Росархив приказом от 28 ноября 2025 года №156 утвердил «Рекомендации по подготовке федеральными органами исполнительной власти перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов».
Содержание рекомендаций следующее:
1. Общие положения
2. Определение состава документов, включаемых в перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов
3. Оформление перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов
4. Заключительные положения
Рекомендации подготовлены:
- в соответствии с абзацем двенадцатым подпункта 4 пункта 9 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 293 «Вопросы Федерального архивного агентства»;
- во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; и
- во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 16 марта 2024 г. №637-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления».
Рекомендации разработаны в целях реализации пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2022 г. №279 «О государственной информационной системе «Платформа «Центр хранения электронных документов» (ГИС «Платформа «ЦХЭД»).
Разработка Перечней ЭД в федеральных органах исполнительной власти осуществляется службами делопроизводства и архивами при участии специалистов структурных подразделений.
При подготовке Перечней ЭД используются (п.5):
- Перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения (Перечень ФОИВ);
- Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденный приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. №236 (Перечень типовых документов);
- Инструкция по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденная приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. №237 (Инструкция);
- Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Росархива от 28 декабря 2021 г. №142;
- Инструкция по применению Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденная приказом Росархива от 12 декабря 2023 г. №154;
- Номенклатуры дел федеральных органов исполнительной власти.
Сроки хранения документов, установленные перечнями и указанные в номенклатурах дел, не зависят от вида носителя информации (пункт 4.2 Инструкции) (п.6).
В Перечни ЭД рекомендуется включать (п7) документы:
- Которым установлен временный срок хранения: проекты нормативных, распорядительных, организационных и иных документов; плановые, отчетные документы, подлежащие обобщению; информационные документы; справочные документы; документы по оперативным вопросам; внутреннюю переписку; документы по регистрации, учету и контролю и др. (п.7.1);
- Ведение которых в электронной форме предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, вне зависимости от сроков хранения (п.7.2);
- Постоянного срока хранения, имеющие краткосрочное и/или оперативное значение (действие которых не превышает 5 лет) (п.7.3).
В Перечни ЭД не рекомендуется включать документы (п.8):
- Постоянного срока хранения, за исключением указанных в пункте 7.3 настоящих Рекомендаций (п.8.1);
- Указанные в приложении к настоящим Рекомендациям, хранение которых должно осуществлять исключительно на бумажном носителе (п.8.2);
- Срок хранения которых не установлен (п.8.3).
Электронные образы документов, созданных на бумажных носителях, в Перечни ЭД не включаются (п.9).
Мой комментарий: Эта последняя «рекомендация» - очевидная глупость, противоречащая российской (и мировой) архивно-документоведческой традиции. Ну что делать, если подобные документы пишут «специалисты», искренне полагающие, что ценность имеют только подлинники! Конечно, им бы стоило сходить как-нибудь на экскурсию в самые уважаемые российские архивы и посмотреть, насколько много там хранится копий … Да и термин «образ» специалисту использовать должно быть стыдно – есть понятие «копия».
Ценность документов (и, соответственно, необходимость их включения в номенклатуры и Перечни любого рода) определяется не «хотелками» Росархива, не статусом (подлинник, заверенная/незаверенная/нотариальная/архивная копия, выписка и т.п.), не форматом (аналоговый или цифровой), - а их ролью в деловых процессах организации, потребностью в них с точки зрения ведения деловой деятельности, отстаивания прав и сохранения памяти.
Перечни ЭД ведутся на бумажном носителе и в электронной форме (п.14).
В целях обеспечения практической готовности федеральных органов исполнительной власти к передаче подлинников электронных архивных документов в ГИС «Платформа «ЦХЭД», рекомендуется осуществить разработку (переработку) Перечней ЭД в части включения в них документов постоянного срока хранения, указанных в пункте 7.3 настоящих Рекомендаций (в случае подключения к ГИС «Платформа «ЦХЭД») (п.15).
Мой комментарий: Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2025 года №218 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» пункт 7 Постановления Правительства РФ от 02.03.2022 №279 «О государственной информационной системе «Платформа «Центр хранения электронных документов» был дополнен абзацам следующего содержания:
«Федеральным органам исполнительной власти не позднее 31 декабря 2025 г. обеспечить возможность передачи на постоянное хранение подлинников (!) архивных документов в электронном виде в подсистему «Центр хранения электронных документов» платформы.»
Перечень видов управленческих документов, которые формируются на бумажном носителе (приложение к настоящим Рекомендациям), действует до принятия законодательных, нормативных правовых актов, регламентирующих порядок работы с электронными архивными документами.
Настоящие Рекомендации носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом; учитывая их временный характер, они могут быть дополнены по мере накопления опыта по подключению к ГИС «Платформа «ЦХЭД» (п.16).
Мой комментарий: В рекомендациях предлагается очень формальный подход - механическое составление перечня ЭД путем «выдергивания» позиций из существующих перечней и номенклатур дел.
Ведомствам предлагается одновременно создавать два перечня. Необходимость вести перечень ЭД отдельно, делать отметки «ЭД» в номенклатуре дел, согласовывать перечень с Росархивом - все это увеличивает административную нагрузку на службы ДОУ и архивы ведомств. Хуже того, это неизбежно приводит к раздробленности научно-справочного аппарата и внутренней нормативной базы в организациях. Впрочем, на местах, полагаю, отреагируют так же, как и раньше – формально сверстают какие-то перечни, утвердят их, после чего навсегда забудут об их существовании – и это рационально.
На практике, однако, документы создаются для того, чтобы эффективно осуществлять государственное управление и вести деловую деятельность (включая выбор их формата). Рекомендации, на мой взгляд, оторваны от реальности, создаваемые перечни вряд ли будут оперативно актуализироваться в темпе происходящих перемен, да и само существование таких перечней создаст никому не нужные правовые «мины», мешающие государственным органам действовать эффективно и оперативно. Думаю, было бы очень полезно обязать Росархив подготовить деловое обоснование разработки и применения подобных перечней, с учётом затрат и рисков.
Кроме того, в массе своей российские архивы в любом случае не готовы принимать электронные документы на постоянное хранение. В итоге составление предлагаемых перечней превращается в не только бесполезное, но и потенциально вредное бюрократическое упражнение, позволяющее впоследствии оспаривать документы на основании того, что они были созданы «не в той» форме, а также способное усложнить процесс приёма-передачи документов на архивное хранения.
Каждый ФОИВ, разрабатывая свой перечень ЭД, может включить в него свой уникальный набор видов документов, которых не будет в перечнях других ведомств, что может создать проблемы при консолидации документов в ЦХЭД.
С моей точки зрения, пункты 7.3 и 8.1 создают зону риска для обеспечения сохранности документов постоянного срока хранения. Предлагаемый критерий «краткосрочное и/или оперативное (действие которых не превышает 5 лет) значение» для документов постоянного срока хранения – оценочный и очень субъективный. Разные ведомства могут трактовать его по-разному, что приведет к несопоставимости их перечней ЭД и к различиям в составе включенных в них видов документов.
В перечнях документов и номенклатурах дел, к сожалению, обычно отсутствует информация о том, какими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти предусмотрено ведение тех или иных документов в электронной форме. А это означает, что службам ДОУ и архивов ФОИВ придется самостоятельно проводить изучение нормативно-правовой базы. Боюсь, что на такую работу них просто не будет ни времени, ни сил.
К коммерческим организациям этот документ не имеет никакого отношения, что замечательно.
Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=520487