронной сохранности» (Mental health and wellbeing in the digital preservation community survey report). Участники открыто и честно рассказывали о своих трудностях и находили понимание и поддержку у своих коллег. Состоялся обмен идеями о том, как можно было бы улучшить свою повседневную работу. Такими историями также стоит делиться и двигаться вперёд вместе.

(Автор - Инге Хофсинк (Inge Hofsink))

7: Сохраняет ли объект своё значение при сохранении одних лишь его цифровых представлений?


В области электронной сохранности часто основное внимание уделяется обеспечению долговременной сохранности цифровых объектов во времени. Предполагается, что если мы обеспечим возможность доступа к этим объектам, то их содержание и смысл также будут сохранены. Однако в этом году это предположение было поставлено под сомнение.

Ярким примером стал ключевой доклад Клэр Уорнье (Claire Warnier) на тему «Атлас утерянных находок» (Atlas of Lost Finds) о пожаре в Национальном музее в Рио-де-Жанейро (Museu Nacional in Rio de Janeiro, см. https://ipres2024.pubpub.org/pub/4qa4nkxz/release/1 ). Многие физические объекты были утрачены, однако их цифровые версии, такие как 3D-сканы, всё ещё существуют.

Спасло ли это соответствующие знания? Или же смысл по-настоящему проявляется только тогда, когда первоначальное сообщество может использовать эти данные для реконструкции объектов с использованием традиционных методов и материалов? И даже если данные находятся в открытом доступе, можем ли мы всерьёз назвать их доступными, если для их повторного использования требуются дорогостоящие технологии? Эти вопросы являются пищей для размышлений.

(Автор - Даниэль Штайнмайер (Daniel Steinmeier))

Ремко ван Венендаль (Remco van Veenendaal)

Источник: блог Фонда «Открытая сохранность» (Open Preservation Foundation, OPF)
https://openpreservation.org/blogs/7-trends-at-ipres-2024/

Утраченное при трансформации: Кризис отслеживания сроков хранения и проведения уничтожения электронных документов, часть 2

Как я уже рассказывала, 29 августа 2024 года на сайте LinkedIn была выложена статья Конни Кристенсен (Conni Christensen – на фото) из австралийской компании Synercon под названием «Утраченное при трансформации: Кризис отслеживания сроков хранения и проведения уничтожения электронных документов» (Lost in Transition - The Crisis of Digital Records Retention and Disposal), перевод которой доступен здесь: http://rusrim.blogspot.com/2024/09/blog-post_03.html .

Статья «зацепила» архивистов и специалистов по управлению документами, в результате чего было организована онлайн-дискуссия с участием ряда известных экспертов (естественно, на английском языке – но будьте готовы к австралийскому акценту!). Впоследствии были выложены два фрагмента сделанной видеозаписи.

7 октября 2024 года на сайте компании Synercon бы выложен первый фрагмент продолжительностью 5 минут, см. https://synercon.co/Resources/Lost_in_Transition_Session_1.mp4


Модерировали дискуссию Керри Сиатриас (Kerri Siatiras) и Конни Кристенсен (Conni Christensen)

В аннотации к видео сказано:

«В мире управления документами и информацией разворачивается тихий кризис. Критически важные документы теряются или уничтожаются, в то время как чувствительные конфиденциальные данные, такие как персональные данные, продолжают лежать в неуправляемом цифровом хранилище. Отражением этого беспорядка являются участившиеся утечки данных, рост расходов на хранение и снижение производительности труда, - всё это указывает на гораздо более глубокую проблему.

В течение следующих нескольких недель мы с Керри Сиатриас (Kerri Siatiras) планируем опубликовать небольшие отрывки из нашей недавней презентации для Ассоциации специалистов Австралазии по управлению документами и информацией (Records and Information Management Professionals Australasia, RIMPA, http://rimpa.com.au/ ), сделанной в прямом эфире.

Кроме того, мы опубликуем отчет по итогам проведенного нами в августе 2024 года опроса, в ходе которого собирались сведения о положение дел в отрасли в части уничтожения либо передачи на архивное хранение электронных документов и контента.

Мы используем эту возможность для того, чтобы начать общеотраслевое обсуждение кризиса уничтожения/передачи электронной информации со всеми вами.

Присоединяйтесь к нам, давайте вместе углубленно проанализируем вызванные цифровой трансформацией сложности и изучим далеко идущие последствия неадекватного управления документами в современную эпоху.

Мы будем рады Вашим комментариям по данной теме.»

17 октября 2024 года, также на сайте компании Synercon, бы выложен второй фрагмент под названием «Главные причины» (Root Causes) продолжительностью 9 минут, см.
https://synercon.co/Resources/LOST_IN_TRANSITION_Session_2.mp4


В аннотации к видео сказано:

«На нашей последней встрече (членов RIMPA – Н.Х.) мы поделились историями, ярко демонстрирующими растущий кризис в сфере установления и отслеживания сроков хранения, а также проведения уничтожения/передачи электронных документов и контента по их истечении.

Мы считаем, что эта, пока что не привлекающая внимания проблема нашей отрасли продолжает обостряться, и сегодня мы рассмотрим её основные причины.

Мы привлекли ряд известных экспертов в этой области, чтобы собрать ценные идеи и представления по этому вопросу. Мы выражаем благодарность следующим коллегам, которые любезно согласились принять участие в интервью: это Питер Бошьер (Peter Boshier), Лиз Макферсон (Liz MacPherson), Эндрю Уорленд,  (Andrew Warland), Энтони Мосс (Antony Moss), Эндрю Экклстоун (Andrew Ecclestone), Крейги Синклер (Craigie Sinclair), Алисса Блэкберн (Alyssa Blackburn) и Стивен Кларк (Stephen Clarke).

А что вы думаете о глубинных причинах проблемы? Мы будем рады Вашим комментариям по данной теме.»

Источник: сайт LinkedIn / сайт Synercon
https://www.linkedin.com/pulse/lost-transition-root-causes-conni-christensen-6lsvc/
https://synercon.co/Resources/Lost_in_Transition_Session_1.mp4
https://synercon.co/Resources/LOST_IN_TRANSITION_Session_2.mp4

среда, 30 октября 2024 г.

Китай: Государственное архивное управление сообщило о публикации 6 новых отраслевых стандартов

Данная новость была опубликована 23 августа 2024 года на сайте Государственного архивного управления (Госархива) КНР. На моём блоге новость первоначально была выложена 10 сентября 2024 года; а в уточнённой и дополненной редакции - 30 октября 2024 года.

16 августа Государственное архивное управление КНР (国家档案局)опубликовало шесть отраслевых стандартов, в том числе «Технические требования к выполнению резервного копирования архивных цифровых ресурсов», которые содержат рекомендации по надлежащему архивированию и управлению электронными деловыми документами, оцифровке архивных документов, строительству архивохранилищ, проведению архивных выставок и другим работам.


В стандарте DA/T 99-2024 «Технические требования к выполнению резервного копирования архивных цифровых ресурсов» («档案数字资源备份实施规范», самоназвание на английском языке: Implementation specification for digital archival resources backup) сформулированы общие принципы резервного копирования архивных цифровых ресурсов, требования к организации работ и управлению ими и т. д. В основном решаются технические проблемы, связанные с резервным копированием архивных цифровых ресурсов.

Мой комментарий: Текст стандарта объёмом 19 страниц доступен по адресу https://www.saac.gov.cn/daj/hybz/202410/79d6bc3062a944ca815b384336a7f2f8/files/65c3f5c594054306a1125f33a1c15cdb.PDF

В стандарте DA/T 100-2024 «Технические требования к оцифровке кинодокументов» (《电影胶片档案数字化规范, самоназвание на английском языке: Specification for digitization of cine film records) приведены основные принципы оцифровки кинодокументов, а также управленческие и технические требования для каждого этапа работ. В документе также стандартизируется оцифровка кинодокументов на уровне архивной отрасли.

Мой комментарий: Текст стандарта объёмом 21 страница доступен по адресу https://www.saac.gov.cn/daj/hybz/202410/446cd99672f2414aa9dfb8406644e4d5/files/2fb659d5e3fd441f93241855295f70ee.PDF

Стандарт DA/T 101-2024 «Требования к проектированию, установке и проверке качества поддерживающих постоянные температуру и влажность систем кондиционирования воздуха для архивохранилищ» (《恒温恒湿档案库房空调工程施工及质量验收规范》, самоназвание на английском языке: Construction and quality acceptance standards for constant temperature and humidity air conditioning system for archival repositories) устанавливает чёткие требования к оборудованию, материалам, конструкции, отладке, приемке и документированию проектов архивохранилищ, а также содержит рекомендации по установке и приёмке архивных систем кондиционирования воздуха, поддерживающих постоянные температуру и влажность.

