Росархив 2 апреля 2012 года издал приказ «Об объявлении конкурса работ в области архивоведения, документоведения и археографии, выполненных в 2009–2011 гг.» (см. http://archives.ru/documents/prik26_12.shtml ). Приказ, в общем-то, как приказ, ничего особенного, - в точности такой же, как аналогичные приказы за предыдущие годы.
На примере этого документа, однако, очень ярко видно, чем традиционно-бюрократические подходы отличаются от современных методов государственного управления, ориентированных на большую открытость государственных органов и на вовлечение граждан и негосударственных организаций, - и что Росархив мог мы сделать в рамках становящейся сейчас популярной идеи «открытого правительства».
1. Круг возможных участников конкурса, по сути дела, ограничен сотрудниками государственных архивов, а также тесно сотрудничающих с ними организаций. Возникает вопрос – почему? Росархив и ВНИИДАД уже не являются единственными центрами компетенции по вопросам управления документами и архивного дела, а, например, в сфере журнальных публикаций, – то есть там, где идёт обсуждение наиболее актуальных и насущных вопросов, – давно уже доминируют представители неархивных организаций и независимые авторы.
Понятно, что более свободный допуск к участию в конкурсе потенциально мог бы создать Росархиву неудобства, поскольку тогда пришлось бы сравнивать уровень «своих» и «чужих» работ, да и часть премий «уплыла» бы «на сторону». Однако на пользу ли государству и самому ведомству создание тепличных условий для «своих»?
2. Право выдвижения работ на конкурс имеют научные (научно-технические) советы федеральных и региональных архивов, Ученый совет ВНИИДАД и Правление Центрального совета Российского общества историков-архивистов. Спрашивается, а зачем нужно такое ограничение, почему нельзя, например, разрешить и самовыдвижение, и выдвижение любой заинтересованной организацией? Пусть коллеги из Росархива меня поправят, но в масштабах страны как-то не наблюдается переизбытка заслуживающих внимания работ в сфере управления документами и архивного дела :) Работы мирового уровня, которыми Россия по праву может гордиться, в большинстве случаев выполняются коммерческими организациями (особенно работы практического характера).
Про обилие сопровождающих выдвижение никому не нужных бумажек я уже и не говорю (и упаси боже даже пытаться организовать выдвижение работ на конкурс в электронном виде, ведь мир перевернётся!).
3. Согласно условиям конкурса, в жюри входят высококвалифицированные специалисты Росархива, федеральных и региональных архивных учреждений, научных учреждений и учебных заведений и др. Было бы интересно один раз поступить иначе и сформировать жюри из представителей тех государственных органов, коммерческих организаций и общественных объединений, которые сейчас внедряет современные технологии работы с документами и остро нуждаются в научно-методической помощи, - и посмотреть, как потребители оценят качество научной продукции архивных учреждений.
Думаю, интересно было бы также проанализировать дальнейшую судьбу тех работ, которые были удостоены наград в предыдущие годы – оказали ли они существенное влияние на развитие отрасли, отечественной и мировой науки, способствовали ли реформам государственного управления, делопроизводства и архивного дела и т.д., или же без следа канули в Лету?
Источник: сайт Росархива
http://archives.ru/documents/prik26_12.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий