среда, 25 сентября 2024 г.

Дипломатика, цифровая дипломатика, электронное правительство и электронное правосудие, часть 1

Данная заметка Хулиана Инзы (Julián Inza - на фото) была опубликована 7 июля 2024 года на сайте Todo es electrónico («Всё электронное»).

Дипломатика – это вспомогательная историческая наука, которая занимается проверкой аутентичности документов. Её основы были заложены в 1681 году в основополагающем труде бенедиктинца Жана Мабийона (Jean Mabillon) «De re diplomática» («О дипломатике»).

Мой комментарий: В настоящее время роль дипломатики, особенно в отношении электронных документов, выполняет криминалистическая экспертиза документов (цифровая криминалистика).

Труд Мабийона, в которой выявляются характеристики документов, позволяющие считать их аутентичными, стал итогом размышлений, вызванных проходящей в то время полемикой.

Монах-бенедиктинец аббатства Сен-Жермен-де-Пре (Saint-Germain-des-Prés) Жан Мабийон (1632-1707,  о нём см. также https://ru.wikipedia.org/wiki/Мабильон,_ЖанН.Х.), прочитав труд фламандского иезуита Даниэля Папенбрука (или Папенброха) (Daniel Papenbroeck, 1628-1714, о нём см. также https://ru.wikibrief.org/wiki/Daniel_Papebroch - Н.Х.), в котором подвергалась сомнению аутентичность некоторых документов Меровингов, сохранившихся в аббатства Сен-Дени, пришел к выводу о  том, что не согласен с ним.

Мабийон решил опровергнуть Папенбрука. Он написал книгу «De re diplomática», в которой стремился подвергнуть сомнению некоторые идеи, предложенные голландским ученым. Несогласие с коллегой побудило Мабийона пересмотреть и обобщить опыт всей своей жизни и систематически заложить основы новой науки. Без сомнения, данный спор оказался весьма полезным для разработки принципов используемого в архивном деле научного анализа документов на предмет их аутентичности!

В сфере государственного управления изучение документов, используемых в процессе государственного управления, привело к появлению концепции «современной дипломатики» (diplomática contemporánea), которая была стандартизирована благодаря Закону Испании 30/1992 от 26 ноября 1992 года «О правовом режиме государственного управления и общий порядок административного управления» (Ley 30/1992, de 26 de noviembre, de Régimen Jurídico de las Administraciones Públicas y del Procedimiento Administrativo Común, https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-1992-26318 ).

Закон Испании 11/2007 от 22 июня 2007 года «Об электронном доступе граждан к государственным услугам» (Ley 11/2007, de 22 de junio, de acceso electrónico de los ciudadanos a los Servicios Públicos, см. https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2007-12352 ) придал новый импульс развитию цифровых аспектов дипломатики, однако те, кому приходится их реализовывать на практике, часто обнаруживают, что у них нет концептуальной основы, которая позволяла бы им разрешать возникающие сомнения, выходящие за рамки буквы закона.

В частном секторе Закон Испании 34/2002 от 11 июля 2002 года «Об услугах информационного общества и электронной коммерции» (Ley 34/2002, de 11 de julio, de servicios de la sociedad de la información y de comercio electrónico, LSSI, https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2002-13758 ) и статья 2 Закона 56/2007 от 28 декабря 2007 года «О мерах по развитию информационного общества» (Ley 56/2007, de 28 de diciembre, de Medidas de Impulso de la Sociedad de la Información, см. https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2007-22440 ) дают рекомендации по электронному управлению документами (Gestión Electrónica de Documentos), однако остаются сомнения в юридической правомочности многих инициатив, направленных на повышение эффективности управления документами. При реализации проектов перехода на использование электронных документов достигается экономия в десятки миллионов евро (в зависимости от масштаба проектов), а период окупаемости инвестиций составляет от 9 до 12 месяцев.

В сфере отправления правосудия, разработка Закона 18/2011 от 5 июля 2011 года «Регулирование использования информационных и коммуникационных технологий при отправлении правосудия» (Ley 18/2011, de 5 de julio, reguladora del uso de las tecnologías de la información y la comunicación en la Administración de Justicia, см. https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2011-11605 ) явно вдохновлялась Законом 11/2007. Данный закон систематизирует электронное управление документами на основе идей Королевского указа 84/2007 от 26 января 2007 года от 26 января «О внедрении в органах правосудия компьютерной телекоммуникационной системы Lexnet для представления письменных документов и материалов, передачи копий и выполнения процедурных коммуникационных действий с помощью телематических средств» (Real Decreto 84/2007, de 26 de enero, sobre implantación en la Administración de Justicia del sistema informático de telecomunicaciones Lexnet para la presentación de escritos y documentos, el traslado de copias y la realización de actos de comunicación procesal por medios telemáticos, см. https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2007-2954 ).

Законы Испании 39/2015 от 1 октября 2015 года «Об общей административной процедуре государственного управления» (Ley 39/2015, de 1 de octubre, del Procedimiento Administrativo Común de las Administraciones Públicas, см. https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2015-10565 ) и 40/2015 от 1 октября 2015 года «О правовом режиме государственного сектора» (Ley 40/2015, de 1 de octubre, de Régimen Jurídico del Sector Público, см. https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2015-10566 ) устанавливают общую административную процедуру государственного управления. Эти законы закрепляют право граждан на взаимодействие с государственными администрациями с помощью электронных средств, упрощая доступ и способствуя использованию информационных и коммуникационных технологий.

Вот некоторые ключевые положения этих законов:

  • Идентификация и подпись: Заинтересованные стороны обязаны идентифицировать себя и подписывать документы электронным способом, используя системы, поддерживаемые государственными администрациями, которые включают [усиленные квалифицированные электронные] подписи, основанные на квалифицированных сертификатах.

  • Представление документов: Документы должны быть представлены посредством электронных реестров (registros electrónicos), предназначенных для этой цели и связанных с электронными офисами организаций.

  • Уведомления: Уведомления должны направляться в электронном виде, чтобы обеспечить своевременное получение информации заинтересованными сторонами. - Этот аспект имеет свой нормативно-правовое регулирование, которое можно было бы улучшить.

  • Сроки: Сроки, установленные для каждого этапа процедур, должны соблюдаться, включая представление документов и завершение формальностей.

  • Права заинтересованных сторон: Заинтересованные стороны имеют право знать статус своих процедур, получать доступ к документам и получать помощь в использовании электронных носителей и инструментов.

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/09/2_02052623050.html )

Хулиан Инза (Julián Inza)

Источник: сайт Todo es electrónico
https://inza.blog/2024/07/07/diplomatica-diplomatica-digital-administracion-electronica-y-administracion-de-justicia-digital/

Комментариев нет:

Отправить комментарий