Мой комментарий: Текст стандарта объёмом 12 страниц доступен по адресу https://www.saac.gov.cn/daj/hybz/202410/77bac12953834e7b820b046e965e555a/files/8916f8d6bbd14f23aa009644c03ae639.PDF

В стандарте DA/T 102-2024 «Требования к проведению архивных выставок» 《档案展览工作规范》, самоназвание на английском языке: Specification for archival exhibitions) устанавливаются стандартизированные требования к организации и управлению архивными выставками, выбору тем и разработке проектов, к дизайну контента и форм, к конструкции и планировке выставок и т. д., а также содержат рекомендации по организации и реализации основных экспозиций и специализированных выставок в архивах (помещениях).

Мой комментарий: Текст стандарта объёмом 17 страниц доступен по адресу https://www.saac.gov.cn/daj/hybz/202410/2caefb38c655417d84ff1694c9da02a4/files/1f05cdbd086f4dd49ca9ba1c50dc803a.PDF

Стандарт DA/T 103-2024 «Технические требования к архивированию электронных документов торгов и закупок»  (《招标投标电子文件归档规范》, самоназвание на английском языке:  Archiving specification for electronic document of tendering and bidding)  регламентирует общий порядок архивирования электронных документов торгов и торговых площадок, в том числе формирование, сбор, сортировку, архивирование тендерной документации и системные функциональные интерфейсы площадок электронных торгов. Показатели и требования обеспечивают техническое решение для реализации «единого комплекта» управления делами электронных торгов.

Мой комментарий: Текст стандарта объёмом 12 страниц доступен по адресу https://www.saac.gov.cn/daj/hybz/202410/435bd7916aa84dbe813531046587aca0/files/a8209291187c4325a6255196801e2694.PDF

Стандарт DA/T 104-2024 «Технические требования к архивированию электронных документов и к управления электронными документами в ERP-системах»  (《ERP系统电子文件归档和电子档案管理规范》, самоназвание на английском языке: Specification for electronic documents archiving and electronic records management of enterprise resource planning system) регламентирует объемы архивирования электронных документов для различных типов и категорий деловой деятельности в системе ERP и требования к управлению, а также типовую концепцию требований к архивированию и управлению электронными документами в системе ERP. Стандарт также содержит рекомендации по внедрению ERP-систем. Эталонное решение предусматривает интеграцию с системой управления документами.

Мой комментарий: Текст стандарта объёмом 22 страниц доступен по адресу https://www.saac.gov.cn/daj/hybz/202410/ad88ca20a40644aba2a1b0887259d07e/files/df35fe5df0d04bb1a14a565f84103d47.PDF

Данные шесть отраслевых стандартов вступят в силу с 1 февраля 2025 года. Государственное архивное управление содействует регистрации отраслевых стандартов в Национальном комитете по стандартам и публикации №16 «Сборника стандартов в области архивного дела»  (《档案工作标准汇编16》, а также начинает публикацию серии разъясняющих статей в журнале «Китайские архивы» (中国档案杂志, China Archives Journal,  http://zgda.juqk.net/ ).

Электронные версии текстов стандартов опубликованы на официальном веб-сайте Государственного архивного управления в разделе «Библиотека правил и стандартов» (法规标准库, https://www.saac.gov.cn/daj/fgbzk/fgbzk.shtml ) и в учётной записи Госархива КНР в WeChat (微信), чтобы общественность имела возможность бесплатно читать и скачивать их.

Пожалуйста, следите за публикациями на веб-сайте Государственного архивного управления и в его разделе в WeChat

Источник: сайт Государственного архивного управления
https://www.saac.gov.cn/daj/yaow/202408/506025b1d4c14cb39b0bc0b882dd57b3.shtml  

Семь тенденций, отмеченных на конференции iPRES 2024, часть 1

Данная заметка Ремко ван Венендаля (Remco van Veenendaal – на фото) была опубликована 10 октября 2024 года на блоге Фонда «Открытая сохранность» (Open Preservation Foundation, OPF, https://openpreservation.org/ ).
 
Мой комментарий: 20-я Международная конференция по обеспечению долговременной сохранности электронных объектов iPres 2024 ( https://ipres2024.pubpub.org/ ), прошла с 16 по 20 сентября 2024 года в Генте и Фландрии (Бельгия). Программа конференции выложена здесь: https://ipres2024.pubpub.org/programme . Материалы докладов выкладываются по адресу https://ipres2024.pubpub.org/papers-early-release .

Коллеги, представляющие членов Фонда «Открытая сохранность» - Национальную библиотеку Нидерландов (KBNL) и Национальные Архивы Нидерландов, а также представители партнёра OPF - организации «Голландское партнёрство по вопросам электронного культурно-исторического наследия» (Dutch Digital Heritage Network), посетили конференцию iPRES ( https://ipres2024.pubpub.org/ ), которая прошла в городе Генте (Ghent) в сентябре 2024 года. Они рассказали о том, что в наибольшей степени привлекло их внимание, а также поделились своими мыслями пол поводу конференции.

Комментарий автора: Здесь представлена переведенная на английский язык сокращённая версия публикации, подготовленной «Партнёрством по вопросам электронного культурно-исторического наследия», см. https://netwerkdigitaalerfgoed.nl/nieuws/van-cloud-klimaatbewustzijn-tot-menselijke-maat-7-trends-op-ipres-2024/ .

1: Меняют ли облачные технологии подходы к обеспечению долговременной сохранности электронных материалов (электронной сохранности)?

В последние годы мы все чаще слышим слово «облако», которое часто рассматривается как дешёвый и жизнеспособный способ хранения данных. Более глубокая точка зрения заключается в том, что «Облака как такового не существует, это просто чей-то ещё компьютер». Между тем, всё больше поставщиков систем обеспечения долговременной сохранности переходят на использование облачного хранения. Что это означает для электронной сохранности?

Университет Иллинойса перешел с локального хранения на облачное. Кайл Римкус (Kyle Rimkus) поделился своим опытом проверки целостности (также известной как «неизменность файлов» - file fixity) около 17 миллионов файлов. Он обсудил последствия для электронной сохранности, обратив особое внимание на финансовые последствия каждого технологического выбора. Вам интересно узнать о выводах Кайла? Подробнее о них можно прочитать здесь: https://ipres2024.pubpub.org/pub/d3akwsah/release/1 .

(Автор - Сюзанна ван ден Эйкель (Susanne van den Eijkel))

2: Более экологичное обеспечение долговременной сохранности электронных материалов

Конференция iPRES 2024 предложила множество интересных идей тем, кого волнуют проблемы, которые изменение климата создает при обеспечении долговременной сохранности электронно-цифровой информации. Например, проект CLOCKSS ( https://clockss.org/ - международный проект создания закрытого (непубличного) архива, обеспечивающего долговременную сохранность подверженных риску утраты и/или не имеющих установленных правообладателей цифровых публикаций по различным дисциплинам. CLOCKSS позиционирует себя как ведущий мировой цифровой архив для академических издательств и исследовательских библиотек – Н.Х.) и компания DIMPACT ( https://dimpact.org/about ) продемонстрировали, как они рассчитывают воздействие двуокиси углерода CO2, образующейся при оказании ими глобальных услуг электронного депозитарного хранения. Этот пример из практики вдохновил многих участников конференции на то, чтобы также тщательно изучить собственные процессы обеспечения долговременной сохранности.

О ещё одном примере рассказал финский «ИТ-центр для науки» (CSC – IT Centre for Science). Он представил свою модель расчета «углеродного следа» оборудования в отмеченном наградами стендовом докладе на конференции iPRES: см. https://zenodo.org/records/13683021 . Данная модель предполагает, что сервера имеют общие компоненты, об углеродном следе которых приводит сведения в отчётности по крайней мере один поставщик, так что должна быть возможность вычислить углеродный след оборудования даже в отсутствие конкретных данных от производителей.

(Автор - Тамара ван Звол (Tamara van Zwol))

3: Новые возможности старых технологий

Имитация устаревших технологий на новых системах (эмуляция) в этом году снова стала горячей темой. Связанные с эмуляцией доклады даже были отмечены наградами, как, например эмулятор Маргарет Блэк (Margaret Black) персонального компьютера 1982 года Zenith Z-100, см. https://ipres2024.pubpub.org/pub/2f3vxteu/release/2 .  Мы надеемся вскоре увидеть этот эмулятор в проекте EaaSI ( https://eaasi.info/ ) - мы с моим коллегой по Национальной библиотеке Нидерландов, членом правления OPF Джеффри ван дер Хувеном (Jeffrey van der Hoeven) познакомили Маргарет с Венди Хагенмайером (Wendy Hagenmaier) из EaasI. EaaSI стремиться расшириться на международном уровне, и чтобы заинтересовать потенциальных пользователей, были розданы красочные носки с эмблемой EaaSI.

