(Окончание)
Запаздывание с рассекречиванием
В открытом обществе потребность в прозрачности и потребность в секретности постоянно противостоят друг другу. Когда президент Барак Обама (Barack Obama) вступил в должность, напряженность достигла критической точки: на тот момент 418 миллионов страниц документов, ранее содержавших государственную тайну, ожидали экспертизы на предмет рассекречивания.
Пытаясь решить эту проблему, 29 декабря 2009 года Обама подписал исполнительный приказ ( https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/executive-order-classified-national-security-information ) о создании в структуре Национальных Архивов США Национального центра рассекречивания (National Declassification Center, см. https://www.archives.gov/declassification/ndc/about-ndc ). Указ также предусматривал автоматическое рассекречивание (за рядом исключений) секретных материалов через 25 лет. Сейчас Национальный центр рассекречивания проводит экспертизу около 11 миллионов страниц документов в год, многие из которых требуют длительного изучения. Но проблема задержек с рассекречивание всё ещё остаётся.
Упомянутый исполнительный приказ продолжил процесс, известный как «обязательная экспертиза на возможность рассекречивания» (Mandatory Declassification Review, MDR), который даёт возможность заинтересованным физическим лицам запрашивать проведение экспертизы секретной информации на предмет рассекречивания, аналогично Закону о свободе доступа к государственной информации (Freedom of Information Act, FOIA). В числе наиболее востребованных находятся президентские документы, хранящиеся в 15 курируемых Национальными Архивами президентских библиотеках.
В 2018 году Национальные Архивы решили консолидировать все экспертизы по рассекречиванию для 10 президентских библиотек и проводить их в Национальном центре рассекречивания. Этот процесс, однако, застопорился, когда началась пандемия. Три президентских библиотеки — Ричарда Никсона, Рональда Рейгана и Билла Клинтона — по-прежнему полностью контролируют имеющиеся у них секретные материалы.
По данным Национальных Архивов, по состоянию на 30 июня 2024 года в Национальном центре рассекречивания накопилось около 12 тысяч ждущих обработки MDR-запросов в отношении 7 президентских библиотек, а в трех других президентских библиотеках – ещё более 8 тысяч ожидающих рассмотрения запросов — в общей сложности почти 20 тысяч запросов. Кроме того, в семи библиотеках ожидают рассмотрения 700 запросов на основании закона о свободе доступа к государственной информации (FOIA), а в трёх других библиотеках - 348 таких запросов.
Что это означает на практике: В 2022 году «Архив национальной безопасности» поинтересовался у Библиотеки Джорджа Буша-младшего, когда можно ожидать ответа на его FOIA-запрос, и ответ был: «через 12 лет». Национальные Архивы сообщают, что у них в Библиотеке Буша накопилось 183 миллиона страниц, которые нужно обработать во исполнение FOIA-запросов, и ещё 128 миллионов страниц в Библиотеке Обамы. Постраничный просмотр требует огромных ресурсов, и архивное ведомство в состоянии обрабатывать лишь около 500 тысяч страниц в год.
Увеличение штата Национального центра рассекречивания и внедрение им передовых технологий должны стать одним из ключевых аспектов оптимизации деятельности Национальных Архивов. Как рассказал мне один из сотрудников центра, при нынешнем штате в 70 человек в нём имеется только один защищённый терминал и один защищённый телефон для общения с другими федеральными ведомствами. Иногда документы пересылаются на дискетах курьером между офисами. Более того, Национальный центр рассекречивания не имеет полномочий самостоятельно принимать решения о рассекречивании. Ключевую роль играет мнение других федеральных ведомств, таких как Министерство обороны. Это сильно тормозит работу Национального центра рассекречивания.
Что делать?
С учетом стремительного роста государственного долга США сейчас трудно получить дополнительное финансирование, однако на затруднительное положение, в котором оказались Национальные Архив, необходимо отреагировать в ближайшее время. Решение потребует значительных инвестиций в цифровую «систему систем», а также резкого увеличения расходов для ликвидации задержек в оцифровке и рассекречивании документов.
Вопрос стоит не просто о шкафах и хранилищах с документами. Для американской демократии важно, чтобы будущие поколения имели беспроблемную связь со своим прошлым, включая историю деятельности нашего правительства, его достижения, его кризисы и ошибки. Как недавно заявила в своём отчете «Национальная коалиция по истории» (National Coalition for History), Национальные Архивы и их сотрудники «делают возможным правдивое и полное понимание нашей истории».
Национальные Архивы обеспечивают долговременную сохранность и предоставляют доступ к документам правительства США не только исследователям, но и всем трём ветвям власти. Белый дом, следователи Конгресса и прокуроры по уголовным делам - все они используют архивные ресурсы. Национальные Архивы играют ключевую роль, помогая федеральным органам исполнительной власти понять свою институциональную историю и рассекречивая государственные документы в интересах подотчётности и прозрачности. Архивы - это место, куда студенты приходят, чтобы узнать о Второй мировой войне, а историки - чтобы изучить принятие президентских решений во время кубинского ракетного кризиса или Уотергейта.
Национальные Архивы должна быть своего рода современным «Ноевым ковчегом», защищающим и сохраняющим историю страны. Конгресс и Белый дом должны сделать его «подходящим по размеру» для его миссии и гарантировать, что он «останется на плаву».
Дэвид Хоффман (David E. Hoffman)
Источник: сайт газеты «Вашингтон пост» (The Washington Post)
https://www.washingtonpost.com/opinions/2024/09/20/national-archives-troubles-digital/
четверг, 17 октября 2024 г.
Цифровое цунами приближается, Национальные Архивы США в беде, часть 4
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий