Правительство Российской Федерации постановлением от 30 июня 2025 года №980 утвердило «Положение о порядке подачи (направления) документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде и требованиях к их формату»
Содержание документа:
I. Общие положения;
II. Способы подачи (направления) документов в электронном виде;
III. Требования к электронным образам документов;
IV. Требования к электронным документам;
V. Порядок использования каналов связи при подаче (направлении) документов в электронном виде;
VI. Особенности направления постановлений по делам об административных правонарушениях и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Положение определяет порядок подачи (направления) в рамках производства по делам об административных правонарушениях документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (п.1):
- Посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал);
- Через размещенный на официальном сайте государственного органа в сети «Интернет» личный кабинет юридического лица или индивидуального предпринимателя; и
- Посредством систем электронного документооборота участников производства по делам об административных правонарушениях с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В целях реализации настоящего положения используются следующие основные понятия (п.2):
- «документ» - направляемый, получаемый в рамках производства по делу об административном правонарушении документ, указанный в части 1 статьи 24.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Кодекс), или процессуальный документ, указанный в части 1 статьи 24.9 Кодекса;
- «документ в электронном виде» - электронный документ или электронный образ документа;
- «электронный образ документа» - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования или фотографирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в установленном порядке электронной подписью;
Технические и программные средства, используемые при подготовке и направлении документов в электронном виде, при их подписании (заверении) электронной подписью должны соответствовать требованиям о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (п.3).
Применяемые при этом средства защиты информации должны обеспечивать безопасность персональных данных и иной информации от угроз безопасности, определенных в модели угроз безопасности информации и пройти процедуру оценки соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации.
Документы могут быть поданы участниками производства по делу об административном правонарушении, а также изготовлены и направлены в орган, должностному лицу в электронном виде при наличии технической возможности у органа, должностного лица посредством (п.4):
- Личного кабинета юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- Единого портала в случае, если участником производства по делу об административном правонарушении завершено прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации и при этом:
- таким участником на Едином портале дано согласие на направление ему документов посредством Единого портала, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего подпункта;
- участником производства по делу об административном правонарушении, в отношении которого постановление по делу об административном правонарушении вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 Кодекса, на Едином портале не выражен отказ от направления ему документов посредством Единого портала;
- Системы электронного документооборота участников производства по делам об административных правонарушениях с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Подача (направление) лицом документов этими способами возможна при наличии у него технической возможности (п.5).
При регистрации лица в личном кабинете юридического лица или индивидуального предпринимателя либо в системе электронного документооборота участников производства по делам об административных правонарушениях считается, что им дано согласие на направление ему документов этими способами (п.6).
Лицо выражает согласие на получение документов в электронном виде посредством Единого портала либо отказ от их получения указанным способом с помощью Единого портала (п.7).
Если лицо выразило согласие на направление ему документов в электронном виде несколькими способами, решение о способе направления лицу документа в электронном виде принимается органом, должностным лицом с учетом имеющейся у него технической возможности (п.8).
Если у органа, должностного лица имеется техническая возможность для направления лицу документов несколькими из выбранных таким лицом способов, направление документа осуществляется посредством (п.9):
- Единого портала, если документ может быть направлен лицу таким способом;
- Личного кабинета юридического лица или индивидуального предпринимателя, если документ не может быть направлен лицу посредством Единого портала.
Подключение к каналам связи должно осуществляться с устройств, отвечающих требованиям, в том числе при наличии технической возможности в секторах пользовательского сопровождения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (п.10).
Требования к электронным образам документов и к электронным документам
Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 (качество не менее 200 - 300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности, - графической подписи лица, печати и углового штампа бланка (при наличии) (п.11).
Файл электронного образа документа может быть направлен в следующих форматах: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF (п.12).
Файл электронного документа должен быть направлен в формате PDF (п.17). Вид электронной подписи, которой подписывается документ в электронном виде, устанавливается Кодексом (п.18).
В случае направления электронного образа документа и электронного документа прилагаемые к нему документы и иные материалы должны быть представлены в электронном виде и подписаны электронной подписью, вид которой установлен Кодексом (п.13 и 19).
Файлы документов, прилагаемых к электронному документу, могут быть направлены в следующих форматах (п.20):
- PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT - для документов с текстовым содержанием;
- PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF - для документов с графическим содержанием.
Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде отдельного файла (п.14, 21).
Документы и данные, содержащиеся в них, должны быть доступными для прочтения, не должны быть защищены от копирования и печати электронного образа, не должны содержать интерактивные и мультимедийные элементы или внедренные сценарии (п.15, 22).
Электронный образ документа и электронный документ могут быть направлены как лицом, подписавшим данный документ, посредством своего личного кабинета, так и его защитником, представителем, законным представителем посредством своих личных кабинетов при условии одновременного направления ими документа, удостоверяющего их полномочия. В этом случае направлять электронный образ документа отдельно каждому из указанных лиц из своего личного кабинета не требуется (пп. 16 и 23).
Документ в электронном виде не считается полученным, если лицом, органом, должностным лицом, которым он был направлен, были предприняты действия, указанные в пункте 32 настоящего Положения, и имеется хотя бы один из следующих недостатков (п.31):
- Текст документа не поддается прочтению;
- Документ содержит не все страницы;
- К документу не приложены указанные в приложении к нему документы и иные материалы;
- К документу, направленному защитником, представителем, законным представителем, не приложены документы, удостоверяющие его полномочия.
При получении документа, имеющего эти недостатки, лицо, орган, должностное лицо, которым был направлен такой документ, в возможно короткий срок извещают об этом лицо, орган, должностное лицо, направивших данный документ, посредством функционала канала связи, с помощью которого такой документ был направлен, с приложением материалов, подтверждающих наличие указанных недостатков (п.32).
Мой комментарий: Фактически требуется задокументировать факт наличия недостатка в документе, чтобы впоследствии можно было доказать, что недостатки реально имелись.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях порядок организации и осуществления которого регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», обеспечивают учет и хранение документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде с использованием государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (п.34).
Экземпляр процессуального документа в электронном виде, изготовленный на бумажном носителе, направляется (вручается) лицу в порядке, установленном правилами оказания услуг почтовой связи (п.35).
Экземпляр постановления по делу об административном правонарушении и материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи , в форме электронного документа, подписанного УКЭП, также направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (адресат), почтовым отправлением в форме электронного документа посредством информационной системы организации федеральной почтовой связи, предусмотренной правилами оказания услуг почтовой связи (п.36).
Размещение постановления в информационной системе организации федеральной почтовой связи осуществляется путем направления постановления из информационной системы ФОИВ в информационную систему организации федеральной почтовой связи, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, или же путем его размещения непосредственно в информационной системе организации федеральной почтовой связи (п.37).
В случае отсутствия постановления в личном кабинете адресата на Едином портале адресат вправе при наличии технической возможности у отправителя запросить такое постановление посредством направления запроса в адрес отправителя с использованием функционала личного кабинета на Едином портале (п.38).
Организация федеральной почтовой связи осуществляет преобразование постановления в почтовое отправление на бумажном носителе и осуществляет его доставку (вручение) адресату в порядке, установленном правилами оказания услуг почтовой связи (п.39).
Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=508932
Комментариев нет:
Отправить комментарий