Мой комментарий: Проект «Эмуляция как услуга» (EaaSI), выполняемый под руководством группы «Сервисы электронной сохранности» (Digital Preservation Services) библиотеки Йельского университета (Yale University) уделяет основное внимание на разработке технологий и услуг для расширения и масштабирования возможностей программного обеспечения для поддержки эмуляции как услуги.

(Автор - Ремко ван Венендал (Remco van Veenendaal))

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/10/ipres-2024-2.html )

Ремко ван Венендаль (Remco van Veenendaal)

Источник: блог Фонда «Открытая сохранность» (Open Preservation Foundation, OPF)
https://openpreservation.org/blogs/7-trends-at-ipres-2024/

Банк России установил новые требования к хранению и к срокам хранения документов бюро кредитных историй

Банк России указанием от 27 июня 2024 года №6778-У внес изменения в Положение Банка России от 18 августа 2021 года №770-П «О требованиях к системе внутреннего контроля, системе управления рисками и обеспечению непрерывности деятельности бюро кредитных историй». Указание, в котором уточнены требования к хранению документов и сроки хранения, вступает в силу с 1 марта 2025 года.

Ранее п.1.11 устанавливал, что система внутреннего контроля бюро должна предусматривать хранение:

  • Форм подтверждения пользователями наличия согласия субъекта на получение его кредитного отчета - не менее одного года со дня их получения бюро;

  • Кредитных отчетов, предоставляемых по запросу пользователей (включая передаваемые сведения о среднемесячных платежах, индивидуальные рейтинги и скоринги субъектов), - не менее одного года со дня их формирования;

  • Электронных журналов (протоколов), указанных в абзацах восьмом - одиннадцатом пункта 1.2 настоящего Положения, в электронном виде - не менее трех лет со дня формирования электронного журнала (протокола) по каждому действию.

Теперь этот небольшой перечень дополнен, и бюро кредитных историй должны хранить:

  • Документы, содержащие сведения, включая дополнительную информацию, предусмотренные статьей 4 федерального закона «О кредитных историях», полученных от источников, - не менее одного года со дня их получения бюро;

  • Поступившие от пользователей запросы кредитных отчетов, включая запрос сведений о среднемесячных платежах, индивидуальных рейтингов, скорингов субъектов, - не менее одного года со дня их получения бюро;

  • Документы, поступившие в бюро от источников и субъектов, - не менее одного года со дня их получения бюро, а также документы, направленные бюро источникам и субъектам, - не менее одного года со дня их регистрации бюро в рамках оспаривания субъектом информации, содержащейся в его кредитной истории;

  • Отчеты о проведенных мероприятиях, направленных на обеспечение качества данных кредитных историй, разрабатываемых и проводимых бюро - не менее одного года со дня их формирования.

Положение также дополнено новым пунктом 1.11(1), согласно которому система внутреннего контроля квалифицированного бюро, помимо хранения указанных выше документов, должна также предусматривать:

  • Хранение заявлений о внесении в кредитную историю сведений о запрете (снятии запрета) на заключение договоров потребительского займа (кредита), подаваемых субъектами кредитных историй - физическими лицами в соответствии со статьей 5.1 федерального закона «О кредитных историях» (далее соответственно - заявление о запрете, заявление о снятии запрета). Заявление о запрете хранится в квалифицированном бюро на постоянной основе или не менее семи лет со дня снятия такого запрета; заявление о снятии запрета хранится в квалифицированном бюро не менее семи лет;

  • Хранение сведений, направленных в адрес источников, пользователей, бюро, других квалифицированных бюро, субъектов при предоставлении квалифицированным бюро услуг в соответствии с федеральным законом «О кредитных историях» и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в электронном виде - не менее одного года со дня направления сведений.

Мой комментарий: Большинству документов установлен небольшой срок хранения. Однако в отношении заявлений о внесении в кредитную историю сведений о запрете/снятии запрета на заключение договоров потребительского кредита, подаваемых физическими лицами, сроки хранения фактически весьма длительные. Для заявлений о запрете термин «на постоянной основе» означает постоянный срок хранения. Значительная часть тех, кто подаст такое заявление, вряд ли будет его отзывать.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do;&base=LAW;n=487839

вторник, 29 октября 2024 г.

Новая статья: «Блокчейн в зале суда: Изучение его доказательной значимости и процессуальных последствий в судебных процессах в США»

12 апреля 2024 года в 7-м номере за 2024 год журнала «Передовые рубежи технологий блокчейна» (Frontiers in Blockchain, см. https://doi.org/10.3389/fbloc.2024.1306058 ) была опубликована статья авторов: Ван Сюкан (Xukang Wang, компания Sage IT Consulting Group, Китай), У Инчэн (Ying Cheng Wu, юридический  факультет Вашингтонского университета, США) и Ма Чжэ (Zhe Ma, факультет электротехники и вычислительной техники, Университет Южной Калифорнии, США), на тему «Блокчейн в зале суда: Изучение его доказательной значимости и процессуальных последствий в судебных процессах в США» (Blockchain in the courtroom: exploring its evidentiary significance and procedural implications in U.S. judicial processes).

Полный текст статьи объёмом 12 страниц на английском языке доступен на веб-странице по адресу https://www.frontiersin.org/journals/blockchain/articles/10.3389/fbloc.2024.1306058/pdf?isPublishedV2=false .


 В аннотации на статью отмечается:

«В настоящей статье исследуется доказательная значимость записей в блокчейне и процессуальные последствия интеграции этой технологии с судебной системой США, с учётом того, что несколько штатов уже приняли законодательные меры для облегчения допустимости в качестве доказательств сведений из блокчейна.

Мы применяем комплексный методологический подход, включающий анализ законодательства, сравнительный анализ прецедентного права, техническую экспертизу механик блокчейна и взаимодействие с заинтересованными сторонами.

Результаты нашего исследования позволяют полагать, что доказательства на основе блокчейна могут быть отнесены к категории исключений из правила о слухах (концепция английского права, предполагающая допустимость в качестве доказательств только показаний свидетелей и считающая всё остальное недопустимыми «слухами», из числа которых, однако, исключаются соответствующие определённым критериям документальные доказательства – Н.Х.) т.е. к «не-слухам», в зависимости от конкретных характеристик этих записей.

В статье предлагается специализированный механизм консенсуса для стандартизации аутентификации блокчейн-доказательств, и описываются стратегии повышения доверия к технологии блокчейна. В статье также подчёркивается важность показаний экспертов для прояснения технических аспектов блокчейна в правовых контекстах.

Данное исследование способствует пониманию интеграции блокчейн-доказательств в судебные системы, подчеркивая необходимость комплексного подхода к оценке их допустимости и надёжности в качестве доказательств. Оно помогает устранить разрыв между технологией и правом, предлагая план стандартизации правовых подходов к блокчейну и призывая к этичному и прозрачному использованию этой технологии.»

Источник: сайт журнала Frontiers in Blockchain
https://www.frontiersin.org/journals/blockchain/articles/10.3389/fbloc.2024.1306058/full

Банк России установил функциональные требования к информационным системам квалифицированных бюро кредитных историй

Банк России указанием от 27 июня 2024 года №6778-У внёс изменения в положение Банка России от 4 декабря 2020 года №743-П «О критериях признания бюро кредитных историй квалифицированным, порядке признания бюро кредитных историй квалифицированным и вынесения решения о признании бюро кредитных историй утратившим статус квалифицированного». Указание вступит в силу с 1 марта 2025 года.

В Положении Банка России от 4 декабря 2020 года №743-П была уточнена редакция подпункта 1.2.11, согласно которому программно-технические средства и сетевые коммуникации должны быть оснащены программным обеспечением и должны обладать техническими характеристиками, обеспечивающими:

  • Ведение и хранение электронных журналов (протоколов), учитывающих каждое действие квалифицированного бюро, связанное с осуществлением деятельности квалифицированного бюро;

  • Хранение сведений, направленных в адрес:

    • источника формирования кредитной истории;

    • пользователя кредитной истории;

    • бюро;

    • квалифицированного бюро;

    • субъекта кредитной истории, и 

    • лиц, указанных в пунктах 3 - 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О кредитных историях»;

  • Хранение документов в соответствии с требованиями, установленными на основании частей 2.2 и 2.3 статьи 10 федерального закона «О кредитных историях».

