пятница, 18 апреля 2025 г.

Управление документами и информацией на основе онтологий

Данная заметка бывшего Главного архивиста Новой Зеландии, ныне консультанта в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения и управления информацией и данными Стивена Кларка (Stephen Clarke) была опубликована 28 марта 2025 года на сайте LinkedIn.

Общее представление о концепции управление документами и информацией на основе онтологий

Вместо линейных потоков рабочих процессов «старой школы» данная модель представляет собой итеративный, самоусиливающийся, многонаправленный цикл, признающий, что онтология и ИИ постоянно совершенствуют, оптимизируют и улучшают результаты управления документами и информацией (RIM). Документы могут перемещаться по всем стадиям и в любом направлении.

Обзор структуры модели

Это модель континуума, означающая, что каждая её стадия улучшает, взаимодействует и совершенствует последующую стадию, обеспечивая:

  • Возможности для самообучения - ИИ адаптирует и улучшает качество данных

  • Интероперабельность - Онтология «наводит мосты» с деловыми системы для единообразного получения знаний и идей

  • Жизнеспособное стратегическое управление – Управление информацией и документами адаптируется к меняющимся законодательству и практике.

Стадии континуума

Захват (capture)

  • Приём структурированных и неструктурированных данных

  • Извлечение и классификация метаданных

  • Приём данных из разрозненных деловых систем

Контекстуализация (contextualise)

  • Семантическое моделирование и графы знаний

  • Применение бизнес-правил и извлечение признаков

  • Взаимосвязи данных, специфические для предметной области

Классификация (classify)

  • Автоматизированное распознавание сущностей

  • Обработка естественного языка с целью классификации документов

  • Предиктивная маркировка и применение политик

Стратегическое управление (govern)

  • Поддерживаемое ИИ управление сроками хранения и проведение уничтожения/передачи

  • Привязка к законодательно-нормативным требованиям через онтологию

  • Выявление и маркировка рисков в реальном времени

Активное использование (activate)

  • Подготовка отчётности и аналитики с помощью ИИ

  • Автоматизация процессов и триггеры рабочих процессов

  • Бизнес-аналитика и анализ

Оптимизация (optimize)

  • Циклы обратной связи c ИИ для его улучшения

  • Уточнение онтологии по итогам её использования

  • Адаптивная и динамичная адаптация политик

Соответствие «измерениям» модели континуума документов

Мой комментарий: О структуре модели континуума документов см. также https://rusrim.blogspot.com/2024/10/blog-post_137.html

Захват и создание (capture & create)

Документы существуют как свидетельства/доказательства в контексте деятельности организаций.

Связь с этапами «захват» и «контекстуализация»:

  • Управление корпоративной информацией → Сбор структурированных и неструктурированных данных

  • Контекст, управляемый на основе онтологии → Обеспечение сбора метаданных и применения бизнес-правил в точке захвата документов и информации

Организация (organise)

Документы существуют в более широком административном контексте и контексте рабочих процессов

Связь с этапами «классификация» и «стратегическое управление:

  • Обогащение данных с помощью ИИ → Автоматическое распознавание сущностей, обработка естественного языка с целью классификации, предиктивная маркировка

  • Взаимоувязка стратегического управления и исполнения законодательно-нормативных требований → Хранение в течение установленных сроков, уничтожение/передача по их истечении и применение политик с помощью ИИ

Многосторонность (pluralise)

Документы существуют в социальном, культурном и юридическом контекстах.

Связь с этапами «контекстуализация» и «активное использование»:

  • Управление контекстом на основе онтологии → Графы знаний и онтологии обеспечивают доступность информации в различных контекстах

  • Взаимоувязка стратегического управления и исполнения законодательно-нормативных требований → ИИ помогает динамически связывать документы с нормативно-правовыми требованиями

Повторное использование (reuse)

Документы существуют в историческом контексте и в контексте управления знаниями

Связь с этапами «активное использование» и «оптимизация»:

  • Бизнес-аналитика и поддержка принятия решений → Подготовка аналитики и отчетности, а также автоматизация рабочих процессов на основе ИИ

  • Непрерывное совершенствование → Циклы обратной связи с ИИ, уточнение онтологий с целью обеспечения возможности непрерывно использовать цифровые материалы в длительной перспективе.

Будущее управления информацией и документами заключается в автоматизации на основе онтологий и ИИ. Эта модель континуума — подход 21-го века, позволяющий вернуть нашу практику управления документами и информацией в «ядро» деловой деятельности!

Стивен Кларк (Stephen Clarke)

Источник: сайт LinkedIn
https://www.linkedin.com/posts/steffclarke_the-ontology-continuum-model-ontology-driven-activity-7311263163398664192-HFDI

Комментариев нет:

Отправить комментарий