В последнем пункте речь идёт о внутренних локальных документах, которые должны разрабатываться бюро кредитных историй для обеспечения непрерывности своей деловой деятельности.

Для справки: Федеральный закон от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях»

Статья 10. Обязанности бюро кредитных историй


2.2. Бюро кредитных историй обязано организовать систему внутреннего контроля и систему управления рисками, связанными с осуществлением им своей деятельности. Требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками бюро кредитных историй устанавливаются нормативными актами Банка России.

2.3. Бюро кредитных историй обязано разрабатывать и представлять в Банк России план обеспечения непрерывности деятельности бюро кредитных историй, предусматривающий в том числе меры по обеспечению соблюдения требований нормативных актов Банка России, а также вносить изменения в указанный план, обеспечивающие соблюдение требований к его содержанию. …

Мой комментарий: Таким образом, Банк России по сути дела уточнил, какие функциональные возможности должны иметь информационные системы квалифицированных бюро, используемые ими в своей работе, включая функциональные возможности для обеспечения сохранности ключевой информации и документов.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=487839

Карл Мелроуз и его коллеги Майкл Аптон и Джуди Верно выложили 43-й подкаст по теме управления информацией

24 октября 2024 года на канале «Information Revolution podcast» на сайте YouTube ( https://www.youtube.com/@informationrevolutionpodca8610/videos ) был выложен очередной, 43-й по счёту подкаст, подготовленный австралийским специалистом в области управления документами и информацией Карлом Мелроузом (Karl Melrose – на фото) и его новозеландскими коллегами Майклом Аптоном (Michael Upton) и Джуди Верно (Judi Vernau).

Напомню, что если открыть подкаст в браузере Yandex, то при наведении курсора в верхнюю часть видео появится меню, позволяющее включить ИИ-автоперевод и субтитры (можно выбрать как английский, так и русский язык, нажав на «троеточие»). Подготовка автоперевода может занять несколько минут.

Эпизод 43: «Библиотеки, базы знаний и документы» (Libraries, knowledge bases and records)


Подкаст продолжительностью 38 минут был выложен 24 октября 2024 года. В описании этого подкаста ( https://www.youtube.com/watch?v=LuDqjUylOv8 ) сказано:

«Здесь мы ведём свободный разговор о ценности создания библиотеки или базы знаний авторитетной информации, к которой люди хотят иметь доступ и которой могут доверять!

Мы затрагиваем разнообразные вопросы, от смещения акцента нашей практики на предоставление людям правильной информации, от закона Конвея (Conway's Law - коротко формулируется так: «организации проектируют системы, которые копируют структуру коммуникаций в этой организации», см. Википедию: https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Конвея ) и DMBOK (речь идёт о «Своде знаний по управлению данными» (Data Management Body of Knowledge, DMBoK), подготовленном добровольной международной некоммерческой организацией «Ассоциация по управлению данными» (Data Management Association, DAMA International, https://www.dama.org/ ) - Н.Х.), до непреходящей ценности знания того, какие проблемы мы вообще пытаемся решить.»

Источник: сайт YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=LuDqjUylOv8

понедельник, 28 октября 2024 г.

Модель жизненного цикла информации мертва, да здравствует континуум!

Данная заметка бывшего Главного архивиста Новой Зеландии, ныне консультанта в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения и управления информацией и данными Стивена Кларка (Stephen Clarke – на фото) была опубликована 10 октября 2024 года на сайте LinkedIn.

Модель жизненного цикла информации мертва, да здравствует континуум!

В 1940 году Филип Кулидж Брукс (Philip Coolidge Brooks) впервые опубликовал свою концепцию жизненного цикла документов, стремясь сформировать новую модель управления информацией. Эта концепция заключалась в том, что информация рождается, затем используется, впоследствии теряет актуальность и тогда либо уничтожается («умирает»), либо постоянно сохраняется в архивах.

Мой комментарий:
Филипп Брукс (Philip Coolidge Brooks, 1906-1977, на фото слева) - американский архивист и документовед, с 1935 года работавший в Национальных Архивах США и с 1957 по 1971 руководившей президентской библиотекой Гарри Трумена. Брукс был одним из основателей Общества американских архивистов, его первым секретарем и седьмым президентом. Преподавал архивную науку в Американском университете в Вашингтоне, см.
http://www.lib.utexas.edu/taro/utcah/02711/cah-02711.html

Эта модель жизненного цикла довольно хорошо служила нам до тех пор, пока рост объёмов цифровой информации не сделал её по сути дела устаревшей, - и пока не появилась новая концепция, которая была сформирована, кристаллизована и окончательно опубликована Фрэнком Апвордом (Frank Upward – на фото справа) в 1996 году, когда и родилась модель «континуума документов» (Records Continuum).

Мой комментарий:
Фрэнк Апворд (Frank Upward) - австралийский архивист, специалист по управлению документами и информацией. Свою «теорию континуума» (в вариациях для документов, информации и информационных систем), ставшую популярной в странах Австралазии, он разработал в 1990-х годах, когда преподавал в австралийском Университете Монаш (Monash University) в Мельбурне, известном своими исследованиями в области управления документами и архивного дела.


Тем не менее, в 21-м веке я всё ещё встречаю работающих в сфере управления данными/информацией людей, которые продолжают возвращаться почти на столетие назад к устаревшей архивной теории Брукса. Почему так? Еще более сбивает с толку то, что на модель Брукса ссылаются люди, которые реально работают в цифровом мире и знают, что этот подход более не актуален, что цифровые данные не вписываются в это линейное мировоззрение.

Пришло время отправить модель Брукса обратно в середину 20-го века и перейти к образу мышления конца 20-го века! Итак, давайте оставим идеологию жизненного цикла в эпохе пишущих машинок, где ей и место, и положим представления о континууме в основу управления данными и информацией. Новые динамичные способы управления данными/информацией в эпоху облачных вычислений и искусственного интеллекта требуют, чтобы мы перенесли нашу теорию управления в 1990-е годы и далее!


Диаграмма континуума документов Фрэнка Апворда

Стивен Кларк (Stephen Clarke)

Источник: сайт LinkedIn
https://www.linkedin.com/posts/steffclarke_the-information-lifecycle-model-is-dead-activity-7249710601617170432-V1jx

Аналитик Андреа ди Майо о необходимости изучения чужого опыта

Данный пост недавно ушедшего на пенсию авторитетного аналитика консультационной фирмы Гартнер (Gartner) Андреа ди Майо (Andrea Di Maio – на фото) был опубликован 15 октября 2024 года в его учётной записи в социальной сети LinkedIn.

За 30 с лишним лет консультирования государственных служащих по всему миру по вопросам технологий я усвоил одну вещь: возможности и ограничения удивительно похожи, где бы Вы ни находились.

Поэтому каждая организация, вне зависимости от её размера и местоположения, может учиться у другой организации из другого уголка мира или же учить её. Притворяться, что какие-то проблемы уникальны для определённой юрисдикции, просто наивно, - если не хуже.

Мой комментарий: Свои комментарии под этим постом оставил ряд других экспертов. Самые интересные из них приведены ниже:

Исполнительный директор Совета по новым технологиям Маврикия Вригеш Футта (Vrigesh Futta  - на фото слева) написал:

«Я полностью согласен с Вашими словами. Удивительно, что, несмотря на одинаковые возможности и ограничения, имеющиеся в различных юрисдикциях, все по-прежнему странным образом верят, что всё, что происходит в пределах их собственных границ, каким-то образом является уникальным. Подобный образ мышления часто ограничивает потенциал ценного трансграничного обучения и сотрудничества. На самом же деле проблемы и возможности, создаваемые технологиями, универсальны, и чем больше мы это принимаем, тем быстрее мы все можем продвигаться вперед, учась на успехах и ошибках друг друга.»

Специалист из Казахстана Саян Доржиев (Sayan Dorzhiev – на фото) отметил:

«Полностью согласен в Вами, Андреа. Я слышал подобные высказывания в Москве, в Киеве, в Хельсинки, даже в Лондоне - и довольно часто слышу в Алматы. Это отражает одно - способность и желание чему-то научиться или... разучиться.»

Источник: сайт LinkedIn
https://www.linkedin.com/posts/andrea-di-maio-800817_one-thing-i-have-learned-in-30-years-advising-activity-7251581534481039361-tLhR

воскресенье, 27 октября 2024 г.

Эндрю Уорланд: Краткая история электронных систем управления документами и контентом, а также связанных с ними стандартов, часть 14

(Продолжение, предыдущую часть см. https://rusrim.blogspot.com/2024/10/13.html )

2005 год - Французская компания C6 создает решение D2 поверх EMC Documentum

Французская компания – разработчик решений для управления корпоративным контентом C6 создала решение под названием D2, «полностью настраиваемое веб-приложение для создания, управления, хранения и доставки любого типа информации», работавшее поверх решения EMC Documentum. (Источник: веб-сайт C6, вкладка «О компании»).

2005 – Австрийская общегосударственная система электронного документооборота ELAK

Проект по внедрению электронного документооборота (Der elektronische Akt im Bund, ELAK) начался в Австрии в конце 2001 года и был завершен в 2005 году. Решение было основано на стандартных программных продуктах (таких, например, как Fabasoft e-Gov-Suite, MS-Office). (Источник: «ELAK – Система электронного документооборота федеральных министерств Австрии» (ELAK – The e-filing system of the Austrian Federal Ministries)).

2006 год – Стандарт для электронных систем управления документами Национальных Архивов Австралии

Национальные Архивы Австралии (National Archives of Australia, NAA) опубликовали свои «Функциональные спецификации для программного обеспечения электронных систем управления документами» (Functional Specifications for Electronic Records Management Systems Software) в феврале 2006 года, см. https://www.rose-hulman.edu/class/csse/csse371/resources/ERMSspecifications_tcm2-1007.pdf . Во введении отмечалось, что:

  • Настоящий документ предоставляет органам и учреждениям правительства Австралии набор типовых требований, направленных на обеспечение адекватных функциональных возможностей для управления документами в программном обеспечении электронных ERMS-систем управления документами.

  • Государственным органам рекомендуется использовать данные спецификации при проектировании или закупке нового и при обновлении существующего программного обеспечения.

  • Спецификации также можно использовать при аудите, оценке или анализе существующих ERMS-решений государственных органов.

  • Спецификации представляют собой не исчерпывающий набор требований, а, скорее, типовой набор ключевых функциональных требований, которые государственные органы могут включать в свою тендерную документацию при подготовке к выбору и закупке ERMS-решений. Ожидалось, что государственные органы оценят и скорректируют функциональные требования, выбрав те из них, что лучше всего подходят в контексте их деловой деятельности и с учётом имеющихся технических требований и ограничений.

Очень немногие из имевшихся на рынке решений соответствовали конкретным требованиям данных спецификаций, следствие чего появились высказывания о том, что спецификации ограничивают выбор решений.

2006 год – Конкуренция стандартов офисных форматов на основе XML

Стандарт файлового формата OpenDocument (ODF) был опубликован как ISO/IEC 26300 в 2006 году.

Microsoft представила исходный материалы по своему файловому формату в технический комитет TC45 ассоциации ECMA International, где он был стандартизирован как стандарт ECMA-376, утвержденный в декабре 2006 года. Позднее он был трансформирован в международный стандарт ISO 29500, опубликованный в 2008 году.

Согласно статье в Википедии об Open Office XML (OOXML), «стандартизация в ИСО формата Office Open XML вызвала ожесточенные споры», поскольку казалось излишним иметь два конкурирующих стандарта офисных файловых форматов на основе XML.

2006 год – Интерес к средствам поддержки коллективной работы

В декабре 2006 года компания Butler Group опубликовала статью под названием «Совместная работа над документами – Связывание людей, процессов и контента» (Document Collaboration – Linking People, Process and Content). В отчете отмечалось, что EDM-системы управления контентом помогли повысить внутреннюю эффективность, но теперь возникла необходимость «охватить этими системами партнеров и заинтересованные стороны» и обеспечить поддержку «развитых функциональных возможностей для сотрудничества и коллективной работы».

В документе были перечислены следующие EDM-продукты:

  • Семейство продуктов Adobe Acrobat

  • EMC eRoom

  • IBM Notes/Domino, Workplace collaboration services, QuickPlace

  • Microsoft Office 2007

  • Open Text Livelink ECM – eDOCS (включающий пакет программ Hummingbird, приобретенный компанией Open Text в 2006 году)

  • Oracle Collaboration Suite, Content DB и Records DB

  • Stellent Collaboration Management

  • Vignette

2006 год – Компания Spescom Software Inc

В материале, представленном Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) в январе 2006 года отмечалось, что компания Spescom Software Inc, поставщик компьютерных интегрированных систем из Сан-Диего, стала преемником компаний Alpharel Inc и Altris Software Inc.

2006 год - Компания Oracle приобретает фирму Stellent

В выпущенном в 2006 году пресс-релизе компании Oracle под названием «Oracle покупает Stellent» говорилось, что Stellent является глобальным поставщиком программных ECM-решений для управления корпоративным контентом, включающим управление документами и контентом, управление веб-контентом, управление цифровыми активами, управление графическими образами и потоками работ, а также управление рисками и исполнением законодательно-нормативных требований. Также отмечалось, что данное приобретение «дополнит и расширит существующий портфель решений Oracle по управлению контентом». Несмотря на приобретение, название «Stellent» было сохранено.

2006 год - IBM приобретает FileNet


Фирма IBM приобрела компанию FileNet в 2006 году. (Источник: статья в Википедии о FileNet).

2006 год - Google выходит на рынок онлайн-инструментов повышения производительности и поддержки совместной работы при управлении контентом

В 2006 году компания Google выпустила приложение Google Apps for Your Domain — набор инструментов поддержки облачных вычислений, повышения производительности и совместной работы. Впоследствии были приобретены и/или добавлены различные приложения и элементы, но ключевым с точки зрения управления контентом было решение Google Docs (согласно статье в Википедии). Однако Google Docs не имел функциональных возможностей для управления документами.

В статье в издании ZDNet, опубликованной в июне 2007 года, отмечалось, что решение Google Apps предлагает инструмент для перехода с Exchange Server и Lotus Notes, что делает Google реальной альтернативой Microsoft и IBM. Google Apps позже, в 2016 году, будет переименовано в G-Suite.

2007 год - Компания Spescom уходит с рынка управления корпоративным контентом

В 2007 году компания Spescom покинула сектор корпоративного программного обеспечения, продав свою американскую дочернюю компанию Enterprise Informatics. (Источник: статья в Википедии о Spescom).

Компания Enterprise Informatics, основанная в 1981 году, продолжила свое существование как дочерняя компания Bentley Systems Inc. Она продолжала продавать набор интегрированных программных продуктов для управления контентом, конфигурациями и документами, в основном под маркой eB.

2007 год - Компания Zoho выходит на рынок инструментов для совместного управления контентом в онлайн-режиме

Корпорация Zoho, базирующаяся в Индии и известная с 1996 по 2009 год как AdventNet Inc., выпустила в 2007 году решение Zoho Docs.

2007 год – Компания HP Autonomy приобретает Meridio

В 2007 году компания Meridio была куплена компанией HP Autonomy (которая долгое время сотрудничала с Kainos). Материнская компания Kainos продолжила работать с решениями на основе SharePoint.

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/11/15.html )

Эндрю Уорланд (Andrew Warland)

Источник: блог Эндрю Уорланда
https://andrewwarland.wordpress.com/2021/02/11/a-brief-history-of-electronic-document-and-records-management-systems-and-related-standards/

Видео технического подкомитета ИСО TC46/SC11 о техническом отчёте ISO/TR 8344:2024 об управлении документами в средах структурированных данных

9 октября 2024 года канал технического подкомитета Международной организации по стандартизации (ИСО) TC46/SC11 «Управление документами» на сайте YouTube, см. https://www.youtube.com/@TC46SC11Archivesandrecords-d9r , выложил новый 3-минутный видеоролик (на английском языке) под названием «Технический отчёт ISO/TR 8344:2024 объясняет вопросы управления документами в средах структурированных данных» (ISO TR 8344 2024 Explainer Structured Data Environments), см. https://www.youtube.com/watch?v=eU-9SWaAIJs .

В нём речь идёт недавно опубликованном техническом отчёте ИСО, о котором я уже писала – см. http://rusrim.blogspot.com/2024/04/isotr-8344.html


В аннотации отмечается:

«В условиях сегодняшнего быстро меняющегося цифрового ландшафта эффективное управление документами становится более важным, чем когда-либо прежде. Технический отчет Международной организации по стандартизации (ИСО) ISO/TR 8344:2024 «Информация и документация – Вопросы и соображения относительно управления документами в средах структурированных данных» (Information and documentation - Issues and considerations for managing records in structured data environments, https://www.iso.org/standard/83138.html ) содержит ключевые рекомендации по работе с документами в средах структурированных данных, обеспечивая соответствие этих документов деловым потребностям и законодательно-нормативным требованиям.

Данное видео представляет недавно выпущенный продукт технического подкомитета ISO/TC46/SC11 «Управление документами» и высвечивает основные проблемы, с которыми сталкиваются организации при управлении структурированными данными в качестве документов. Вы сможете узнать, как стандарты ИСО помогают кодифицировать передовые практики в форме применимых в международном масштабе систем менеджмента, обеспечивающих аутентичность документов, их надёжность и пригодность к использованию.

Вы также узнаете, каким образом стандарты и другие продукты ИСО помогают организациям разрабатывать и совершенствовать системы, которые создают документы и управляют ими, способствуя постоянному совершенствованию и соблюдению законодательно-нормативных требований. Независимо от того, являетесь ли вы руководителем делового подразделения, специалистом по управлению документами или ИТ-специалистом, ISO/TR 8344:2024 предоставляет Вам инструменты, необходимые для преодоления сложностей современного мира, движимого данными.

Смотрите это видео сейчас, чтобы познакомиться с тем, как технический подкомитет ISO/TC46/SC11 формирует будущее управления документами!»

Источник: YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=eU-9SWaAIJs

суббота, 26 октября 2024 г.

Эндрю Уорланд: Краткая история электронных систем управления документами и контентом, а также связанных с ними стандартов, часть 13

(Продолжение, см. предыдущую часть https://rusrim.blogspot.com/2024/10/12.html )

С 2003 года – Деятельность CNIPA (Италия)

Итальянский Национальный центр по информатике в государственных и муниципальных органах (Centro Nazionale per Informatica nella Pubblica Amministrazione, CNIPA) в 2003 году опубликовал свое руководство по управлению электронными журналами регистрации (Protocollo Informatico).

Цент CNIPA был переименован в 2009 году в агентство по внедрению ИКТ в государственном управлении (DigitPA), а в 2012 году стал агентством «Электронная Италия» (L'Agenzia per l'Italia Digitale, AgID). AGID отвечает за установление стандартов управления электронными документами в итальянских государственных учреждениях.  (Источник: Protocollo Informatico)

Середина 2003 года - Проблемы корпоративного управления документами

В отчете об отраслевых тенденциях (Industry Trend Report) за май 2003 года Брюс Сильвер (Bruce Silver, из фирмы Bruce Silver Associates) высказал аргументы в пользу корпоративного управления документами по итогам различных «скандалов», связанных с управлением документами в тот период, включая скандаля с фирмами Enron и Anderson.

Сильвер аргументировал, что решения для управления корпоративным контентом, для управления архивом электронной почты и для резервного копирования не соответствуют «новым законодательно-нормативным требованиям к управлению документами», таким как DOD 5015.2, правила SEC 17a-3 и 17a-4, правилам NASD 2210, 3010 и 3110, правилам NYSE 342 и 440, стандарт ISO 15489 и спецификации MoReq.

Сильвер также отмечал, что эффективное («полное») решение для корпоративного управления документами будет «внедряться как расширение инфраструктуры компании для корпоративного управления контентом», обеспечивая единый интерфейс ко всем документам, хранящимся в различных местах, «включая хранилища контента третьей стороны, в дополнение к системе электронной почты и сетевой файловой системе».

2003 год - Основные поставщики интегрированных решений для управления документами и контентом (EDM/RM)

Ниже приведён список «основных поставщиков на рынке IDM-систем интегрированного управления документами и контентом (Integrated Document Management)», опубликованный в октябре 2003 года. Считается, что этот список взят из отчета фирмы Butler Group:

  • Documentum 5: управление контентом, веб-контентом, корпоративное управление документами, управление документами (посредством приобретения соответствующего решения), поддержка коллективной работы, управление цифровыми активами (DAM).

  • FileNet P8 Image Services: управление контентом, веб-контентом, графическими образами документов, управление документами.

  • Gauss VIP Enterprise 8: управление контентом, веб-контентом, графическими образами документов, корпоративное управление документами (куплено компанией Open Text).

  • Hummingbird Enterprise 5: Полный набор программ для интегрированного управления документами и контентом (IDM), включая управление контентом, знаниями, портал, поддержка коллективной работы, управление рабочими процессами, управление графическими образами документов, управление документами.

  • Hyland Software OnBase: Интегрированное управления документами и контентом (IDM), где, однако, недоставало развитых инструментов для управления веб-контентом, документами, а также поддержки коллективной работы.

  • IBM Content Manager: Корпоративное управление документами и рабочими процессами. 

  • Identitech FYI: Интегрированное управления документами и контентом (IDM).

  • Information Management Research (IMR) Alchemy: Интегрированное управления документами и контентом (IDM).

  • Laserfiche Document Imaging: Интегрированное управления документами и контентом (IDM), включая управление контентом и документами.

  • Legato ApplicationXtender, EmailXtender, DiskXtender: Интегрированное управления документами и контентом (IDM).

  • Open Text Livelink.

  • Optical Image Technology (OIT) DocFinity: Интегрированное управления документами и контентом (IDM).

  • Optika Acorde: Решение, главным образом предназначенное для управления графическими образами и документами. Не имело развитых функциональных возможностей для управления документами, контентом и для поддержки коллективной работы. Для управления документами было куплено решение компании Acquired Select Technologies.

  • Tower Technology IDM, Seraph: Интегрированное управления документами и контентом (IDM).

  • Westbrook Fortis Suite, File Magic: Интегрированное управления документами и контентом (IDM).

2004 год - Компания Stellent приобретает Optika

Компания Stellent приобрела решение Optika в начале 2004 года. В тот момент основным продуктом Stellent было решение «Универсальное управление контентом» (Universal Content Management, UCM). (Источник: статья Wikipedia о приобретениях Oracle)

В отчете о продаже в бюллетене The Register отмечались слова генерального директора Stellent о том, что «клиенты хотели бы консолидировать в рамках продукта одного поставщика решения, удовлетворяющие их потребности в управлении контентом, включая управление графическими образами, управление бизнес-процессами, управление веб-контентом и управление документами». Новая линейка продуктов была названа Stellent Imaging and Business Process Management (IBPM). В статье также отмечалось, что Oracle, вероятно, после этого приобретения купит компанию Stellent (см. 2006 г. ниже).

2004 год - Спецификации ReMANO (Голландия)

В 2004 году правительство Голландии создало каталог требований к программному обеспечению для электронных систем управления документами (ReMANO), используемых голландскими государственными органами. (Источник: «Требования к ERM-системам» (ERM System Requirements’), опубликовано в INFuture, 4–6 ноября 2009 г., Марко Лукичич (Marko Lukicic, компания Ericsson).

Мой комментарий: Сокращение ReMANO происходит от Softwarespecificaties voor Record Management Applicaties voor de Nederlandse Overheid («Спецификации для программных приложений для управления документами для правительства Нидерландов»).

Впоследствии на смену спецификация ReMANO в 2008 году пришёл стандарт NEN 2082:2008 «Требования к функциональным возможностям для управления информацией и документами в программном обеспечении» (Eisen voor Functionaliteit van Informatie- en Archiefmanagement in programmatuur, самоназвание на английском языке: Requirements for records management functionality in software, см. https://www.doc88.com/p-51061624705562.html ).

2004 год – Выпуск решения ELOenterprise

Согласно веб-сайту компании ELO, решение ELOenterprise был выпущено в 2004 году. Эта версия программного обеспечения компании ELO была «разработана для использования в том числе и вне рамок систем на базе Windows», и описывалась как «модульное, многопользовательское решение». (Источник: веб-сайт ELO, раздел Company History).

2004-2005 годы – Рождение Facebook

После создания в 2003 году раннего прототипа под названием Facemash, решение «The Facebook» было выпущено в феврале 2004 года. Артикль «the» был исключён из названия в августе 2005 года.

Вот-вот начнётся быстрое широкое распространение технологии Web 2.0

(Продолжение следует, см. https://rusrim.blogspot.com/2024/10/14.html )

Эндрю Уорланд (Andrew Warland)

Источник: блог Эндрю Уорланда
https://andrewwarland.wordpress.com/2021/02/11/a-brief-history-of-electronic-document-and-records-management-systems-and-related-standards/

ИСО: Опубликован новый стандарт ISO 32120:2024 «Рекомендации по обмену информацией мониторинга, относящейся к уверенности в качестве товаров в цепочках поставок электронной торговли»

Сайт Международной организации по стандартизации (ИСО) в сентябре 2024 года сообщил о публикации нового стандарта ISO 32120:2024 «Обеспечение надёжности транзакций в электронной коммерции - Рекомендации по обмену информацией мониторинга, относящейся к уверенности в качестве товаров в цепочках поставок электронной торговли» (Transaction assurance in E-commerce - Guidelines on sharing goods quality assurance traceability information in E-commerce supply chains) объёмом 29 страниц, см. https://www.iso.org/standard/80782.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:80782:en .

Стандарт подготовлен техническим комитетом ИСО TC321 «Обеспечение надёжности транзакций в электронной коммерции» (Transaction assurance in E-commerce).

Во вводной части стандарта отмечается:

«В настоящем документе содержатся рекомендации по обмену информацией мониторинга (прослеживания), связанной с обеспечением уверенности в качестве товаров в сфере электронной коммерции.

В данном документе описывается типичный процесс установления прослеживаемости в интересах обеспечения уверенности в качестве товаров, рассматриваются критические события отслеживания (critical tracking events, CTE) и ключевая информация мониторинга (прослеживания) в контексте электронной коммерции; а также рассматриваются методы обмена собранной информацией мониторинга.

Данный документ предназначен для применения только в отношении цепочек поставок электронной коммерции.»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативная ссылка
3. Термины и определения
4. Общие принципы
5. Контекст цепочек поставок в электронной коммерции
6. Установление прослеживаемости (мониторинга)
7. Информация мониторинга
8. Обмен информацией
Приложение : Примеры технических решений для обмена данными
Библиография

Источник: сайт ИСО
https://www.iso.org/standard/80782.html
https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:80782:en

пятница, 25 октября 2024 г.

Карл Мелроуз и его коллеги Майкл Аптон и Джуди Верно выложили 42-й подкаст по теме управления информацией

10 октября 2024 года на канале «Information Revolution podcast» на сайте YouTube ( https://www.youtube.com/@informationrevolutionpodca8610/videos ) был выложен очередной, 42-й по счёту подкаст, подготовленный австралийским специалистом в области управления документами и информацией Карлом Мелроузом (Karl Melrose – на фото) и его новозеландскими коллегами Майклом Аптоном (Michael Upton) и Джуди Верно (Judi Vernau).

Напомню, что если открыть подкаст в браузере Yandex, то при наведении курсора в верхнюю часть видео появится меню, позволяющее включить ИИ-автоперевод и субтитры (можно выбрать как английский, так и русский язык, нажав на «троеточие»). Подготовка автоперевода может занять несколько минут.

Эпизод 42: «Способны ли мы справиться с растущими масштабами работы?» (Can we scale?)


Подкаст продолжительностью 30 минут был выложен 10 октября 2024 года. В описании этого подкаста ( https://www.youtube.com/watch?v=Xx_WhEhkZhk ) сказано:

«Как нам быть, если нужно управлять тысячами документов? А что. если их миллионы? Или миллиарды? В данном подкасте мы обсуждает проблему того, что практики управления документами и информацией, похоже, не меняются при увеличении масштабов, а также говорим о некоторых последствиях этого и о том, что мы могли бы попробовать сделать.»

Источник: сайт YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=Xx_WhEhkZhk

Евросоюз: Опубликованы подзаконные акты, поддерживающие реализацию «Директивы NIS2» по кибербезопасности

Данная новость была опубликована 17 октября 2024 года на сайте Еврокомиссии.

Мой комментарий: В новости речь идёт о мерах по реализации «директивы NIS2» - это «Директива №2022/2555 Европейского парламента и Совета от 14 декабря 2022 года о мерах по обеспечению высокого общего уровня кибербезопасности во всем Евросоюзе, вносящая поправки в Регламент №910/2014 и Директиву №2018/1972, и отменяющая Директиву № 2016/1148 (Директива NIS2)» (Directive (EU) 2022/2555 of the European Parliament and of the Council of 14 December 2022 on measures for a high common level of cybersecurity across the Union, amending Regulation (EU) No 910/2014 and Directive (EU) 2018/1972, and repealing Directive (EU) 2016/1148 (NIS 2 Directive) (Text with EEA relevance)), см.
https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2022/2555/oj

Опубликованы:

  • C(2024) 7151 «Подзаконный нормативный акт Еврокомиссии, поддерживающий реализацию Директивы NIS2» (NIS2 Directive - Commission implementing Regulation), см. https://ec.europa.eu/newsroom/dae/redirection/document/109217

  • C(2024) 7151 – ANNEX «Приложение к подзаконному нормативному акту Еврокомиссии, поддерживающему реализацию Директивы NIS2» (NIS2 Directive - Commission implementing Regulation – Annex), см. https://ec.europa.eu/newsroom/dae/redirection/document/109218

Настоящий нормативный акт устанавливает технические и методологические требования к мерам, указанным в Директиве NIS2, в отношении поставщиков DNS-сервисов, реестров имен TLD-высшего уровня, поставщиков услуг облачных вычислений, поставщиков услуг центров обработки данных, поставщиков сетей доставки контента, поставщиков управляемых услуг, поставщиков управляемых услуг безопасности, поставщиков торговых онлайн-площадок, поисковых онлайн-систем и платформ социальных сетей, а также соответствующих поставщиков услуг доверия.

После вступления Директиву NIS2 в силу в январе 2023 года, государства-члены Евросоюза должны реализовать её в национальном законодательстве до 17 октября 2024 года. Директива NIS2 устанавливает технические и методологические требования к мерам управления рисками кибербезопасности для критически важных субъектов и сетей.

Мой комментарий: Нормативный акт определяет, для различных категорий поставщиков, какие инциденты считаются «существенными» (significant incidents). В приложении приведен набор требований к политикам (в области безопасности информационных систем, сетевой безопасности, менеджмента риска, реагирования на инциденты, обеспечения непрерывности деловой деятельности и управления кризисами, обеспечения безопасности цепочек поставок, обеспечения безопасности при закупках информационных систем, оценки эффективности мер кибербезопасности и т.д.).

Источник: сайт Еврокомиссии
https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/nis2-commission-implementing-regulation

четверг, 24 октября 2024 г.

Международный проект InterPARES проводит 25 октября 2024 года открытый симпозиум на тему «Внедрение искусственного интеллекта в архивах»

С 22 по 24 октября 2024 года участники международного проекта «InterPARES Trust AI» проведут свою очередную пленарную встречу в городе Денвере, штат Колорадо, США.

25 октября 2024 года начиная с 18:00 по московскому времени на YouTube будет транслироваться открытый симпозиум на тему «Внедрение искусственного интеллекта в архивах» (Bringing AI to the Archives). Рабочий язык – английский. Подключиться к трансляции можно будет по адресу https://youtube.com/live/xF6CnL01iqY?feature=share


Программа симпозиума (см. https://interparestrustai.org/assets/public/dissemination/SymposiumProgramDenver2024-10-25.pdf ) следующая (время московское):

18:00 (9:00 по местному времени). Лючиана Дюранти (Luciana Duranti, университет Британской Колумбии (UBC)) Представление проекта InterPARES Trust AI

18:30. Ричард Эрнандес (Richard Arias Hernandez, UBC) «Компетенции в области ИИ для представителей архивных профессий» (AI competencies for the Archival Professions)

19:00. Йори Хуро (Iori Khuhro, UBC) «Где баланс? Искусственный интеллект, архивы и защита персональных данных» (here's the Balance? AI, Archives, and Privacy)

19:30. Хьюголин Бержье (Hugolin Bergier, Университет Регис (Regis University)) «Логика нового стандарта архивного описания «Документы в контекстах»» (The Logic of Records in Context)

20:00. Джозевф Теннис (Joseph T. Tennis, Университет Вашингтона) «ИИ и цепочка обеспечения долговременной сохранности» (AI and the Chain of Preservation)

20:30. Трейси Лорио (Tracey Lauriault, Карлтонский университет (Carleton University)) «Данные, автоматизация и ИИ в цифровых двойниках» (Data, Automation & AI in the Digital Twin)

21:00. Перерыв

22:30. Питер Салливен (Peter Sullivan, UBC) «Представление Аудиоархивов ЮНЕСКО» (Presenting Audio Archives at UNESCO)

23:00. Джессика Буши (Jessica Bushey, Университет Сах-Хосе) «Сгенерированные ИИ изображения и искусственный интеллект в фотоархивах» (AI-gen Images and AI in Photo archives)

23:30. Хрвое Станчич (Hrvoje Stancic, Университет Загреба) «ИИ-как-услуга для архивов» (AI-as-a-Service for Archives)

24:00. Мухаммад Абдул-Маджид (Muhammad Abdul-Mageed, UBC) «Последние новости лаборатории обработки естественного языка UBC-NLP университета Британской Колумбии» (Latest news from the UBC-NLP lab)

0:30. Ответы на вопросы и дискуссия

1:00. Завершение симпозиума

Источник: сайт проекта InterPARES
https://interparestrustai.org/assets/public/dissemination/SymposiumProgramDenver2024-10-25.pdf

CEN: Опубликованы технические спецификации CEN/TS 18053 по вопросам управления доказательствами, относящимися к инцидентам с химическими, биологическими, радиоактивными, ядерными и взрывоопасными веществами

30 сентября 2024 года сайт Британского института стандартов (BSI) сообщил о публикации подготовленных Европейским комитетом по стандартизации (CEN) технических спецификаций, посвященных отслеживанию цепочки ответственного хранения цифровых доказательств, относящихся к инцидентам с химическими, биологическими, радиоактивными, ядерными и взрывоопасными веществами (chemical, biological, radiological, nuclear, and explosive, CBRNE) – далее «CBRNE-доказательства».

Следует отметить, что установление происхождения документов, важной частью которого является знание всей цепочки ответственных хранителей с момента их создания, играет большую роль в подтверждении аутентичности и надёжности документов. Данный вопрос представляет интерес как для архивистов, так и для специалистов по управлению документами. Ввиду этого новые европейские технические спецификации могут представлять интерес для широкого круга специалистов по управлению документами и контентом, несмотря на то, что в них рассматривается весьма специфическая группа документов.

Документы были подготовлены Техническим комитетом CEN/TC 391 «Общественная и гражданская безопасность» (Societal and citizen security), секретариат которого поддерживается французским национальным органом по стандартизации AFNOR.

Технические спецификации CEN/TS 18053-1:2024 «Цепочка цифрового ответственного хранения CBRNE-доказательств - Обзор и концепции» (Digital Chain of Custody for CBRNE Evidence. Overview and Concepts) объёмом 34 страницы, см
https://knowledge.bsigroup.com/products/digital-chain-of-custody-for-cbrne-evidence-overview-and-concepts-7 и https://www.doc88.com/p-98647950202065.html .

Во вводной части документа отмечается:

«В ситуациях, связанных с инцидентами с химическими, биологическими, радиоактивными, ядерными и взрывоопасными веществами (CBRNE), вызванными как естественными или случайными событиями, так и преднамеренными действиями, такими как терроризм или война, может быть критически важно точно идентифицировать CBRNE-вещества путём сбора и транспортировки образцов в лабораторию.

Система отслеживания цепочки цифрового ответственного хранения (digital chain of custody) может способствовать обеспечению прослеживаемости и безопасности CBRNE-доказательств на протяжении всего процесса. То, что этот процесс охватывает различных заинтересованных лиц, подчеркивает важность поддержания целостности цепочки ответственного хранения и документирования всех действий, особенно в пунктах передачи ответственности за хранение (Custody Transfer Points, CTP), чтобы облегчить проведение аудита вовлечённых заинтересованных лиц.

В любом процессе отслеживания цепочки цифрового ответственного хранения (digital Chain of Custody, dCoC) важно выявить заинтересованных лиц с определенными ролями или видом участия в данном dCoC-процессе. К этим заинтересованным лицам могут относиться группа командующего миссией, группа разведки, группа отбора проб, группа транспортировки и группа лабораторных исследований.

Рабочий процесс стратегического управления данными направлен на предоставление указаний и рекомендаций по проведению безопасной цифровой передачи доказательных материалов и выявлению заинтересованных лиц, вносящих вклад в формирование доказательных материалов на каждом этапе процесса. В рекомендация подчеркивается важность включения метаданных о цифровом ответственном хранении (digital custody metadata, DCM) в dCoC-процесс для обеспечения целостности и неотказуемости элементов цифровых доказательств и отслеживания их ответственных хранителей. Благодаря включению таких метаданных dCoC-процесс может обеспечить полное и точное документирование всех этапов, связанных с ответственным хранением, контролем и управлением, передачей и аудитом цифровых доказательств, тем самым повышая прозрачность и подотчётность.

… В настоящем документе представлен обзор концепции «точки передачи ответственности за хранение» (Custody Transfer Point, CTP) в рамках процесса отслеживание цепочки цифрового ответственного хранения (dCoC), включая выявление и аудит ответственных хранителей и стратегическое управления метаданными в интересах обеспечения целостности данных в каждой CTP-точке. Документ также включает:

  • Определения используемых для описания dCoC-процесса понятий, связанных с журналом аудита цифровых доказательств для каждого случая передачи ответственности за хранение (т. е. сведений о том, кто является ответственным хранителем в каждой точке передачи ответственности);

  • Общие рекомендации по процессу стратегического управления данными в рамках жизненном цикла CTP, включая установление ролей заинтересованных сторон;

  • Политики управления цифровыми метаданными и соответствия хорошим практикам с целью обеспечения неотказуемости от сообщаемых данных об ответственных хранителях цифровых доказательства в ходе жизненного цикла передачи ответственности за хранение.

Это первый из двух документов по вопросу предоставления метаданных о цифровом ответственном хранении (Digital Custody Metadata DCM) для целей управления данными, связанными с ответственным хранением цифровых доказательств. Часть 2 дополняет этот документ, предоставляя детальные рекомендации по этапам процесса стратегического управления данными в рамках каждом жизненного цикла CTP.

Целью документа является предоставление рекомендаций как техническому, так и нетехническому персоналу, включая лиц, ответственных за соблюдение законодательно-нормативных требований и отраслевых стандартов. Он разработан таким образом, чтобы быть полезным для широкого круга специалистов, независимо от их уровня технических знаний, тем самым обеспечивая, что все заинтересованные стороны, участвующие в реализации рекомендаций данного документа, смогут понять их и эффективно им следовать.»

Содержание документа следующее:

Европейское предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Обозначения и сокращения
5. Общие рекомендации
6. Контекст жизненного цикла передачи ответственности за хранение
Приложения
Библиография

Технические спецификации CEN/TS 18053-2:2024 «Цепочка цифрового ответственного хранения CBRNE-доказательств – Управление данными и аудит» (Digital Chain of Custody for CBRNE Evidence. Data Management and Audit) объёмом 36 страниц, см. https://knowledge.bsigroup.com/products/digital-chain-of-custody-for-cbrne-evidence-data-management-and-audit-7?version=standard и https://www.doc88.com/p-37416351887485.html .

Во вводной части документа отмечается:

«В настоящем документе описаны метаданные, которые следует принято во внимание при автоматизации передачи ответственности за хранение цифровых доказательств в рамках цепочки цифрового ответственного хранения (dCoC). Цель заключается в том, чтобы предложить рекомендации в отношении стандартизированной структуры метаданных для аудита передачи ответственности за хранение между заинтересованными сторонами. Эти рекомендации направлены на поддержку целостности данных и обеспечение соответствия бизнес-правилам в каждой точке передачи ответственности за хранение (CTP).

… В настоящем документе содержатся указания и рекомендации по вопросам управления и аудита метаданных о цифровом ответственном хранении (DCM), которые позволяющие заинтересованным сторонам идентифицировать и проводить аудит ответственных хранителей цифровых CBRNE-доказательств в рамках цепочке цифрового ответственного хранения (dCoC). В документе предлагается структура метаданных для управления ресурсами, выделенными для CBRNE-миссии, и соблюдения хороших практик стратегического управления данными, тем самым повышая осведомленность в каждой точке передачи ответственности за хранение.

Информационный поток в рамках dCoC-процесса моделируется с использованием модели и нотации бизнес-процессов (Business Process Model and Notation, BPMN) для описания рабочего процесса стратегического управления DCM-метаданными. Эта стандартная нотация обеспечивает формальное представление, которое помогает понять проблемы, связанные с DCM-метаданными. Цель заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на структурах метаданных, необходимых для управления ответственными хранителями цифровых активов, при этом описывая данные, на которые следует обратить внимание при описании рабочего процесса стратегического управления DCM-метаданными.

Данный документ является вторым из двух технических спецификаций по вопросу предоставлению DCM-сервисов для управления данными, связанными с ответственным хранением цифровых CBRNE-доказательств.»

Содержание документа следующее:

Европейское предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Обозначения и сокращения
5. Стратегическое управление данными в области передачи ответственности за цифровое хранение
6. Структура метаданных о цифровом ответственном хранении
7. Определение индикаторов для мониторинга цифрового ответственного хранения доказательств
8. Модель данных цифрового ответственного хранения
Приложения
Библиография

Источник: Сайт Британского института стандартов
https://knowledge.bsigroup.com/products/digital-chain-of-custody-for-cbrne-evidence-overview-and-concepts-7
https://knowledge.bsigroup.com/products/digital-chain-of-custody-for-cbrne-evidence-data-management-and-audit-7?version=standard